Обновление статьи.
Этот материал будет полезен, если вы:
- Знаете, что кто-то как-то зарабатывает в интернете, вам тоже хочется, но у вас нет ни малейшего представления, как это сделать.
- Что-то умеете и уже что-то зарабатываете, но хочется зарабатывать больше.
- Хотели бы инвестировать деньги в какой-то интернет-проект, но слабо понимаете, как, на чем и сколько можно заработать в интернете; где правда, а где обман.
Стартапер и инфобизнесмен общаются с инвестором
Давайте сразу договоримся, что «заработок в интернете» – это любая деятельность, которая не была бы возможна без интернета и подразумевает работу. В статье не будет материалов про хайтек-высокотехнологичные-и-безрисковые способы заработка майнинга криптовалют на старом смартфоне, которые дают 30 % в неделю, нужно только…
Мифы про пассивный доход и «делай, что нравится»
Я начну с того, что развенчаю два основных мифа, с которыми сталкиваются будущие интернет-миллионеры.
Пассивный доход в интернете
Его не существует. Для начинающих – почти со стопроцентной вероятностью.
Гипотетически такая ситуация возможна, если у вас есть интернет-проект, который приносит деньги, которых хватает на содержание команды по его развитию и на жизнь владельцу проекта. Это максимально приближенная схема к мечтам вроде «я буду жить красиво, а деньги будут сами капать из интернета». Правда, для этого придется:
- Найти прибыльную нишу, которая не схлопнется через пару лет, как, например, прокат DVD в офлайне (или не будет падать из года в год, как книжные магазины).
- Вывести на прибыль.
- Начать делегировать.
- Максимально все систематизировать и посадить на проект (или проекты) команду и управляющего.
Пункт 2 может идти последним, если это не модель стартапа, а интернет-бизнес вроде интернет-магазина для сети обычных магазинов.
Если у вас нет опыта, нет денег, нет идей и понимания, как делаются деньги в интернете, и вы все хотите сделать сами – забудьте про идею пассивного дохода. Работать придется в любом случае – и много.
Самое интересное – скорее всего, вам понравится. И вы будете получать удовольствие от работы. И когда действительно появится возможность сидеть и плевать в потолок – вы вряд ли будете это делать.
Делай, что нравится – а деньги будут
Это не на 100 % сказка, я бы сказал, что более точно будет «Делай что нравится, потом разбирайся и с тем, что не нравится, и, может быть, деньги будут».
Пример из жизни. У моих друзей-рыбаков есть интернет-магазин. Они любят рыбалку. И продают товары для рыбалки. Но разбираться им приходится и с подвисшими оплатами, и с внедрением онлайн-кассы, и с установкой SSL-сертификата для сайта, а также с продвижением сайта, контекстной рекламой, поставщиками, программистами, курьерами, возвратами и еще с кучей вопросов.
И таких примеров из ближнего окружения можно набрать с десяток.
Перед тем как перейти к перечислению и обзору общедоступных вариантов заработка, прочитайте еще два небольших, но важных раздела. О законности заработка и о быстрых деньгах. Первый – особенно важен.
Градации по цвету
«Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели! А когда нет цели – нет будущего!»
Если обобщить, все способы заработать в интернете делятся на 3 большие группы.
Белые способы – легальные способы заработка в интернете
Сюда относится все, что полностью соответствует законам страны, в которой вы проживаете, законам страны, в которой вы зарабатываете (часто это разные страны), и крайне желательно – моральным и этическим нормам.
Примеры:
- Личный блог или сайт, с заработка на котором вы платите все налоги, и в котором вы не рекламируете барахло, потому что уважаете свою аудиторию.
- Группа в соцсети или сайт, где вы берете оплату за размещение чужих объявлений о продаже чего-либо.
- Любой способ, где интернет является основным каналом клиентов для офлайн-бизнеса (интернет-магазин, услуги репетиторства, сайт компании).
В то же время, если вы продаете товары в РФ через интернет-магазин, не платите налоги, деньги просите скинуть на карту или под видом бренда продаете подделки – это уже не белый способ, а серый.
Серые способы и схемы заработка
Когда вышла книга «50 оттенков серого», я сначала подумал, что она про интернет-заработок. К сожалению, большинство способов заработка в интернете относятся к серым по разным причинам:
- Нарушение авторских прав. Например, на сайтах используется чужой контент без разрешения – начиная от использования чужих фото и заканчивая «смотреть онлайн без смс и регистрации».
- Работа с контентом, который разрешен в другой стране, но запрещен в вашей (обычно это материалы 18+).
Другой пример – в некоторых штатах США разрешено употреблять и выращивать «травку». Но если вы фрилансер из РФ, вопрос легализации денежного перевода за поддержку сайта с комментарием типа «For MariaIvanovna drugs store support» может стать проблемой. Сюда же можно отнести различные магазины в РФ, которые продают семена растений «для полного комплекса ботанических исследований».
«Откройте, мы только уточнить насчет вашей платежки»
- Работа с полумошенническими продуктами и услугами (заработок на рекламе различных чудо-средств по уменьшению талии, увеличению чего-то повыше или пониже талии, БАДов, китайского барахла по десятикратно накрученной цене и т. д.).
- Неуплата налогов (различные расчеты «на карту», «через вебмани»).
Основной минус серых способов заработка – смена мышления. Я это неоднократно наблюдал на профильных ветках разных форумов, русскоязычных и англоязычных.
Невозможно 5–10 часов в сутки заниматься проектами, которые зарабатывают на продаже фуфломицина по десятикратной цене, и верить в светлое будущее и честных людей. Окружение (и круг общения), скорее всего, тоже будет соответствующим.
И чаще всего – не будет роста. Если проект так или иначе связан с обманом, вы не сможете эффективно расти (собрать команду, делегировать) из-за проблем с доверием к людям, из-за боязни ответственности (а вдруг обиженный сотрудник сдаст в налоговую или трудовую инспекцию, уйдет с наработками, начнет уводить заявки).
Черные способы заработка
Онлайн- и офлайн-заработки часто работают в связке, не обошло это и мошеннические схемы.
Одна из самых нашумевших в свое время – продажа шестых «айфонов» с офисом в «Москва-Сити» и филиалами в регионах. Мошенники выстроили полностью весь цикл продаж – от рекламы в интернете и SEO до, собственно, продаж смартфонов. Правда, денег за предзаказ они собрали в десятки раз больше, чем продали «айфонов». Пострадали не только покупатели, но и сотрудники, которые думали, что это обычная работа.
Я думаю, многие так или иначе с этим сталкивались. По большому счету это любой способ обмана, где взамен на деньги не дают ничего. Фейковые интернет-магазины, просьбы занять денег через взломанные аккаунты и т. д. В общем, явный криминал.
Реальные способы заработка. Как и где можно зарабатывать деньги в интернете
К сожалению, финансовое образование у нас находится на уровне ниже плинтуса, а если перенести это в интернет – где-то на уровне точки промерзания грунта.
Вот эти все «еще 3 месяца назад я таксовал на старой калине, а сегодня я зарабатываю 1 000 $ в день, жми!» объявления и темы писем почему работают? Потому что:
- Для большинства населения интернет – это черный ящик, где что-то как-то непонятно происходит.
- У всех на слуху куча историй, как знакомый знакомого заработал как-то там через интернет, что-то провернув.
К любому способу заработка в интернете можно предъявить вот эти требования:
- Навыки.
- Бюджет.
- Необходимое время.
- Риски.
- Возможность масштабирования (или повторяемость результатов).
Можно зарабатывать в интернете без вложений? Можно. Но понадобятся навыки, личное время, и, возможно, – риски.
Можно зарабатывать много? Да, но понадобится бюджет, навыки, возможность масштабирования и, скорее всего, – риски.
Если обобщить, то все просто: «Если вы не понимаете, как именно и за счет чего будут заработаны деньги, и не можете объяснить это простыми словами – с 99%-ной вероятностью это обман».
Вы можете возразить, что знакомые купили биткоин за две тысячи долларов и продали за десять тысяч. Но это не повторяемая схема, это то, что называется «повезло» (кроме этого, есть масса людей, которые купили по 10 000 и сейчас с печалью смотрят на цену менее 4 000).
К сожалению, именно подобные редкие ситуации успеха при замалчиваемых фейлах плодят огромное количество людей с зарплатой ниже средней, которые хотели бы зарабатывать на 20–30–50 тысяч рублей в месяц больше, но не готовы для этого поменять профессию или повысить свою квалификацию и наработать опыт за 1–2 года. Чаще всего именно эти люди годами и десятилетиями «прыгают» от поиска одной «проверенной схемы» к другой, зачастую противоположной. И получается этакий седой от перенапряга и нервов «гонщик за волшебной денежной кнопкой», который спустя 5–10 лет зарабатывает, как программист-джуниор через полгода после первого знакомства с языком программирования. И если бы меня спросили, кто через 2 года будет зарабатывать больше – я буду уверен, что программист.
Все выше написано не для красного словца – я лично знаю IT-специалистов, которые начинали 2–5 лет назад, и которые зарабатывают в одиночку или с парой помощников баснословные (по меркам регионов) 2–5 тысяч долларов в месяц.
Заработок в интернете без вложений – быстрые и медленные способы
Любой заработок в интернете без вложений подразумевает вложение личного времени. И если говорить без словесных выкрутасов – это просто работа. Это может быть удаленная работа (вы находитесь в штате компании, но работаете через интернет) или фриланс. Что это? Фрилансом называется удалённая кратковременная работа не по трудовому договору. Фрилансом можно заработать больше, так как потолок заработка упирается только в возможное количество заказов и цену за них.
Чем меньше порог входа в специальность, тем меньше оплата. Пример из самых дешевых – заработок на разгадывании капчи. Суть «профессии» – разгадывать капчи за оплату. Судя по тому, что для заказчика цена колеблется в диапазоне до 1 доллара, и есть еще заработок самого сервиса – 1 капча стоит около 6 копеек.
Как вам будущие перспективы?
Как указывают сами создатели сервиса – работники в основном из стран, где «вилки» в 50–250 долларов хватает на оплату основных расходов. Этот пример нужен для понимания простого факта – магии нет, нигде не платят много денег за простую работу, которой можно научиться за полчаса. И если вы хотите зарабатывать быстро и ничему не учиться – заработать много не получится.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Заработок на просмотре рекламы, роликов на «Ютубе», на играх, лайках, репостах, переходах по ссылкам и так далее
Все написанное в заголовке – полная ерунда как источник дохода. Если работу может сделать пятилетний ребенок, оплачиваться она будет соответственно.
Кем можно работать удаленно. Как и сколько можно заработать на фрилансе новичку
Массовый фриланс охватывает основные 10–20 профессий, востребованных на рынке. Чем выше порог входа в профессию и чем дефицитнее специалисты – тем выше оплата. В основном это:
- Программисты.
- Дизайнеры.
- SEO-специалисты и маркетологи.
- Менеджеры по продажам.
- Управленцы.
- Все, что связано с разработкой сайтов разных уровней сложности. От веб-программистов и верстальщиков до интеграторов.
Есть исключения, например, копирайтинг и в целом работа с текстами. Можно зарабатывать 200 рублей за страницу текста, а можно 5 000. То есть вы можете работать в массовой нише с низким порогом входа, но придется, чтобы зарабатывать много, стать профи и войти в 5–10 % лучших.
Решить, какую профессию осваивать для фриланса, лучше самостоятельно. Зайдите на «Хедхантер», посмотрите вилки цен, требования и возможность удаленной работы.
Вот несколько советов:
- Выбирайте профессию, в которой можно расти постоянно.
- Проверьте возможность работать по этой специальности, не имея опыта или с минимальным опытом. Тогда у вас будет возможность начать работать (или подрабатывать онлайн), постепенно повышая свой уровень.
- Не бойтесь. Я работал с сотнями удаленных специалистов из разных сфер, и хочу сказать, что минимальный набор «сделал работу вовремя» и «сделал работу хотя бы на 4» встречается менее чем у половины специалистов. Достаточно просто приемлемо и в срок делать работу, чтобы быть на уровне «выше среднего».
Здесь прямо напрашивается мотивирующая история успеха, и она у меня есть.
Моя подруга однажды решила кардинально сменить род деятельности. До поворотной точки ее карьера никак не была связана с интернетом. Она просто пару недель почитала теорию о SEO, сайтах, поисковых системах, рекламе. Нашла местное агентство, договорилась о встрече, честно сказала, что ничего не знает, что нет опыта, но готова учиться и много работать. Ее взяли на должность вроде младшего помощника старшего стажера, дали возможность учиться и много работать. Спустя несколько лет она стала руководителем направления контекстной рекламы с соответствующей зарплатой и соцпакетом.
Когда я эту историю рассказываю знакомым, которые «хотели бы зарабатывать в интернете», у них на лице возникает выражение: «А что, так можно было?» Правда, большинство так ничего и не поменяло, что дает понять, кто действительно хотел, а кто так, потрепаться.
Социальные сети, личный блог
Ежегодный рост обучающих курсов – как зарабатывать во «ВКонтакте» и на «Одноклассниках», на YouTube и в Instagram, на личном блоге в «ЖЖ» или на любой другой платформе – показывает устойчивый спрос на желание действовать в комфортной среде.
В то же время любая внешняя платформа на риски того, что дело не пойдет, накладывает риски того, что дело пойдет, но накроется в 1 минуту по не зависящим от вас причинам. Вы 2 года качали канал на YouTube – а вам прилетели страйки за музыку, и теперь у вас нет канала. Или вы шикарно зарабатывали на группах в VK – и тут «ВКонтакте» вдруг купили, и правила по размещению рекламы порезали для владельцев сообществ.
Поскольку я не завсегдатай соцсетей, вам будет полезнее прочитать интервью проститутки Кэт и о ее отношениях с рекламодателями. Там будет в том числе и про изменение «политики партии» руководства «ЖЖ».
К сожалению, нет репрезентативной выборки: какой процент блогеров, ютуберов, инстаграмщиков, создателей пабликов и т. д. выходит хотя бы на уровень дохода, равного МРОТ. Подозреваю, что, как и везде – 3–5 % самых упорных (из тех, кто вообще начал).
Сколько здесь можно заработать? От нуля до миллионов рублей в месяц. Как по мне, главный недостаток соцсетей – сложная прогнозируемость. Я одно время целенаправленно искал команды, которые работают с соцсетями, и не смог найти людей, которые бы могли сказать: «Да, мы запускаем каждый месяц/квартал/год новый проект, выстреливает 3 из 5, в среднем рассчитываем на такую-то прибыль».
Второй недостаток – работает не столько выбор площадки, сколько личный бренд и удачная подача контента, и все это замешано на настроение аудитории.
Открытие и запуск бизнеса в интернете
Все вышеперечисленные способы больше подходят или для одиночек, или для небольших команд. Они сложно масштабируются в силу того, что почти все:
- Завязаны на личный бренд / работу с заказчиком / сторонние сайты и сервисы (а это дополнительные риски). В случае работы с командой также появляются зависимости от отдельных ее представителей.
- Имеют в какой-то мере сложную техническую подоплеку, не имеют возможности взрывного роста (если бы это было не так – те же веб-агентства росли бы, как продуктовые торговые сети, и на рынке было бы 3–5 крупных компаний, о которых знает каждый бизнесмен и многие обыватели).
Дальше пойдет речь о способах заработка, которые:
- Позволяют начать быстро и получить реальный опыт.
- Завязаны на процессы реального бизнеса, поэтому вряд ли вымрут (или капитально просядут), как например, заработок на продаже ссылок. Изменения в них тоже плавные, несмотря на ежегодные крики, что в интернете делать нечего, если ты не Илон Маск, а твой брат не Сергей Брин.
- Проверены лично, либо базируются на личном опыте, полученном в ходе консультаций по таким проектам.
- Имеют публичные или приватные кейсы с цифрами, которые у меня лично не вызывают сомнений.
- Доступны без пятилетнего изучения программирования, маркетинга, контекстной рекламы, поисковой оптимизации, автоматизации или чего-либо еще. То есть в открытом доступе имеют достаточную информацию для старта в ближайший месяц.
- Несложно масштабируются.
Почему это стабильные варианты? Потому что они завязаны на реальный бизнес. В отличие от хайповых тем вроде криптовалют, бинарных опционов и тому подобных, где все работает, мягко говоря, не совсем прозрачно и непонятно для широких масс.
Продажи через интернет
Это одна из самых простых тем, потому что не требует особых навыков. И в отличие от классической схемы «купи-продай» для теста продаж через интернет не требуется даже что-либо покупать.
Через любые доступные площадки (соцсети, доски объявлений, сайт-визитка, сделанный на коленке на конструкторе сайтов) дается объявление о продаже или аренде чего-либо. Для теста моя жена выложила на «Авито» объявление о сдаче в аренду бетономешалки и толщиномера для ЛКП авто. Больше не делалось никаких действий (повторных подач, платного размещения, рекламы через знакомых в соцсетях и т. д.).
Звонки были, и некоторым нужно было «на вчера», и 5–6 тысяч в месяц на этом можно было бы заработать. Будь у меня толщиномер или бетономешалка, которые мы действительно могли бы сдать в аренду :-)
Почти 500 просмотров за 2 сутокВы можете повторить этот опыт, «продавая» что угодно и не неся рисков. Кстати, о рисках. Типичная схема офлайн-бизнеса:
- Будем продавать ТакойТоТовар!
- Регистрируем ИП или ООО и Покупаем ТакойТоТовар.
- Арендуем помещение.
- Что-то ТакойТоТовар никому не нужен.
- Пробуем дать рекламу.
- Продаем ТакойТоТовар хоть за сколько-то, фиксируем убытки и закрываемся.
Я ее регулярно наблюдаю, когда гуляю мимо коммерческих помещений. Во многих из них смена арендатора – вопрос 2–6 месяцев.
Что с интернетом? Вы можете изучить реальный спрос, даже не имея товара, не имея ИП или ООО. Будет спрос – наберете предзаказов, откроете фирму, поработаете.
Если все так просто – почему этим не занимаются все подряд? Потому что это выбивается из концепции заработка в интернете с красивыми людьми с ноутбуками, которые сидят под пальмой с коктейлем. Потому что это в мелких масштабах – самозанятость, или в удачных случаях микробизнес со всеми его проблемами.
В случае продаж через сторонние площадки на бизнесовые риски накладываются и интернет-риски, например, бан аккаунтов, которые давали большинство продаж, или рост конкуренции в рамках какой-то площадки и вместе с ней – цен на рекламу.
Большой плюс схемы – можно начинать без ничего, можно расти плавно, меньше расходная часть (нет затратных статей, которые должны отбиться вроде зарплат продавцов, аренды помещения, оплаты уборки и прочего). И можно составить какой-никакой план еще до того, как вы потратите первый рубль на этот бизнес. И скорректировать его в сторону реальности, когда потратите.
Если «попрет» – обычно эта схема перерастает в интернет-магазин и офлайн-бизнес.
На случай, если решили начать работать по этой схеме – прочитайте, как открыть интернет магазин.
Плюсы, минусы и необходимые навыки вы можете прочитать далее в блоке про дропшиппинг.
Сколько на этом можно заработать: зависит от выбранной ниши. В розничной торговле наценка обычно составляет от 30 до 100 % в зависимости от товара. Прикинуть возможный спрос вы можете, используя приведенную выше схему.
Заработок на дропшиппинге
Частная модель продаж, у нас используется редко и пока ассоциируется с привозом товаров с зарубежных маркетплейсов (или с продажей товаров на них же). Хотя сама тема глубже, чем кажется на первый взгляд. По сути, это формат дилерства:
- Покупатель ищет товар.
- Попадает к дилеру.
- Делает заказ.
- Заказ попадает напрямую к производителю, и полностью им обрабатывается (получение оплаты, отправка, возвраты и т. д.)
- По завершении сделки дилер получает свой процент.
Причина, по которой покупатель выходит на дилера, может быть любой. В случае с интернетом у дилера может быть просто понятный и удобный сайт.
И работает эта схема в любой нише, где производитель заинтересован в сбыте, а у вас есть канал продаж. Как проверить спрос, не влезая в бумажные дебри? Смотрите выше, где я писал про продажи через интернет.
Еще один плюс этой схемы – меньше рисков для вас лично. Риски несет тот, кто получает деньги и отвечает за качество товара, в данном случае – производитель. А дилер рискует только тем, что будет оплачивать «холостые» доставки товара, если решит работать с оплатой при получении товара, а не с предоплатой.
Минусы: это больше работа с людьми, а не с сайтами.
Плюсы: можно начать, вообще не имея товара, в случае успеха можно масштабировать.
Навыки: пользователь интернета, телефонный разговор не вгоняет в истерику, умение договариваться (с производителем).
Бюджет: от 1 000 рублей на платное размещение в соцсетях или досках объявлений.
Необходимое время: зависит от выбранной ниши и канала сбыта.
Риски: больше офлайновые. Нет нужной продукции, например. Или пришел настолько большой заказ, что производитель решил вас «прокатить» (к сожалению, не все думают на перспективу).
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть.
Сколько на этом можно заработать: при околонулевых рисках (когда вы лично не держите деньги в руках и не отвечаете за товар) в среднем до 10 %. Это не так мало. Мне очень понравился кейс, где дропшиппер за год заработал порядка 10 тысяч долларов чистыми, продавая сезонное оборудование от производителя со слабым сайтом (его вложения были менее 1 тысячи долларов в нормальный сайт и рекламу на протяжении года).
Работа с партнерскими программами (заработок на партнерках)
Принцип простой – вы делаете обзор продукта, ставите реферальную ссылку, и за каждую продажу этого продукта (или товара) получаете процент. Тут очень хорошо работает принцип «кто первый встал, того и тапки».
Стоимость сервисов начинается от нескольких тысяч рублей в год, а заканчивается десятками тысяч.
Вот созданный 11 лет назад сайт из трех страниц:
Обратите внимание, сколько посетителей в месяц и куда в основном переходят с сайта
Я по-доброму завидую смекалке создателя этого проекта. У меня есть похожий сайт, далеко не с такими впечатляющими цифрами по посещаемости и заточенный под другую партнерскую программу, но там все просто – в среднем 1 посетитель равен 5 рублям чистой прибыли. Даже при конверсии в десятки раз хуже, сайт из примера среднюю по РФ зарплату своему владельцу приносит.
В каких нишах это работает? Начинать лучше в любой знакомой тематике, где уже есть партнерская программа. Курсы английского, интернет-магазины с партнерками, различные онлайн-сервисы.
Парадокс, но лучше всего это работает в тех нишах, где партнерской программы нет. То есть вы напрямую договариваетесь на процент с действующим бизнесом (это уже скорее лидогенерация, об этом чуть позже).
Минусы: сильная конкуренция, шейв (обман со стороны партнерской программы, вы почти никак не сможете проверить реальную статистику).
Плюсы: можно находить неочевидные источники трафика как в примере выше, которые будут работать годами. Сайт все 11 лет особо не менялся.
Навыки: для системной работы нужно уметь создавать несложные ресурсы на уровне нашего руководства по самостоятельному созданию сайта.
Бюджет: 3–10 тысяч рублей на сайт при условии, что все делаете сами, кроме копирайтинга.
Необходимое время: больше на поиск ниши, чем на создание.
Риски: шейв со стороны партнерских программ.
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть.
Сколько на этом можно заработать: цифра в 1 рубль с каждого посетителя, скорее, пессимистичный прогноз.
Арбитраж трафика
Заработок на арбитраже для новичков очень похож на заработок для новичков на «Форекс». Как получить 5 000 долларов в месяц? Заведите в систему 10 000, и за месяц оно само до 5 000 дойдет. Повезет, если сможете вывести.
Что такое арбитраж? Это покупка посетителей из дешевых каналов трафика на страницу с рекламными материалами. Обычно через баннерную рекламу, рекламу в соцсетях, РСЯ, КМС Google. Заработок – процент от прибыли. По сути, это очень похоже на партнерскую программу, но с одним ключевым отличием. Партнерские программы в основном продают что-то полезное (именно поэтому партнерки часто используются блогерами).
А классический арбитраж трафика в основном похож на телемагазин. «Купите качалку для пресса на двух АА-батарейках за 9 899 рублей и только сегодня получите настенную соковыжималку с прикладом».
Если рассуждать трезво, то какие требования должны быть к товару, чтобы его нужно было продавать через арбитраж? Примерно такие:
- Большая наценка (производство, доставка, заработок владельца товара, заработок арбитражника).
- Широкая ЦА с явно выраженной «болью» (например, недовольные фигурой девушки).
- Товар не должен навредить.
- Обещание значительных результатов без особых усилий, чтобы хорошо шли продажи.
На фоне типичных товаров из арбитража – вроде копий брендовых часов, различных фиточаев и прочего – некоторые арбитражные ниши выглядят даже относительно приличными. Это могут быть, например, онлайн-игры и банковские продукты.
Ко всему нужно учитывать, что обычно жертв арбитража очень жестко прожимают на покупку товаров или услуг, поэтому с морально-этической точки зрения заработок крайне сомнительный.
Минусы: сильная конкуренция, шейв, нервотрепка (ушло на рекламу 2 000 рублей за сутки, а заработано 0), постоянно нужно держать руку на пульсе.
Плюсы: если «поперло» – можно заработать быстро. Как в казино :-)
Навыки: технические навыки – настройка и анализ рекламы, анализ конкурентов, сбор и анализ статистики (если вы все это знаете – можно гораздо больше заработать как маркетолог).
Бюджет: Попробовать можно и с 1 000 рублей (и скорее всего до 0 рублей вы дойдете очень быстро).
Необходимое время: больше на поиск ниши, чем на создание.
Риски: шейв со стороны партнерских программ, бан аккаунтов в рекламных каналах.
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть, но нужна команда профи, убытки масштабируются так же легко, как и прибыли.
Сколько на этом можно заработать: 2 рубля на вложенный 1 – результат ниже среднего.
При этом все зависит от конечного продукта. Если вы «сливаете» посетителей на полезный им продукт (например, дешево рекламируетесь в предпринимательских пабликах с предложением онлайн-бухгалтерии по реферальной ссылке) в самих методах арбитража нет ничего зазорного.
Работа с Amazon или MFA-сайты
Все перечисленные до этого момента способы больше подходят для рунета, хотя с минимальной адаптацией их можно использовать для работы с другими странами. Например, вместо продажи товаров на «Авито» можно продавать товары на eBay.
Что такое MFA-сайты? Расшифровка – Made For AdSense (сайты, сделанные специально для рекламной сети Google AdSense). Это небольшие (или большие, но они дольше и хуже окупаются) нишевые проекты, сделанные под информационные группы запросов в дорогих тематиках. Вопросы-ответы, каталоги юристов, подборки тематических статей. Например, 1 клик по рекламе в области страхования, права или медицины в США может приносить 20–50 $ владельцу сайта, где эта реклама размещается.
Сайты под Amazon – это чаще всего тематические товарные обзорники, которые профессионально сравнивают популярные товары.
Например, мультиварки
Заработок на таких проектах идет с партнерской программы Amazon. Я посчитал нужным вынести проекты «под Амазон» отдельно от заработка на партнерках, потому что эта схема проще масштабируется.
Ваша статистика и наработки по бухгалтерским партнеркам особо не помогут при работе с партнеркой интернет-магазина постельного белья. А вот при постоянной работе с какой-то одной нишей каждый следующий проект запускается проще, чем предыдущий (есть проверенные авторы, есть статистика окупаемости, есть наработки по контенту и т. д.).
Минусы: нужен контент на английском (или других языках), обычно он раз в 50 дороже, чем русскоязычный. Текст на 1 страницу за 100 долларов – норма жизни. Еще нужны ссылки, это в «Яндексе» контент сам себя продвигает, в зарубежном Google рулит возраст сайта и ссылочное (и контент при этом тоже должен быть хорошим). И еще – конкуренция.
Плюсы: доход в долларах. При доле везения проекты могут сработать в плюс в первые 6–12 месяцев (несмотря на большие расходы). Также такие сайты для заработка очень хорошо продаются.
Навыки: анализ конкурентов, нестандартное мышление, крайне желателен хороший английский (или язык, на котором будет сайт).
Бюджет: один маленький сайт на 20 страниц может обойтись в 3-4 тысячи долларов.
Необходимое время: больше на поиск ниши и раскрутку, чем на создание.
Риски: при неверно выбранной нише для двух сайтов можно выкинуть в трубу стоимость новой машины и полгода времени. Это как раз та ниша, где сначала надо думать и анализировать, а потом работать.
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть. Один из плюсов – на многие моменты можно нанимать команду в РФ или СНГ.
Сколько на этом можно заработать: средний результат – сайт выйдет «в ноль» за 1 год, а дальше уже приносит 300–1500 долларов прибыли.
Можно ли заработать на покупке и продаже сайтов
Основные принципы как и в любой работе посредника. Нужно:
- Найти недооцененный сайт (вы понимаете, что можно легко увеличить результат за счет оптимизации или другой работы над сайтом).
- Или проект, который продается срочно.
- Или который монетизируется неэффективно (к примеру, сайт в топе по Москве со статьями про ремонт АКПП, но не собирает заявки на их ремонт).
После этого сайт «докручивается» – максимизируется прибыль, проводится оптимизация сайта, находятся альтернативные способы заработка (например, сайт про АКПП купила сеть СТО).
Далее сайт или продается, или остается как актив. Основные подводные камни такого заработка:
- Вы несете риски после покупки (например, история, где у покупателя отсудили более 300 000 рублей за фотографии котиков, которые разместил предыдущий владелец).
- Такие риски возрастают многократно, если вы покупаете какой-нибудь неофициальный сайт фанатов «Сбербанка» (фейковый сайт под брендовый трафик).
- Если продавец переоценил сайт (намеренно или случайно), он может никогда не окупиться, будет только требовать время и деньги на поддержку.
- Про заработок на сайтах трубят уже из каждого утюга, и поэтому часто продается откровенный шлак с конскими сроками окупаемости.
Кроме этого, у вас должно быть понимание: как, на чем и почему зарабатывают сайты, какие сайты имеют потенциал, а какие – нет. Если все это есть, то выгоднее запускать свои проекты, чем покупать их за 12–30 месячных доходов.
Минусы: сайты часто переоценены, требуется время и деньги на поддержку и развитие, законодательные риски, поиск нормального сайта похож на поиск иголки в стоге сена. Перегретый рынок, часто продаются сайты «под развитие» с нулевым доходом.
Плюсы: при нестандартной монетизации (обычно это работа с реальным бизнесом, а не монетизация сайта через партнерки и рекламные сети) сайт может приносить неприлично большие деньги.
Навыки: понимание всей цепочки заработка на сайтах, умение анализировать ниши и конкретные сайты.
Бюджет: минимальная планка обычно около 10 месяцев. Сайт приносит 1 000 рублей – будет стоить от 10 000.
Необходимое время: как повезет, даже при наличии денег вы не можете быть уверены, что будете каждый день/неделю/месяц покупать по удачному сайту.
Риски: покупка «мусора», в простых нишах – продавец сразу после продажи делает еще 5 тематических сайтов.
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть, но минимальная.
Сколько на этом можно заработать: зависит от вложений. При хороших навыках докрутки сайта – около 50 % годовых (выход в ноль в первый год, плюс-минус 10 % в месяц на вложенное за второй год).
Дорвеи
Типичный дорвей – сайт, контент которого не несет ценности для пользователя, но за счет дефицита нормального контента такой сайт получает поисковый трафик за счет текстовой оптимизации. Вот пример типичного дорвея:
Обычно монетизируется через партнерские программы и тизерные сети, либо сливая трафик на партнеров. Например, вы переходите на сайт про покраску авто в Перми, но там какой-то бредовый текст, зато на пол-экрана рекламный баннер покрасочного цеха в вашем городе.
Это типичные дорвеи. Есть еще и нетипичные. Сама суть дороводства – с минимальными усилиями создать максимальное количество страниц, как можно более релевантных запросам пользователей. При этом сами страницы могут действительно решать проблему пользователя. Вот пример такого дорвея:
На сайте видна реклама Google AdSense, потому что дорвей полезный
Информация – создана программно полностью. Возможно, она даже неточная. Но при этом раз такой сайт получает посетителей, он лучше других закрывает его потребности. Такие сайты могут жить годами и десятилетиями. Поисковые системы, конечно, закручивают гайки в самых очевидных нишах, но стоит чуть отойти в сторону от первых 100 пришедших в голову идей, и мы снова видим в выдаче генерированный контент.
Минусы: чем менее дорвей полезен, тем меньше он «живет». Бесполезные сайты попадают в бан у поисковых систем и не дают ни трафика, ни денег.
Плюсы: при наличии навыков – быстрый старт, дешевая стоимость контента (потому что в основном идет работа с общедоступными данными).
Навыки: программирование – хотя бы на базовом уровне. Анализ конкурентов. Понимание принципов работы поисковых систем.
Бюджет: минимальная планка – стоимость домена и хостинга.
Необходимое время: как повезет, даже при наличии навыков.
Риски: неверная оценка ниши, конкуренция в очевидных нишах. Череда неудач – на профильных форумах 90 % новичков уходят, после того как 1-3-10 раз подряд сайт «не взлетел».
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть, но минимальная. В основном это самозанятость, а не командная работа.
Сколько на этом можно заработать: проще всего отталкиваться от среднего заработка на посетителя в выбранной тематике и занижать ее в 2–3 раза.
Информационные проекты и статейники
Такие сайты можно увидеть в выдаче, введя любой популярный информационный запрос:
- как выращивать огурцы на подоконнике;
- как самому заменить розетку;
- что лучше – металлочерепица или профнастил и т. п.
За редким исключением я бы назвал эти сайты дорвеями (по крайней мере, русскоязычные сайты) с той разницей, что контент генерируется не автоматически, а пишется копирайтерами. Поскольку окупаемость таких сайтов напрямую связана с расходной частью, чем дешевле контент и его публикация, тем выгоднее сам сайт. Отсюда и получаются ситуации, когда на достаточно ответственные темы – вроде строительства, здоровья, правовых вопросов – пишут одни и те же авторы за крайне небольшие деньги (в среднем ценник за 1 000 знаков на бирже для таких проектов редко превышает 60–70 рублей).
По сути, наличие такого пласта сайтов говорит только о том, что бизнес пока что игнорирует цепочку продаж и не работает с потенциальными клиентами на стадии изучения спроса. Профессионального информационного контента – капля в море.
Нередко крупные тематические порталы вырастают как раз из информационных сайтов – когда владельцы понимают, что корову нужно не только доить, но и кормить. Когда уже есть команда проекта, проверенные профессиональные авторы, фактчекинг, обратная связь от посетителей и т. д. К этому приходят далеко не все и это не история про то, как все это организовать в первые месяцы после старта.
Минусы: бешеная конкуренция в популярных нишах, ежегодно стоимость «входа» растет. Контент устаревает (например, пояснения к законам надо частично менять после выхода новых законов).
Плюсы: реально справится домохозяйка. Очень примитивное направление. Хотя это и минус, за счет этого и конкуренция.
Навыки: базовая работа с сайтом.
Бюджет: Я не буду давать ссылок, но один из евангелистов направления ведет открытый отчет (имея опыт, команду и деньги). На 100%-ном делегировании (все делает команда) проект из отчета выйдет «в ноль» плюс-минус через 25–30 месяцев после старта, когда бюджет перевалит за 2 миллиона рублей. Справедливости ради скажу, что при работе в одиночку затраты будут в 2–3 раза меньше, так как около 50 % затрат это заказ, публикация и оптимизация контента. Остальные 50 % это расходы на копирайтинг.
Необходимое время: зависит от размеров сайта.
Риски: в том году «Яндекс» выкатил медицинский фильтр, доходность у сайтов упала вдвое, их срочно продавали. Это один из примеров. Я бы назвал основным риском долгую окупаемость при низком пороге входа.
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть. В РФ десятки команд, которые работают системно в разных нишах.
Сколько на этом можно заработать: 5–10 % в месяц на вложенные деньги, спустя 9–24 месяца для выхода «в ноль».
Тематические сайты
Сюда можно отнести любой проект, который не входит в первые 100–200 сайтов, которые вы регулярно посещаете. Это может быть каталог оконных фирм по городу/области/стране, городской форум, клуб любителей какого-то бренда.
Поскольку эти сайты так или иначе завязаны на рынок, они растут или падают вместе с ним.
Приведу пример. Кто-то сделал первый форум про «Ладу Весту» и повозился, чтобы «раскачать» его посетителями и аудиторией – все, у него в одном месте живая целевая аудитория. Хоть товары им продавай, хоть рекламу СТО показывай. И сайт еще понемногу сам по себе, потому что машины не вино, с годами лучше не становятся. То одна поломка вылезет, то другая, то рестайлинг, то новости.
Правда, падают такие проекты тоже вместе с рынком.
Ниш – море. Нужно просто уметь посмотреть со стороны. Впрочем, крупные и опытные команды могут наоборот лезть в конкурентные ниши, четко понимая, какой и когда будет результат. Если у вас такого опыта и уверенности нет – начинать лучше с неконкурентных направлений.
Минусы: без умения анализировать рынок или без опыта и команды такие сайты запускать не получится.
Плюсы: в новых нишах рынок сам тащит сайты наверх. Сделали первым нишевый сайт про новый вид бытовой техники – вместе с ростом спроса на нее будет расти и сайт, его посещаемость и доход. К тому же если сайт лидер ниши – логичный шаг продавать товары, про которые сайт.
Навыки: базовая работа с сайтом и базовая аналитика.
Бюджет: 3–10 тысяч рублей на проект на старт.
Необходимое время: зависит от размеров сайта.
Риски: не угадать с нишей. Нарастить большое количество «чемоданов без ручки» – сайтов, которые тянут время и вроде дают денег, но маловато. Впрочем, вы знаете, что с ними делать – продаете с меткой «шикарный проект под развитие всего за год окупаемости» :-)
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть. Все процессы легко бьются на этапы и делегируются.
Сколько на этом можно заработать: прибыль в 30–100 % годовых на удачных проектах в первый же год – норма.
Нишевые малостраничные сайты
По сути, это такие же проекты, как и тематические сайты, только под очень узкий спрос. Примеры:
- Каталог компаний под узкую нишу. Например, алмазная резка бетонных конструкций.
- Сайт про эмиграцию в Австралию.
- Сайт про новый бренд (или конкретную модель) техники.
На самом деле я очевидные примеры привел. Если пойти «в народ» и посмотреть, что ищут знакомые, сразу окажется, что можно сделать каталог химчисток авто или сайт с точками ремонта строительного инструмента.
Основной плюс – это как раз те проекты, которые бы и хотели видеть поисковые системы. Они решают проблемы пользователя и не выдавливают из себя добавочную ценность в виде еще 10 тысяч символов об истории куриц к статье «Как сварить яйцо».
Один из примеров – бухгалтерский сайт про одну конкретную проблему:
Возможно, на мысли в правильном направлении вас натолкнет список более чем из 90 идей для интернет-бизнеса.
Минусы: нужно отойти от цифр статистики, выйти из «Матрицы» и делать полезные сайты. И, скорее всего, это будет «зоопарк» небольших проектов, которые требуют поддержки. Проблема в системном поиске ниш и создании проектов или раскачке нескольких больших сайтов из маленьких.
Плюсы: без преувеличения, такие сайты могут без конкуренции работать годами.
Навыки: базовая работа с сайтом и базовая аналитика.
Бюджет: 1–10 тысяч рублей на проект на старт.
Необходимое время: зависит от размеров сайта и времени для сбора данных.
Риски: практически никаких. При правильно выбранной нише сайт быстро набирает посетителей, нестандартно монетизируется (размещение местной рекламы за деньги). И часто годами не имеет конкуренции и требует минимального вмешательства.
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть. Все процессы легко бьются на этапы и делегируются.
Сколько на этом можно заработать: 100 % от вложенного в первый год – пессимистичный вариант. Но на микропроектах сами суммы небольшие, хотя это возможный плюс для новичков.
Услуги лидогенерации
На маркетинговом сленге лид – это заявка на услугу или товар. Лидогенерация – система, которая дает заявки бизнесу.
Может ли хороший маркетолог привлечь клиентов в бизнес дешево? Да. Готов ли бизнес платить за клиента, вместо того, чтобы платить за рекламу или поисковое продвижение? Конечно, да.
Как вы думаете, если у вас в месяц 10 «теплых» клиентов на ремонт или стройку под ключ, можете ли вы на этом заработать?
Самый простой пример – делается сайт по продаже чего-либо, рекламируется через контекстную рекламу или соцсети, а заявки передаются бизнесу. Более сложная схема – сайт выводится в топ по целевым запросам и получает заявку условно-бесплатно (вложения в создание и раскрутку, а потом только поддержка). Ну и рекламу никто не отменял.
Казалось бы, все уже должны были перейти на эту модель работы. Классный маркетолог (или команда) дает дешевые лиды, бизнес зарабатывает и делится, все счастливы.
Но эта схема не везде работает. Основная причина – простыми словами эта модель называется «партнерство». Но в партнерстве должны быть приемлемые для всех и понятные условия, а не перекладывание рисков друг на друга.
Для бизнеса идеальной ситуацией были бы вообще бесплатные заявки. По сути все маркетинговые риски перекладываются на партнера, как то:
- расходы на рекламу и продвижение;
- контроль заявок, чтобы не было обмана со стороны бизнеса.
При этом буду честен – в большинстве случаев бизнес у нас работает крайне непрофессионально. За примерами далеко ходить не надо – прочитайте, как 28 компаний не смогли продать ПВХ-окна.
И если маркетолог вкладывает свои деньги и время в бизнес, где не берут трубки, «морозят» клиентов, берут выборочно только дорогие заказы, типа «че я за эти несчастные 20 тысяч должен был подорваться и побежать сразу», то конфликт неизбежен.
Для маркетолога-лидогенератора идеальной ситуацией была бы оплата за целевой контакт, потому что это не его проблема, что бизнес не умеет нормально работать с заявками. Он-то свою работу сделал и рассчитывает на вознаграждение. Но тогда тоже будут конфликты, особенно при большом количестве не совсем целевых заявок или при слабом отделе продаж.
В целом обычно работает схема, когда бизнес вкладывается в проект и затраты делятся в каких-то пропорциях. Включая схему, когда бизнес полностью оплачивает все работы по проекту и еще платит процент от продаж. Но это возможно только в случае 100 % доверия к партнеру и его возможностям. На первый взгляд (особенно для бизнеса) это выглядит дико.
Но если копнуть глубже и трезво оценивать ситуацию, среднестатистический малый бизнес и так тратит деньги:
- На рекламу с неизвестным результатом. При этом схема «вы покажите меня в спецразмещении / повесьте билборд, а если будут заявки, дам процент» почему-то не работает. Деньги тратятся в любом случае, и часто неэффективно.
- На отдел продаж (который иногда откровенно слабый).
- На работу с клиентом, на обработку возражений и т. д.
Все это – без каких-либо гарантий результата. В такой ситуации оплата процента с прибыли за приведенного клиента – манна небесная. Но понимают это не все. Обычно это слабые компании, где отношение к сотрудникам как к крепостным, а к партнерам – как к сотрудникам.
А вот взгляд с другой стороны:
Это только из одного чата за одну неделю
Поэтому в целом это направление хорошо работает, если есть отлаженный профессиональный бизнес, который по каким-то причинам недогружен, и когда есть профессиональный лидгенщик (или команда). Только тогда это превращается во взаимовыгодное и прибыльное сотрудничество.
Минусы: это больше работа с людьми, чем с сайтами.
Плюсы: можно получать процент от прибыли очень крупного бизнеса, просто хорошо делая свою часть работы.
Навыки: нужно уметь получать заявки и опционально – делать несложные сайты.
Бюджет: 2–5 тысяч рублей на тест партнера.
Необходимое время: зависит от размеров сайта и способов лидогенерации.
Риски: потеря нервных клеток и небольшого количества денег. Если вы всё ведете за свои кровные, а ваши заявки «сливают», душевному здоровью это не способствует.
Возможность масштабирования или повторяемость результатов: есть. Все процессы легко бьются на этапы и делегируются.
Сколько на этом можно заработать: зависит от ниши. В среднем 5-15 % не вызывают нервного шока у партнеров. И уже по первым 3–10 заявкам можно посчитать математику для вашего случая.
Выводы
Это далеко не полный список возможных направлений для заработка в интернете. Все перечисленные выше варианты, по моему мнению, будут работать в ближайшие 4–5 лет, не особо изменяясь. Если вы ждали какого-то знака, чтобы начать зарабатывать в интернете – считайте, что это тот самый знак.
В заключение
Несколько советов:
- Чем ближе к реальному миру схема заработка – тем она проще и прибыльнее и обычно с меньшим сроком возврата инвестиций.
- Не распыляйтесь. Подумайте, что вам ближе, и работайте в одном направлении.
- Не бойтесь делегировать. Да, скорее всего поначалу кто-то будет делать хуже, чем вы. Но вы сэкономите время – самый ценный ресурс.
- Постоянно улучшайте процессы. Любой вариант из списка выше будет жить годами, если вы постоянно будете улучшать конечный продукт.
- Ищите тематические сообщества и учитесь. Свой опыт самый доходчивый, но чужой гораздо дешевле обходится.
- Научитесь составлять поэтапные планы по проектам, от конца до начала. Так у вас всегда будет «дорожная карта» по которой можно работать, и вы будете реже ошибаться в прогнозах.
- Не бойтесь начинать и выключайте «синдром отличника». Лучше слабый проект через неделю (он даст опыт), чем идеальный никогда.
- Делайте MVP. Если сделанный «на коленке» проект дает ожидаемый результат, его можно двигать дальше, и последующий результат будет лучше.
- Ведите тайм-трекинг по проектам. Так вы сможете объективно оценить отдачу от каждого из них.
- Верьте в себя. Я ни одного случая не знаю, чтобы кто-то год-два работал с интернет проектами, постоянно искал и пробовал новое, и не увидел результат.
Если у вас есть вопросы – задавайте их в комментариях.