Иногда реальность начинает взбрыкивать и лютовать. В такие моменты в подвешенном положении оказываются люди утонченных профессий – очкарики из культурной «надстройки». В депрессии или тревоге сегодня пребывают ученые, художники, музыканты, дизайнеры всех мастей, маркетологи и прочий люд, предлагающий на рынке «необязательный» товар.
Общество, ошарашенное очередной катастрофой, стремительно проваливается в душные подвалы пирамиды потребностей по Маслоу. Там копошатся в допотопной темноте старые знакомые: тревожные заботы о хлебе насущном, крове, одежке и хотя бы иллюзии безопасности.
Людям резко стало не до познавательных и эстетических потребностей, не говоря уж о какой-то смутной жажде «самоактуализации». Начинает казаться, что ее вообще выдумали алчные психотерапевты, чтобы наживаться на народных горестях.
Каждый божий день приносит, по выражению Винни-Пуха, новости грустные и ужасные. Скажем, 27 апреля многоопытный председатель Счетной палаты РФ, в прошлом министр финансов Алексей Кудрин заявил:
«Сейчас, конец года и следующий год, то есть почти полтора–два года, мы будем жить в очень сложной ситуации. Поэтому очень важно оценить свои силы и ресурсы».
Государственные мужи предрекают (по некоторым данным, слишком оптимистично), что показатель инфляции в 2022 году будет выше 20 %, а падение ВВП 8–12 %. Стоит ли удивляться тому, что частный бизнес и массовый потребитель начали резать затраты именно на «эфемерное»?
Предприниматели и компании шаблонно ограничивают себя в производстве сложной и дорогой рекламы, контента в бренд-медиа, снижают филантропическую активность. Потребители откладывают удовлетворение культурных, познавательных и даже священных развлекательных потребностей до лучших времен.
Среди «очкариков» в особо неприятном положении, оказались те, кто посвятил себя созданию текстов – журналистских, публицистических, блогерских, рекламных и т. п. В одной бездуховной соцсети люди, зачем-то называющие себя копирайтерами (могли бы задрать планку и повыше), пишут в профильных сообществах, что «многие проекты встали на паузу».
Комментариев с сообщениями о сжатии рынка сбыта текстов предостаточно. Некоторые авторы даже заявляют, что возвратились на биржи копирайтинга, которые прокляли и вычеркнули из своей жизни годы назад.
В ветках обсуждений представлен весь спектр кризисных настроений – от растерянности до острой тревоги. Как следовало ожидать, общую картину разбавляют своими комментами натужные оптимисты, делающие вид, будто не понимают, чего это все всполошились. Представлен и другой тип неунывающих авторов, которые «психологично», с эзотерическим душком сообщают, что все дело в «неправильном настрое» при поиске новых проектов в сложившейся ситуации.
Окунувшись в атмосферу сообществ журналистов и медийщиков в Telegram, освежаешь свое понимание следующих вещей:
- в частных СМИ давно уже ловить нечего, кроме шанса заполучить клеймо инопланетного агента или путевку в гостеприимные воспитательные учреждения, традиционно украшаемые по периметру острыми предметами;
- в госсекторе назревает кадровый голод, но в бюджетных редакциях требуется истово транслировать столь замечательные идеи и установки, что не всяк способен усвоить их и под гипнозом;
- и там, и там о заметных заработках речи не идет. Если неофит задает вопрос «сколько лет выпускнику журфака понадобится для выхода на месячный доход в 100 тысяч рублей?», разверзаются дискуссионные хляби, в которых 2-3 счастливчика со столичной пропиской что-то фэнтезийное вещают про три года практики, а большинство участников сообщает, что и через десять лет люди сидят на зарплатах 35–45–60 тысяч, включая редакторов.
Авантюристам, когда-то полюбившим процесс создания текстов (как правило, из иррациональных соображений), сейчас крайне неуютно на рынке. Это «сейчас», по всей видимости, продлится от двух (по Кудрину) до десяти лет (по оценкам очевидно недружественных аналитиков из коварной американской S&P Global Market Intelligence, которым верить, конечно, не пристало).
Судя по всему, наряду с представителями науки и возомнившей о себе культуры-мультуры, авторы текстов должны приготовиться длительно страдать. Жути ситуации добавляет старинное проклятие пишущих, подновленное современными интернет-реалиями: широкий читатель шизофренично убежден, что…
…текст – это негодный товар, но дайте все равно сюда, только бесплатно
С одной стороны, он не запчасть к корейскому «Солярису», не SSD-накопитель и даже не скачанный с торрент-трекера фильм. Просить деньги за текст выглядит практически надувательством. С другой стороны, современные привычки россиян в медиапотреблении хоть и имеют очевидный крен в сторону видео, продолжают включать в себя чтение статей, постов в блогах и разножанровых текстов в социальных сетях.
У авторов в России две основных беды:
- читатели, закончившие среднюю школу и получившие личный опыт постинга в соцсетях, уверены, что интересные тексты может писать любой, поэтому они ничего не стоят;
- большинство частных издателей онлайн-СМИ еле сводит концы с концами и не способно гуманно оплачивать работу пишущей братии. Ибо не рискует вводить платную подписку (кому она нужна, ведь интересные тексты «может писать любой»).
В общем, россияне хотят все-все читать бесплатно и оставлять под плохо усвоенными статьями банальный комментарий «зачем я это прочитал?». Издатели знают о такой проблеме и не решаются на внедрение в своих медиапэйволлов. А рекламная модель, что в ковидный кризис, что в кризис цвета хаки, достойно кормить редакции не может. Особенно в условиях, когда русскоязычный сегмент интернета подвергся искусственной деформации.
Спрашивается, куда податься опытному автору, который не желает расставаться с профессией?
Продаваться корпоратам или строить свой блог с платной подпиской
Эти решения лежат на поверхности. Первое из них «легкое», второе – адски трудоемкое, но более выгодное в перспективе.
В последние годы думающие журналисты активно мигрировали в бренд-медиа, а сегодня эта «релокация» становится просто необходимостью. Логика тут довольно проста. Подавляющее большинство B2C-компаний федерального значения уже имеют собственные блоги. B2B-сектор тоже более-менее в тренде.
Зарабатывают эти бизнесы не на контенте, а продавая товары и услуги. Они могут себе позволить выкатывать читателю сложные в производстве статьи совершенно бесплатно, удовлетворяя его информационные и потребительские чаяния. И, конечно же, привлекая при этом новых клиентов. Это называется «контент-маркетинг».
Многие журналисты и публицисты к бренд-медиа все еще относятся со снобистским холодком. А зря: они давно уже не являются невольными пародиями на СМИ, что в 2010-е стряпали «продающие» копирайтеры.
Скорее российские СМИ под известным давлениям сделались в 2022-м самопародиями. А в топку бренд-медиа, напротив, эффективно сгружаются практически все традиционные журналистские жанры – от интервью и репортажей до аналитических колонок
В общем, сейчас самое время «продаваться корпоратам». В России именно корпоративные тематические блоги могут дать вполне достойное пристанище авторам, которым как-то нужно выплывать. И, пссст! Гонорары там выше, чем в СМИ…
Но для особо амбициозных есть и альтернативный путь – создание личного «медиа» с пэйволлом и демо-контентом в соцсетях. Строго говоря, экономика свободного автора-самозанятого в этом случае будет складываться, если он сумеет набрать всего 500-700 подписчиков, готовых платить за чтение его текстов 200-300 рублей в месяц.
По оценкам одного из российских paywall-сервисов, 1 бесплатный подписчик автора в соцсетях в среднем конвертируется в 1 рубль месячного дохода при подписной модели доставки контента.
Но это совсем средняя температура по больнице. На деле полмиллиона подписчиков юного блогера могут с ленивой благосклонностью свайпать общедоступные посты, сделанные на коленке, но лишь ничтожный процент из них согласится читать такое за деньги.
А вот на экспертный тематический платный контент, свободный доступ к фактуре которого затруднен, заинтересованные читатели неплохо идут – меньшая первоначальная аудитория в соцсетях конвертируется в платящих подписчиков гораздо эффективней.
В России есть достаточно примеров, когда всего 100 подписчиков закрытого Telegram-канала позволяют автору-эксперту вести образ жизни представителя среднего класса. Видимо, в наступившие темные времена это один из наиболее прямых и достойных путей монетизации текстов.
А о чем писать-то?
О том, что хорошо знаете, умеете и любите. Опираясь на фактуру, которая не гуглится ни за две минуты, ни за час. Это может быть личное экспертное знание профессионала в той или иной области (включая интервью с людьми, чьи имена на слуху), а может – статистическая, научная, инсайдерская и прочая информация, которая интересует хотя бы 1 000 потенциальных читателей и которую они не могут накопать сами, ибо не имеют специфических навыков журналиста, не знают, где искать, как извлекать данные как их интерпретировать.
Что феноменально, платных подписчиков может привлечь один лишь самобытный стиль и / или особенности личности автора, вызывающие длительный интерес.
Идеально, когда в блоге, скажем, на Wordpress (как вариант – в закрытом Telegram-канеле) сочетаются в равных пропорциях обе эти вещи: труднодоступная фактура, она же ценное знание и особый стиль, «подсвечивающий» привлекательные черты пишущего.
Где я возьму подписчиков, которых можно залучить в число платящих?
Если коротко, то при наличии рекламного бюджета для stand alone блога стоит использовать связку SEO + демо-контент в соцсетях + таргетированная реклама во «ВКонтакте» + контекстная реклама от «Яндекса» (варианты таргетинга и контекста от зарубежных сервисов будут недоступны в России минимум год-два).
Если бюджета нет, то SEO + демо-контент в социальных сетях + дьявольское терпение. Создание собственного мини-медиа – это не спринт, а марафон.
А вообще-то вы прямо сейчас находитесь на странице крупного блога об интернет-маркетинге, в котором в свободном доступе насыпаны тонны гайдов по продвижению в сети чего угодно, в том числе – контента. Воспользуйтесь поисковой строкой, рубрикатором, и вы откроете для себя целый новый мир.
Вызов десятилетия: не голодать, но сохранить порядочность
Автор эти строк отдал своему щелкоперскому ремеслу четверть века. Возможно, вложения в приобретение навыков работы с текстом и информацией были плохой инвестицией. Ведь в последние 10 лет пространство для самореализации человека, пишущего в России, только сжималось. Хотя многим и теперь кажется, что все норм: солнышко светит, птички поют, админки сайтов трудятся без устали.
Увы, не норм. Быстро и легко пропуск в мир стабильного социально одобряемого заработка на буковках сегодня выдается лишь авторам, готовым на тошнотворные компромиссы с совестью и на то, чтобы сознательно записаться в обслугу очень плохих процессов с далеко идущими последствиями.
Каждый пишущий сегодня в России – из тех, кто обременен непрактичным кодексом чести – потенциальный скиталец, если не в физическом мире, то в виртуальном.
Текст все еще остается хорошим товаром, на него есть спрос. Другое дело, что витрины для него по большей части разбиты. И приходится изыскивать «торговые места» на непривычных улочках, часто на задворках, а то и строить собственный ларек. И эта тенденция надолго.
Ну что ж, «времена не выбирают, в них живут и умирают…»