С 2025 года для тех, кто работает на себя и платит налог на профессиональный доход (НПД), изменятся правила ведения бизнеса. В частности, самозанятые должны будут сдавать отчетность в Росстат. Также поменяется процедура перехода на другие специальные налоговые режимы! Обратите на это внимание.
Но сначала — гайд, как зарегистрироваться в качестве налогоплательщика-самозанятого.
Самозанятость — это особый способ налогообложения. Подходит для тех, кто оказывает услуги без привлечения наемных сотрудников.
Регистрация в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД) позволяет работать официально. При этом не нужна регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Значит, не придется платить взносы «за себя», которые ИП отчисляют в Социальный Фонд России (в 2024 году сумма таких взносов составляет 49 500 рублей).
При этом самозанятый может трудиться официально сам на себя, заключать договоры с физическими и юридическими лицами, выдавать чеки и платить налоги.
Как оформить самозанятость — понадобится всего за 10 минут
- Перейдите на сайт налоговой инспекции и скачайте приложение «Мой налог» там, где вам удобно.
С помощью мобильного приложения «Мой налог» вы сможете:
- встать на учет в качестве налогоплательщика на НПД,
- сняться с учета — об этом читайте здесь,
- создать и отправить клиенту чек,
- контролировать начисление налогов,
- получать напоминания о сроках оплаты.
Есть очень удобная опция автоплатежа — можно привязать банковскую карту, с которой автоматически будет списываться налог на НПД, а значит, вы не пропустите ни одного платежа, из-за которого налоговики могут начислить штрафы и пени.
Также в приложении отображается вся история платежей за выбранный промежуток времени. Обратите внимание, зарегистрировать ИП через приложение не получится! Этот статус можно получить онлайн на официальном сайте ФНС.
- После скачивания, войдите в приложение и поставьте галочки напротив Соглашения на обработку данных и Правил пользования приложений. Нажмите кнопку «Согласен».
- Выберите один из 3 способов регистрации в качестве самозанятого:
1 способ регистрации — по паспорту с телефона.
- Введите свой номер телефона. На него придет смс-подтверждение.
- Укажите регион деятельности, откуда планируете работать.
- Затем отсканируйте свой паспорт — поместите его в выделенное «окошко» и нажмите кнопку «распознать». Система автоматически считает данные с паспорта для заполнения заявления.
- Сделайте свою фотографию для анкеты на камеру телефона, с которого проходите авторизацию.
- Заявление автоматически отправится в налоговую инспекцию. Результат рассмотрения заявления появится в течение 24 часов в приложении «Мой налог».
2 способ регистрации— через личный кабинет ФНС с любого устройства
Выберите один из удобных вариантов входа в личный кабинет налогоплательщика:
- Через ИНН и пароль — введите пароль, который вы используете для входа в личный кабинет на сайте nalog.ru. Его можно получить в Налоговой инспекции по месту прописки. Выдают лично или по доверенности при очном посещении ведомства.
- Через номер телефона — укажите свой действующий номер телефона, на него придет код-подтверждение.
- Через Госуслуги — для входа нужен логин и пароль от вашей учетной записи Госуслуг.
- Каким бы способом вы ни вошли в личный кабинет налогоплательщика — при успешной авторизации система автоматически сформирует заявление о постановке на учет в качестве самозанятого и отправит фискалам.
- Результат рассмотрения заявления появится в вашем личном кабинете на сайте nalog.ru и в приложении «Мой налог».
3 способ регистрации — через портал Госуслуг.
- Вводите логин и пароль для входа на госуслуги.
- Дождитесь смс-подтверждения.
- Выбираете регион, где вы будете трудиться, как самозанятый.
- Проверьте свои данные перед подтверждением регистрации.
- Система сформирует заявление и отправит в инспекцию.
- Результат вы увидите в приложении «Мой налог».
Как работать с чеками в приложении
Каждую новую продажу/ поступление денежных средств от вашего клиента необходимо фиксировать в приложении «Мой налог» и выдавать чек. Чек в обязательном порядке отправляйте заказчику — таковы требования закона. За нарушение сроков выдачи чека взимается штраф — 20% от суммы расчета. А если последует повторное нарушение в течение полугода, штраф составит 100% от суммы расчета.
Как сформировать чек
- Войдите в приложение «Мой налог» и выберите раздел «Новая продажа» на главной странице приложения.
- Введите наименование услуги и стоимость.
- Выберите плательщика — если это физлицо, то введите ФИО и адрес электронной почты. Если юрлицо — ИНН и название организации.
- После выписки чека в приложении появится напоминание о сроках уплаты налога — до 28 числа следующего месяца.
- При пропуске срока оплаты налога образуется задолженность, о которой можно узнать с помощью уведомления (пиктограмма в виде конверта).
Как аннулировать чек
- Войдите в приложении и найдите чек, который нужно аннулировать, в списке ваших чеков.
- Нажмите на него и откройте «тело» чека. Далее нажмите на синюю круглую кнопку с крестиком и выберите условие «Аннулировать».
- Система уточнит, точно ли вы намерены аннулировать ваш чек.
- Подтвердите свое намерение и выберите причину аннуляции. Тогда чек будет аннулирован.
- Все аннулированные чеки вместе с действующими видны на главной странице приложения в ленте «Последние операции».
Аннулировать чек необходимо, если в процессе формирования чека допущена ошибка в сумме, наименовании услуги или данных заказчика.
После аннуляции налоговая сразу не отправляет уведомление о снижении суммы налога. Но не волнуйтесь — вы увидите в приложении налог к уплате (с учетом аннулированного чека) в следующий расчетный период.
Обратите внимание — чек можно создать задним числом. Но в таком случае, помимо налога, насчитают и пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки ЦБ. Фискалы могут и штраф выставить за просрочку формирования чека — 20% от суммы чека.
Как самозанятому получить справки о доходах и постановке на учет
Справка о постановке на учет может потребоваться при заключении договора с новым клиентом, а справка о доходах — при получении кредита в банке.
- Для формирования справки о доходах зайдите в раздел «Прочее» и нажмите кнопку «Справки».
- Выберите наименование справки и год, за который вы хотите эту справку получить.
- Справка будет готова в течение нескольких секунд.
Помните, что не для всех видов деятельности подходит самозанятость. Прежде, чем ее открыть, прочитайте нашу статью «Самозанятый или ИП: что выбрать».
Самое важное: что изменится для самозанятых в 2025 году
С 2025 года для тех, кто работает на себя и платит налог на профессиональный доход (НПД), изменятся правила ведения бизнеса. В частности, самозанятые должны будут сдавать отчетность в Росстат. Также поменяется процедура перехода на другие специальные налоговые режимы
Отчетность в Росстат
С 1 января 2025 года самозанятые, наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями, будут обязаны предоставлять статистическую отчетность в Росстат.
Формы и периодичность отчетности определят позднее (пока данных об этом нет). Сведения будут касаться видов деятельности и доходов самозанятых.
Плательщики НПД, не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели, смогут отчитываться на бумажном носителе или в электронном виде. А вот ИП, перешедшие на применение специального налогового режима для самозанятых, должны будут отчитываться в электронной форме через операторов ЭДО или самостоятельно. Для этого придется получить ключ электронной подписи и установить специальное программное обеспечение.
Ответственность за непредставление сведений в Росстат:
- штраф для самозанятых в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
- за повторное нарушение — штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей.
Переход на другие режимы налогообложения
В 2025 внесут изменения в порядок перехода самозанятых граждан на другие налоговые режимы в случае утраты права на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Сейчас самозанятые перестают быть таковыми в случаях, перечисленных в части 2 статьи 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ. Например, если доходы в текущем календарном году превысят 2,4 миллиона рублей, или самозанятый решит нанять сотрудников по трудовым договорам.
Если человек «слетел» с самозанятости, в 2024 году он мог перейти на ИП с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) или системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН). В 2025 году можно будет также выбрать применение патентной (ПСН) или автоматизированной упрощенной АУСН) систем налогообложения.
Чтобы подтвердить выбор конкретной системы налогообложения, придется написать заявление в ФНС по месту регистрации в течение 20 дней с даты снятия с учета в качестве плательщика НПД.
Читайте также:
Что фрилансеру надо знать про самозанятость