Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Типографика в дизайне сайта: основные понятия Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

А что это вообще такое? Типографика в веб-дизайне (а мы будем говорить именно про него) – это наука оформления текста на сайте. Правила типографики созданы для того, чтобы текст был удобен для чтения и подталкивал пользователя к совершению целевого действия: купить товар, оформить подписку, дочитать статью до конца. Получается, типографика работает в тесной связке с UX-дизайном – мы к этому еще вернемся.

Большие элементы. Последние несколько лет в тренде большие шрифты – чем крупнее, тем лучше. Почему так? Большие шрифты воспринимаются лучше, прочитать их не составляет труда. Однако есть и исключения: например, в дизайне бренда холодного кофе CoolBrew используется мелкая типографика. По словам одного из создателей, «массивный системообразующий символ контрастирует с мелким шрифтом, но не забирает на себя все внимание. А мелкая типографика гармонично заполняет пространство, добавляя дизайну премиальной эстетики».

Мелкая типографика в дизайне

Выравнивание. Считается, что оптимальным является выравнивание текста по левому краю. По ширине, по правому краю или, боже упаси, по центру нужно применять очень осторожно. Исключение – подзаголовки или микротексты в несколько слов, которые могут располагаться друг под другом.

Голос бренда на сайте определяет взаимоотношения компании и потребителей. Вот основные правила подобных текстов:

  • Определитесь со стилем общения. Деловой, дружеский, немного фамильярный – все зависит от вашего позиционирования на рынке.
  • Придерживайтесь единой манеры – или ты, или вы.
  • Вступайте в диалог с пользователем, объясняйте значение графических элементов, а не раскидывайте их по странице в надежде, что сам разберется.
  • Не используйте термины и профессиональный жаргон – говорите так, чтобы вас поняли.
  • Говорите о пользе для потребителя, а не о том, что нужно вам.
Голос этого бренда – спокойный, дружественный. Единственное, что смущает – все о нас да о нас, а не о клиенте

Длина строк – какой она должна быть? Слишком длинная мешает понять суть: пока дойдешь до конца – забудешь, что было в начале. Короткая – тоже ничего хорошего: только и будешь стрелять глазами от начала к концу строки. Если не знаете, какой должна быть золотая середина, расслабьтесь: все уже вычислено. Оптимальный размер строки для декстопной страницы – 55-65 символов. Для мобильной версии – 30-40 символов. Пользуйтесь.

Заодно расскажем о двух забавных терминах – вдовах и сиротах. Так на профессиональном жаргоне называются висячие строки. «Вдовы» – это одинокие слова на строке, которые остаются в конце абзаца или страницы. «Сироты» – висячие строки, которые убежали на новую страницу. От них нужно избавляться.

Есть ли разница между типографикой и версткой? Ну конечно! Типографика – это правила оформления текста, верстка – процесс его распределения на странице. Версткой занимается верстальщик или дизайнер, и вот тут возникает частый косяк. В угоду дизайну коверкается текст – а должно быть наоборот! На сайте текст всегда важнее графики. Сам по себе дизайн сайта не подтолкнет пользователя к совершению целевого действия: не продаст ему товар, не подпишет на рассылку. А вот вкупе с текстом – запросто! Поэтому важно расставить приоритеты.

«Дежурка» говорит, что это круто. Мне не нравится – сильно отвлекает от текста. А вам как?

Ёлочки или лапки? В русском языке предпочтительнее елочки. Не спрашивайте, чем они лучше лапок – так сложилось. Лапки используются, когда надо поставить кавычки внутри кавычек или в рукописном тексте. А еще есть железный способ определить новичка в копирайтинге. Матерый автор автоматически будет ставить елочки – даже если в ТЗ или редполитике об этом не сказано.

Жена Стива Круга не была веб-дизайнером, но суть ухватила точно. В своей книге «Веб-дизайн» писатель приводит слова супруги (на картинке). Упрости жизнь своему читателю (клиенту) – не заставляй его продираться сквозь нечитабельный текст и преодолевать трудности. Пусть идет по страницам легко, словно на лодочке плывет, преодолевая мели, водовороты и водопады. Подробнее этого мы коснемся, когда дойдем до буквы Ю.

Это работает везде, и в типографике в том числе

Заголовки набираются по принципу пирамиды. Основной заголовок – крупным шрифтом, подзаголовок (если есть) – поменьше, остальной текст – еще меньше.

Заголовок и подзаголовок статьи в нашем блоге

Дизайнеры советуют не набирать заголовки капслоком: говорят, так человек воспринимает заголовок как изображение и не вчитывается в текст. А значит, все советы, как сделать заголовки интересными и интригующими, бесполезны.

Текст заголовка, набранный на фото (как на картинке выше), – отдельная тема. Важно, чтобы он не слился с фотографией. А весь остальной текст – с фоновым изображением страницы, если оно имеется. Для этого лучше затемнить фотографию или публиковать текст на наиболее темных участках фона.

Инструменты для создания типографики легко находятся в интернете. Даем список ресурсов с бесплатными шрифтами:

Еще больше инструментов – в статье нашего блога 76 ресурсов для тех, кому нужен бесплатный дизайнерский контент.

Кегль, кернинг, трекинг и прочий интерлиньяж – слова из лексикона верстальщика. Кегль – высота буквы. Кернинг – интервал между буквами. Причем между разными буквами он может быть разным – чтобы читалось лучше (изменение расстояния называется трекинг). Интерлиньяж – расстояние между строками. Обычно он делается в 1,5 раза больше кегля.

Логотип тесно связан с типографикой. В зависимости от того, какой посыл несет ваш бренд, используйте шрифт традиционный, минималистичный или, наоборот, декоративный. Многие компании разрабатывают собственные уникальные шрифты – об этом поговорим чуть ниже.

Логотип Google с простой и четкой типографикойИ лого Disney с фантазийным шрифтом

Еще момент: если в веб-дизайне допустимо использования нескольких шрифтов на странице, в дизайне логотипа достаточно одного. И еще: лого – это надолго, на несколько лет уж точно. Подумайте, будет ли актуальным ваш шрифт, когда тренды дизайна сменятся.

Микротексты – это не полноценные новости, статьи, продающие тексты. Микротексты могут состоять из одного или нескольких слов – например, разделы меню, фильтры для выбора товаров в интернет-магазине, надпись на кнопке СТА, надпись в форме заказа и так далее. Для таких текстов тоже есть свои правила.

  • Используйте узнаваемые выражения. К любому слову можно подобрать синонимы, но это тот самый случай, когда лучшее – враг хорошего. В микротекстах используйте формулировки, которые знакомы большинству пользователей. Даже не так – которые ПРИНЯТО использовать в этом контексте. Чем более предсказуемо выглядит интерфейс – тем больше вероятности, что человек щелкнет на кнопку.
  • Сокращайте все лишнее. Например, если вы раздумываете, что лучше написать на кнопке – «Оставить заявку на обратный звонок» или просто «Обратный звонок» – без сомнений выбирайте второе, такой текст будет считываться быстрее.
Сколько вам нужно, срок кредита – все кратко и понятно
  • Однако если ваша ЦА – не очень опытные пользователи, тогда лучше писать более длинно. Или под основным предложением (записаться на консультацию, заказать товар) писать текстовое пояснение – для удобства.

Новички часто допускают ошибки в типографике. О некоторых мы уже писали: смотрите буквы В, Г, Д, З… Какие из них самые распространенные:

  • Много разных шрифтов на одной странице. Считается, что максимальное количество шрифтов – три.
  • Нечитаемые шрифты. Многие начинающие дизайнеры увлекаются всевозможными красивостями, которые мешают воспринимать текст. Помните, главное – удобство читателя, а не личные амбиции и погоня за уникальностью.
  • Неструктурированный текст – об этом чуть ниже.
  • Стандартные ошибки в написании символов: пробелы там, где не надо, или их отсутствие, кавычки-лапки, дефис вместо тире, точка в конце заголовка и другие. В редполитике нашего блога есть памятка по написанию этих символов.

Объединение – одно из базовых правил UX, которое относится и к типографике. Оно гласит: схожие элементы воспринимаются как единое целое. Это могут быть иконки, выполненные в одном стиле, шрифты в разделе меню, сами микротексты, поля в форме заказа. Поэтому если вы хотите не рассеивать внимание пользователя, а наоборот, заострить его, – оформляйте все одинаково.

Вот пример с сайта одного мобильного оператора. Вроде все выровнено, но если присмотреться – видно, что единообразия в пунктах меню нет. В названии разделов мирно соседствуют существительные и глаголы, «Развлечения» и «Приложения» почему-то соединились в одно.

На мой взгляд, довольно разношерстное меню

Примеры отличной типографики разбросаны по всей статье. Приведу три своих фаворита.

Можно кликнуть по каждой книгеПройдите по ссылке на сайт – не пожалеетеКуда же без него

Роберт Брингхёрст («Основы стиля в типографике»), Джеймс Феличи («Типографика: шрифт, верстка, дизайн»), Элам Кимберли («Графический дизайн. Принцип сетки»), Эрик Шпикерман («О шрифте»), Владимир Лаптев («Типографика. Порядок и хаос»), Александра Королькова («Живая типографика») – все эти авторы старались для нас. В их книгах вы найдете основы основ, примеры типографики XX-XXI веков и даже забавные истории.

Структуризация текста – важный фактор. Любой текст нужно форматировать: добавлять заголовки и подзаголовки, разбивать на абзацы (не слишком длинные), делать списки, в лонгридах ставить оглавление, чтобы читателю было удобнее.

А вот цветом структурировать текст лучше не надо – по крайней мере, не перебарщивать с этим. Это отвлекает внимание читателя и создает ощущение мешанины. То же самое касается выделения основных мыслей жирным, курсивом и, упаси боже, капслоком.

Тексты основной и дополнительный верстаются по-разному (привет, Кэп). Основной идет сплошным куском и предназначен для линейного чтения. Дополнительный – тот, что поясняет и раскрывает суть основного, может использоваться по желанию. Если необходимы примечания, их помечают в тексте звездочкой и раскрывают в конце текста. Если в тексте используется цитата, ее часто выделяют курсивом. Наиболее важные мысли лучше преподносить в виде врезок. Собственно, так и оформляются статьи в блоге «Текстерра».

Уникальность – пожалуй, основная тенденция веб-дизайна последних лет. По словам Святослава Грошева, руководителя отдела дизайна TexTerra, бренды все чаще используют собственные шрифты. Это добавляет бренду индивидуальности, особенно если свой шрифт – элемент фирменного стиля и используется везде. Уникальность проявляется не только в шрифтах – популярно нестандартное расположение текста и заголовков. Главное, опять же – не переборщить и не дезориентировать читателя («Где я? Что тут происходит?»).

Фирменный стиль компаний также стремится к упрощению. Достаточно посмотреть, как меняется типографика логотипов известных брендов.

С годами яблочко становилось все минималистичнееРисованный король уступил место лаконичному логотипу

Хотя есть и исключения. Создатели нового логотипа Zara просто проигнорировали все, что мы тут написали. Тенденция к упрощению, свободное пространство, большие крупные шрифты – не-е-е, не слышали.

Было – стало

Мнения дизайнеров разделились: от «Логотип индивидуальный, с оттенком ретро и отсылкой к журналам про моду» до «Будто бы это уже не логотип модного дома, а “логосик” где-то на базаре». И даже так: «Как минимум лого перестал быть скучным, как надпись ЛЕНИН на Мавзолее». А вы как думаете?

Холивары на тему «Шрифты с засечками / шрифты без засечек» продолжаются до сих пор. Раньше считалось, что шрифты с засечками не подходят для веб-дизайна. «Старый принцип юзабилити для интернет-типографики был прост: придерживаться шрифтов без засечек. Поскольку компьютерные экраны паршиво отображали засечки, использование таких шрифтов в тексте приводило к размытым буквам», – писал специалист по UX Якоб Нильсен. Сейчас, хвала богам, такой проблемы нет – а значит, ограничения на засечки могут сниматься. По большому счету, наличие и отсутствие засечек – не основной критерий. А что главное – расскажем в пункте «Ч» нашей азбуки.

Как делаем мы? «Шрифты с засечками очень хорошо вписываются в современный дизайн, но я бы не советовал их использовать во всех проектах. Они могут быть эффектно реализованы в качестве заголовков», – говорит дизайнер Святослав Грошев. Вот так мы и делаем на сайте и в блоге «Текстерры». Посмотрите на этот текст и вернитесь к заголовку – там совсем другой шрифт.

Цвет текста тоже имеет значение. Не будем городить огород и скажем, что лучше черного на белом или белого на черном ничего еще не придумали. Окей, серый вместо черного тоже достойно смотрится. Да и белый на темно-синем/красном/зеленом вполне подойдет. Сейчас в моде еще одна достойная альтернатива – прозрачность.

Смотрится очень интересно!

Важные текстовые блоки можно выделять цветом, чтобы привлечь внимание пользователя. Контрастная кнопка СТА – классический пример. В этих случаях сам текст точно должен быть черным или белым – иначе читатель забьется в падучей. Особенно если будете сочетать вырвиглазные цвета – красный на зеленом или синий на желтом. Думаете, такие сайты остались в прошлом? В основном да, но есть еще доисторические образчики.

Читабельность важнее всего. Да, даже важнее устоявшихся на первый взгляд правил. К слову, вы можете благополучно эти правила игнорировать, опираясь лишь на то, насколько удобно пользователям и насколько текст на сайте помогает им совершить целевое действие. Все! Чтобы это понять, экспериментируйте, проводите А/В-тестирование, спрашивайте напрямую, нравится ли вашим читателям типографика и что можно изменить.

Шрифты – наконец-то мы до них добрались! Опишем кратко свежие тенденции:

  • Крупно, как можно крупнее! Особенно хорошо большие шрифты смотрятся вместе с минималистичным дизайном.
  • Уникальные шрифты, разработанные специально для конкретного бренда или ресурса.
  • Контурные шрифты помогают грамотно расставлять акценты на нужных частях текста.
  • Шрифты с засечками – ну вы поняли.
  • Выбирайте адаптивные шрифты, которые будут одинаково хорошо читаться и в декстопной, и в мобильной версиях. На смартфоне нереально прочитать слишком маленькие буквы, а постоянно увеличивать изображение быстро надоест.

Shit happens. Терминов на эту букву маловато – идем дальше.

Эмодзи являются хорошим дополнением к тексту - конечно, если это уместно. На сайте машиностроительного завода веселые смайлы вызовут недоумение (хотя вспомним известный «Кубаньжелдормаш» и улыбнемся), а на развлекательном портале зайдут на ура. Конечно, эмоции можно выражать и в текстовом виде, но люди уже настолько привыкли к смайлам, что воспринимают их легче.

Юикс, или UX – это не только про дизайн. Это и про типографику. С помощью текста можно (и нужно!) взаимодействовать с пользователем, вести его сквозь страницы сайта к целевому действию: оформить заказ, подписаться на рассылку, зарегистрироваться на сайте. Вот почему все тексты на сайте должны быть в первую очередь читабельными, во вторую – понятными. В идеале у пользователя вообще не должно быть сомнений, переходить по ссылке или нет, нажимать кнопку СТА или не стоит. Лишние сомнения – лишние печали и препятствия на пути к целевому действию, а нам это совсем не нужно.

Как-то совсем не замотивировали нажимать на кнопку…

Я недавно закончила курх «UX-специалист» и частичкой полученных знаний поделилась с вами в статье. Надеюсь, было интересно!

Поделиться статьей:

Новое на сайте

26 апр 2024
196
50% россиян предпочитают получать рассылки компаний в мессенджерах

Разбираемся, так ли это и стоит ли использовать рассылки в маркетинге — и какие именно.

26 апр 2024
132 506
30 готовых преимуществ вашей компании для сайта или лендинга

А на сайте вашей компании есть раздел «Почему мы» или «Наши преимущества»? 

26 апр 2024
146 178
Как создать интернет-магазин с помощью WordPress и WooCommerce – подробный гайд

Наше подробное руководство научит вас работать с этой платформой и поможет создать интернет-магазин.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.