Сотрудники подрядчика какие-то неприветливые, а директор и вовсе намекает, что вам надо бы обратиться в другую студию. Ответные намеки на готовность завалить партнеров деньгами не вызывают энтузиазма. Вероятно, маркетологи внесли вас в черный список неудобных клиентов. В этом случае проблемы не исчезнут со сменой подрядчика. Здесь есть только один выход: вам придется изменить подходы к работе и стать желанным клиентом для любой маркетинговой студии.
Какой настрой нужен для успешного взаимодействия с агентствами
Во-первых, сразу забудьте про попытки решить все деньгами. Вы же не хотите, чтобы маркетологи работали с вами только из-за вашего толстого кошелька? Вариант «я плачу бабки, а вы тут все передо мной бегаете» в интернете не работает. Да, и для «Газпрома» тоже. Конечно, вы легко найдете подрядчиков, готовых на все ради денег. Но их неискренность дорого вам обойдется. Поэтому в ваших интересах построить равноправное общение. Поверьте, это влияет на результат совместной деятельности.
Во-вторых, не надейтесь получить результат под ключ. Вам тоже придется работать. Скорее всего, работа будет заключаться в необходимости чуть ли не круглосуточно отвечать на многочисленные дурацкие вопросы маркетологов. Ну, они вам будут казаться дурацкими.
В-третьих, вам придется набраться терпенья. Магические ворота SEO закрылись, а результат от комплексного продвижения бренда в интернете не мгновенный. Думаете, агентство стелет солому или старается вытащить из вас как можно больше денег? Обсудите этот вопрос с потенциальными партнерами, чтобы у вас сформировались реалистичные ожидания.
Как подготовиться к сотрудничеству
Эффективность взаимодействия с интернет-маркетинговым агентством как минимум на 50 % зависит от вас. Чтобы получить максимум от совместной работы, вы должны видеть цель и задачи маркетинга вашего проекта. Вариант «получить как можно больше трафика и продаж» не работает. Перед переговорами с агентством, а лучше перед поиском подходящей студии, задайте себе следующие вопросы:
- Какую цель и задачи преследует маркетинг? Любое агентство за 5 минут сформулирует для вас цель и задачи, но будут ли они вашими?
- У вас есть контент-стратегия? Как вы ее зафиксировали? Контент-стратегия — один из основных инструментов решения маркетинговых задач. Если вы ее сформулировали, приготовьтесь обсудить и скорректировать основные положения с партнерами. Если вы не знаете, что это такое, приготовьтесь узнать и принять активное участие в ее разработке.
- Вы уже занимались/занимаетесь интернет-маркетингом? Какие инструменты вы используете самостоятельно, а какие доверяете аутсорсерам? В какие инструменты вы не верите и не собираетесь тратить на них бюджет? Будьте готовы обсудить эти вопросы с маркетологами.
- Кто в вашей организации будет отвечать за взаимодействие с агентством? Кто будет участвовать в создании контента, обрабатывать лиды, заключать сделки? Если вы ремонтируете автомобили, кому-то из ваших автомехаников придется рассказывать офисным умникам об узлах и агрегатах автомобиля.
- Вы знаете свою аудиторию? Кто посещает ваш сайт, читает ваш контент и покупает продукт?
- Готовы ли вы делиться с партнерами конфиденциальной деловой информацией? Маркетологи наверняка захотят узнать ваши бизнес-секреты. Они скажут, что точный рецепт создания вашего продукта необходим для успешной реализации рекламной кампании. Как вы отреагируете на это?
Цель — это прогнозируемый результат деятельности. Задачи — это шаги, необходимые для достижения цели. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, релевантной, определенной во времени.
Ответьте на эти вопросы письменно. Привлекайте к этой работе своих коллег: начальников профильных отделов, продавцов, менеджеров по поддержке клиентов. Ваши ответы значительно увеличат эффективность переговоров и дальнейшего сотрудничества с маркетинговым агентством.
Как взаимодействовать с агентством после подписания договора
Маркетинг в интернете отличается от ремонта квартир, поэтому у вас не получится заплатить по счету, передать партнерам пароль от сайта и уехать в отпуск на две недели, надеясь увидеть рост продаж на 100 % после возвращения. Вам нужно убедиться, что аудитория получает нужную информацию, а агентство и ваши сотрудники получают обратную связь и конвертируют ее в сделки. Следующие рекомендации помогут вам наладить взаимодействие с маркетологами:
- Назначьте специалиста, ответственного за рабочие контакты с партнерами. Убедитесь, что все тактическое взаимодействие с маркетологами замкнуто на этом человеке.
- Уточните, кто из сотрудников агентства персонально отвечает за вашу маркетинговую кампанию. Обменяйтесь контактами.
- Поддерживайте связь с топ-менеджерами агентства. Это необходимо для обсуждения стратегии взаимодействия и контроля за реализацией маркетинговой кампании.
- Примите участие в разработке контент-стратегии и составлении контент-плана. Поручите своим сотрудникам проконтролировать соответствие создаваемого контента информационным потребностям аудитории. Говоря проще, проверьте, чтобы копирайтеры агентства создавали качественные тексты.
- Обсудите контроль реализации маркетинговой кампании. Агентство наверняка будет регулярно присылать вам стандартный отчет с набором количественных метрик. Во-первых, убедитесь, что вы понимаете и верно интерпретируете эти показатели. Это позволит вам избежать манипуляций и инвестиций в экстенсивный путь развития проекта. Во-вторых, попросите маркетологов рассказывать вам о качественных изменениях. Обращайте внимание на поведенческие метрики, изменение состава аудитории, появление лояльных клиентов.
- Доверяйте партнерам. Нет, речь не о том, чтобы молча платить деньги и не критиковать, даже если у маркетологов получается какая-то лажа. Дайте агентству возможность спокойно работать. Не дергайте менеджера каждые 15 минут, если ваше контекстное объявление не отображается на первой позиции, ссылки на ваш контент нет в топ-10 естественной выдачи или на комментарий клиента в соцсети никто не отвечает целых пять минут. В конце концов, агентство взяло у вас деньги? Пусть теперь выкручивается и показывает результат, а вы пока выпейте чаю и проверьте френдленту.
Общайтесь с маркетологами с позиции партнера, а не контролера. Это упростит взаимодействие и сделает его комфортным.
Как распределять ответственность
Во время работы с агентством вас ждут успехи и неудачи. С успехами все ясно: вы скажете за них спасибо, когда завизируете счет на оплату услуг. С неудачами сложнее. Большинство клиентов не задумываясь обвиняют агентства в тактических ошибках. И правильно делают. Например, неправильно выбранная тактика продвижения в естественной выдаче, неудачно составленные объявления для контекстных систем, отсутствие реальной активности в социальных сообществах, — это сфера ответственности маркетологов.
Но готовы ли вы разделить с агентством ответственность за неудачную стратегию? Речь не только о попытках получать прибыль на падающем и бесперспективном рынке. За бизнес-стратегию отвечаете только вы. Как насчет ошибок при стратегическом планировании маркетинговой кампании, разработке контент-стратегии и рекламной концепции? Ответственность частично лежит на вас, так как вы участвуете в планировании и утверждаете стратегические решения.
Идеальный клиент: какой он?
Идеальный клиент не рассматривает маркетинговое агентство в качестве продавца готового решения в красивой упаковке. Нет, хорошие маркетологи всегда имеют для вас готовые наборы услуг. Они всегда готовы делать для вас работу и демонстрировать результат. Но успешное сотрудничество возможно только в том случае, если вы готовы стать партнером агентства, а не пассивным покупателем услуг.
Считайте подрядчика проводником к выбранным целям. Агентство может показать дорогу и даже построить мосты. Но идти к успеху придется рука об руку. Тогда у вас есть шанс найти своего идеального маркетолога.
Читайте также:
Методология Scrum: отличия от Kanban и Agile