SMM-специалист – относительно новая профессия, поэтому никто не понимает, что она из себя представляет. Кто-то хочет в нее зайти, но не знает, с какой стороны. Кто-то уже работает в SMM, но не понимает, в каком направлении развиваться и как повысить доход. Работодатели пользуются этим и предлагают «бросовые» вакансии – делать все за ничего.
В этой статье разберемся, чего от SMM-специалиста ждут работодатели и заказчики, где приобрести нужные навыки (и как отличить их от ненужных), а также даем советы по поиску работы.
Чем занимается SMM-специалист
Когда говоришь родственникам и друзьям, что работаешь в SMM, они представляют, как правило, одну из двух картин.
Картина первая: ты сидишь на пляже с коктейлем, постишь картинки и гребешь деньги лопатой.
Такое мнение сложилось в том числе из-за блогеров, которые включают SMM в пантеон вожделенных интернет-профессий, позволяющих зарабатывать сотни тысяч рублей в первые месяцы работы. Все же видели подобные тезисы?
- «Оформи продающую шапку и начни зарабатывать миллионы!»
- «Работай удаленно с лучшими, купив мой марафон по SMM!»
- «Уехала на Бали после курса! Подробнее по ссылке...»
Картина вторая: постишь картинки в аккаунт клиента и потом выпрашиваешь знакомых поставить лайк.
Еще есть руководители и собственники бизнеса, у которых о продвижении в соцсетях свое представление. Например, что SMM-специалист должен публиковать 30 постов и 330 Stories в месяц, организовывать PR-ивенты, работать в Photoshop, After Effects и Premiere Pro, настраивать таргетированную рекламу, модерировать сообщества, и все это – за 15 тысяч рублей.
СММ-специалист – очень широкий термин. Сейчас в профессии появилось много узких направлений: стратег, таргетолог, копирайтер, сторисмейкер и так далее.
Когда работаешь SMM-специалистом, нужно уметь общаться с клиентом. Не просто «красиво» коммуницировать, а слышать его, понимать его потребности и цели, максимально четко и без «профессионального жаргона» рассказывать, как именно будет строиться работа, что значат все эти цифры. Потому что зачастую клиенты, которые обращаются за помощью в СММ-продвижении, не имеют опыта и глубокого понимания соцсетей.
Потом нужно создать стратегию продвижения. Это основной документ, по которому строится дальнейшая работа. Это входит в мои обязанности как СММ-специалиста.
Далее в мои обязанности входят подготовительные работы: создание контент-плана, подготовка рекламного кабинета, создание рекламных креативов, анализ аудитории, анализ конкурентов, создание и проработка гипотез, прорисовка портретов аудитории.
Иногда приходится создавать визуальное оформление для клиентов и их соцсетей самостоятельно, не прибегая к помощи дизайнеров (например, нужно что-то простое и несложное) или подправить уже готовый креатив. Поэтому СММ-специалист должен уметь пользоваться графическими редакторами и приложениями. Навыки дизайна и чувство вкуса тоже должны быть.
Написание и корректировка текстов для ленты, создание stories – это тоже входит в обязанности СММ-специалиста. В создание stories может входить и монтаж видео, и написание сценария, и визуальное оформление.
Модерация сообщений и комментариев тоже нередко лежит на СММ-специалисте. Важно знать, как правильно и круто ответить, как отработать негатив.
По рекламе тоже много обязанностей: подготовка стратегии, создание рекламных объявлений, запуск рекламы, ежедневное отслеживание и оптимизация рекламных кампаний.
СММ-специалисту нужно уметь работать с блогерами. Размещение рекламы у них – тоже часть стратегии продвижения. Нужно уметь проверять качество аудитории, ее релевантность продукту клиента. Кроме того, нужно понимать, как должно выглядеть хорошее и четкое ТЗ.
Также СММ-специалисту неплохо уметь создавать контент – снимать видео и фото. Например, для некоторых клиентов мы сами проводили фото- и видеосъемку.
Плюсом ко всему, параллельно с остальными задачами остается общение с клиентом. Нужно рассказывать ему, что происходит с проектом, готовить еженедельную и ежемесячную отчетность.
Конечно же, сммщик обязан быть в курсе последних новостей и мемасов, быть на волне современной поп-культуры и при этом понимать, как привязать к этому продукт клиента.
Обязанностей у СММ-специалиста много. Сложно сказать, что пригодится конкретному человеку, потому что набор навыков варьируется от проекта к проекту.
В агентствах обязанности СММ-специалиста часто распределены между несколькими сотрудниками, потому что над одним проектом трудится команда. Но сммщик должен понимать принципы работы каждого сотрудника, уметь его заменить.
Получается, SMM-щик должен делать кучу всего и при этом зарабатывать меньше того же программиста, который знает 1-2 языка программирования? Зачем тогда вообще идти в эту сферу?
Есть SMM-специалисты, которые действительно работают в офисе за небольшую зарплату. Есть те, кто ведет крупных клиентов, попивая коктейль на Бали. Есть работодатели, которые хотят обойтись без услуг профильного агентства и ищут одного человека – его можно будет загрузить всеми видами работ и сэкономить деньги.
А есть те, кто понимает, что SMM не может быть дешевым, ищет сотрудника с определенными навыками и уважает его труд.
Что нужно знать и уметь SMM-специалисту
Главный навык SMM-специалиста – умение подобрать инструменты для каждого клиента и делать то, от чего бизнес будет процветать. Конечно, есть и ряд «твердых» компетенций, которые помогут SMM-специалисту повысить шансы на успех в работе.
Ниже рассказываем, что делать, чтобы бизнес начал получать профит от ведения соцсетей. Один человек вряд ли сможет работать по всем направлениям качественно: обычно подобные услуги оказывает команда специалистов. Но чем больше этих навыков у вас есть и чем больше они развиты, тем лучше.
Вот главные навыки СММ-специалиста, которые нарабатываются со временем на реальных проектах.
Правильная постановка целей. Важно научиться не просто ставить KPI, а выбирать те, что необходимы проекту сейчас. В разные периоды у разных проектов это могут быть, соответственно, разные метрики. При этом нужно учиться аргументировать свою позицию клиенту.
Сбор и анализ статистики. В начале карьеры кажется, что можно просто делать и промоутировать классный контент. Но этого мало: важно снимать метрики с каждой единицы контента и смотреть, какие форматы реально работают и решают поставленные задачи.
Быстрая адаптация и умение отказаться от своего детища. Написал «сырой» пост, который не отвечает задачам, и доработать его – никак? Придется отправить «в топку» и оперативно написать новый. Нужно сократить текст в 2 раза? Придется безжалостно «резать». Сначала всегда больно «убивать» свой неудачный контент. Но мы все-таки работаем на глобальные цели, об этом нельзя забывать: только со временем понимаешь, что твой контент – просто материал, глина в руках. И переделывать его под свои задачи ты можешь не один раз.
К слову про «переделки». Нужно научиться переупаковывать контент. Одну единицу контента можно использовать по-разному и не единожды. Многие чураются этого, но переупаковка помогает сммщику и проверять гипотезы, и оперативнее готовить контент.
Управление своими эмоциями. С одной стороны, есть коллеги очень эмпатичные: каждое негативное сообщение или, напротив, проблему аудитории принимают уж очень близко к сердцу. Есть и полярное восприятие – холодность и игнорирование. В общении с аудиторией от лица бренда нужен баланс, которого не всегда легко добиться.
Стратегия
Со стратегии все начинается и на ней все строится. Умение писать тексты и постить картинки не будет таким ценным, если SMM-специалист не знает, для чего он этого делает.
Стратегия для каждого бизнеса будет выглядеть по-разному. Выявить потребности и цели бизнеса клиента можно с помощью брифинга.
Брифинг – это разговор между специалистом и клиентом, в ходе которого выясняется информация о предстоящей работе, целях, задачах и проблемах присутствия в онлайне.
Затем SMM-специалист на основе полученных данных составляет стратегию. Вот как она может выглядеть:
- Сильные и слабые стороны продукта, или SWOT-анализ. Например:
Онлайн-продвижение сети кофеен в Ульяновске | |
---|---|
Сильные стороны
| Слабые стороны
|
Возможности
| Угрозы
|
- Цели и задачи присутствия онлайн. Увеличение узнаваемости и лояльности среди клиентов, вовлечение пользователей в диалог, улучшение позиций среди конкурентов, лидогенерация и потенциальное увеличение продаж, ROI.
- Целевая аудитория. Портрет ее типичного представителя / представителей: кто он, сколько ему лет, чем он любит заниматься, как проводит время в соцсетях. О том, зачем и как знать своего клиента, мы подробно писали в гайде по ЦА.
- Конкуренты. Конкуренты в сфере, их анализ. Оценка показателей конкурентов (охват, вовлеченность и другие) с помощью специальных сервисов.
- Каналы трафика. Соцсети, которые стоит использовать для продвижения. Не всегда бизнесу нужны сразу все площадки.
- Контент-план для соцсетей. В удобном формате (документ, таблица, доска в Trello и т.д) расписанные рубрики и темы, которые можно раскрывать в постах и историях.
- План активностей. График конкурсов и прочих активаций, выделенный на них бюджет и примерные механики. О конкурсах в соцсетях мы писали в статье «Как провести конкурс «ВКонтакте» и не получить бан».
- Способы продвижения. Как конкретно можно продвигать бизнес клиента онлайн: с помощью таргетированной рекламы, работы с блогерами, размещении публикаций в тематических сообществах и так далее.
- Аналитика и отчетность. Нужно заранее обговорить форму отчета (аналитика охвата, вовлеченности, количества лидов), его частоту.
СММ-стратегия – первый и важный документ после договора и брифа. Это некая инструкция для компании по продвижению в соцсетях. На стратегию опирается вся команда при работе с проектом.
Чтобы создать мощную стратегию, нужно глубоко погрузиться в бренд и / или продукт / услугу.
Если бренд уже существует в соцсетях и пришел к нам за помощью, мы сначала изучаем его соцсети: контент (тексты и визуал), вовлеченность, аудиторию, рекламу, все активности. Потом из этого выстраиваем новую стратегию, ориентируясь на цели, которых хочет достичь клиент.
Стратегия может корректироваться в течение всего времени работы с клиентом, но кардинально и резко (а главное – часто) ничего менять нельзя. Например, не получится добиться хороших результатов, если клиент пришел с задачей продавать только верхнюю одежду премиум-качества (где мы в стратегии и в контенте подробно отрабатываем возражения, почему пальто не может стоит 5 тысяч рублей), а потом через 1,5 месяца работы сказать, что теперь будут продаваться вещи и за те самые 5 тысяч рублей. Такие перепады не дадут даже понять эффективность стратегии и ее реализации. Другое дело, если клиент решил помимо люксовых пальто продавать люксовые кожаные куртки – здесь как раз и произойдет мягкая коррекция стратегии.
Сама работа со стратегией обычно подразумевает следующее:
- погружение в бизнес, выявление его особенностей, изучение продукта и проблем, которые он решает;
- разработка стратегии коммуникации – создаем бренд-месседж, tone of voice, расписываем, как работать с комментариями (негативными в том числе);
- анализируем целевую аудиторию с помощью дополнительных сервисов (демографические характеристики, гео, интересы);
- прописываем портреты аудитории;
- анализируем конкурентов (визуальная часть, контентная, вовлеченность, как продвигаются, какие есть особенности);
- прорабатываем конкурсные механики – смотрим, что лучше подойдет для продукта;
- прописываем варианты работы с блогерами: каких выбирать, из каких ниш и т.д.;
- составляем общую концепцию аккаунта;
- разрабатываем рубрикатор;
- прописываем задачи, плейсменты, бюджеты для работы с таргетированной рекламой;
- составляем целевые запросы;
- подробно прописываем ход работы.
После этого можно собирать контент-план, создавать дизайн и рекламные креативы, заниматься оформлением аккаунта.
Подробно о построении SMM-стратегии мы писали в статье «Пошаговый план продвижения в социальных сетях».
Контент-маркетинг
Контент-маркетинг – это большая часть интернет-маркетинга, выходящая за пределы соцсетей. Это фото, видео, тексты, конкурсы, опросы и другие виды контента – все, что можно создавать, обсуждать и распространять.
В соцсетях продает контент, а не прямая реклама в стиле «купи-купи-купи!». Поэтому SMM-специалисты и интернет-маркетологи озабочены созданием ценного потенциально вирального контента, который принесет бизнесу узнаваемость, лояльную аудиторию и продажи.
SMM-специалисту нужно понимать, как контент продает, какой подходит для освещения той или иной темы, что хочет видеть аудитория, и как создавать этот контент. С этим помогут насмотренность и практика, анализ целевой аудитории и конкурентов, а также отслеживание трендов социальных сетей.
Копирайтинг
Копирайтинг – отрасль, существующая отдельно от SMM, но навыки написания текстов у специалиста по продвижению в соцсетях должны быть. Вот какие тексты точно нужно уметь писать:
- Для постов в разных социальных сетях. У каждой свои особенности и требования, и пользователи от каждой соцсети ждут разного.
- Для stories. Истории – визуальный и динамичный формат, но в них все равно можно размещать тексты. Главное – знать, как оформить их коротко и интересно.
- Для лонгридов. Во «ВКонтакте» есть формат «Статьи». Он похож на обычные лонгриды на сайте или в блоге. SMM-специалисту нужно знать, как использовать этот раздел.
- Для рекламных объявлений. В каждой соцсети свои требования к рекламе. Например, универсальная запись во «ВКонтакте» может содержать 16 000 символов.
Каждый желающий развиваться в интернет-маркетинге может освоить и другие форматы: тексты для email-рассылок, сайтов, лендингов, SEO-материалов. Такие тексты не имеют прямого отношения к соцсетям, но помогут расширить список компетенций и предложить заказчику новые виды продвижения, а также повысить свой доход.
Работа с изображениями и видео
В агентстве SMM-специалист обычно не занимается созданием визуалов к постам. Чаще всего это работа дизайнеров. Однако без базовых навыков работы в графических редакторах работать будет сложно.
Умение представить визуал к тексту помогает SMM-специалисту взаимодействовать с дизайнерами и ставить им техническое задание, а для фрилансера этот навык вообще незаменим: не у каждого начинающего специалиста есть возможность привлечь дизайнера со стороны. Штатным SMM-специалистам – тем, кто работает в компании – тоже нужно уметь делать картинки и общаться с коллегами-дизайнерами.
Вот какие изображения нужно уметь делать:
- аватарки и обложки для соцсетей;
- визуалы к постам;
- картинки для Stories;
- шапки, карточки товаров и другие элементы дизайна соцсетей.
Видео – отдельный формат, который SMM-специалисту тоже стоит использовать. По статистике Animoto, видеореклама чаще других форматов выступает в качестве первого соприкосновения пользователя с брендом, а каждый четвертый пользователь совершает покупку, посмотрев Stories в известной соцсети.
Если вы умеете не только делать картинки, но и монтировать видео, ваша ценность как специалиста существенно повысится.
Программы и сервисы для создания видео ищите в статье «Создание видео для соцсетей: подборка 9 инструментов + шпаргалки по форматам».
Таргетированная реклама
Таргетинг – один из основных способов продвижения в соцсетях. Это реклама, которая бьет точно в цель. С ее помощью продавцы детских колясок могут найти мамочек, а развивающиеся компании – квалифицированных специалистов в штат.
Такую рекламу настраивать непросто: практически во всех соцсетях есть свои особенности и требования. Поэтому SMM-специалист и таргетолог – разные профессии.
Однако иногда бренд не может позволить себе и SMM-специалиста, и таргетолога. Тогда настройка таргетинга ложится на плечи специалиста по продвижению в соцсетях. Внимательно читайте руководства соцсетей по рекламным кабинетам и объявлениям. Чаще всего там есть все необходимые сведения о форматах картинок, видео и текстов для рекламы.
Фрилансерам навык настройки рекламных кампаний тоже будет полезен – можно будет увеличивать средний чек, предлагая своим клиентам больше услуг.
Комьюнити-менеджмент
SMM-специалисту часто приходится общаться с аудиторией в личных сообщениях и комментариях. Нужно научиться оперативно реагировать на обратную связь от подписчиков и клиентов.Чтобы заниматься комьюнити-менеджментом, нужно быть грамотным. Потому что ответы от лица бренда – ответственное дело в плане репутации, а ответы с ошибками – это «ну такое».
Обязательно быть позитивно настроенным и сотню раз в день напоминать себе, что, даже если человек негативит, комьюнити-менеджер не имеет права скатываться в негатив в ответ.
Быть в любой ситуации максимально лояльным и вежливым тяжеловато, но без этого никак.
Аналитика и отчетность
SMM-специалисту нужно уметь не только продвигать аккаунты в соцсетях, но и грамотно оценивать результаты:
- Что произошло с показателями? Они повысились или понизились?
- Как можно их улучшить?
- Какова тональность комментариев и сообщений? Как за отчетный период изменилось отношение подписчиков к бренду?
- Какую реальную выгоду принесло бренду продвижение?
Не каждый клиент просит отчеты о проведенной работе. Однако их все равно нужно делать, чтобы отслеживать прогресс и своевременно корректировать стратегию, если необходимо.
Где учиться SMM
Высшее образование в этой сфере чаще всего не нужно. Помехой оно не будет, но и «буст» на старте вряд ли даст.
Мы стараемся не брать людей с высшим образованием, так как ребята ожидают какой-то манны небесной, а работать не хотят. Обычно приходят кандидаты с пачкой курсов от популярных блогеров, а на деле абсолютно ничего не понимают в SMM. Основной упор мы делаем на оценку собственных социальных сетей, также на анализ кейсов в портфолио специалиста.
Если вы хотите научиться комплексному SMM, то для начала можно посмотреть бесплатные материалы в интернете. Например, у «Текстерры» есть подборка из 114 статей и видео для SMM-специалистов.
Есть и платные курсы, которые проводят образовательные площадки, эксперты и агентства. После них – практика, практика и еще раз практика. Остановимся подробнее на нескольких курсах.
Курсы от агентств
Чему научат: составлять SMM-стратегию, проводить брифинг с клиентом, устанавливать KPI, анализировать свои площадки и конкурентов, составлять портрет аудитории, разрабатывать TOV бренда и рубрикатор, настраивать таргет и работать с блогерами.
Длительность обучения: 5 модулей, в каждом 5 уроков длительностью от 60 до 100 минут.
Онлайн-площадки
Чему научат: составлять стратегию, работать с текстами, фото и видео, настраивать платную рекламу, общаться с подписчиками, выстраивать работу в команде и с клиентом, автоматизировать процессы с помощью чат-ботов, работать с инструментами SMM-специалиста.
Длительность обучения: 35 недель.
Чему научат: делать контент-план, составлять портрет ЦА и сегментировать ее, настраивать таргетированную рекламу в VK и FB, работать с бюджетом и аналитикой, продвигать товары, модерировать соцсети.
Длительность обучения: 4 недели.
Чему научат: основам SMM, работе с базовыми соцсетями, работе с аудиторией, настройке таргетинга.
Длительность обучения: 4 недели, можно закончить досрочно.
Курсы от экспертов
Чему научат: составлять SMM-стратегию, анализировать аудиторию, работать с контентом, блогерами, делать отчеты. Курс подходит для «продолжающих» специалистов, которые уже знакомы с основами SMM.
Длительность обучения: 48 онлайн-занятий, ~ 22 часа + тесты и экзамены.
Чему научат: анализировать потребности аудитории, искать темы для постов, писать тексты, делать визуалы для публикаций, составлять финансовую модель SMM, нивелировать негатив в соцсетях.
Длительность обучения: 106 коротких уроков, которые можно проходить в своем темпе.
Виды занятости SMM-специалиста
SMM-специалист может работать практически как угодно: на себя, в штате клиента, в агентстве, специализирующемся на продвижении в соцсетях.
Рассмотрим основные виды занятости SMM-специалиста.
Работа в штате
Чаще всего занятый в штате SMM-специалист занимается ведением корпоративных соцсетей: пишет посты, публикует их, отвечает подписчикам в комментариях и в Direct, иногда – консультирует потенциальных покупателей, настраивает таргетированную рекламу, ищет подрядчиков (дизайнеров, копирайтеров, прочих специалистов).
Моя основная задача – ведение корпоративных соцсетей. Я составляю контент-план на месяц, пишу посты. Материалом для них служит обработанная информация из интернета, комментарии сотрудников для СМИ. Часто я общаюсь с коллегами на нужную мне тему, чтобы получить информацию от экспертов.
Также я создаю визуал – фотографирую сотрудников или делаю предметную съемку для постов, для каких-то внутренних нужд компании. Я снимаю и монтирую видео – создаю ролики для TikTok, видео для Stories. Когда это необходимо, настраиваю таргет на вакансии компании. Еще я модерирую соцсети – отвечаю на сообщения в Direct. Итоги работы в соцсетях тоже на мне: я делаю еженедельные и квартальные отчеты.
,
Моя первостепенная задача как руководителя команды SMM – разработка и реализация стратегии присутствия и развития соцсетей GeekBrains.
Я организую работу команды SMM и внештатных авторов и подрядчиков, выстраиваю все процессы. На мне также, найм, тайм-менеджмент людей, постановка задач команде, дизайнерам и копирайтерам. Вместе мы создаем и публикуем контент. А еще занимаемся продвижением у инфлюенсеров, работой на привлечение новых подписчиков с помощью менеджеров по работе с блогерами и таргетологами.
В обязанности моей команды входит анализ конкурентов, участие в стратегических и партнерских проектах, создание спецпроектов и инфоповодов как в соцсетях, так и в целом – совместно с маркетинговой командой. Также мы проводим прямые эфиры с приглашенными спикерами и с нашими выпускниками.
Отдельный блок работы – модерация сообществ, ответы на комментарии, на сообщения, отработка негатива. Если негатив локального масштаба, мы можем отработать его собственными силами. Если это необычная задача или серьезная негативная история, требующая дополнительных вмешательств, то, как правило, она обрабатывается совместно с PR-департаментом и с командой бренд-менеджмента.
У нас есть четкая матрица скиллов, в которой указаны группы навыков для соответствия junior, middle и senior. Например, владеть редакторами от Adobe, монтировать видеоролики, формировать кастомные отчеты в системах аналитики, настраивать таргетированную рекламу, события или уметь общаться с клиентами. Однако мы можем взять человека, даже если он совсем не в теме, и прокачать его.
Самое главное для штатного SMM-специалиста – знать продукт и бренд. Часто бывает так, что штатный специалист по продвижению «появляется» совсем из другой профессии.
Мы находимся в регионе (Крым), в котором дефицит кадров. Это стало толчком к разработке своих практик к подбору и обучению персонала. Часто мы нанимаем и обучаем сотрудников других профессий с нуля вместо того, чтобы найти готового специалиста. Это вынужденный шаг, потому что компания на этапе масштабирования, и мы ведем параллельно несколько сложных проектов. И у нас очень узкая специализация. На рынке подходящих людей вообще мало.
Идеального кандидата можно искать годами. Мы танцуем от человека. Если кандидат
- умный;
- позитивный;
- голодный до работы;
- хочет учиться;
- с ним комфортно находиться в одном помещении…
надо пробовать. Смотреть, что у него получается, корректировать и довешивать функционал.
Даем соискателям очень общее, но объемное тестовое задание на 2-3 дня плотной работы. Далее под человека рисуем позицию, исходя из текущих потребностей в разных отделах. Через неделю возвращаемся к обсуждению задач. Через месяц стажировки решаем, принимаем ли на работу.
Работа в агентстве
У SMM-специалистов в агентствах разнообразные задачи:
- участие в тендерах, брифингах, подготовка коммерческих предложений для потенциальных клиентов;
- общение с клиентом (хотя чаще всего это задача аккаунт-менеджера);
- разработка креативных стратегий присутствия бизнеса онлайн;
- поиск идей для публикаций, разработка текстов и технических заданий на визуалы;
- проведение конкурсов и более масштабных спецпроектов;
- поиск партнеров и блогеров для сотрудничества;
- координация работы других сотрудников – копирайтеров, таргетологов;
- аналитика и отчетность перед клиентами.
Сложно сказать, как приобрести навыки, которые требуются в агентстве, потому что практически невозможно знать свои задачи заранее. В основном опыт приходит с практикой.
Критически важным качеством специалиста мы считаем бизнес-ориентированность. Под ней подразумеваются организованность, умение оцифровать результаты своей работы в бизнесовых показателях: лидах, Engagement rate (ER) и других метриках.
Обязательным этапом отбора является тестовое задание, но даже если оно выполнено не идеально, сама нацеленность кандидата на результат может склонить выбор будущего руководителя в его пользу. А какие-то знания и навыки всегда можно при желании «подтянуть». У нас есть своя академия IMBA.
Во время собеседования я обращаю внимание на реальность кейсов и может ли человек рассказать о проведенной работе. Смотрю, какими терминами он пользуется. Задаю углубленные вопросы. Если кандидат «вязнет», прошу сделать небольшое тестовое задание «на лету».
SMM-специалисты, как и другие сотрудники, занятые в digital, негласно делятся по уровням: junior, middle и senior. Нельзя точно сказать, что у каждого уровня есть какие-то закрепленные обязанности. Но зачастую у специалистов с большим опытом задачи более сложные и глобальные. Так, senior-специалисты нередко занимаются руководством и координацией других SMM-специалистов.
На старте ожидания от специалистов разного уровня будут неодинаковы: если Junior может иметь минимальный опыт и начальные знания, потому что ему предстоит работать под чьим-то руководством, то статус Middle предполагает способность действовать автономно и брать в работу не один, а до пяти проектов. SMM-щика уровня Senior рассматриваем уже как руководителя проектов: он должен иметь за плечами опыт работы с разными направлениями бизнеса, стратегически мыслить и держать руку на пульсе не только российского, но и мирового SMM.
Джун должен уметь писать цепляющие тексты, делать симпатичные картинки для постов, монтировать stories, пользоваться софтом для отложенного постинга. Мидл должен знать то же самое, что и джун, только еще уметь анализировать блогеров и создавать коллаборации с ними, составлять маркетинговые стратегии, делать отчеты. Сеньор должен креативить. Его основная задача – думать out of the box, иметь нестандартный склад ума. Тут уже идет индивидуальный отбор.
На старте работы от начинающего специалиста я жду полного погружения и интереса к проекту, желание развиваться и делать крутые кейсы. Если работаю с middle-специалистом – жду конструктивные идеи и комментарии по работе.
От джуна не требуется сверх опыта. Если у него есть классные кейсы – это очень здорово. Прежде всего мы смотрим на грамотность, потому что не хочется потом за своим сотрудником исправлять стилистические, орфографические и смысловые ошибки. От джуна, как и от специалиста на старте, хочется быстрого погружения в продукт.
У миддла должно быть больше опыта: серьезные кейсы, увесистое портфолио с проектами. Он должен понимать метрики, знать существующие механики и то, в каких соцсетях они заходят, что является актуальным, а что не очень.
Сеньору, помимо скиллов миддла, очень важно управлять не только своим временем, но и командой. Важно, чтобы специалист умел выстраивать процессы как внутри своей команды, так и работать со смежными отделами.
SMM на фрилансе
Работающему на фрилансе специалисту нужно искать клиентов самому. Повысить доход можно только самостоятельно, повышая цены на услуги или набирая больше проектов.
Набрать клиентов можно, обращаясь к собственникам бизнеса в своем городе или онлайн, общаясь в «тусовках» фрилансеров или на сайтах и в соцсетях.
Задачи на фрилансе самые разные: от наполнения профиля контентом до настройки таргетированной рекламы. Чем больше умеете, тем больше шансов найти заказчиков, с которыми будет интересно работать.
Задачи могут варьироваться в зависимости от запроса клиента и целей SMM-продвижения. В основном это базовый пакет услуг:
- разработка SMM-стратегии;
- наполнение социальных сетей качественным контентом (фото и видео, копирайтинг);
- модерация на постоянной основе (обратная связь, работа с негативом);
- разработка и проведение конкурсов;
- таргетированная реклама.
Я работала и в штате клиента, и в агентстве. Работа в агентстве – это всегда бешеный ритм. На фрилансе работа более спокойная, ты сам себе хозяин. Можешь выбрать место и время, когда работаешь. Главное – результат.
Сейчас я на фрилансе, в основном получаю запросы от агентств. Чаще всего это работа с блогерами или ведение социальных сетей. В мои задачи входит развитие аккаунтов и выстраивание отношений между потребителем и продуктом / брендом при помощи блогеров.
Работа с блогерами мне нравится. Чаще всего это люди, которые профессионально относятся к своему делу. Каждая съемка, производство, общение – это новый опыт. Ты общаешься с разными людьми, у тебя появляется все больше знакомых, и ты понимаешь, насколько огромен этот мир.
Для фрилансера особенно важно наличие портфолио и кейсов, которые можно показать клиенту. Его можно сделать на конструкторе сайтов – например, Tilda – в приложениях для смартфонов или с помощью сервисов-мультиссылок.
Где искать работу SMM-специалисту
По данным RealHR, средняя зарплата SMM-специалиста – 78 223 р. в месяц. Однако разница в доходах в этой области большая: SMM-специалист может получать как 20 000, так и 80 000 рублей.
Чтобы найти подходящую работу, иногда нужно пересмотреть десятки вакансий. Ниже – лучшие ресурсы для поиска работы в digital.
Требования к экспертизе SMM-специалистов в нашей компании обычно разнятся в зависимости от задачи: где-то мы готовы брать молодого сотрудника с не очень высоким уровнем экспертизы и «ковать» его под себя (хоть это и требует времени), а где-то нам сразу необходим уже опытный кандидат. Соискателей совсем без опыта на этот участок работы мы не рассматриваем: лучше сэкономить на времени обучения и интеграции в команду нового сотрудника, чем на его зарплате.
Чтобы попасть к нам в команду в качестве SMM-специалиста, необходимо:
- выполнить тестовое задание (оно различается по сложности для джунов и опытных специалистов);
- пройти несколько этапов собеседования (с HR-ом, непосредственным руководителем и с кем-то из руководства компании).
Наличие высшего образования не является для нас основным (или очень важным) критерием отбора. Даже если соискатель обучался на маркетолога, применительно к диджиталу такие учебные программы почти всегда устаревают еще до того, как их начинают преподавать студентам в ВУЗах. А вот наличие практической экспертизы гораздо более ценный критерий, даже если это не официальный опыт работы. Не нужно бояться указывать его в резюме.
Еще одним реально важным для нас критерием при отборе кандидатов является готовность работать в нашем тайм-лайне – это нужно для более продуктивного взаимодействия с продакшном, оперативного решения вопросов по задачам, внесением правок и тп.
Кстати, большая часть наших SMM-щиков – иногородние сотрудники из Челябинска, Краснодара и Питера. Специалиста с нужными нам компетенциями и скиллами в Орехово-Зуево найти сложно, поэтому мы рассматриваем перспективных удаленных специалистов.
Условия сотрудничества с удаленщиками у нас ничем не отличаются от условий для тех, кто работает в офисе: оформление по ТК РФ, отпуска, оплачиваемое повышение квалификации, занятие английским языком и т.п.
Telegram-каналы
Норм работа
Здесь публикуются только вакансии в digital – для SMM-специалистов, коммерческих авторов, копирайтеров, редакторов, менеджеров. Чаще всего к вакансии уже приложено тестовое задание. Можно посмотреть его и заранее оценить свои силы.
VDHL.RU
Здесь публикуются вакансии в креативной сфере – для авторов, фотографов, digital-продюсеров, контент-мейкеров.
Вакансии SMM и Digital
Это канал Алексея Ткачука (автора блога про SMM dnative.ru) для SMM- и digital-специалистов.
Страницы во «ВКонтакте»
SMMщики
Это тематический паблик про SMM, но вакансии здесь тоже есть. Чтобы их найти, можно воспользоваться поиском по слову «вакансия», просматривать регулярные дайджесты вакансий или читать обсуждения по теме «Поиск сотрудников».
SMM вакансии работа фриланс
Здесь можно найти проектную работу и работу с частичной занятостью.
SMM Afisha – Вакансии и Кейсы
Здесь можно разместить как вакансию, так и резюме.
Сайты
HeadHunter
На момент написания статьи на портале размещено более 800 вакансий на должность SMM-специалиста с совершенно разными требованиями и уровнем зарплаты.
Работа.ру
Здесь все примерно так же, как на hh.ru. Сервис автоматически ищет работу в вашем городе.
Для поиска сотрудников (в том числе и SMM-менеджеров) мы используем 3 канала:
- vc.ru – здесь небольшой охват, но конверсия закрытия вакансии высокая, так как ресурс читают люди из нужной сферы;
- репосты и рекомендации в социальных сетях – охват небольшой, но откликаются чаще те, кто знает о нас и заинтересован именно в нашей вакансии;
- сайты по поиску работы по типу hh.ru или «Вакансии для хороших людей». У них высокий охват и конверсия в отклики, но нужно потратить много времени на фильтрацию и поиск действительно хороших специалистов.
После изучения портфолио и сопроводительного письма даем тестовое задание. Через него мы проверяем хард-скиллы и смотрим на способность грамотно и четко выражать свои мысли.
На мой взгляд, для SMM-менеджера не так важно досконально знать функционал соцсетей. Что реально необходимо, так это базовое понимание того, как работает контент, а также способность поставить себя на место аудитории, понять ее потребности и рассказывать о том, что ей действительно нужно.
Личный опыт и перспективы развития
У меня сработал стереотип, что новичку необходимо любой ценой приобретать опыт в SMM, и только потом можно будет получить нормальных клиентов. Поэтому сразу после обучения на курсе от агентства (в которое, кстати, меня по итогам обучения пригласили работать) я начала параллельно вести 2 аккаунта – небольшой домашней кондитерской и местного магазина нижнего белья.
Я работала сначала бесплатно, а потом за небольшую символическую плату: в месяц получалось вдвое меньше прожиточного минимума в моем регионе. Но мне казалось, что так и должно быть, я же новичок.
Никогда не работайте бесплатно. Лучше взять меньше, чем в среднем по рынку, но хоть сколько-то – иначе выгорание обеспечено.
Я разочаровалась в такой работе буквально за месяц, потому что размер вознаграждения совсем не соответствовал вложенным усилиям. Я отказалась от фриланса на время и направила все свое внимание на работу в агентстве.
Со временем дела стали идти неплохо: правду говорят, что практика учит лучше любого курса. Я набралась опыта, поменяла работу и перешла в агентство более высокого уровня. Но душа просила фриланса, и я решила параллельно попробовать себя снова, но уже не в качестве SMM-специалиста, а в качестве автора статей.
Кажется, что при должном желании и навыках из SMM можно перейти практически в любую сферу: копирайтинг, SEO, платная реклама. Либо можно остаться в SMM, но тоже придется постоянно учиться и совершенствоваться: сложно представить себе сферу, в которой все меняется с большей скоростью.
Если по-настоящему развивать свои компетенции и осваивать смежные, отслеживать тренды, то вполне можно и вырасти в доходе, и поменять место работы на более комфортное, и перейти со временем из офиса на фриланс или наоборот.
Итог
В заключение – краткий чек-лист для тех, кто хочет работать и зарабатывать в SMM.
- Определите, что уже умеете делать, а что нужно подтянуть. Развить недостающие компетенции можно как с помощью платных курсов, так и с помощью бесплатных материалов в интернете.
- Создайте резюме. Оно может быть любого формата: Google-презентация, pdf-файл, выгруженный из кабинета на HeadHunter, или визитка, созданная на конструкторе сайтов.
- Ищите работу на разных ресурсах. Подборки вакансий на HeadHunter и «Работа.ру» не очень полные: не все компании размещают информацию там. Обращайте внимание на вакансии в группах «ВКонтакте» и Telegram-каналах. Если хотите работать в конкретном агентстве, просматривайте информацию в разделе «Вакансии» на сайте агентства.
- Общайтесь и обменивайтесь контактами с другими специалистами, занятыми в вашей сфере. Вы не только будете в курсе всех новостей и трендов, но, возможно, именно так и найдете новую работу.
- Не отчаивайтесь, если что-то не получается. Интернет-профессии соседствуют и перетекают друг в друга – вы обязательно найдете свое, если будете искать, развиваться и пробовать.