Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Ошибка дороговата: профи и псевдоэксперты в соцсетях – как их отличать? Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»
Все причины, по которым мы читаем в соцсетях посты профессионалов своего дела, можно свести к двум: 1) мы хотим у них чему-то научиться; 2) мы хотим купить их услугу или продукт и таким образом закрыть свою текущую задачу. Если мы принимаем за эксперта человека, который им не является, мы теряем деньги, время и личную энергию. Это больно.

В первом случае – когда мы учимся – псевдоэксперт отправляет нас по ложному пути. Мы обязательно узнаем, что он был ложным, но позже. Мы потеряем ценные ресурсы: время и жизненную энергию. Первый невосполним, второй дорого стоит. Ибо мы не молодеем и свободно черпать энергию из окружающей среды не умеем.

Во втором случае – когда мы покупаем услугу или продукт дурного качества – мы попадаем на деньги. А эта резаная бумага – абстрактный обменный эквивалент той же личной энергии или времени. Поэтому умение отличать профи от псевдоэкспертов по тому, что они пишут в соцсетях, – навык, который сложно переоценить.

Правило № 1: всегда изучаем ленту собственных постов специалиста

Иногда псевдопрофи можно выявить достаточно легко. Ну например, некоторые догадливые специалисты к своему имени в Facebook или VK приписывают профессию – вот так: «Иван Бодхидхарма (копирайтер)». Это немудреное SEO помогаем им при случае появляться в результатах внутреннего поиска. И кто-то таким способом действительно ищет профессионалов.

Эксперимент показывает, что обнаружить того же копирайтера в FB или в сети «ВКонтакте» – дело тридцати секунд:

Пишет он «любые». И редактор он, и таргетолог. И «контекст» у него в тегах, и «маркетинг».

Быстро проверить, что это за многорукий профессионал и обладатель вороха талантов, можно, всего лишь изучив несколько его постов. Примерно за минуту находится такое:

Это вот «начИла». И вообще экспрессия. И знаки препинания. И уровень шуточек.

Никогда человек, зарабатывающий на жизнь текстами, не допустит такого в своей ленте. Даже если он торопится или у него вечер пятницы. Приведенный пример показателен, но хорош для отлова лишь явной некомпетентности. Позволяет отсеять очевидных очковтирателей.

Читайте также
Стань элитой: почему копирайтеру надо учиться у Чехова и Славы Сэ, а не у коллег
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Скользкий лед правила № 2: пытаемся определить интеллектуальный уровень

Учиться у глупца нелепо. Делегировать часть своих задач глупцу рискованно. Да, есть профессии, которые не требуют высокого интеллекта. Скажем, курьер. Но кто в своем уме станет искать в соцсетях курьера? Обычно мы там роемся, чтобы обнаружить человека, который умеет управляться со сложными вещами.

А сложные профессиональные навыки требуют наличия какого-никакого мозга. Но как определить, здравый перед нами человек или нет?

Применяем первое правило и читаем больше. Смотрим также на аватар. Мы можем встретить, скажем, случаи, когда женщины-копирайтеры с журналистским образованием в качестве аватара используют романтический коллаж, в котором мечтательно помещают рядом свое лицо и лицо… Путина (проверка постов доказывает, что это не ирония, скриншот приводить не станем – слишком узнаваемо).

В патриотизме нет ничего дурного. Однако путать любовь к Родине с почти любовным чинопочитанием – это немного чересчур. Здесь явно перейдены границы здравого смысла. И специалиста с подобным перекосом, может быть, стоит поостеречься. Потому что если он не критичен в одной сфере, то это может проявиться и в другой – в профессиональной.

Вообще же показательны следующие признаки: неграмотность в письме, употребление слов не по значению, хромающая логика, мракобесие, неумение проверять факты.

Если у специалиста встречаются в ленте перепосты заявлений скандальной секты «Граждане СССР» и упоминания как о реальных вещах о Плане Даллеса, «Протоколах сионских мудрецов», «Книге Велеса» и прочих явных фальшивках; если автор острый антипрививочник, борец за права рыб и проч. – это сигнал. Мышление подобных людей далеко от здравого.

Перепосты не всё, но многое говорят о людях

Однако здесь скользкий момент. Если вы, скажем, планируете заказать композитору музыку для заставки YouTube-канала, то его увлечение какой-нибудь Гардарикой или даже следами НЛО в Петербурге может не иметь никакого значения. Человек с экзотическими взглядами теоретически способен оказаться мощным профессионалом в узкой сфере.

С другой стороны, отсутствие критического мышления у специалиста может сделать деловое общение с ним токсичным. Мы не можем знать, где и как эта черта выстрелит.

Необходимое пояснение: если в соцсетях человек привык материться, демонстрировать странные (но не мракобесные) увлечения, постить образцы черного-пречерного юмора, это еще ни о чем не говорит.

Профи могут иметь поганый характер, могут обожать есть и курить одновременно, отличаться дьявольски раскрепощенным половым поведением, но при этом быть в своем деле на две головы выше среднего уровня, который показывают их «приличные» коллеги.

Грань между глупостью и эксцентричностью размыта. Ничего с этим не попишешь.

Читайте также
Успешный успех в социальных сетях: как отличать специалистов от болтунов

Правило № 3: выявляем склонность к серым и черным методам

Что может насторожить, если человек на первый взгляд производит впечатление адекватного? Когда мы внимательно вчитываемся в посты специалиста, особенно если их тема касается профессии, кое-где мы можем выловить легкие, а то и прозрачные намеки на то, что профессиональная этика – это не его религия.

«Умение подстроиться под экспертность…» Тут есть тонкость…

Автор нам прямо заявляет, что он способен изобразить некий экспертный стиль. А зачем его изображать? Скажем, профессионализм журналиста заключается в том, чтобы найти эксперта, задать ему правильный вопрос, добиться от него ответа и без отсебятины процитировать этот ответ. Сам журналист никогда не претендует на экспертность – это основа, база профессии.

Тут мы имеем дело с копирайтером, который симуляцию экспертности в тексте считает нормой. Другими словами, специалист готов либо сам казаться, но не быть, либо помогать это делать заказчикам.

Этика – это, конечно, такая… мировоззренческая штука. Но если в любом деле человек обходится без этических границ, то рано или поздно это окажет влияние на его репутацию. Как следствие – на репутацию бизнеса, который с ним работает. Если вы в деловых отношениях со специалистом, у которого гуттаперчевые принципы, вы как бы тоже приобретаете некоторую беспринципность. Каждый решает сам, выгодно это стратегически или нет.

Если вы учитесь у человека с гибким моральным кодексом, вы можете заиметь похожие замашки. Не факт, что они полезны и прибыльны на длинном жизненном отрезке.

Правило № 4: ищем посты с образцами продукта или ссылки на портфолио

Конечно, на свете живут высокие профессионалы, широко известные лишь в узких кругах. Многие никогда не публикуют образцы своей работы в соцсетях, потому что те, кто знает внутреннюю кухню отрасли, и так в курсе.

Часть профи (обычно это интроверты) терпеть не может публичности. Некоторые хорошие специалисты из сфер, не связанных с работой над текстами, не очень складно выражают свои мысли на письме, знают это, стесняются и не публикуют практически ничего.

Таким образом, мы должны понимать, что значительная часть реальных экспертов в соцсетях нам просто не видна. Это условие, из которого приходится исходить. Но что если специалист постоянно и настойчиво выдает посты с перечнем своих услуг, но никогда не показывает своих работ?

Тут только два варианта: либо он всегда под NDA и ему просто запрещено (такое бывает, но крайне редко), либо он почему-либо стесняется своих работ. (Варианты «никакого портфолио нет, это мошенник» и «начинающий без портфолио» – вне темы разговора.)

Когда человек позиционирует себя как эксперта в своем деле, отсутствие портфолио – однозначный сигнал: что-то здесь не так. Кажется, это не требует доказательств. Мы не можем как заказчики доверять профи, о работе которого ничего не знаем. Как коллеги учиться у него мы тоже не стали бы, потому что не в курсе, что он умеет (лишь читаем об этом – в виде списков навыков у него же).

Есть и еще один подводный камень – накрученные портфолио. В этой сфере работает довольно заметный рынок услуг. Вот пример из области дизайна и цифрового арта:

Предложения для любого бюджета (на скриншоте – только часть списка)
А вот услуга посерьезней

Очевидно, что в некоторых профессиональных областях ссылки в соцсетях на залайканное портфолио ни о чем не говорят. Если заказчик или алчущий знаний начинающий специалист пытается по популярности работ эксперта на профильных ресурсах понять уровень его экспертности, он нередко попадает впросак.

Отсюда следующее правило…

Правило № 5: ищем искренние отзывы и рекомендации

Сарафанное радио работает и в эпоху соцсетей, причем лучше, чем когда-либо в истории человечества. У профи обычно есть определенная репутация среди коллег и смежников. Поэтому работает простая схема: если вы знаете хоть кого-то авторитетного в той или иной сфере – аккуратно спросите у него в личке или (если очень вежливо) в комментарии: «Не могли бы вы порекомендовать такого-то специалиста?»

Другая область поиска – рекомендации от клиентов:

Вот такому верить можно

Крутых профи в любом деле более-менее видно в соцсетях (за исключением случаев, описанных выше). Информацию о них можно находить самыми разными способами. Проблема только в ее фильтрации на предмет «скрытая реклама или искренняя рекомендация?». Это вопрос навыка и здравого смысла.

К некоторому сожалению, так называемый личный бренд сегодня вынуждены строить все. Но стиль, в котором он строится, нередко дает понять, что из себя представляет носитель бренда. Здесь действенней и релевантней сарафанного радио трудно что-либо вообразить. Если продукты и услуги некоего специалиста становятся известны органически (и пусть он даже репостит образцы сарафанных рекомендаций), мы с высокой степенью уверенности можем предполагать, что человек действительно профессионал.

Посты же на тему «боже, как я хорош» и «Бэнкси делает попсовое УГ» – сомнительное доказательство.

Правило № 6: обратим внимание – профи рассказывают о трудностях, публикуют хроники работы, дают образовательный контент

Почти никто не начинает на высоких позициях ни в найме, ни на фрилансе, ни в бизнесе. Это очень редкое совпадение, когда у молодого специалиста от природы есть талант, от учебы – трудолюбие и от генетики – папа с фамилией, ну скажем, Бондарчук.

Большинство профи проходят тяжкий путь с самых низов, который щедро полит потом и слезами. На Западе хорошей традицией считается писать об этом. В России она тоже постепенно становится мейнстримом.

Например, автор этих строк внимательно следит за двумя профессионалами из такой сферы рекламы, как производство трейлеров кинофильмов, сериалов и игр. Один из них – россиянин, композитор и издатель Михаил Афанасьев. Другой – композитор и издатель из Лондона Дэн Грэхем.

Необходимое пояснение: обыватель считает, что в трейлерах звучит музыка из фильмов. На самом деле это не так. Подавляющее большинство треков, использованных в кинорекламе, пишется заранее и издается в виде тематических альбомов. Причем широкий слушатель в первые годы существования этих изданий услышать их не может: треки не публичны и доступны только так называемым трейлерным домам (trailer houses).

Трейлерные дома – это компании, которые оказывают услугу киностудиям – создают, собственно, трейлеры. А за музыкой они обращаются к тем самым непубличным альбомам, выпущенным специализированными лейблами. По-другому их называют «продакшн-библиотеки».

Композитор Михаил Афанасьев – это человек, который, будучи в довольно юном возрасте (около 20 лет), основал в 2014 году первый в России лейбл трейлерной музыки под названием Imagine Music. Треки лейбла к 2019 году прозвучали во множестве отечественных трейлеров, среди которых реклама фильмов «Притяжение», «Вторжение», «Гоголь», «Последний богатырь», «Тайна печати дракона», «Домовой», сериала «Лучше, чем люди» и других.

Афанасьев с восхитительной смелостью и куражом принялся бомбить музыкой из своей библиотеки трейлерные дома всего мира. И однажды в 2018 году получил предварительное подтверждение лицензии на свой трек для «очень большого проекта».

Музыка была трейлерным прочтением (кавером) знаменитой темы Клода Дебюсси «Лунный свет». Причем трек был сделан Михаилом в спартанских условиях. И сведен в наушниках, потому что возможности использовать контрольные аудиомониторы в тот момент не было.

Тем не менее вскоре последовало ошеломительное окончательное подтверждение. Трек был под лицензию пересведен и вышел… в трейлере фильма «Годзилла 2: Король монстров» от киностудий Legendary Pictures и Warner Bros.

Вот этот трейлер:

В конце 2018 года библиотека Imagine Music Михаила Афанасьева получила престижную голливудскую премию CLIO Awards за музыку к рекламе «Годзиллы». К настоящему моменту треки библиотеки были использованы в трейлерах третьего сезона «Странных дел», фильма Sicario 2 («Убийца 2»), в одном из трейлеров Assassin's Creed, сериала «Ключи Локков» и кучи зарубежных проектов помельче.

Михаил активно пишет в VK и Facebook. За ним следит сравнительно небольшой круг профессионалов индустрии и тех, кто хочет ими стать. И основатель Imagine Music их не разочаровывает.

Он довольно откровенно рассказывает о своем пути, деликатно и по делу дает советы начинающим. А порой предупреждает о том, как им могут навредить псевдоэксперты:

Выдержка из аларм-поста по поводу одного сомнительного «экспертного» ресурса

Коллега Михаила из Англии, основатель лейбла трейлерной музыки Gothic Storm Music и нескольких сублейблов Дэн Грехем также пишет в Facebook о свой работе регулярно и в стиле «ноль пафоса».

Из постов Грехема можно узнать, что когда-то он был неуверенным в себе композитором, жившим в дешевой квартире над какой-то жуткой забегаловкой. Работал на минимально жизнеспособном «риге» из ноутбука и дешевых аудиокомпонентов. И компьютер его был набит пиратским софтом, потому что на легальный тупо не было денег.

Путь Грехема к собственному бизнесу был долог и тяжел. Он методично работал в качестве композитора для музыкальных продакшн-библиотек до тех пор, пока его треки не начали лицензировать в огромном количестве.

Момент, когда Дэн осознал, что произошло, он описал так: «Я чувствовал себя как крестьянин, который получил огромное наследство. Я не знал, что делать с этими деньгами». К счастью, композитор сориентировался и основал собственную продакшн-библиотеку, которая сегодня известна во всем мире.

Окончание 2019 года Грехем отметил огромным постом, в котором, кроме прочего, большое место отвел своим профессиональным и личным фейлам:

Ноль пафоса и честность – характерные черты британского профи

В частности, Дэн написал:

«Год назад в своих "Рассказах о работе" за декабрь 2018 я упомянул некоторые планы на 2019 год. Я процитирую их здесь, и мы посмотрим, что из них вышло:

№ 1. Сочинять музыку 4 часа в день вместо среднего значения 2018 года 2 часа в день.

ПРОВАЛ! Это было больше похоже на 2 часа в день. Бог знает, как я смогу добиться 4 часов, продолжая вести все дела хорошо и не работая при этом день и ночь. При помощи лучшей эффективности и делегирования – вот как! Я постараюсь.

№ 2. Добиться большей эффективности и делегирования, меньше читать новости и Facebook.

ПРОВАЛ! Я не думаю, что мне удалось стать более эффективным в 2019 году, и я все еще слишком привязан к соцсети и читаю о брекзите, SpaceX, Tesla и людях, говорящих то и это в старом добром FB…»

Грехем в течение 2019 года рассказывал начинающим композиторам о том, как добиваться более реалистичного оркестрового звучания, как соблюдать трехчастную форму трейлерного трека, как правильно представлять свою музыку лейблам и так далее. Всё это он делал бесплатно, открыто и с огоньком. При этом отвечал на вопросы, заданные в комментариях. Также Дэн принимает довольно активное участие в обсуждениях профессиональных тем, которые ведутся в профильных FB-сообществах типа Trailer Music Composers.

Как всё это выгодно отличается от стиля ведения соцсетей псевдоэкспертами, не правда ли? И как безошибочно указывает на то, кто здесь профи, а кто строит личный бренд на сомнительном фундаменте.

Заключение

На самом деле методов «Как отличать в соцсетях профессионалов от псевдоэкспертов» несколько больше. Автор уверен, что читатели смогут предложить еще шесть, а то и все двенадцать. Но, думается, предложенные выше правила – базовые, основные. Тому, кто никогда не задумывался о проблеме «как понять, кто есть кто», они, вероятно, будут неплохим подспорьем – для выработки психологического иммунитета к симуляции экспертности.

Команда агентства «Текстерра» кое-что смыслит в том, что такое реальная экспертиза, а что такое надувание щек. Мы работаем в сфере интернет-маркетинга с 2007 года, за плечами – тысячи маленьких и сотни больших проектов. Мы всегда подробно и честно рассказываем о своих кейсах (если, конечно, нас не сковывает NDA). Мы занимаемся профессиональной организацией комплексного продвижения в интернете. Если ваш бизнес сегодня остро нуждается качественной рекламе — обращайтесь в TexTerra за комплексным продвижением в интернете. Мы будем рады помочь.
Поделиться статьей:

Новое на сайте

20 мая 2024
307
Яндекс Маркет поощряет покупателей оставлять отзывы, но люди не спешат это делать

Анализ потребительского поведения показал, что люди часто не готовы оставлять ни позитивные, ни негативные отзывы.

20 мая 2024
415
CRM управление клиентами – какую программу для ведения бизнеса выбрать

Топ-5 программ для эффективной обработки заявок клиентов и увеличения продаж.

19 мая 2024
202 277
Как я изучала рынок, чтобы открыть парикмахерскую – универсальные шаги

Крутая бизнес-идея – это половина успеха. Вторая половина – кропотливая аналитическая работа и тщательное планирование.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.