SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Почему язык диджитал-бизнеса – блеф и магия, а говорящие на нем кажутся проходимцами Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»
Нельзя просто так взять и написать на сайте или в презентации: «Примеры продвижения в социальных сетях». Надо веско, со значением отлить в граните: «Кейсы реализованных SMM-стратегий». Неприлично заявить: «Мы думали». Мы не думали, а «штормили идеи». Реклама внутри статьи на сайте – это «конверсионный элемент», чтоб вы знали. А ляпнуть на встрече с инвестором (то есть на «питчинге», конечно), что вами сделан прообраз услуги – это угробить всю презентацию. Говорите с пионерским задором: «Мы представили ЦА наш MVP».

Умение бегло изъясняться на бизнесовой фене – это своего рода пропуск, открывающий некоторые двери. Соискателям работы – к вожделенной должности. Продавцам B2B-продуктов – к кошелькам клиентов. Менеджерам среднего звена – к карьерному росту. Маркетологам – к заказчикам.

Сложился миф о том, что по жаргону в бизнес-среде определяют условных своих. Поэтому каждый, кто хочет преуспеть, якобы должен его выучить назубок. На самом деле предприниматели, которые ведутся на многозначительные термины, – это неопытные и легкомысленные субъекты экономики. А условные специалисты, жонглирующие «кейсами» и «айдентиками», часто оказываются безыдейными и примитивно хитрыми продавцами воздуха.

Настоящие волки бизнеса могут быть утонченными гуманитариями, которые тщательно контролируют количество англицизмов в своей речи, или нарочито грубыми и приземленными мужиками, совершенно не заботящимися о плотности мата, вылетающего у них изо рта. Но и те, и другие прекрасно понимают, что русский бизнесовый ринглиш – дымовая завеса, за которой собеседник хочет что-то скрыть.

Если кто-то думает, что продавать, используя псевдоумные слова, легче, то он жестоко ошибается. Тертые (и, как правило, сложные при этом) заказчики продвижения в интернете, прекрасно понимают, что оно и есть просто продвижение в интернете, а не «мультиканальный контентоцентричный диджитал-маркетинг». Хоть горшком назови, главное – дай измеряемый результат. Ах, пардон – «выход на KPI».

Мало того, предприниматели с головой и опытом прекрасно знают, что у любого рекламного продукта есть одна червоточина, фундаментальный недостаток – его действие невозможно просчитать заранее, как, скажем, КПД двигателя внутреннего сгорания.

И что за фасадом «A/B-тестирования» стоит простое «Давайте попробуем вот эти две фигни. Какая лучше пойдет, в ту и направим струйку бюджета. Если обе фигни сработают одинаково плохо – давайте придумаем две новые фигни и опять попробуем».

В интернет-рекламе хорошо работает программная аналитика, автоматизированы многие рутинные процессы, но остается принципиально неразрешимой старая проблема: посыл потенциальному клиенту-человеку может придумать только человек. Это не алгоритмизируется.

Для науки и техники на современном уровне развития что голова клиента, что голова прозорливого копирайтера – непостижимые явления. При создании рекламного посыла и при его восприятии аудиторией кроме логики мощно работает интуиция. Строгого научного определения этого явления нет. Это что-то про озарение и непосредственное постижение некоего знания в условиях недостатка информации. Короче, темный лес.

Сознание человека пока не поддается глубокому изучению. А адепты так называемого нейромаркетинга мало что могут ответить на резонные претензии критиков вроде «ваши методы неоправданно дороги, имеют слабую практическую ценность и плохо проработаны научно».

Когда опытные предприниматели сотрудничают с интернет-маркетологами, они прекрасно понимают, что пришли за интуитивными решениями, в придумывании которых специалисты по рекламе совершенствуются годами и десятилетиями. Умные собственники бизнеса и топ-менеджеры знают, что реклама – «диджитал» или традиционная – это прикладное искусство.

Этим фактом никто не доволен – ни заказчики, ни маркетологи. Всем было бы удобнее, если бы в основе создания рекламных креативов лежали математика и информационные технологии. А в основе, увы, лежит сомнительная наука психология, и ничего с этим пока сделать нельзя.

На этом фоне чертовски глупо вместо проведения максимально неформального обсуждения задач бизнеса и подходящих для них маркетинговых решений напускать терминологическую дымовую завесу.

Это вдвойне глупо еще и потому, что лингвисты вообще-то изучают русский бизнесовый язык. И сами представители бизнеса могут прочитать, что пишут о нем ученые. А те не сообщают о видах предпринимательской фени ничего хорошего.

Жаргон русского капитализма – зеркало «звериных» отношений и… магии, припудренное западной бизнес-культуркой

Вы знали, например, что бедного клиента в России 2010 годов было принято называть «хомяк», а толстосума – «кабан»? Что сотрудники низшего звена на бизнесовом языке – это «бандерлоги», а компания, не приносящая прибыли и требующая инвестиций для последующей продажи, – это «бычок на мясо»?

А есть люди, которые знают. Например, лингвист, профессор МГУ, автор словарей нескольких жаргонов, лексикограф и литератор Владимир Елистратов. В 2013 году в «Вестнике московского университета» он опубликовал работу «Жаргон русского капитализма начала XXI в. как объект лексикографического описания». Оказывается, господа маркетологи, менеджеры и предприниматели, за вами записывают то, что вы говорите. И изучают складывающийся бизнесовый словарь.

Вот что о говорит о российском бизнес-языке профессор Елистратов:

«Это в высшей степени хаотичный, какофоничный, сумбурный и мутный мир, где сочетаются, как в неком Глобальном Оксюмороне, агрессия и рефлексия, дремучая архаика (например, с ее «звериной» офисной иерархией) и ультрасовременные англицизмы, мат и термины, корпоративная этика и уголовно-лагерно-блатной жаргон».

Автор научной работы резонно замечает, что, поскольку слово «бизнес» означает «предпринимательская экономическая деятельность, приносящая доход, прибыль», то у бизнесового языка есть только два героя – Человек и Деньги.

Несмотря на кажущуюся простоту этой бинарной системы, жаргонизация языка представляет собой сложный процесс. Человек, говорящий на любом жаргоне, постоянно переименовывает элементы своей профессиональной и частной жизни, обозначая их через образы своего тела и душевных переживаний.

Отметим одну особенность жаргона: ученый сообщает, что с древних времен и по сей день люди используют его, чтобы влиять на мир магическим образом. В случае с бизнес-жаргоном – на мир денег:

«… Он [человек] хочет симпатически, магически влиять на этот мир, мир же постоянно воздействует на него».

Ученые, оказывается, давно в курсе, что, несмотря ни на какой прогресс, большие массы людей продолжают использовать словесные заклинания. Все эти маркетологические современные изыски выступают не только в качестве завесы, часто призванной скрыть некомпетентность говорящего, но и в качестве волшебного инструмента.

По утрам на российских рынках почти повсеместно можно наблюдать одинаковую картину: уличные продавцы в начале рабочего дня проводят по огромным сумкам с товаром пачкой купюр. Каждой коробки, каждого баула нужно коснуться деньгами. Тогда продажи в этот день будут хорошими.

На дворе меж тем XXI век. Стремительно удешевляется секвенирование человеческого генома, нейросети более-менее сносно персонализируют интернет-рекламу, проведены успешные эксперименты по квантовой телепортации, а в российском бизнес-космосе господствует магическое мышление.

Только в отличие от архаичных физических рынков в интернет-экономике стало принято Заклинать Деньги при помощи терминов, скопированных у таких же заклинателей из США и Европы. Суть же бизнесовой магии от смены терминологии и типов колдовства не поменялась.

Делаем блоги для бизнеса и бренд-медиа
Подробнее

Русский бизнес-жаргон параноидален и первобытен

Профессор Елистратов отмечает, что в отличие от многих других профессиональных арго, которые могут быть теплыми и душевными, русский бизнесовый язык относится к параноидальному, как бы раздваивающемуся типу.

В нем есть только две реакции на две ситуации:

  1. Прибыль есть. Реакция – радость, ликование, гордость, снисходительная ирония.
  2. Прибыли нет. Реакция – страх, подавленность, агрессия.

Цитата:

«Бизнес-сленг не знает полутонов. "Либо ты, либо тебя". В этой установке есть что-то глубоко архаическое, животное. Архаика неизбежно "проглядывает" во многих жаргонах (неслучайно Д. С. Лихачев говорил о "первобытном примитивизме" воровского жаргона), но в бизнес-жаргоне, таком вроде бы "современном" и "прогрессивном", архаические метаструктуры прослеживаются особенно отчетливо…».

Отдельно ученый указывает на то, что в русском бизнесовом языке отсутствует категория добра и вообще мораль, связанная с понятиями добра и зла. По мнению лингвиста, он построен на поэтике животного мифа, эпоса. В нем всегда присутствует жесткая иерархия.

Глава фирмы выступает в качестве царя зверей, он «папа», «адский босс», «гена». Приближенный к нему высший менеджмент – «олени». Среднее звено – «лоси». Рядовых работников называют не только «бандерлогами», но и «шакалами», «овцами», «планктоном». Есть и не зооназвания – например, «бабушки» или «калькуляторы».

«Папе» позволяется «откозложопить» (это из реального лексикона) кого-то низшего в иерархии. При этом низшим может оказаться человек со стороны, конкурент или даже клиент.

В русской бизнесовой системе масок герои четко делятся на повелителей-хищников и жертв, на дураков и умных. На тех, кто обладает властью и деньгами, и на всех остальных несчастных слабаков.

А знаете, чем бизнес заполняет середину между состояниями «прибыль есть» и «прибыли нет»? Изыскания лингвиста Владимира Елистратова показывают, что черным юмором, иронией и сарказмом.

Резюме: не пускайте «папам» пыль в глаза

Итак, мы убедились, что в основе отечественного бизнесового языка лежат дарвинизм (человек человеку – волк) и магическое мышление. В его конструкциях второго порядка – это там, где «кейсы», «мотивационные тренинги», «командные воркауты» – неприглядная звериная сущность маскируется приличными заклинаниями.

Лингвисты подметили, что капиталистический русский жаргон может сам себе противоречить. В нем борются:

  • принципиальная корпоративность, цеховая закрытость, доходящая до криптологичности, и открытая бизнесовая терминологичность, которая часто переходит в вопиющую схоластику (вспомним к месту «мультиканальный контентоцентричный диджитал-маркетинг»);
  • яркая агрессивная экспрессия вертикали власти и горизонтальная демократичность, («бирюзовость» – на современном сленге);
  • архаичность глубинных архетипов и ультрасовременная форма их выражения.

Внутри бизнесового языка Владимир Елистратов различает как минимум 17 подвидов жаргонов. Среди них есть и жаргон рекламного бизнеса, в том числе брендинга и копирайтинга. А также жаргон PR-служб.

На них сегодня написаны тысячи статей в отраслевых блогах и соцсетях, выполнены роскошные лендинги и презентации. И это странно. Неужели российским рекламщикам не приходит в голову, что «папы» и даже «олени» довольно неплохо натренированы различать туфту за аббревиатурами типа УТП и MVP? Как пела очень давно группа «Машина времени», «кого ты хотел удивить?»

Зубастые волки предпринимательства любят, чтобы специалисты могли быстро и на пальцах объяснить пятилетнему ребенку, чем они занимаются. Все остальное – это лишь разные стили лжи, блеф и понты. Стремление казаться, а не быть.

Кого-то оно иногда вывозит тактически. Но никогда бизнесовый треп не приводит к стратегическим выигрышам. И в конце концов вас могут откозло… ну вы поняли…

Читайте также:

Ошибка дороговата: профи и псевдоэксперты в соцсетях – как их отличать?

Сложная лексика играет с вами злую шутку – от вас шарахаются

Тренды digital-маркетинга 2024 и 2025: как их использовать для ведения бизнеса

Напишем вам тексты

для сайтов, блогов, соцсетей

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
2 277
Как понять, что ваш SEO-специалист никуда не годится - чек-лист

10 пунктов, которые скажут, что пора искать замену.

20 ноя 2024
289
Трендвотчинг: как пресловутая «насмотренность» может спасти или уничтожить ваш бизнес

Как знание тенденций поможет вытянуть бизнес из любой, даже самой глубокой ямы.

20 ноя 2024
267
Как заставить подчиненного выполнять поручения ответственно и в срок

Или как заставить подчиненных выполнять ваши распоряжения с улыбкой и песней.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.