Мы и раньше говорили, что из разряда развлечений соцсети превратились в обязательную статью расходов для каждого бренда. За 2020 год потребители привыкли общаться со всеми в режиме онлайн и вряд ли откажутся от интернет-коммуникации с брендами в соцсетях и мессенджерах. Это значит, пользователи станут ближе бизнесу, чем раньше, а потому и работать с ними нужно будет аккуратнее: агрессивное продвижение уступит свое место вежливому общению и искреннему вниманию к потребностям клиента.
Спросили у экспертов, какие еще «глобальные» тренды SMM можно ждать в 2021 году.
Сторителлинг, долгие «прогревы» и stories
Сначала люди разлюбили лонгриды, потом отказались от постов. Эксперты утверждают, что в 2021 году любовь к stories только возрастет. Правда, удерживать внимание пользователя будет все сложнее: придется подключать приемы драматургии и геймификацию.
Как копирайтера меня это несколько расстраивает, но тексты в соцсетях отходят на второй и даже на пятый план, несмотря на усилия Instagram создать гайды и лонгриды. Они работают на «оставаемость» в блоге, а вот привлечение и вовлечение аудитории полностью ушло в stories.
Игры, викторины, серии видео в разных форматах и ракурсах целиком забивают эфир пользователей. Заказчики сами требуют не менее 7 stories в день.
Stories – это про искренность и быструю реакцию. А еще это про сюжеты, заимствованные из «Санта-Барбары» и «многоходовочки».
Изобилие товаров и услуг сделало аудиторию более разборчивой и привередливой. Продажи «в лоб» больше не работают. Отсюда появились «прогревы» – постепенное, ненавязчивое формирование потребности в продукте перед тем, как анонсировать товар или услугу. Чем дороже продукт, тем дольше прогрев. Это не тренд, а качественно новый подход к продажам в Instagram, способный монетизировать даже микроблог.
Навязчивые, наигранные и продуманные до мелочей прогревы остаются в прошлом вместе с отживающей эпохой фальшивого инфобизнеса. Открытость, искренность и несовершенства – вот что в тренде.
Эксперты отмечают, что stories сейчас работают как сериалы: им веришь, их смотришь до конца, им хочешь подражать.
Читатели хотят видеть не достоинства товара, а истории таких же людей, которым можно сопереживать. Сторисмейкеры создают вдохновляющий текст: определяют идею, составляют естественный сценарий, раскрывают личность героя. Работая «на опережение», они прогревают аудиторию перед продажей нового товара, уже на старте делая его популярным.
К 80-летию бренда LEGO Group представила 17-минутную LEGO Story – трогательный мультфильм об основателе фирмы, прошедшем путь от бедного мастера игрушек до главы всемирно известной компании. Зрители полюбили историю: более 30 миллионов просмотров на YouTube и положительные комментарии поклонников конструктора говорят сами за себя.
Хотя stories – инструмент динамичный и требующий постоянного креатива, важно следовать своему основному направлению и держать в голове миссию бренда.
Читатели доверяют профессионалам, буквально живущим своей темой. Вчерашние гуру детской психологии, сегодня позиционирующие себя как специалисты по инвестициям, уже не вызывают симпатии.
Непрерывно меняющиеся темы постов наводят на подозрение, что человек либо никак не определится с любимым делом, либо не достигает успеха ни в одной сфере. Он вряд ли может передать глубокие знания или предоставить услугу высокого качества.
YouTube-канал Валентина Петухова, известного как Wylsacom, открылся в 2011 году. Все это время блогер остается в рамках излюбленной темы: игры, умные гаджеты, обзоры техно-новинок. Именно поэтому он занимает верхние строчки в рейтингах, а к его мнению прислушиваются 10 миллионов подписчиков.
Экспертность и личный бренд
Если раньше брендам достаточно было показывать «закулисье» и выкладывать фото своего продукта, в 2021 году над имиджем в сети придется попотеть: экспертность, репутация, баланс личного и рабочего – создавать «правильный» портрет отдельного специалиста или целой компании теперь крайне сложно.
Личный бренд – это наш основной актив. Чем больше жизненных постов, историй, непрекращающегося сериала с эмоциональными качелями, тем выше вовлеченность и интерес к блогу. Причем большую популярность захватывают руководители действующих бизнесов, которые наконец увидели толк от личного присутствия в соцсетях. Эта тенденция будет только усиливаться.
Конечно, над блогами руководителей и крупных блогеров работают команды – это практически продюсерский центр с штатом из маркетолога, фотографа, видеооператора, копирайтера, дизайнера, контент-менеджера, которые действуют по единой SMM-стратегии.
Чтобы продать продукт, нужно не только показать его УТП, но и «душевность»: что-то сделано вручную, какую-то деталь выполнили из переработанных материалов, где-то процент от выручки уйдет на благотворительность.
Людям в 2021 году будет как никогда важно видеть, что за приобретаемым товаром стоят глобальные процессы и другие живые люди.
Человек покупает у человека – это стало аксиомой продвижения. Характер, история, взгляды блогера интересны читателю, а экспертные посты «без лица» и фото со стоков скучны и вызывают отторжение. Мы с любопытством следим за жизнью других людей, привязываясь к ним.
Можно по-разному относиться к Ольге Бузовой, но ее личный бренд раскручен до невероятных высот. Она умеет показать себя и может продать любой продукт: украшения, одежду, воду, лишь мелькнув с ним в сети. Каждый ее пост видят миллионы подписчиков, активно обсуждают, делятся с друзьями. Компании готовы платить большие деньги за такую эффективность.
Новая искренность и коммерциализированная близость
На мой взгляд, общение – главный тренд, который сохранится и после пандемии. Жажда искреннего внимания, диалога движет аудиторией, поэтому мало только вовлечь людей, с ними нужно подружиться.
Задача SMM-специалистов – проявить эмпатию, удержать фокус на формировании крепкого комьюнити. Нужно поддерживать и даже самим инициировать дискуссии в комментариях, задавать вопросы, искать ответы в вашей сфере вместе с пользователями, шутить (если можете, конечно). При всем этом важно быть искренними. Пластмассовые ответы на комментарии «для галочки», вымученные скрипты и пустые эмодзи только оттолкнут.
Одной драматургии в 2021 году будет недостаточно: после каждого эпизода сериала теперь нужна автограф-сессия и беседа с режиссером. Чтобы «продать» следующую часть контента или продукт бренда, важно переживать с потребителями одни и те же события, общаться близко и качественно.
Компании стремятся заинтересовать клиента и сделать так, чтобы желание купить товар сформировалось само собой. Его демонстрируют не на глянцевых промо-фотографиях, а в повседневной жизни, делятся любопытными фактами о производстве и идеями использования.
Покупатель, который не ощущает навязывания, более лоялен к продукту и, скорее всего, не раз вернется, чтобы снова приобрести его.
Пресловутая «естественность» в подаче и визуале становится еще более востребованной: вместо 3D-визуализаций пользователи ждут UGC, а вместо продуманной наперед ленты – симпатичный, но не вымученный фоторяд.
Cегодня CEO крупной организации может провести онлайн-встречу, сидя дома в пижаме, поделиться этим в социальных сетях и привлечь еще больше подписчиков.
Мы, в свою очередь, вовремя среагировали на известные перемены и внедрили up-to-date рубрику, посвященную авторским советам от экспертов компании. Поднимая вопросы, с которыми каждый день сталкиваются пользователи социальных сетей (секреты персонального тайм-менеджмента, лайфхаки онлайн обучения и прочее), мы транслируем свои ценности вовне и сокращаем дистанцию с читателем, демонстрируем, что он один из нас.
Большое значение приобретет «закулисье»: людям будет как никогда интересно следить за внутренней кухней компаний. Важно знакомить аудиторию с работниками фирмы, ее традициями и другой внутрянкой, хотя и увлекаться этим тоже нельзя, чтобы случайно не вернутся в эпоху зарождения коммерции в Instagram.
Чтобы стать другом, фирмы пускают пользователя за кулисы, показывают, что за продуктом стоит реальная живая команда со своими эмоциями, характерами и развлечениями. Личные посты с мнениями, зарисовками из быта, вопросами к аудитории вызывают неподдельный интерес и никогда не проходят незамеченными.
Чем больше мы узнаем людей, тем ближе они становятся. Откровенность подкупает, и именно таким компаниям доверяют и приносят деньги, как родным, которые не подведут.
На сайте и в соцсетях издательства «МИФ» целые разделы посвящены внутренней «кухне». Репортажи о праздниках, благотворительности, размышления о книгах и чтении, смешные фотографии коллектива. Ни одна страница этого раздела не призывает здесь и сейчас приобрести книги издательства. Контент работает на более долгую перспективу, формируя образ бренда как «своего».
Люди устали от слишком активных продаж, и SMM-сфера становится все более «человечной». В центре внимания личности продавца и покупателя – вдохновляющие истории успеха и откровенность.
Клиповая реальность а-ля TikTok
Нет, это не очередная история про то, что все должны переходить в TikTok. И даже не про то, как сильно TikTok изменил мир digital. Скорее наоборот, это мы изменились настолько, что появился TikTok. Он предложил нам формат, о котором мы все тайно мечтали: смешные, увлекательные, полезные ролики длительностью от 6 секунд до 1 минуты. В них сразу есть все: и текст, и красивая картинка, и содержание.
Другие соцсети не пытаются подражать TikTok, а просто перенимают его положительный опыт. Так появились Reels в Instagram, например.
То. Что формат коротких видео стал популярен, не значит, что будущее SMM есть только в TikTok. Это просто повод задуматься над тем, каким вообще должен быть контент: ярким, необременительным, быстрым и динамичным. Неважно, на какой площадке он будет таким, пусть даже в «Моем мире».
Интересное видео по теме: «Instagram Reels: лайфхаки продвижения в России».
Посты отошли на второй план, а вся активность перешла в stories: вовлечение, прогревы, продажи, общение.
Судя по нововведениям, приемником stories вполне могут стать Instagram Reels. Формат, который отлично зарекомендовал себя в TikTok, в обозримом будущем может стать новым трендом Instagram.
Легко создавать, легко смотреть – таким должен быть контент сегодня. Плохая новость: то, что выглядит простым и смешным, часто требует сложного продакшена. Хорошая новость: если у вас классная команда, можно «пилить» работающий контент вообще без бюджета. Пора оглянуться по сторонам.
Еще один тренд, который пришел к нам из TikTok, – ремиксы. Теперь даже необязательно создавать новый контент. Можно по-своему повторять то, что уже стало популярным, и надеяться на успех. Это никого не возмутит: людям даже интереснее смотреть на то, насколько разными могут быть ролики в рамках одного «челленджа».
В 2020 году у TikTok был колоссальный рост. Бренды все чаще используют его как новый и эффективный способ взаимодействия с аудиторией.
Контент-мейкеры быстро адаптируются под тренды и готовы десятками выпускать креативы, снятые на IPhone или другие устройства. Да и сам TikTok проводит большую кампанию, обучает пользователей и бренды, которые впервые работают на платформе.
В то же время, частой проблемой брендов является медлительность в создании контента, а у рекламных агентств другая беда – продакшен нередко бывает очень дорогим.
Главная тенденция – использование блогеров как создателей контента. Так можно избежать долгих согласований материалов и больших расходов. Выиграть в будущем, оправдывая потраченный бюджет. Самое важное, чтобы маркетологи крупных компаний, выходящих в TikTok, были готовы дать немного больше свободы творчества в реализации рекламных концепций.
У TikTok много возможностей. Например, популярный тренд – это большие официальные челленджи. Это красиво и дает большие охваты. Аудитория с удовольствием принимает в них участие, особенно если есть конкурсная механика. Например, прошедший TikTok-челлендж банка «Открытие», приуроченный ко Дню Матери, #ПорадуйМаму «зашел» разнообразной аудитории, набрав более полумиллиарда просмотров.
Проще – не значит хуже. То, что было создано человеком лишь из развлекательных соображений, сегодня становится эффективным инструментом для повышения привлекательности бренда в медиапространстве.
TikTok, истории от первого лица, шутки и гифки – это именно то, чего мы так долго ждали в череде эмодзи и нарочито бюрократичного / излишне неформального стилей подачи сообщения. Берите пример с изложения мыслей на «Хабре», и не прогадаете.
Новые формы общения
24 % уже сегодня предпочитают тексту общение с голосовым помощником. В росте это число не остановится: voice assistants теперь все чаще будут появляться не только в дорогих гаджетах, но и внутри приложений, и даже на простеньких сайтах. Впрочем, и без сайтов у технологии все будет хорошо: к середине 2021 года, по прогнозам исследователей, более 7,5 миллиардов устройств будут снабжены встроенным голосовым помощником.
Голос предпочитают не только в плане системного общения. Вспомните хотя бы подкасты – такой востребованный сегодня жанр медиа.
Эксперты наблюдают появление и других важных, интересных способов коммуникации с клиентов. Например, продолжают развиваться чат-боты, общение с бизнесом в целом стало проще и доступнее, многие площадки (в том числе Instagram) запускают свои мессенджеры внутри платформ.
Еще одно наблюдение – автоматизация коммуникации во всех соцсетях, которая замыкается на чат-ботах без привязки к конкретной соцсети. Там и рассылка, и оплаты, и все, что угодно. То есть трафик идет из соцсетей и замыкается в одной точке. Это касается и инфопродуктов, и даже простых услуг типа ремонта брюк в ателье.
Сохраняется общая тенденция на омниканальность: важно быть везде, чтобы точки касания и облако контента приводили клиентов.
Организация прямого диалога и поиск новых форм сообщения. В 2021 году диалоги с подписчиками во время прямой трансляции или проведение активностей, направленных на сближение с аудиторией, участятся.
Мы, например, стали чаще запускать тематические опросы в Telegram-канале, и подписчики стали чаще проявлять свою заинтересованность в ИТ-тематике.
«Поиск себя» для компаний в цифровом пространстве сегодня не возбраняется. Более того, новая рубрика или подход в глобальном смысле – уже нацеленность на успех: время от времени разрабатывая новый концепт подачи сообщения, вы рано или поздно останетесь в выигрыше.
В следующем году еще более актуальной станет тема управления репутацией. Бренды пришли к пониманию, что фейл удалить из сети невозможно, а следовательно, провалы надо отрабатывать, а не прятать.
Благодаря социальным медиа недовольные покупатели, защитники прав и свобод находят короткий путь, чтобы достучаться до компании, публично озвучить свою позицию или отношение к бренд-амбассадору, оценить качество товара. На каждое такое заявление нужен, так скажем, персонализированный ответ. Этот процесс нельзя автоматизировать с помощью ботов и заранее заготовленных ответов-отписок. Очевидно, что с задачей не справятся и школьники. Бренд должен быть готов аргументированно отвечать, действительно разбирать кейсы и вдумчиво общаться с аудиторией. Это относится как к крупному, так и к среднему бизнесу.
Еще один тренд – развитие Instagram как мессенджера. В частности, «Директе» постепенно появляются такие функции как селфи-стикеры, совместный просмотр IGTV во время видеозвонка, пересылка сообщений другим пользователям, ответ на конкретное сообщение, эмоджи-реакции, смена цвета чата и отправка «сгорающих» после просмотра сообщений. С недавних пор в рекламном кабинете появилась еще и возможность запустить рекламу в «Директе».
Инфлюенсеры
Блогеры – это классно, и они все еще продают, но… Мы все смертельно устали от блогеров. Компания Bazaarvoice опросила пользователей из Германии, Великобритании и Франции и получила вот такие выводы:
- 47 % пользователей недовольны однотипным контентом;
- 23 % отметили ухудшение качества рекламных кампаний от инфлюенсеров;
- 62 % согласились, что блогерский контент «искажает представление о реальной жизни»;
- почти 50 % поддерживают введение более строгих правил для инфлюенсеров.
Подписчики ждут от блогеров живости и глубины, а власти ждут подчинения букве закона. Такова вторая тенденция influence-маркетинга – налогообложение рекламных публикаций, более строгий контроль за содержанием кампаний.
Где нет естественности и доверия, но есть штрафы и дополнительные платежи, там бренду будет некомфортно. Компании еще активнее начнут обращаться к микроблогерам – коммуникация с ними сегодня намного проще и доступнее, чем с маститыми инфлюенсерами.
Блогером сейчас мечтает стать практически каждый, и такие возможности реально есть. Кроме стандартных бирж блогеров появились площадки типа Perfluence, где крупные компании типа «Литреса», «Перекрестка» и того же iHerb активно предлагают рекламу микроблогерам с небольшим числом подписчиков за минимальный процент от продаж.
Региональные компании сами находят микроинфлюенсеров и предлагают им сотрудничество. Например, клиника предложила маме-блогеру, купившей у них патронаж, рекламировать клинику. За деньги, разумеется. Такая тенденция будет только расти.
Решение глобальных проблем
Самое «вкусное» оставили на потом. 2020 год стал переломным моментом в части освещения и решения глобальных проблем человечества. Теперь общение на тему коронавируса, экологии, защиты животных и других проблем – это не отличительная черта некоторых компаний, а must have абсолютно для всех, что хочет найти последователей среди пользователей соцсетей.
Кроме того, пришло время стать внимательными к ментальным и социальным проблемам: стать более инклюзивными и толерантными, чаще затрагивать тему психического здоровья. Пользователи ждут от компаний понимания и сострадания.
Еще один запрос аудитории – открытость и честность. Брендам теперь придется постараться, чтобы создавать контент, к которому невозможно будет придраться: целой командой проверять факты, «тестировать» подходы на себе и друзьях, стойко отвечать за ошибки и следовать правилам соцсетей.
2020 год в очередной раз доказал, что социальные сети могут влиять на мир. Сейчас люди верят в силу соцсетей как никогда раньше. Они готовы спасать фауну Камчатки, тушить пожары в Сибири, оказывать поддержку тем, кто находится в трудных жизненных ситуациях. Один в поле не воин, но в соцсетях нас много, и вместе мы сила.
Пользователи будут особенно лояльны к брендам, социально ориентированным на решения общечеловеческих проблем.
Вывод
Оставляем позади формальные отписки и эгоцентризм. В 2021 году нас ждет решение серьезных мировых проблем, чуткость к потребителю и общение один на один с каждым клиентом. Вы уже готовы к этому?
Stories действительно остаются трендом в 2021 году. Каждый, кто пользуется Instagram, даже если и не ведет его активно, замечал, что веселая stories набирает больше просмотров и реакций, чем вдумчивый пост. Это живой пример того, что stories как инструмент улучшает показатель вовлеченности.
Кроме того, он знакомит пользователя с компанией, формирует лояльность к бренду. Достичь такого результата можно, выкладывая «внутреннюю кухню» предприятия.
Неважно, строительная это компания, компания по производству террасной доски или салон красоты. Всегда интересно наблюдать, как происходит процесс изготовления продукции, предоставляются услуги, проходит отгрузка, что делают сотрудники компании в рабочее и нерабочее время.
Даже если пользователь никогда не обращался за услугами компании, он привыкнет к ней, у него создастся впечатление, что компанию он знает уже давно. В итоге это повлияет на принятие решения о покупке товара или услуги.