Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Быть умным придется все равно: топ-профессии грядущих 10 лет Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Я гуманитарий — пишу возмутительные статьи и делаю музыку для рекламы. На днях мне понадобилось, чтобы в новом треке один психованный звук, похожий на сирену, длился строго определенное время и попадал в такт. Я застал себя за муторным процессом создания короткого звукового цикла «внутри» этой гребаной сирены. А именно — я делал наложения двух фрагментов синусоидальных звуковых волн так, чтобы у них совпадали фазы.

Потому что, если фазы «разъедутся», произойдет их частичное взаимное вычитание, как минимум возникнут неприятные искажения, а как максимум — звук съест сам себя. И не будет мне никакого эффектного вопля в заданном ритмическом рисунке.

Мой мозг на заднем плане: «Чего? ЧЕГО? Я просто хотел делать музыку!».

Создавая финальные миксы, в последние годы я был вынужден совершить мысленный переход от работы со среднеквадратичным значением уровня громкости (RMS) к измерению уровней сигнала при помощи параметра LUFS, который, скотина такая, учитывает еще и кривые Флетчера-Мэнсона — данных о том, как человеческое ухо воспринимает «количество» разных частот в музыкальном потоке на разных уровнях громкости.

Мой мозг на заднем плане: «Вот для ЭТОГО мы прошли издевательства музыкальной школы, да? Для этого рвали пальцы в кровь о дешевые струны в дикой молодости?»…

Кто бы мог подумать — в конце первой четверти XXI века, несмотря на навалившееся на нас новое Средневековье, на все соблазнительные возможности весело деградировать в соцсетях вместе и поодиночке, ни один гуманитарный продукт невозможно слепить без базового понимания некоторых областей физики, математики и информатики.

Если вы, конечно, не впариваете бизнесу самопроизвольно продающие тексты и не внедряете практики осознанности среди ремонтников магистральных канализационных сетей.

Мне 48 лет, я убежденный на всю голову самозанятый фрилансер, в святую пенсию не верю. Если я сегодня, по завету одной из Кэрролловских Королев, не буду бежать изо всех сил, чтобы хотя бы оставаться на месте, через десять лет меня вышвырнут из экономики, как отработанный материал.

Поэтому я страшно интересуюсь тем, каких специалистов будет выхватывать из толпы невидимая рука рынка в ближайшие годы? Какие еще вздорные требования бизнес предъявит ошеломленным двуногим трудовым ресурсам?

Есть и другие резоны. Скажем, я воспитал в своем доме немножко Поколения Z — довольно умного и умелого, но нежного. Ему предстоит и дальше жить в наших весях, где бюрократия истово чтит традицию частичного уничтожения излишков собственного населения в каждом поколенческом цикле. Хотелось бы дать «прививку» «Зэтам» хотя бы от экономических унижений.

Поскольку с тупым родительским дидактическим задором к ним не подъедешь, приходится действовать косвенно — исследовать тему и писать возмутительные статьи.

Когда не знаешь, куда тебя занесут слякотные дороги рыночного выживания, следует спросить у того, кто знает. А именно — у представителей науки. Благодаря научному методу, они ошибаются и лгут реже, чем президенты стран и холдингов, серийные предприниматели и поп-психологи.

Давайте сразу к списку профессий, а потом поговорим. Зацените один из возможных перечней специализаций будущего, которые формируют университетские умы. Итак, в ближайшее десятилетие хорошие деньги заработают:

  1. IT-медик — специалист, способный при помощи собственных и готовых алгоритмов анализировать огромное количество информации и управлять медицинскими базами данных.
  2. Биоэтик — это такой чувак (или девушка), который станет определять границы нравственности и морали в биоинженерии, трансплантологии и генетике, зная и понимая при этом нормативно-правовую базу конкретного государства.
  3. Нанотехнолог — ученый, исследующий методы создания объектов на молекулярном и атомарном уровне.
  4. Специалист по созданию виртуальной реальности, продюсер — если не растекаться мысью, то это как в кино, только в VR.

Уже приводит в некоторый ступор, не правда ли? Но давайте продолжим:

  1. Проектировщик жизненного цикла космических сооружений.
  2. Оценщик интеллектуальной собственности.
  3. Архитектор нейронных сетей.
  4. Специалист по кибербезопасности.
  5. Инженер роботизированных систем.

Список далеко не полон, это только пример. Можно добавить туда генетика-биоинформатика или, скажем, специалиста по «общению» с искусственными нейросетями (речь о prompt-навыках, умении задавать нейросети параметры, по которым она вам нарисует «рыбу» дизайна упаковки или выдаст шаблон программного кода для решения конкретной задачи).

Еще в 2012 году ученые заявили, что самой сексуальной профессией XXI века станет «специалист по анализу больших данных» или data-scientist. Это люди, понимающие, как выуживать ответы на важные деловые вопросы из имеющихся колоссальных объемов неструктурированной информации…

На самом деле суть будущей успешной трудовой занятости вообще не в названиях профессий и их прикладном значении. А в базовых компетенциях, которые понадобятся людям, чтобы заиметь хорошо оплачиваемые и интересные рабочие места.

Среди них — критическое мышление, пресловутая «креативность» как умение создавать в уме объекты, которых еще нет в реальности, прочные базовые знания в математике, алгоритмизации, физике, биологии. Опционально — в биофизике, химии и биохимии, в доказательной социологии, поведенческой экономике и прочих жутких вещах.

Профессии ближайшего будущего

Вроде же всем будут править «эмоциональный интеллект» и нейросети, нет?

Как сообщает нам научная работа, ссылка на которую приведена выше, в 2010 году руководство Google обнаружило, что в корпорации слишком высока текучка кадров. Стали выяснять, в чем дело, и вычислили, что принципы, по которым менеджеров продвигали по службе, были неэффективными.

Продвигали условных «технарей», которым не хватало навыков межличностной коммуникации. На тот момент решено было составить и внедрить для оценок эффективности работников список «действительно важных» компетенций, обещающих рост тому, кто их имеет. Вот он:

Компетенции сотрудников

Описание

Critical thinking – критическое мышление

Способ мышления, при котором анализируется поступающая информация и собственные убеждения и установки

Creativity – креативность, творчество

Способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет в нашей реальности

People management – управление людьми

Способность координировать и направлять коллектив в нужную сферу, распределять обязанности, выявлять неэффективных сотрудников

Coordinating with others – навыки координации, взаимодействия

Умение системно мыслить, выстраивать процессы управления, формировать команду, управлять ею

Emotional intelligence – эмоциональный интеллект, эмпатия

Способность понимать эмоции, намерения и мотивацию, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей

Как может показаться, Google очаровался популярной и сомнительной концепцией Soft skills. Вероятней же, компания компенсировала сделанные ранее перекосы в подборе персонала. И эта история потихоньку перестает быть хайповой. По всему миру корпораты выравнивают баланс между условными «аутистами»-технарями и коммуникаторами.

Вместо непрочных с точки зрения доказательной науки идеях об «эмоциональном интеллекте» и «soft skills» рациональный бизнес переосмысливает по-новому сравнительно старые и относительно добрые обычаи деловой этики и элементарного поведенческого этикета.

Но что же тогда с искомыми компетенциями успешных профессионалов будущего? На какие данные опираться сегодняшнему «Зэту» или матерому псу из когорты 45+, вынужденному учить новые трюки?

Хайп сегодняшнего дня — нейросети, которые «скоро будут делать за нас всю рутинную работу». Якобы алгоритмы вот-вот превзойдут человеческие hard skills, и людям следует в первую голову учиться креативно воображать новые объекты (дизайн техники, инфраструктурных и прочих сетей, товаров, услуг, контента). Также нужно прокачиваться в навыках давать нейросетям задания и отсеивать из полученных от алгоритмов решений непригодные.

Мол, весь хард сделают нейросети и роботы, а мы будем лишь повелевать ими и выбирать самое вкусненькое на выходе, пользуясь, надо полагать, своим эмоциональным интеллектом. К сожалению, это ошибочная футурология. Даже в гуманитарной сфере.

Недавно опытный (25 лет в деле) финский гейм-дизайнер Юсси-Петтери Кемппайнен (Jussi-Petteri Kemppainen) провел эксперимент по моделированию 3D-персонажа и игровой локации с помощью модной нейросети MidJourney.

Дизайнер признал, что нейросетевой «ассистент» сэкономил ему примерно 2 рабочих дня при создании персонажа и 3 дня — при моделировании сцены. Также он сообщил, что нейросеть создает не один лишь годный стафф, но и проблемы, которые приходится исправлять вручную. Конечный результат, по мнению специалиста, не идеален, однако может успешно применяться в низкобюджетных проектах (выделено автором этих строк).

Игровой персонаж

Немного гейм-дизайнер коснулся и правовой стороны процесса создания интеллектуальной собственности. Мол, пока объекты, созданные нейросетями, не охраняются законом, и ими можно свободно использоваться.

Но рискну заявить, что это временное явление. Прямо сейчас в Британии и США, инициативные группы художников, дизайнеров, композиторов, а также некоторые профессиональные ассоциации проводят подготовительную работу по подаче судебных исков к таким бизнесам, как тот, что запустил Midjourney.

Суть будущих юридических претензий такова: все нейросети обучены и обучаются на дата-сетах из произведений, созданных людьми, а они охраняются законами, в том числе международными.

Весь современный арт, дизайн и музыку нейросети создают на основе культурных объектов, авторы которых еще живы, а часто еще и вполне молоды, то есть делают карьеру вовсю. Мало того, в prompt'ах хитрые «командиры нейросетей» прямо вводят команды «сделай иллюстрацию в стиле такого-то художника и в палитре такого-то».

Думается, в ближайшие годы нас ожидают громкие судебные процессы, по результатам которых халявная лавочка прикроется. Владельцы алгоритмов будут вынуждены выплачивать тысячам и тысячам авторам, на чьих работах учится ИИ, роялти. А значит пользователям всяких Midjourney придется эти роялти оплачивать из своего кармана посредством резко выросших подписных тарифов.

Нейросетевая анархия закончится гораздо раньше, чем через десять лет. И на переднем плане снова будут Hard skills. Пока «Зэты» тупеют от простоты поверхностного манипулирования сложными в начинке сервисами, ученые ломают головы, каким должно быть современное образование? Чему учить детей, чтобы через десятилетие автоматизация всего, что движется, не наплодила сотен миллионов нищих?

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Чему на самом деле стоит учиться

Обратимся к систематическому обзору научной литературы по теме «Образование 4.0», которая в самой своей формулировке намекает на последствия Четвертой промышленной революции, во время которой мы все живем, хотя в России это не слишком заметно.

Авторы работы, сотрудники факультета психологии Автономного университета Нуэво-Леона и Университета будущего образования (Монтеррей, Мексика), изучили корпус современных исследований об актуальных образовательных практиках, и пришли к вполне прозрачным выводам. Вот главные из них.

В образовании «…рекомендуется переходить к вычислительному мышлению с использованием образовательной робототехники и программирования, <а также> развитию Soft skills учащихся посредством управления эмоциями и создания моральных дилемм».

Как видим, «эмоциональный интеллект» вовсе не на первом месте. Впереди вычисления и алгоритмизация. Компетенции в концепции «Образования 4.0» делят на основные и контекстуальные.

Основные (они же «сквозные»): управление информацией, общение, сотрудничество, творчество, критическое мышление и решение проблем. В смысле дисциплин это:

  • функциональные, технические и технологические знания и навыки успешной работы на рабочем месте;
  • способность исследовать, проектировать, создавать и внедрять новые технологии;
  • умение использовать новейшие технологии и передовые практики для предложения основанных на технологиях решений.

Также в разделе основных компетенций ученые выделяют необходимость учить детей основам IT по следующему актуальному до банальности списку технологий:

  • искусственный интеллект и машинное обучение;
  • высокопроизводительная обработка данных с применением науки о данных;
  • аналитика данных и облачные вычисления;
  • обработка виртуальных изображений для виртуальных и экспериментальных сред.

Ученые не напирают на подробности. Они прямо говорят: важно научить детей и студентов самому процессу постоянного обучения и самосовершенствования, показать, чему стоит учиться, а не вдалбливать корпус мертвых знаний, устаревающих со страшной скоростью (если не считать базовых физических и математических констант и законов).

Социальные или «контекстуальные» компетенции (этическое сознание, культурное сознание, гибкость, креативность и т.п.) ученые признают важными, но не все-все определяющими, как их понимают адепты концепции всесильных Soft skills.

Софт скилс

А можно то же самое, но на человекопонятном языке?

Можно. Как говорилось в начале, сегодня вы не можете делать ту же конкурентоспособную музыку, не понимая принципов работы цифровых рабочих станций и не вникая в саму физику звука и основы психоакустики.

То же касается других гуманитарных профессий — от цифрового художника (вспомним кейс финского гейм-дизайнера и нейросети) до адвоката (сумеете собрать судебные прецеденты по конкретному запросу из сырой массы онлайн-данных?); от маркетолога (как насчет анализа поведенческих паттернов посетителей сайта?) до журналиста (как ориентируетесь в источниках, слыхали ли про «журналистику данных»?).

«Вычислительное» мышление всегда было «маст хэв» у технарей, а теперь оно становится необходимо гуманитариям. Не помните алгебру и начала анализа, основы информатики и физики, шарахаетесь от кривых Безье, не понимаете, что написано в адресной строке браузера? Вас сначала обойдут алгоритмы, а потом молодые «балбесы», выкладывающие на YouTube видео безумных опытов с катушками Теслы и результаты музыкальных коллабораций с нейросетями.

А главное — больше нельзя раз и навсегда получить «образование» и «профессию». Образование теперь будет происходить в течение всей трудовой жизни, а название профессии — меняться каждые 5-10 лет.

Сам вопрос «Какие профессии будет актуальны в конце 2020-х и начале 2030-х?» теряет смысл. Даже профессия врача-хирурга, строгая и заоблачно ответственная, в развитых странах стремительно меняется, благодаря потрясающим роботизированным приспособлениям, работе с медицинскими нейросетями, применению средств визуализации высокого разрешения и прочей наукоемкой техники.

Что уж говорить о «софтскилловых» направлениях типа SMM, производства рекламных креативов, контента и прочей гуманитарной мишуры.

Похоже, в ближайшие годы самая выгодная профессия будет называться примерно так:

«Умею учиться как не в себя в любом возрасте и без понуканий со стороны, с применением всех доступных информационно-коммуникативных средств».

Читайте также:

9 главных признаков плохих онлайн-курсов: увидите – бегите!

Низкая самооценка: 12 вопросов для проверки и 9 методик исправления

Чат-бот сдал экзамен по MBA на 4. Интервью с приемной комиссией

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 379
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
934
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 045
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.