Внедрение Scrum в структуру компании предполагает четкий контроль рабочего процесса, в который вовлечены все сотрудники и заказчики. Если команда слабо представляет конечную цель и не понимает алгоритм действий, то эффективность применения Scrum-метода будет нулевая. Однако не всем компаниям подходит Scrum. Возможно, предпочтительнее будут Agile- или Kanban-методы. Разберемся по порядку с каждым.
Scrum-методология
Scrum в переводе с английского – «схватка». Это метод организации совместного рабочего процесса в равные интервалы времени (спринты). Scrum относится к семейству Agile и их часто сочетают между собой. Однако есть существенно отличие. В Scrum весь цикл проекта разбивается на небольшие спринты: от 1 до 4 недель, в зависимости от проекта. Перед спринтом ставятся задачи на данный промежуток времени, и после каждого спринта нужно отчитаться. Agile же предполагает гибкость, отсутствие спринтов и способность подстроиться под потребности клиента. В Scrum полезно сравнивать потраченное на задачи время – это положительно влияет на эффективность работы.
Иван Беляков, project-менеджер TexTerra:
«Scrum – это методология управление проектом. Очень хорошо работает с продуктовой историей (когда над разработкой сайта или готовым сайтом работает команда Full stack не ниже Middle).
Создается Scrum-команда, которая состоит из: Product Owner, Scrum Master, Scrum Developer (Developer может быть до 5 человек).
Начинается работа над проектом спринтами, как правило, в 2 недели. Перед первым спринтом создается Backlog где накидываются и обсуждаются задачи с установкой Story Points (сложность задачи по трудочасам). Затем из Backlog задачи уходят разработчикам».
Сначала данный подход использовался в мире программистов, но сейчас применяется в разных сферах бизнеса. Его создателями считаются разработчики Кен Швабер и Джефф Сазерленд, которые на своем опыте убедились, что в основе успеха лежит хорошая работа команды.
В методологии есть иностранные слова, что может сбивать с толку простого пользователя, но мы их объясним простым словами.
Как работает Scrum
Скрам подойдет компаниям, где нужно разрабатывать или поставлять какой-либо продукт, когда результат слабо предсказуем. Допустим, у вас уже есть работающий продукт и вам нужно увеличить количество переходов из корзины в оплату. В этом случае потребуются тестирования для понимания того, что лучше сработает.
Предварительно команда изучает бэклок (список задач) по продукту. На основе этого списка формируются задачи для каждого сотрудника, по которым он должен дать результат в конце спринта. В процессе работы могут возникнуть следующие ситуации:
- задачу не успевают выполнить в сроки — тогда заказчик сдвигает спринт в пределах разумного так, чтобы команда достигла результата;
- задачу сдают вовремя — заказчик проверяет и принимает выполненную работу, и команда приступает к следующему спринту;
- задача выполнена с опережением — следует убедиться в качестве выполненной работы, и если все сделано правильно, можно взять дополнительные задачи.
Продукт по Scrum создается небольшими порциями с оценкой промежуточных результатов, чтобы получить обратную связь от пользователей и лучше понимать, в каком направлении двигаться.
Приведу пример из своего опыта. В нашем рекламном агентстве работа частично велась по Scrum. Из преимуществ: сотрудники постоянно в тонусе, мотивированы на выполнение задач строго в срок. Например, дается 50 минут — написать текст для лендинга, 15 минут — подобрать иллюстрации, 10 минут — все это «причесать». Все задачи нужно четко прописывать и вычеркивать по мере выполнения. Если не сделал, нужно вернуться и выполнить. К недостаткам можно отнести ежедневные планерки по часу (предполагалось, что они будут занимать по 15-20 минут) с надписями на доске. Это утомляло. К тому же неправильно внедренный Scrum не давал возможности общения с коллегами – каждый, уткнувшись в монитор, торопился выполнить свою задачу. Ни о каком командном духе речь не шла – была лишь гонка за временем. После окончания выделенного на задачу времени, мы шли по очереди в кабинет к боссу с отчетом – и это было самым страшным.
Напрашивается вывод — любой подход нужно разумно внедрять в конкретную команду. Сотрудники обязательно должны понимать смысл подхода – от этого напрямую зависит результат работы.
Владимир Тарасов, вице-президент «Ренессанс страхования»:
«Мы теряли эффективность при передаче работы из одной функции в другую. Подразделения компании, противодействующие мошенничеству, обладали собственными целями. Каждый сотрудник отвечал за свою работу и выполнял ее хорошо. Но общий результат оставлял желать лучшего. Мы организовали кросс-функциональные команды, взяв за основу Scrum. Команды, состоящие из инженеров-автотехников, сотрудников службы безопасности, риск-менеджмента и юристов, получили общую цель. Из Scrum мы взяли принцип работы итерациями, а также основные элементы фреймворка. Скорость взаимодействия функций и координация между сотрудниками разных функций увеличилась кратно. С лета прошлого года у нас функционирует уже семь таких команд. Команды создали скоринги и уникальные критерии выявления мошенничества, снизили уровень латентного мошенничества до минимальных значений. Мы отсекаем мошенников от наших клиентов при первом обращении в компанию. В некоторых ситуациях даже удавалось выявить криминальные случаи еще до подачи заявления о страховой выплате. В итоге уровень страхового мошенничества в самых проблемных регионах снизился, без преувеличения, в разы, и произошло это в течение примерно шести месяцев с момента запуска первой команды. Очень крутой и где-то неожиданный результат!».
Как работает Scrum
Управление Scrum-командой базируется на постоянной взаимосвязи со всеми участниками. Важно, чтобы заказчики (клиенты) были готовы вовлекаться и отвечать на регулярные запросы, а не оценивали их как неуверенность команды в своих силах. В составе команды обычно 5-7 человек.
- Владелец продукта — это клиент или его представитель. Его задача наладить связь между клиентом, командой разработчиков, а также собрать необходимую информацию по проекту.
- Разработчики — отвечают за выполнение работ из списка задач (бэклога) в соответствии с назначенными спринтами.
- Scrum-мастер — это лидер, наставник и организатор команды. Он не берет работу на себя, а решает вопросы, тормозящие рабочий процесс.
После выполнения полного списка задач вся команда собирается, включая владельца продукта и Scrum-мастера, для работы над ошибками. Владелец продукта выносит конечное решение — принимать проект или нет.
Мы рекомендуем внедрять Scrum-метод для краткосрочных проектов. Его не стоит использовать для больших и сложных разработок. В идеале можно попробовать разбить большую команду на несколько маленьких, но тогда есть риск потерять контроль над процессом.
Илья Шихалеев, ведущий разработчик и скрам-мастер:
«Scrum привнес в нашу команду ритмичность и понимание — успеваем или не успеваем в срок. Мы видим скорость работы команды, нет ощущения постоянного завала. Раньше были ситуации, что перед жесткими дедлайнами Scrum куда-то пропадал и все начинали просто рвать и метать — сейчас у нас этого нет, а есть постоянное ощущение, что успеваем в срок. Если появляются риски, мы обсуждаем их на ранних этапах, корректируем план или уменьшаем объем задач. Рабочий день стал укладываться в 8-часовую норму и, по ощущениям, мы стали успевать больше. Мы понимаем, что когда у тебя есть ощущение, что ты не успеваешь, чувствуешь, что надо работать больше, — это очень плохо влияет на продуктивность, от этого надо избавляться».
Чем Scrum отличается от Kanban
Kanban — переводится как «Карточки на доске», на которых участники пишут задачи друг другу для выполнения. Простыми словами — это способ работы с чем-то для улучшения производительности труда. Цель – одинаковое количество работы для каждого участника процесса. Здесь не должно быть переработок и моментов, когда у кого-то из сотрудников нет задачи. Можно гармонично внедрять сочетание scrum-kanban в структуру компании, а также комбинировать другие методы между собой.
Главное отличие от Scrum — спринты. В Kanban сотрудники могут получать новые задачи каждый день. «Скрамовцы» выполняют работу на время, а в Kanban задачи поступают непрерывно. В обоих подходах используют доски. В Scrum – спринты, а в Kanban – визуальная демонстрация этапов выполнения задач:
Как работает Kanban
В Kanban есть статусы выполнения задачи:
- To Do — задачи на разработку,
- In Progress — задачи выполняются в данный момент,
- Done — сделанные задачи.
Также можно добавлять собственные статусы, которые нужны конкретно вам. Часто встречается позиция Testing — задача находится на тестировании. Каждая задача перемещается из одного статуса в другой до конечного Done.
Также в Kanban есть несколько ролей:
- менеджер — настраивает процесс работы, заполняет бэклог (в каждом статусе должно быть определенное количество задач). Допустим, в In Progress их будет три. Это позволяет команде концентрироваться на конкретных задача и не распыляться на выполнение множества дел;
- разработчики — тестируют и выполняют задачи.
Например, у вас нет места для задачи в статусе Testing. В этом случае разработчик идет к тестировщикам и пытается разобраться, в чем причина и как им помочь ускориться. В этой схеме хорошо выстроены коммуникации между командой и предусматривается взаимопомощь.
Владимир Овелян, владелец и генеральный директор Dostаевский:
«На данный момент мы активно внедряем в компании метод Kanban. Цель внедрения – повысить гибкость производства, лучше приспосабливаться к изменяющимся требованиям рынка. На практике метод помог нам добиться соответствия между складскими запасами и реально используемыми в производстве продуктами».
Чем Scrum отличается от Agile
Agile — это гибкие методы управления проектами. Один из них – Waterfall (водопадный). Например, при постройке подводной лодки нет смысла устанавливать на нее мотор, если каркас еще не готов — его нужно к чему-то крепить, прежде чем заводить, а для этого нужно подключить к чему-то. То есть нужно соблюдать строгую последовательность действий и понимать, что будет на выходе.
Ксения Семенюк, руководитель проектных решений сервисного центра «Транстелематика»:
«Суть Agile-метода в том, что проще исправить часть продукта, чтобы он удовлетворял конечного потребителя, чем перестроить весь проект и потратить на него бюджет. В итоге этот продукт может оказаться неактуальным для целевой аудитории. Как раз поэтому нужно тестировать промежуточный результат. Возьмем приложение для похудения, где есть опции “сжигание жира”, “питание”, “физ.нагрузка” и “питьевой режим”. В блоке с питьевым режимом изображена бутылочка с водой и кнопочкой. Тестируя эту часть приложения, мы видим, что пользователям неудобно нажимать на кнопочку для перехода. Им достаточно показать капельки воды. Agile — это всегда про гибкость и изменения, которые могут возникнуть как у клиентов, так и под воздействием внешних факторов (банковских систем, государства и т.п.)».
Как работает Agile
На первое место в Agile выходят:
- взаимодействие с людьми, что ставится выше процессов и инструментов;
- работающий продукт важнее исчерпывающей документации;
- сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта;
- готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану.
Изначально Agile появился в IT-среде, но потом распространился и в другие сферы. Например, по нему работают банки ВТБ и Сбер.
Ценности Agile
Вот несколько принципов, взятых из Agile-манифеста.
- На протяжении всего проекта разработчики и представители бизнеса должны ежедневно работать вместе.
- Простота — искусство минимизации лишней работы — крайне необходима.
- Над проектом должны работать мотивированные профессионалы. Чтобы работа была сделана, создайте условия, обеспечьте поддержку и полностью доверьтесь им.
- Работающий продукт — основной показатель прогресса.
Agile хорошо сочетается с вышеописанными методиками: Agile-Scrum и Scrum-Kanban. Эти подходы могут использоваться как самостоятельный инструмент, так и внедряться частично в структуру компании по необходимости.
Читайте также:
Вот 5 навыков, без которых работы в 2023 году не видать