Негативное влияние на интеллектуальные способности подростков и молодежи специфических способов медиа-потребления и коммуникации, которые дал нам интернет, долгое время не признавали.
Этому, с одной стороны, способствовали желтоватые СМИ, не упускавшие ни одной возможности прокричать «Мы тупеем!». Для доказательства этой идеи журналисты обычно использовали противоречивые исследования с маленькими выборками. Рациональной публике, в том числе ученым, подобные спекуляции никогда не нравились.
С другой стороны, у науки просто не было в наличии масштабных данных, которые позволяли бы сравнивать положение дел сегодня, 10 лет назад, 20 лет назад. Интернет — молодое явление. Утверждать что-либо определенное по поводу его влияния на умы еще в 2015-м было неблагодарным делом.
Но вот теперь данные появились, были обобщены и проанализированы. И картина начинает вызывать уже обоснованное беспокойство. Ученые и до появления интернета знали, что сильные навыки чтения у людей определенно связаны с более высоким уровнем умственного развития и более высокой вероятностью успеха в социуме.
Начиная с 2000 года в десятках стран мира, в том числе и в России, проводится оценка образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment). Это международное сравнительное исследование качества образования, оценивающее знания и навыки учащихся школ в возрасте 15 лет. Длится оно под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
В 2018 году в исследовании приняли участие 79 стран мира. Более свежих данных пока нет, но период с 2000 по 2018 годы как раз охватывает историю бурного роста интернета. В прошлом году исследователь из Университета Твенте (госуниверситет Нидерландов, г. Энсхед) Ханс Луйтен изучил результаты PISA 63-х стран 2009 и 2018 годов. И попытался выяснить, есть ли корреляция между ростом интернет-коммуникаций и ухудшением навыков чтения у подростков.
«Стоп», — скажем мы тут, — «А ухудшение точно зафиксировано?» К сожалению, да. Например, в России в 2018 году по сравнению с 2009-м понизились баллы:
- в естественно-научной грамотности — с 39 до 33;
- в математической грамотности — с 38 до 30;
- в читательской грамотности — с 43 до 31.
Похожие тенденции характерны для большинства стран, в которых проводились исследования. Во многих результаты заметно хуже российских. Подростки все чаще читают наискосок — что с бумаги, что с экрана — не вникают в предмет, не понимают смысла прочитанного.
Но вернемся к работе Луйтена. Ученый установил, что между ухудшением навыков чтения во всех рассмотренных им странах и увеличением среди подростков количества интернет-болтовни есть сильная корреляция.
Он подсчитал, что рост числа интернет-чатов привел к снижению навыков чтения в среднем на 25 баллов по шкале PISA. При этом Ханс Луйтен заметил, что какая-либо борьба с этим явлением совершенно бессмысленна и нереалистична. Не запретишь же в самом деле интернет-общение?
Студенты тусуются в ТЦ, сидят во «ВКонтакте» и якобы что-то почитывают
С современными 15-летними все обстоит довольно грустно. Но что с теми, кто постарше? Ответ на этот вопрос мы частично можем получить у отечественных ученых из Сибирского федерального университета, которые в 2021 году представили результаты исследования ценностей, способов коммуникаций и проведения досуга на выборке в 504 студента бакалавриата и магистратуры из 8 сибирских регионов в возрасте от 17 до 40 лет.
Ученые выяснили, что:
- 78,6 % студентов чаще всего проводят свободное время в торгово-развлекательных центрах (в возрастной категории от 17 до 24 лет эта доля возрастает до 80,4 %);
- лишь 16,5 % респондентов посещают библиотеки в часы досуга;
- 94,2 % используют для коммуникаций соцсеть «ВКонтакте»;
- 42,6 % предпочитают реальное общение сетевому, только виртуальное — всего 2,7 %;
- 59,5 % используют интернет-технологии как для развлечения, так и для чтения книг;
- 20 % респондентов или выказали отрицательное отношение к чтению, или не стали отвечать на вопрос о нем.
- 76 % заявляют, что читают книги.
Однако есть здесь одна неприятная деталь. Чаще всего респонденты всех возрастных категорий выбирают нечетко определенный ответ «читаю время от времени» – 54,1 % от всех возможных ответов. А в возрастной категории от 17 до 24 лет его дают почти 60 % респондентов.
И, кажется, нам не стоит строить иллюзий, что «время от времени» — это хотя бы 2 раза в неделю. Исследование показывает, что основной способ досуга студенческой молодежи — это сидеть в соцсетях и проводить время в торгово-развлекательных заведениях. А ядро читающих тексты среди них — это дай бог одна пятая часть.
И если мы знаем такое о студентах российских вузов, то обольщаться насчет менее образованных молодых людей не стоит вообще.
И почему оно плохо?
Этот вопрос задают себе и друг другу многие. Ну подумаешь — подростки и более старшая молодежь поверхностно «сканирует» тексты! Ну да, не вникают ни во что. Так у них кровь кипит, хочется общаться, строить отношения, а не вот это все. Нормальное явление.
Но позвольте, а в 2009-м оно было не нормальным? А в 2006-м? Что-то тут не складывается. Ведь по сравнению с 2000-м годом результаты школьников в эти годы только росли — и в естественно-научной, и в математической, и в читательской грамотности. Пик был пройден в 2009 году. Далее — падение.
Дело не в том, что у большинства молодых никогда не было охоты читать и понимать сложное. Кажется, мы приходим к ситуации, когда поверхностная интернет-болтовня и перескакивание текстов через два абзаца естественно-технологичным путем замещают «старые» стратегии чтения. Мало того, участники онлайн-коммуникаций не осознают, что при этом теряют нечто ценное.
Автору этих строк довелось недавно услышать частное мнение интернет-маркетолога:
«…Дико приветствую и поверхностное сканирование текста, и клиповое мышление, потому что это вынуждает производителей контента делать более сжатые, интересные, информативные и понятные тексты. Но везде натыкаюсь на стариковское брюзжание “вы из-за своих интернетов книги не читаете”...»
Что пояснить по этому поводу, «старики» найдут. Но увы, ответ невозможно упаковать в 1 минуту и три абзаца — так, чтобы понял обладатель «клипового мышления».
Итак, в течение почти всего XX века средний уровень IQ жителя Земли неуклонно рос. Этот статистический феномен получил название «Эффекта Флинна» по имени первооткрывателя. Однако в 2018 году появились первые исследования, говорящие о том, что процесс, возможно, застопорился и даже повернул вспять.
Что интересно, одновременно с ростом уровня IQ землян росло их благосостояние, а примерно с 1990-х во всем мире отмечается явление, названное «Великим снижением преступности».
Не исключено, что эти глобальные тенденции связаны прямо или косвенно. Поэтому инверсия «Эффекта Флинна» не может не тревожить.
Если молодые поколения благодаря коммуникационной интернет-революции продолжат глупеть «естественным образом», то почему в будущем они должны стать более успешными и мирными, чем «старики»? Скорее наоборот, поглупевшие земляне столкнутся с падением уровня жизни, и преступность снова поднимет свою неумную голову.
Меж тем инфраструктурно и технологически экономическая и социальная жизнь планеты продолжает усложняться. Как мы видим, IT-специалисты, инженеры-новаторы, программисты, аналитики больших данных, разработчики сервисов, электроники, робототехники, искусственных нейросетей, космической техники и сопутствующих технологий стремительно становятся новой элитой.
Параллельно конечным потребителям ультрасовременных технологий в виде гаджетов, услуг, сервисов мгновенной коммуникации, приятных способов заказа и доставки на дом любых товаров все меньше усилий нужно предпринимать для поддержания обывательского счастья. Развлечения и товары доставляют прямо в жилища, а услуги оказывают неподалеку от них.
Массовый обыватель быстро учится экономить потребительские, умственные и физические силы — дурное дело нехитрое. Жаль только, что экономисты фиксируют падение уровня жизни среднего класса почти во всем мире, а также значительное уменьшение его доли в социуме.
Имеем тенденцию: техно-магнаты и работающие на них специалисты (которых не так много в процентном соотношении) богатеют и умнеют. А основная масса потребителей, особенно молодых и совсем юных, беднеет и глупеет.
Индекс Джини (коэффициент расслоения по уровню дохода) растет во всех крупных экономиках планеты, и это очень тревожная штука, ибо жизнь перестает быть стабильной, когда горстка богатых слишком роскошествует, а большие массы людей балансируют на грани нищеты.
Читать сложное, трудясь и напрягаясь — это про личный успех
Нельзя запретить человечеству глупеть, но можно не позволять этого себе самому, а в будущем — свои детям. Опасно «приветствовать поверхностное сканирование текста и клиповое мышление». Медиа, упрощая контент, борются за рассеянное внимание аудитории и решают свои коммерческие задачи. На счастье самих потребителей информации и развлечений собственникам СМИ, продюсерских, кино-, техно- и прочих компаний плевать.
По сути, не глупеть — это глубоко личное и семейное дело, как всякий социальный успех вкупе с самореализацией. Проблемой мирового снижения уровня IQ озабочены лишь немногие ученые. Большинству же коммерческих и государственных институций оно вообще-то выгодно, потому что позволяет манипулировать доходами и образом жизни людей с меньшими затратами.
Читать сложное и понимать прочитанное следует тем, кто мечтает о существовании в благоприятной, не опасной среде, о жизни деятельной, небедной, не стрессовой, осмысленной. Привычку читать длинное, сложное и вникать в сказанное имеет смысл прививать и своим детям.
Навыки свободного чтения действительно являются необходимым условием для формирования живого ума, выгодных социальных и профессиональных навыков. Увы, невозможно лишь чатиться с друзьями и родственниками, шляться по моллам с кафе, киношками и аквапарками, изучать витрины интернет-маркетплейсов все свободное время и быть при этом востребованным в современной экономике.
Навык жить этаким обывателем-потребителем без мозгов довольно прост. А вот навык зарабатывать достаточно, чтобы обеспечивать свое обывательское счастье, сложен. Хакнуть реальность так, чтобы оставаться туповатым, но красиво преуспевать, у подавляющего большинства людей не выйдет.
Любителям кататься, а не саночки возить, придется либо сделаться преступниками, коррупционерами, мошенниками (что тоже требует известной хитрости), либо играть в лотереи, охотиться за наследствами, вступать в сомнительные брачные союзы — то есть жить на авось.
Ибо в первой половине XXI века неумные будут обречены на бедность. И государства с корпорациями 2020–2040-х годов докажут эту истину довольно сурово, хоть и под всякими сладкими, гуманными лозунгами.
Читайте также:
Сколько денег нужно для счастья, и почему у вас его не будет
«Какая совесть?»: ничто не вынуждает рекламщиков быть честными
Стена равнодушия: то, что мы предлагаем в интернете, мало кому нужно, и это норма