Огромная часть сайтов под ключ (нижнего ценового сегмента) – это сайты, которые имеют так называемый шаблонный дизайн.
Сегодня разберемся: что такое шаблонный и уникальный дизайн, в чем преимущества и недостатки каждого из этих видов дизайна, а также в каких случаях наиболее предпочтительным будет шаблонный дизайн, а в каких – уникальный.
Шаблон vs уникальный дизайн: пара общих замечаний
Выбор шаблонного или уникального дизайна тесно связан с функционалом сайта. Точнее – задачами, которые он должен выполнять. Так, если речь идет о визитке или лендинге, то шаблон может стать наилучшим вариантом.
Уникальный дизайн представляется наиболее правильным и эффективным решением, когда сайт «сложный» (с нестандартным функционалом) либо стоят задачи:
- повысить узнаваемость бренда;
- создать акцент именно на cуществующем дизайне компании;
- получить плюсы в юзабилити;
- сделать отстройку от конкурентов.
Рассмотрим достоинства/недостатки уникального и шаблонного дизайна подробнее.
Преимущества уникального дизайна
Уникальный дизайн сайта создается под требования компании в соответствии с ТЗ и с учетом специфики деятельности.
Уникальный дизайн создается с нуля. Здесь раскрывается главное достоинство такого подхода: дизайн веб-ресурса изначально максимально оптимизирован под нужды вашей компании. Вместо шаблонного меню и структуры вы получаете продуманное оформление.
Разработка уникального дизайна профессионалами дает следующие преимущества:
- эксклюзивность – уникальное оформление, которое не будет использовать ни один другой сайт;
- нацеленность на максимальную конверсию с учетом специфики вашего товара или сервиса. Когда над дизайном одновременно работает команда грамотных специалистов, удается воплотить не только эффектное графическое исполнение, но и сделать интерфейс/структурные/иные элементы сайта максимально эффективными, именно с точки зрения конверсий. SEO-специалист озвучит свои мысли по структуре и другим элементам сайта. UX-аналитик даст советы, связанные с наиболее предпочтительной реализацией юзабилити. Дизайнеры предоставят наиболее предпочтительные варианты страниц.
- учет специфики компании и ранее разработанного фирменного стиля – вы сможете озвучивать студии требования касательно каждого элемента на сайте, включая графический контент и структуру;
- эффективное отстранение от конкурентов, которые используют примитивные шаблоны и чьи сайты ничем не выделяются.
Святослав Грошев, руководитель отдела дизайна TexTerra:
«При работе над проектом с нуля нужно понимать, для какой аудитории предназначен продукт, какие задачи он будет решать. Хорошо, когда есть данные маркетинговых исследований, референсы, портреты пользователей. Любая вводная информация от клиента на старте проекта дает понимание целей и работы.
ТЗ – обязательный инструмент в работе над проектом. В нем указаны четкие требования и задачи, в рамках которых мы можем реализовать проект. Это могут быть технические ограничения или параметры, идеологическая информация по проекту, которой нам нужно придерживаться. Важным дополнением к ТЗ является бриф, который поможет клиенту ответить на дополнительные вопросы, которые он мог не учесть при постановке задачи на проектную группу. Разговор с клиентом помогает лучше прочувствовать задачу, выйти на один уровень с клиентом в понимании проекта. В целом общение является невероятно важной, я бы сказал, ключевой частью работы над проектом. Благодаря этому он будет выполнен успешно, и клиент останется доволен работой».
Недостатки уникального дизайна сайта
При всех преимуществах уникального дизайна, у него есть ощутимые недостатки:
- высокая стоимость – индивидуальный дизайн сайта, как правило, прописывается отдельной строкой в заключаемом договоре, и его цена может составлять чуть ли не половину стоимости всего проекта. Это объясняется работой не только профессионального дизайнера, но и трудом других специалистов, которые вовлекаются в процесс;
- большие временные затраты – хотя многое зависит от конкретного исполнителя, создание уникального дизайна сайта обычно занимает довольно много времени;
- могут требоваться доработки – дизайн, который создается с нуля, может быть красивым и функциональным. Но совершенно новое решение часто требует долгосрочной отладки – для нахождения багов и других проблем. Дизайн тестируется на совместимость/конфликты с другими элементами сайта, чтобы в дальнейшем избежать «падений» или иных ошибок.
Денис Зеленых, дизайнер TexTerra
«При доработке готового дизайна сначала нужно понять, что можно улучшить – для этого должна быть проблема, какие-то статистические данные или фидбэк от юзеров. Проблемы бывают разными, но чаще всего они связаны с целевым действием и глубиной просмотров, иногда это отказы и просто баги.
Если проблемы нет, можно работать с гипотезами для улучшения определенных показателей (например, для увеличения количества переходов). Для этого разработать несколько прототипов, протестить их на коллегах и респондентах. Наиболее удачные решения передать в продакшн. После реализации обновление можно выкатить для части пользователей и понаблюдать за их поведением. По итогу такого теста станет ясно, нужно что-то менять или стоит оставить как есть. В итоге это позволяет добиться оптимальных показателей».
Закажите разработку веб-дизайна и логотипа в «Текстерре».
Преимущества шаблонного дизайна
Шаблонный дизайн, как ясно из названия, возникает в результате использования готового шаблона сайта. Шаблоны распространяются через специализированные банки. Среди самых популярных – TemplateMonster, ThemeForest, Dribbble.
Шаблон содержит наработки структуры, графического контента, других элементов страницы. Многие начинающие предвзято относятся к шаблонному дизайну и считают его крупным недостатком для любого веб-проекта. На практике же ничего плохого в шаблоне нет – в некоторых случаях такое решение будет даже эффективнее, чем индивидуальный дизайн.
У шаблонного дизайна два главных достоинства:
- цена – шаблонный дизайн обойдется гораздо дешевле, чем уникальный. Если фраза «зачем платить больше» сейчас актуальна именно для вас, то шаблон может стать подходящим решением на первоначальном этапе создания сайта;
- высокая скорость внедрения – в отличие от уникального дизайна, который нужно еще создать, протестировать и внедрить, шаблон можно сразу установить на сайт. Для каждой CMS существуют огромные банки как платных, так и бесплатных шаблонов.
Кроме того, шаблоны достаточно разнообразны – несмотря на то, что шаблон поставляется, что называется «as it is», частично его можно настроить по своему усмотрению.
Скопинцев Вадим, генеральный директор студии «ЗЕКСЛЕР»
«Время и вложения зависят от нескольких факторов: какой тип сайта делаем: лендинг, квиз, интернет-магазин, сайт под продажу услуг. Если используем шаблоны на CMS или конструкторах, то от 10 дней и от 25 000 рублей. Правда ли, что шаблонный дизайн ухудшает конверсию и поведенческие метрики? Нет, прямой зависимости здесь нет. Вопрос в выборе шаблона, его адаптации и наполнении. Очень часто шаблоны сильно недоработаны, а заказчики не до конца понимают, что требуется много времени и сил для качественного заполнения сайта. И уже вот это влияет на поведенческие метрики (в том числе и конверсию как одну из этих метрик).
В целом шаблонные сайты подходят для проверки гипотез (быстрый старт с низким бюджетом), т. е. фактически для начинающих компаний (скорее даже ИП). Дальше сайт придется сильно дорабатывать (что по факту уже не будет шаблонным решением) и/или сносить и делать с нуля с учетом опыта, полученного на шаблоне».
Минусы шаблонов
Теперь о недостатках. Минусов у шаблонов довольно много, и целиком избавиться от них не удастся никакими способами.
Прежде всего, шаблон не может учитывать ваши индивидуальные потребности и пожелания. Шаблон такой, какой есть. Допилить его, конечно, можно, но встроить в него, например, брендинг компании, цвета, шрифты, логотипы очень сложно или просто невозможно, так как шаблоны практически полностью закрываются от редактирования. Так что вписать фирменный стиль в рамки дизайна шаблона полноценно уж точно не получится.
Другие недостатки шаблонного дизайна:
- повторы – на особо удачных шаблонах учатся сотни начинающих вебмастеров, создающих свои первые сайты. Поэтому не удивляйтесь, если встретите свой шаблон на каком-то другой сайте;
- платный функционал – более-менее красивые и функциональные шаблоны стоят денег. Даже если вы заплатили за шаблон, вас могут ждать неприятные сюрпризы в дальнейшем. Пример: вы хотите прописать на своем сайте скрипт, а футер/хедер просто закрыт от редактирования. Некоторые разработчики позволяют редактировать системные файлы темы сайта только после приобретения профессиональной версии шаблона;
Ограничение на изменение файлов темы – одна из самых неприятных особенностей платных шаблонов, которая связывает дизайнера буквально по рукам и ногам.
- скрытые ссылки – в теле шаблона могут содержаться URL, которые никак себя не проявляют. Однако краулеры поисковых систем видят всё – невидимые ссылки они особенно не любят, а если такая ссылка ведет на сайт сомнительной тематики (порно, гемблинг, наркотики, фарма), то ждите утраты позиций в SERP или даже полноценной пессимизации сайта. Так что обязательно проверяйте код шаблона на наличие скрытых и других сомнительных ссылок, которые могут навредить вашему сайту;
- общая техническая несовершенность – многие, даже платные и качественные шаблоны, имеют плохо оптимизированный код. Такие шаблоны могут конфликтовать с CMS, плагинами и другими элементами сайта. Некоторые шаблоны в силу своего технического несовершенства создают огромную нагрузку на хостинг.
Артем Федоров, ведущий дизайнер Red Collar
Любой сайт – не важно, шаблонный или нет – это запрос на решение задачи клиента через удовлетворение спроса пользователя. Сайт должен грамотно решать и те, и другие задачи. Если под поведенческими метриками мы подразумеваем пользовательский опыт, то шаблонные решения могут покрыть функциональные потребности – за счет того, что представляют собой опыт прошлого, проверенный временем. В то же время они могут не удовлетворять эмоционально-эстетические ожидания или неточно отвечать на жанровые предпочтения предметной области, для которой делается сайт. На уровне функции у шаблонных сайтов тоже могут быть проблемы: в компонентной базе самого шаблона при неверном использовании компонентной базы в рамках дизайн-паттерна. Шаблон – это компромисс между формой и функцией, между деньгами и гибкостью.
Вердикт. Когда выбирать шаблонный дизайн, а когда – уникальный
Если ваш бизнес уже приносит деньги, имеет фирменный дизайн-код, вы располагаете подходящим бюджетом и никуда не торопитесь, можно смело выбирать уникальный дизайн.
Если на сайте большое количество медиа-файлов: графики, видео, анимации, то некоторые шаблоны придется долго оптимизировать для корректного вывода всех этих элементов на экран. В таком случае разумнее делать индивидуальный дизайн изначально.
Шаблонный дизайн будет идеальным вариантом для стартапов: когда бюджет существенно ограничен и существуют риски, что продажи не пойдет в гору.
Дизайн – это невероятно важный аспект. Но, если ваш бюджет на веб-проект значительно ограничен, то на начальном этапе лучше вложиться в качественный контент, оптимизацию и адаптивность, например, а дизайн – сделать бесплатным на базе шаблона.
С точки зрения обычного посетителя сайта проблема «шаблон/уникальный дизайн» вообще не стоит. Посетитель, скорее всего, просто не поймет, что именно перед ним: полноценный, самописный графический проект или шаблонный дизайн. Конечно, при условии, что шаблон красивый и правильно кастомизирован.
Читайте также:
Сколько стоит хороший дизайн: 7 критериев оценки
7 главных требований к верстке сайта – актуально на 2023 год
17 наивных вопросов о лендингах: что учесть, на чем делать, и как повысить продажи