Материал обновила Александра Шпак.
Конкурсы – только часть работ в рамках комплексного SMM-продвижения. Грамотная стратегия, качественный и разнообразный контент, эффективный комьюнити-менеджмент – все это нужно, чтобы отстроиться от конкурентов и вовлечь потенциальных клиентов.
Официальные правила проведения конкурсов
У социальной сети «ВКонтакте» есть четкие правила по поводу того, какие конкурсы можно проводить, а какие – нет. Здесь вы можете с ними ознакомиться. Если вы нарушите хотя бы одно из требований, ваше сообщество может быть заблокировано навсегда.
На момент обновления этой статьи все правила актуальны, а про крупные изменения мы рассказываем в Daily отдельно. Но правила все равно могут корректироваться, поэтому рекомендуем туда заглядывать, прежде чем запускать новые конкурсы.
Как провести конкурс «ВКонтакте» и не получить бан
Модераторы соцсети не выискивают нечестные конкурсы самостоятельно. Жалобы через техподдержку оставляют недовольные пользователи, и сообщество блокируют, если конкурсы действительно не соответствуют правилам.
Итоги конкурса должны были быть подведены 30 ноября. 1 декабря я написала в техподдержку жалобу. 2 декабря сообщество заблокировали
Сообщество получило бан за то, что вовремя не подвело итоги конкурса
Определяем цель конкурса
Тип конкурса выбирается в зависимости от цели, которую вы преследуете:
- увеличение числа подписчиков;
- увеличение активности;
- привлечение новых лидов и продаж;
- позиционирование нового продукта.
У конкурса могут быть еще две цели:
- увеличение базы email-подписчиков;
- увеличение числа установок мобильного приложения, подписок на другую соцсеть или на канал YouTube.
Но здесь будут ограничения. Вот выдержка из правил «ВКонтакте»: «Если в конкурсе есть условие о подписке на дополнительный источник, либо условие любого другого взаимодействия со сторонним источником (скачать приложение, оставить данные и т. д.), запись о нём считается рекламной. <…> Рекламные записи нельзя закреплять и публиковать их на стене свыше установленного лимита — это нарушение пункта 5.13.4. Правил пользования Сайтом ВКонтакте».
Определились с целью? Выбрали подходящий конкурс? Тогда переходим к его реализации.
Выбираем конкурсную механику
К самым распространенным типам конкурсов «ВКонтакте» относятся:
1. Подписка + репост
Участник должен подписаться на сообщество, сделать репост и ждать результатов конкурса. Победитель выбирается рандомно с помощью специального приложения.
2. Подписка + репост + дополнительное условие
То же самое, что и в предыдущем пункте, но с добавлением дополнительного условия: вступление еще в одно сообщество, подписка на email-рассылку, канал на Youtube, страницу в другой соцсети, регистрация на сайте, установка приложения и т. д. Только не забудьте про ограничения из первой главы!
3. Конкурсы на самую большую активность
- кто поставит больше всего лайков;
- кто оставит больше всего комментариев.
А вот за количество репостов награждать нельзя. Смотрим в правила: «Вознаграждать за активность в виде репостов запрещено. Друзья точно не скажут вам спасибо, если вы начнете бомбардировать их сотней репостов».
Такие конкурсы обычно устраиваются ежемесячно. Победителей может быть трое (по одному в каждой категории), а может быть только один. Во втором случае для подведения результатов используется система баллов: за один лайк присваивается один балл, за комментарий – два, за репост – три (цифры можно менять). Побеждает пользователь, который наберет больше всего баллов.
За каждое действие дается определенное количество баллов. Побеждает подписчик, который за месяц наберет больше всего очков
4. Творческие конкурсы
Чтобы принять участие в таком конкурсе, пользователь должен выполнить творческое задание. Например:
- сделать фотографию;
- снять видео;
- написать отзыв;
- придумать оригинальный комментарий;
- другие задания (нарисовать картину, комикс, написать стих, песню, слоган и т.д.).
Победителя в таких конкурсах обычно выбирает независимое жюри, но встречаются и другие варианты: открытое голосование пользователей, рандомайзеры. Какой способ использовать, решаете вы сами в зависимости от типа задания и целей, которые вы преследуете.
5. Нестандартные форматы конкурсов
Подписчикам нужно решить вашу загадку или с помощью своей интуиции угадать задуманное вами число. Первый и последний правильно угадавший пользователь получают призы.
6. Конкурс «Купи и поучаствуй в розыгрыше»
Главное условие участия в таком конкурсе – совершить покупку на определенную сумму. Дальше условия могут варьироваться: это может быть подписка + репост, творческое задание, задание, стимулирующее активность в сообществе и т.д.
Я проанализировала больше 50 сообществ и пришла к выводу, что чаще всего такие конкурсы «ВКонтакте» только анонсируются, а сама механика розыгрышей размещена на стороннем сайте.
7. Смешанный тип конкурсов
Условия каждого из перечисленных конкурсов можно смешивать, чтобы решить задачи конкретно вашего бизнеса.
Советы по проведению конкурсов
Чтобы провести конкурс «ВКонтакте», нужно запомнить три важных правила.
Первое – вы должны соблюдать официальные требования социальной сети.
Второе – вы должны обеспечить полную прозрачность конкурса, чтобы у пользователей не было даже мысли пожаловаться на вас в техподдержку.
Третье – вы не должны поощрять, как у это сформулировано в правилах «ВКонтакте», «адресное привлечение пользователей в сообщество, включая написание личных сообщений, использование упоминаний, рассылку приглашений в группу или на мероприятие и т. д.». То есть «Скинь наш пост в личку всем друзьям и будет тебе счастье айфон» –это прямое нарушение правил соцсети.
Максимально подробное описание
Чтобы свести к минимуму количество вопросов и претензий, опишите условия конкурса максимально подробно. Не ограничивайтесь перечислением призов и действий, которые должен выполнить пользователь.
Полные правила в формате doc или pdf
Крупные бренды часто очень подробно описывают условия конкурса и разделяют их на две части. В посте оставляют перечень основных правил, а полные условия размещают в doc- или pdf-файле.
Если вы собираетесь поступить даже, не забудьте акцентировать внимание пользователей на том, что полные правила находятся в прикрепленной к посту pdf-ке.
Как участвовать в конкурсе
Чтобы пользователю было легко ориентироваться в вашем посте и не ошибиться, перечислите условия участия списком.
Какие призы разыгрываются
Согласно официальным правилам «ВКонтакте» вы не имеете права проводить конкурс, если вы заранее не обозначили конкретный приз. Если призовых мест несколько, нужно указать, какой приз к какому месту относится.
Если победитель один, а призов несколько (то есть он выбирает тот приз, который ему больше всего понравится), нужно акцентировать на этом внимание.
Если нет возможности прикрепить к посту фотографии всех призов (например, их более 10), дайте ссылку на альбом или каталог.
Когда будут подведены итоги
В описании конкурса должны быть обозначены точные сроки проведения – конкретная дата и время, когда будут подведены результаты.
Каким образом будет выбираться победитель
Если это приложение для рандомного выбора, напишите его название. Если победителя будет определять жюри, расскажите, кто в это жюри входит, какими критериями они будут руководствоваться.
Кто будет в жюри? Почему участники могут доверять этим экспертам?
Тут все сразу ясно
Жители каких стран и городов могут принять участие
Частая ошибка, которую совершают организаторы конкурсов «ВКонтакте», заключается в том, что они не указывают, какие города и страны могут принять участие в розыгрыше. В итоге это выливается в резкий негатив со стороны пользователей: они выполнили условия конкурса, надеялись на победу, а тут оказывается, что в конкурсе могут участвовать только жители определенного города!
За чей счет будет доставка приза
Не все сообщества, которые проводят конкурсы, организуют бесплатную доставку приза победителю. Естественно, если эту информацию донести до участника после подведения итогов, это вызовет негатив.
Информацию о доставке нужно указывать в описании конкурса (неважно, платная она или бесплатная) – это снимет лишние вопросы и сделает конкурс более прозрачным.
Какие страницы будут считаться фейковыми
Иногда люди создают фейковые страницы, чтобы увеличить свои шансы на победу, или используют одну страницу, но репостят на нее только конкурсные посты (т.е. страница, по сути, «мертвая» и никакой ценности для сообщества не несет). Понятно, что организаторам не хочется, чтобы приз попал в руки одного из таких людей.
В описании конкурса укажите, что фейковые страницы будут исключены из розыгрыша.
Какие условия должны быть соблюдены, чтобы страницу не посчитали фейковой? Нужно расписать более подробно. Например, вот так:
- Ваша страница должна быть создана не позднее такого-то числа.
- На вашей странице должно быть не менее 3 реальных фотографий и не менее 30 друзей.
- На вашей стене должно быть опубликовано не более 5 конкурсных постов за последнюю неделю.
В течение какого времени нужно связаться с администратором / забрать приз
Часто бывает так, что вы определили победителя, а он не отвечает на ваши сообщения и даже не появляется онлайн. В итоге отправка приза «зависает», и вы не можете доказать своим подписчикам, что конкурс проведен честно. Чтобы этого не происходило, укажите в описании конкурса время, в течение которого победитель должен выйти с вами на контакт, и предупредите, что, если он не уложится, будет выбран новый победитель. Устанавливайте не слишком жесткие рамки. На мой взгляд, 3-5 дней будет вполне достаточно.
Хорошее оформление постов
Когда конкурс оформлен красиво, пользователи испытывают больше доверия к компании, которая его проводит, и участвуют в нем с большей охотой.
- Используйте для оформления своих постов смайлики и красивые фотографии.
- Пишите без ошибок.
- Делайте отступы между смысловыми блоками.
- Добавляйте маркированные и нумерованные списки, чтобы ваш пост было удобно читать.
Ценные подарки
Многие пользователи теряют всякий интерес к конкурсу, если в нем разыгрываются недостаточно ценные призы. Посудите сами: стали ли бы вы заморачиваться, если бы на кону стоял шампунь или набор стикеров? Чем ценнее призы, тем больше желания поучаствовать.
Ценность приза определяется не ее стоимостью, а важностью для вашей аудитории. Например, уздечка для лошади сама по себе может стоить не так дорого, как iPhone, но зато привлечет только ваших потенциальных клиентов.
Не слишком сложные конкурсы
Чем сложнее условия конкурса, тем меньше пользователей будут принимать в нем участие. Вступить в группу и сделать репост несложно. Сделать фотографию на выбранную тематику сложнее, но лояльная аудитория с радостью за это возьмется.
Старайтесь проводить такие конкурсы, которые не сильно утруждают пользователей, иначе вы рискуете не набрать даже минимальное количество участников, и конкурс принесет лишь убытки.
Никаких изменений в условиях конкурса
Любое, даже малейшее изменение в условиях конкурса может вызвать массу негатива. Условия конкурса менять нельзя. Продлевать конкурс, чтобы получить еще больше репостов, нельзя. Дописывать условия, по которым вы будете определять, фейковая страница или нет, – нельзя. Продумайте все эти моменты заблаговременно.
Агент техподдержки «ВКонтакте» не рекомендует продлевать сроки конкурса
Надежный сервис для выбора победителя
Если участников конкурса слишком много, сервис по выбору победителя может жутко тормозить или вообще зависнуть во время прямой трансляции. Такая ситуация произошла с организаторами конкурса из компании «Красное и Белое». В итоге им пришлось в экстренном порядке искать другой сервис, что вызвало недовольство со стороны некоторых пользователей.
«Выбиратель» завис. На подмогу пришел «Вконкурс.рф»
Чтобы такого не произошло с вами, проверьте заранее, как работает тот или иной сервис.
Оповещение пользователей о результатах
Как только вы выбрали победителя, разместите в своем сообществе запись, в которой будет его имя и доказательства того, что итоги подведены честно. Имя оформите как ссылку, чтобы человеку пришло уведомление.
Отпишитесь в комментариях к посту с конкурсом, что итоги подведены и ознакомиться с ними можно по ссылке.
Если вы часто проводите конкурсы, создайте отдельную тему, в которой будете отмечать победителей.
Прозрачное подведение итогов
Чтобы у пользователей не было сомнений, что победители выбраны честно, предоставьте им доказательства.
Лучше всего выбирать победителя в прямом эфире. Если такой возможности нет, покажите им видео, на котором вы выбираете счастливчика. На худой конец, предоставьте скриншоты из сервиса. Если таких доказательств не будет, вас могут обвинить в том, что итоги конкурса подстроены.
Честный выбор лучшей работы
Если вы проводите творческий конкурс на лучшее фото, стихотворение, видео и т.д., лучше сразу рассказать о независимом жюри. Открытое голосование, скорее всего, не приведет ни к чему хорошему: лайки с огромной долей вероятности будут накручивать, и вам будет сложно определить, кто сжульничал, а кто – нет.
Оперативная отправка подарка
Вы провели конкурс, определили победителя, но на этом ваша работа не заканчивается. Теперь нужно доставить приз получателю. Желательно отправить приз в течение нескольких дней после проведения конкурса. Если не укладываетесь в эти сроки, свяжитесь с ним и сообщите точную дату отправки, чтобы он не переживал. Когда отправите подарок, скиньте ему почтовый идентификатор (если отправка осуществляется почтой). Такая забота о человеке вызовет у него симпатию и сформирует лояльное отношение к компании.
Активное продвижение
Хотите, чтобы в вашем конкурсе поучаствовало максимально большое количество людей? Для этого нужно заниматься его активным продвижением. Вот несколько вариантов, как это можно осуществить:
Группы с конкурсами
Таких групп очень много, и аудитория у них огромная (выполните поиск по запросу «конкурсы» и убедитесь в этом сами). Чтобы договориться о размещении, нужно просто написать админу. Расценки таких групп зависят от условий конкурса. Например, если вы готовы разыграть приз в их группе, а не просто проанонсировать свой пост, размещение будет дешевле.
Тематические группы
Купите рекламу в группах, в которой есть ваша целевая аудитория. Если вы разыгрываете элегантное платье, выберите сообщества, в которых преобладают девушки. Если приз можно получить только в вашем офлайн-представительстве, разместитесь в группах, посвященных вашему городу.
Блог, email-рассылка, партнерские сайты
Если у вас есть блог, email-рассылка или другие каналы взаимодействия с аудиторией, используйте их для продвижения своего конкурса.
- Сделайте анонс на своем сайте.
- Напишите рассылку, в которой подробно рассказываете о том, какие классные призы ожидают победителей.
- Договоритесь с партнерами, чтобы они тоже промоутировали ваш конкурс на своих площадках.
Чем активнее вы будете действовать, тем больший охват получит ваш конкурс.
Напоминания о конкурсе
О конкурсе нужно постоянно напоминать своим подписчикам (вдруг кто-то пропустил информацию о его запуске?).
Сбор отзывов у победителей
Попросите победителей конкурса оставить отзыв о вашем подарке и сфотографироваться с ним. Так вы сможете доказать участникам будущих конкурсов, что у вас все честно, и победить может абсолютно любой.
Скриншоты отзывов и фотографии победителей можно собирать в отдельном фотоальбоме, чтобы пользователи могли в любой момент в него зайти и убедиться в том, что вы не обманываете.
Также очень желательно сохранять все видео, на которых вы выбираете победителей. Все это будет демонстрировать вашу честность и способствовать более лояльному отношению к вашей компании.
Своевременная отработка негатива
Люди не любят проигрывать. Даже если в конкурсе принимают участие 100 т. человек, и шансы на победу крайне малы, все равно появляется негатив. Пользователи начинают изучать профили победивших и выискивать причины, по которым на вас можно пожаловаться в техподдержку «ВКонтакте». Если вы все сделали правильно, то придраться к вам будет невозможно, но негатив все равно нужно отрабатывать, чтобы у людей сложилось хорошее впечатление о вашей компании и конкурсах, которые вы проводите. Как это сделать? Очень просто: вежливо отвечаем на все негативные комментарии и доказываем фактами свою правоту. Если возможно, используем юмор. Иногда он помогает лучше всяких аргументов.
В таких ситуациях помогает правильный настрой. Все подписчики – друзья. И относиться к ним всегда стоит максимально тепло и вежливо. Поэтому выдыхаем и только потом отвечаем. Тон всегда должен быть спокойным и вежливым. Стоит предложить компромиссный вариант решения вопроса, если в конкурсе действительно были допущены неточности, или если возникли технические неполадки.
Большой ошибкой будет удаление неприятного комментария. Ведь таким образом компания показывает, что хочет что-то скрыть. Как и в любой ситуации с отработкой негатива, здесь стоит просто составить грамотный ответ.
На лекциях курса «Комьюнити-менеджмент» мы со слушателями разбираем массу приемов обработки разных видов комментариев, в том числе и негативных. Всегда стараемся объяснить студентам, что главная задача администратора, комьюнити, SMM-специалиста или маркетолога – создать в сообществе максимально комфортные условия для всех участников и поддерживать позитивный настрой даже в общении с негативщиками.
Сохранение итогов конкурса
Некоторые сообщества хотят за счет конкурса нарастить аудиторию и ничего при этом не заплатить. Они публикуют конкурс (обычно с хорошими призами и протяженностью в несколько месяцев), а потом просто удаляют его, отключают комментарии и стирают вообще все признаки того, что в сообществе собирались что-то разыгрывать.
Итоги конкурсов нужно подводить обязательно. Публично и максимально открыто. После подведения итогов ничего не удалять.
Защита от мошенничества
Если вы хотя бы изредка принимаете участие в конкурсах «ВКонтакте», то наверняка сталкивались с мошенниками, которые пытались обманным способом выманить у вас деньги. Обычно они действуют по следующему алгоритму: пишут участнику конкурса, что он выиграл главный приз, и просят, чтобы тот заплатил небольшую комиссию или покрыл расходы за доставку по адресу.
Чтобы ваши участники не стали жертвами такого мошенничества, предупредите их, что итоги конкурса не могут быть подведены заранее, и что с победителями будет связываться исключительно администратор группы. Попросите их не переходить по подозрительным ссылкам и не скачивать архивы от незнакомых людей.
В заключение
Конкурсы «ВКонтакте» –отличный инструмент увеличения числа подписчиков, повышения узнаваемости бренда и получения новых лидов. Проводить их нужно с осторожностью: одно неловкое движение, и ваше сообщество заблокируют. Чуть выше я разобрала основные ошибки, которые могут к этому привести.
Перед запуском конкурса обязательно прочитайте правила соцсети. Это самый важный документ, которым вы должны руководствоваться.