Последнее обновление Telegram принесло нам ещё один инструмент повышения вовлеченности для каналов. Розыгрыши в мессенджере проводились и до этого, но с новым функционалом запустить их можно проще и быстрее. Рассказываем, как это сделать, какие недостатки есть у инструмента и надо ли отчитываться в контролирующие органы о его проведении.
Что такое розыгрыши в Telegram
Розыгрыш выглядит как обычный пост в канале. Правда, у него нет никаких ярких элементов, которые позволили бы выделить его среди другого контента. В посте с розыгрышем — ничего лишнего: только количество призов, условия участия (как правило, подписка на канал) и дата определения победителей.
Вместе с запуском механизма конкурсов поменялись и правила начисления голосов для пользователей:
- За покупку платной подписки самому себе теперь дают 4 голоса.
- За дарение подписки другому пользователю – 3 голоса.
- Если подписка приходит в подарок от другого пользователя, то начисляется 1 голос.
- А вот если вы выиграли премиум в конкурсе, то, увы, никаких голосов не получите.
Особенности розыгрышей в Telegram
- Очень простая механика. Участие в розыгрышах требует лишь подписки на один или несколько каналов. С одной стороны, это упрощает участие в розыгрыше для пользователей, но с другой — ограничивает возможности владельцев каналов в плане организации более сложных и вовлекающих конкурсов. В отличие от других платформ, Telegram пока не поддерживает конкурсы с репостами, комментированием или упоминанием других пользователей.
- Ограниченные возможности кастомизации. В Telegram нельзя добавить обложку или детальное описание к посту с розыгрышем. Это делает пост менее заметным и, как следствие, вызывает меньший отклик.
- Стандартные призы. В качестве приза пока что разыграть можно лишь Premium-подписки в Telegram. Возможно, в будущем этот раздел можно будет настраивать более гибко. Что касается других призов, они не запрещены, но должны идти в дополнение к подпискам.
Дарья Капитонова, SMM-маркетолог TexTerra:
«В Telegram появились конкурсы. Новость неплохая, так как это один из работающих инструментов увеличить свою аудиторию. При этом можно запускать конкурс как на всех, так и только на новых подписчиков. Еще один плюс — гарантированная честность проведения, за это отвечает сам Telegram. Тестировать новинку отправились многие — начиная с Павла Дурова, разыгрывающего 10 тысяч подписок на основном канале и 5 тысяч на русскоязычном, до более скромных каналов по маркетингу, онлайн школ и т.д. Это только из того, что видела я.
Почему же TexTerra нет в этом списке?
Во-первых, опыт позволяет спрогнозировать, что при отсутствии пиара взрывного роста подписчиков не будет. А пиар конкурса, увы, под вопросом, так как требуется маркировки. Кроме этого она обязательна, если в условиях появляется подписка на второй/третий канал.
Во-вторых, за каждую разыгранную Premium-подписку канал автоматически получает 4 голоса, то есть разыграв 12 премиум-подписок можно гарантированно выкладывать 1 историю в день, даже если никто не будет бустить. Но! Насколько нужна эта возможность? На данный момент ее ценность, именно для нас, сомнительна. Ведь большинство материалов TexTerra Daily — текстовые.
И, в-третьих, ценность данного приза для подписчиков тоже под вопросом. Возможность прикрутить кнопку «участвую» позволила бы увидеть реальную картину заинтересованности».
Как правильно запустить розыгрыш в Telegram
- Определите целевую аудиторию. Розыгрыши в Telegram лучше всего подойдут для крупных каналов, которые хотят таким образом повысить вовлеченность своих подписчиков. Небольшим каналам этот инструмент также может быть интересен, но им лучше устраивать конкурс совместно с другим (или другими) каналами, чтобы охватить больше пользователей и увеличить число подписчиков.
- Выбор приза. Основным призом всегда будут бесплатные Premium-подписки, которые оплачивает канал. Но вы можете выбрать дополнительные призы, например, технику, билеты на концерты или промокоды. Чтобы купить подписки, воспользуйтесь специальным ботом или сервисом Fragment (тут можно купить тысячи подписок).
- Сроки. Не затягивайте конкурс на несколько месяцев. В идеале он должен идти не больше месяца, а лучше — пару недель. Чем больше времени проводится конкурс, тем дальше он уходит в ленте пользователей и тем больше народу о нем забывает. Даже если добавить пост в закрепы, шанс, что за пару месяцев вы наберете аудиторию сильно больше, чем в первую неделю, очень небольшой. Тут, как и во многих областях, работает закон Парето — 80% участников придут в течение первых 20% времени розыгрыша.
- Результаты. Сделайте отдельный пост с объявлением результатов. Так вы дополнительно порадуете и победителей конкурса, и покажете другим пользователям, что ваш канал проводит розыгрыши и в них можно участвовать.
- Анализ результатов. После проведения розыгрыша проанализируйте его эффективность: уровень участия, рост числа подписчиков, уровень вовлеченности. Сделайте выводы, как можно улучшить следующие конкурсы.
Чем могут быть неприятны розыгрыши в Telegram
По большей части это юридические риски. Во-первых, согласно действующему законодательству, у каждого конкурса должен быть указан организатор, начальный срок и порядок получения призов. И да — название сообщения за организатора не считается, ведь это не юридическое и даже не физическое лицо. К сожалению, в мессенджере пока нет функционала, который позволил бы соблюдать требования российского законодательства.
Во-вторых, конкурс могут посчитать интернет-рекламой, ведь фактически он направлен на продвижение канала. Достаточно посмотреть на результаты розыгрыша, который провел Павел Дуров в своем англоязычном телеграм-канале: он разыграл 10000 премиумов и получил 400 тысяч новых подписчиков. В таком случае необходимо указать его токен и дать информацию о рекламодателе, но сама платформа не позволяет сопроводить пост с розыгрышем даже текстовым описанием. Разъяснений ФАС по этому поводу пока не было. Впрочем, такие конкурсы в Телеграме вряд ли признают обязательными к маркировке.
Читайте также:
Терпеть гивы в «Телеге» и «ВКонтакте» осталось недолго – они быстро убьют блогеров