Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Низкая самооценка: 12 вопросов для проверки и 9 методик исправления Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Представьте свою жизнь и карьеру через пять лет. Устраивает получившаяся картина?

Психологи, коучи, психотерапевты рассказывают каждому, почему важно ценить себя и свои способности. Я как психолог (бывший) могу лишь порадоваться этой тенденции. Но как человек, прошедший определенный карьерный путь, с сожалением замечаю, что одному аспекту вопроса уделено несправедливо мало внимания – это профессиональная самооценка.

Наша самооценка состоит из нескольких аспектов – они соответствуют разным сферам жизни. Можно иметь высокую общую самооценку, но признавать несостоятельность в хозяйственных делах. Или быть недовольным своим характером, при этом иметь успех у противоположного пола.

Профессиональная самооценка проявляется в вопросах, связанных с работой и карьерой. Именно от нее, точнее от ее уровня, зависит, насколько уверенно мы себя чувствуем среди коллег, способны ли отстаивать свою точку зрения, подниматься по карьерной лестнице т. д.

Как уровень профессиональной самооценки влияет на карьеру

Низкая профессиональная самооценка оказывает негативное влияние на всех этапах карьеры: начиная с момента трудоустройства и заканчивая долгосрочными перспективами. Исследования показывают, что проблема грозит его обладателю депрессией, отказом от своего потенциала и заставляет терпеть оскорбления, в том числе от коллег и руководства. Вот как это выглядит в реальности.

Проваленное трудоустройство

Представьте себе абстрактного Петю. У Пети низкая профессиональная самооценка, и он хочет устроиться на работу. Будет ли он претендовать на хорошие должности? Нет. Поднимется ли у него рука, чтобы отправить резюме в компанию мечты? Нет. Что ждет нашего персонажа? Посредственная работа со средней (или низкой) оплатой.

И дело вовсе не злых эйчарах, которые упорно не хотят замечать Петины таланты и способности, а в том, что наш герой сам считает, что ни на что не годен. Внутренние установки – очень сильная штука: до тех пор, пока Петя будет убежден, что ему не светит хорошая должность, – так и будет.

Даже если однажды случится чудо и нашего героя пригласят на собеседование в хорошую компанию, он бессознательно будет пытаться всё завалить. Почему? Всё очень просто – Петя будет считать, что «не достоин» классной интересной работы или будет бояться не справиться с ней.

Инна, 28 лет, безработная:

«Однажды меня пригласили на собеседование в крупную международную компанию, о работе в которой можно было только мечтать. Требования вакансии были чуть выше, чем мои компетенции на тот момент, но за пару месяцев я бы освоилась. Когда эйчар корпорации прислала мне на почту оффер, я пару дней ходила в шоке, а потом позвонила и отказалась от предложения – испугалась, что не справлюсь. Сейчас очень жалею о решении».

Нет продвижения по службе

Здесь всё максимально просто и понятно: человек с низкой профессиональной самооценкой будет годами трудиться на одном месте за низкую зарплату, терпеть сварливого начальника и делать работу за коллег, потому что «неудобно отказать». Даже если однажды такому сотруднику посчастливится попасть в хорошую компанию с замечательным коллективом, через некоторое время ситуация для него будет выглядеть так же, как и на предыдущем месте.

Если до сего момента вы считали отсутствие высокой зарплаты и карьерного роста исключительно происками злого начальника и корыстных коллег, спешу вас разочаровать. Да, бывают объективные обстоятельства. Но если ситуация повторяется из раза в раз, это повод остановиться и задать себе вопрос «что не так?». А «не так» скорей всего – низкий уровень профессиональной самооценки, который не дает расти в должности и в зарплате.

Невозможность сделать осознанный выбор

Профессиональная самооценка – история не только про карьерный рост. Не каждому нужно становиться топ-менеджером или создавать собственный бизнес. Это история про удовлетворенность от работы (да и жизни) в целом. История про реализацию себя, своих талантов и способностей. Про то, чтобы приносить пользу другим и при этом чувствовать себя счастливым. Про свободу выбора заниматься тем, что нравится, а не тем, что досталось.

Анастасия, 32 года, владелец салона дизайнерской одежды:

«Я всегда мечтала реализовать себя в творческой профессии, но родители сказали, что у меня нет особых талантов, и потому отправили учиться на экономиста. Проработав десять лет по специальности, я наконец решила осуществить мечту детства и пошла на курсы художников-модельеров. Вначале было очень страшно, даже не верила, что у меня хватит способностей пройти обучение до конца. Как ни странно, я оказалась одной из лучших на курсе. Сейчас у меня свой салон, а очередь на индивидуальные заказы расписана на полгода вперед».

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Почему возникает низкая профессиональная самооценка

Не хочется быть Капитаном Очевидностью, но причины низкой профессиональной (да и любого другого вида самооценки) лежат в детстве. Отсутствие поддержки и постоянная критика приводят к тому, что у человека складывается негативное мнение о себе.

Особенность самооценки в том, что она формируется не сама по себе, а через обратную связь от мира. Например, если в детстве ребенку часто говорили, что он бездарность и ничего не умеет, он поверит в это и будет жить именно так. Даже если на самом деле он способный и у него множество талантов.

Став взрослым, такой человек чувствует себя неуверенно, и с профессиональной самооценкой у него беда.

Человек не будет гением, пока не поверит, что в нем есть сила и гениальность

Майкл Холл, американский психотерапевт, писатель

Тест: определяем уровень своей профессиональной самооценки

Инструкция: перед вами 12 вопросов. За каждый ответ «да» ставьте себе один балл, за ответ «нет» – 0.

  1. Вы часто обесцениваете свои достижения и успехи.
  2. Вам неудобно брать деньги за свои услуги.
  3. Когда коллеги хвалят вас, вы чувствуете себя неловко.
  4. Вы много лет работаете на одном месте без повышения.
  5. Вам неловко просить прибавку к зарплате.
  6. Молодых коллег, добившихся бо́льших результатов, вы считаете выскочками.
  7. Вам кажется, что вы знаете очень мало в своей сфере по сравнению с коллегами.
  8. Начальство и коллеги постоянно загружают вас сверхурочной работой.
  9. На собраниях вы не озвучиваете свое мнение, даже если не согласны с мнением большинства.
  10. Вы соглашаетесь на меньшую оплату, если клиент начинает давить.
  11. Вы отказываетесь от повышения.
  12. Вы не беретесь за новые интересные проекты, потому что боитесь не справиться.

Результаты

От 1 до 4 баллов. Поздравляем, у вас высокий уровень профессиональной самооценки, вы свое не упустите и многого добьетесь в карьере. Однако следите за тем, чтобы высокая самооценка не переросла в самоуверенность – ситуацию, когда человек переоценивает собственные способности и возможности.

От 5 до 8 баллов. У вас средний (адекватный) уровень самооценки. Вы трезво оцениваете свои способности: не лезете на рожон, но и не упускаете новые возможности. Вы всегда на хорошем счету у коллег и руководства. Вы знаете свои сильные и слабые стороны, адекватно реагируете на критику и постоянно повышаете свой профессиональный уровень. Как правило, люди именно с адекватным уровнем самооценки добиваются в карьере больших высот.

От 9 до 12 баллов. Результаты явно свидетельствуют о том, у вас низкий уровень профессиональной самооценки. Скорей всего, вы давно не получали повышения, прибавки к зарплате, а коллеги, с которыми вы когда-то начинали карьерный путь, ушли вперед. Не отчаивайтесь и не сетуйте на несправедливость жизни – все в ваших руках. Стать более уверенным в себе как профессионал можно и нужно. Как – читайте дальше.

Если оставить все как есть

У нас всегда есть выбор: оставить все как есть или начать что-то менять. Первый путь проще и понятнее, и главное – не нужно ничего делать. Правда, есть побочные эффекты – неудовлетворенность жизнью и ощущение себя несчастным.

Второй вариант – более сложный, со множеством неизвестных, где нет никаких гарантий. Но если вы хотите добиться чего-то в жизни, и в частности – в карьере, придется рискнуть.

Прямо сейчас задайте себе вопрос: какой будет моя жизнь через 5 лет, если я сегодня не начну в ней что-то менять? Если возникшая картина вас вполне устраивает – отлично, тогда вам и правда не нужно ничего делать. А если образ будущего не вызвал у вас радости и оптимизма, вероятно, пришло время что-то изменить.

Все части жизни человека тесно переплетены между собой. Неудачи и неприятности в одной сфере будут влиять на другую. Например, неудовлетворенность в работе может стать причиной напряженных отношений в семье.

Исправляем положение

Профессиональную самооценку можно поднять. Сделать это можно самостоятельно или со специалистом (коучем, психологом, карьерным консультантом). И в том и в другом случае потребуется достаточное количество времени, мотивации и самодисциплины, но результат того стоит. Расскажу, как исправить положение собственными силами.

Ведите дневник успеха

Эта техника – одна из самых известных и популярных в психологии. Суть ее проста: каждый день записывать свои достижения. В этой статье я приведу собственную модификацию приема, которая состоит из трех шагов.

  1. Возьмите блокнот и запишите в него все свои карьерные успехи и достижения. Не спешите отмахиваться и говорить: «Да у меня нет ничего такого». Поверьте, они у вас точно есть. «Успех» – понятие субъективное, потому если даже вы ни разу в жизни не получали повышения – это не значит, что гордиться нечем. Запишите то, что лично для вас является достижением. Например, вам удалось убедить начальника перейти на новую систему мотивации или заключить договор с клиентом на крупную сумму. Уверена, окинув взглядом весь карьерный путь, вы найдете не менее двадцати подобных эпизодов.
  2. На втором шаге зафиксируйте те моменты, которыми вы гордитесь в настоящий момент. Примеры ответов: «регулярно получаю позитивную обратную связь от клиентов», «всегда сдаю работу в срок», «руководитель хвалит за хорошую работу».
  3. Третий, самый важный этап: в конце каждого рабочего дня, начиная с сегодняшнего, записывайте минимум пять своих успехов или побед. Они могут быть любые – и маленькие, и грандиозные.

Блокнот положите на видное место, чаще его читайте и регулярно дополняйте каждый из списков. Записи полезно перечитывать перед важным событием, например, собеседованием или переговорами с руководителем о повышении зарплаты. Подобные списки придают решительности и смелости – со временем они станут фундаментом вашей профессиональной самооценки.

Ставьте карьерные цели

Подумайте, каких изменений вам хочется в карьере. Это может быть повышение по службе, обучение новым технологиям или вовсе переход в другую сферу. Пофантазируйте и запишите все, что придет в голову. После этого напротив каждого пункта поставьте цифру от 1 до 5 – насколько он вам нравится. Затем отдельно выпишите пункт, который получил пять баллов (если их несколько, выберите один, наиболее привлекательный). Итак, теперь у вас есть карьерная цель. Составьте подробный план ее достижения и переходите к действиям.

Для чего нужны карьерные цели и как они связаны с профессиональной самооценкой? Все просто. Во-первых, цели вдохновляют и мотивируют развиваться. Можно всю жизнь считать себя неудачником, которому «не повезло», а можно наметить ориентиры и постепенно двигаться к ним. Во-вторых, достигая одну за другой карьерную цель, вы начнете чувствовать себя более уверенно, а уверенность и есть одна из главных основ нормальной профессиональной самооценки.

Попросите обратную связь

Попросите коллег, которым доверяете, дать вам обратную связь и рассказать, за что они вас ценят как специалиста (и как человека). Спросите, какие, на их взгляд, у вас есть сильные стороны, что отличает вас от других сотрудников. Уверена, вы будете приятно удивлены словами сослуживцев.

Как это работает? У каждого человека есть особенности, которые отличают его от других. Однако мы часто склонны не придавать им особого значения. Кроме того, каждому из нас сложно посмотреть на себя со стороны и дать объективную оценку собственным качествам. Обратная связь от окружающих поможет «подсветить» эти индивидуальные особенности. То, чему мы сами не придаем значения, может иметь большой вес для окружающих. К примеру, сослуживцы отметят вашу пунктуальность или умение общаться со сложными клиентами.

Ольга, 28 лет, менеджер по продажам крупной строительной компании:

«Вначале мне было страшно подойти к коллегам с такими "странными" вопросами, казалось, что они сочтут меня ненормальной. Я опросила пять человек. Никто из них не посмеялся и не покрутил пальцем у виска, все пятеро были рады рассказать мне о моих достоинствах. Мне было очень приятно выслушать их комплименты! После общения с каждым из коллег я чувствовала прилив энергии, моя самооценка выросла как минимум пункта на три по десятибалльной шкале, сразу захотелось куда-то бежать и что-то делать!».

Станьте наставником

Одной из главных составляющих низкой профессиональной самооценки является установка «Я ничего не знаю и не умею». Чтобы ее преодолеть и осознать, что это иллюзия, станьте наставником. Если вы не первый день в профессии – вам точно есть чем поделиться с новичками.

Еще один вариант – изучите интересную тему или новое направление в своей сфере и проведите семинар для коллег. Главное, чтобы информация была актуальная и имела практическое применение.

Помогая другим, вы убиваете трех зайцев:

  1. развиваете навыки наставничества и обучения других (поверьте, далеко не каждый специалист способен передать свои навыки и знания молодым коллегам);
  2. учитесь выступать публично (без этого умения никак не обойтись, если у вас грандиозные карьерные планы);
  3. осознаете, что на самом деле вы много чего знаете и умеете.

Ничто не повышает профессиональную самооценку так, как горящие глаза, успехи и слова благодарности коллег.

Научитесь правильно реагировать на критику

Для человека, который имеет низкую профессиональную самооценку, даже одно едкое замечание, сказанное коллегой, руководителем или клиентом, может стать трагедией. Чтобы этого не происходило, важно развивать в себе устойчивость к критике. Вообще, слово «критика» мне не очень нравится, в нем есть что-то негативно-осуждающее. Предлагаю заменить его на словосочетание «обратная связь».

Итак, как же реагировать на обратную связь? Первое, самое главное правило – принимайте ее только от тех, кто разбирается в предмете: заказчика, клиента, коллеги.

Второе правило – отделяйте эмоции от фактов. Фраза руководителя «вы плохой специалист» означает, что у босса плохое настроение, не более того. «Эта часть текста не вписывается в общий контекст, давайте ее заменим» – это конструктивное замечание. Чувствуете разницу? В первом случае – неясно, какие причины стоят за высказыванием начальника и что с ними делать. Во втором мы понимаем, в чем ошибка и можем ее исправить.

Поэтому если вы услышали в свой адрес нелестный отзыв, не спешите скатываться в яму самобичевания. Лучше попросите человека рассказать подробнее, что не так. Конструктивная обратная связь – отличный инструмент для профессионального роста и развития. Ведь если не знать о собственных ошибках и не исправлять их, можно навсегда остаться на том же уровне.

Если вам приходится работать не с собственной самооценкой, а с самооценкой сотрудников, вам в помощь наш курс для HR-специалистов.

Делайте то, что любите

Бывает, карьера не складывается не из-за низкой самооценки, а просто потому, что человек не на своем месте. Например, девушка по настоянию родителей стала бухгалтером, хотя сама тяготела к творчеству. Станет ли она хорошим бухгалтером? Посредственным – возможно, хорошим – вряд ли.

Если вы обнаружили себя в подобной ситуации, не спешите класть заявление об увольнении на стол начальника. Импульсивные решения редко приводят к хорошему результату. Вместо этого подумайте, чем бы вы хотели заняться. Затем привнесите это в свою работу или заведите в качестве хобби. Пойдите учиться на курсы. Создайте в новом деле прочный фундамент и лишь после этого полностью переходите в него. Если нет возможности оставить нелюбимую деятельность, то хотя бы свободное время посвящайте только тем занятиям, которые доставляют удовольствие. В деле, которое вам по душе, добиться высоких результатов гораздо проще, чем в работе, которую вы ненавидите.

Согласно исследованию hh.ru, для 34 % опрошенных текущая работа – это не совсем то, что им нужно, а каждый четвертый уверен, что ошибся с выбором места работы.

Выходите из зоны комфорта

Универсальный способ, который подойдет для повышения всех видов самооценки, не только профессиональной.

Составьте список того, что вам хотелось бы сделать, но страшно. Например, выступить на собрании, взяться за перспективный проект, выдвинуть себя на позицию руководителя. Словом, все, что пока вас пугает, но в будущем может стать хорошим трамплином для развития. Задачи могут быть простыми или сложными, главное – выполнимыми. Затем проранжируйте каждый пункт списка по шкале от 1 до 10, где 1 – самый простой, а 10 – самый сложный. После этого выполните задачу, которую по уровню сложности вы оценили на один балл. Потом переходите к следующей, той, которой вы поставили два балла. И так до тех пор, пока не дойдете до десятки. Когда список закончится и все пункты будут выполнены, составьте новый – с еще более амбициозными задачами.

Выход из зоны комфорта и преодоление собственных страхов – очень мощный инструмент личного и профессионального развития. Главное – действуйте и не забывайте хвалить себя за победы.

Учитесь

Новые знания и навыки помогут повысить профессиональную самооценку и почувствовать себя более уверенно. Потому следите за трендами и обучайтесь новому в своей сфере. Но не увлекайтесь этим слишком сильно, иначе можете заработать синдром недоучки – это ситуация, когда человек пытается бесконечным прохождением курсов и тренингов компенсировать внутреннюю неуверенность. Не копите пачки сертификатов с курсов и тренингов в надежде однажды с их помощью почувствовать себя «настоящим профессионалом».

Также помните, что всего знать невозможно. Поэтому не завидуйте коллегам, которые в чем-то разбираются лучше. Каждый человек обладает собственным набором знаний и навыков, это и делает его уникальным специалистом, отличным от других.

Будьте проактивны

Сотрудники с низкой самооценкой редко откликаются на возникающие предложения, поскольку не уверены, что сумеют разобраться в новом виде деятельности. Такое поведение часто расценивается руководством как нежелание развиваться.

Если занимать всю жизнь рядовую должность вовсе не предел ваших мечтаний, придется заставить себя отвечать на вызовы. Участие в инновационном проекте, выступление на конференции, организация вечеринки в офисе – что бы вы ни делали, вы станете заметным человеком, а не просто сотрудником за столом в дальнем углу. Любая деятельность, не связанная напрямую с должностными обязанностями, формирует образ активного, уверенного в себе успешного профессионала. Такие люди делают успешную карьеру.

Отслеживайте динамику

10-балльная шкала – отличный инструмент для наблюдения за своим состоянием при работе над самооценкой. Начертите на бумаге вертикальную шкалу, где нижняя точка – 1, а верхняя – 10. Перед выполнением каждой их техник, описанных выше, прислушайтесь к своему состоянию: на сколько баллов вы оцениваете уровень своей профессиональной самооценки в данный момент? Поставьте галочку напротив соответствующей отметки на шкале. Выполнив одну из предложенных практик, оцените свое состояние и поставьте новую отметку.

С помощью такой шкалы можно понять, какой из методов оказался для вас наиболее эффективным. Через какое-то время – две недели, месяц или два – вы увидите, что ваша самооценка растет, а вслед за ней уровень вашего счастья и удовлетворенности жизнью.

Читайте также:

Люди больше не нужны: кошка Mittens, Replika и другие наши ИИ-друзья

Хлам с экранов: как быть с девальвацией интернет-контента

Держись и пиши: как преодолеть страх белого листа

Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 дек 2024
7 354
Лучшие подарки для редакторов и авторов на Новый год: топ-11 идей

Собрали идеи и рекомендации у коллег — вам больше не нужно ломать голову, что подарить профессионалу.

20 дек 2024
885
17 ярких мемов, которые лучше всего описывают 2024 год

Посмеемся снова и над грустным хомяком, и над «Оплата у психолога не прошла», и над турецким стрелком, и над другими мемами уходящего года.

20 дек 2024
2 020
Что точно даст брендформанс: 9 главных задач

Это очень емкое понятие и включает всё от формирования спроса до возврата клиентов.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.