Рассылка по интернет-маркетингу:

Каким должен быть идеальный маркетолог в цифровую эпоху

15 Октября 2013 Дмитрий Дементий
Время чтения: 8 минут Нет времени читать? Нет времени? 3 комментария
Отправим материал вам на:

Какова роль CMO/директора по маркетингу/маркетолога в бизнесе? Еще несколько лет назад ответ на этот вопрос не вызывал сомнений. Бренды ждали от CMO успешной работы с «четырьмя пи». Речь идет о так называемой концепции 4P, описывающей сферу компетенции маркетолога на предприятии. К ней относятся:

  • Продукт (product)
  • Цена (price)
  • Продвижение (promotion)
  • Расположение торговых точек и управление каналами сбыта (place)

Сегодня сфера ответственности маркетолога значительно расширилась. Прежде всего, специалист по маркетингу должен знать все о потребителе и его нуждах. Также он обязан следить за эволюцией рынка и активно внедрять инновации в бизнес-процессы. Это касается не только продаж, рекламы и других маркетинговых категорий. Директор по маркетингу должен обеспечивать инновационность продукта на стадии планирования и производства.

На крупных предприятиях CMO должен обеспечивать взаимодействие маркетинговой службы с топ-менеджментом компании. В качестве иллюстрации представьте такой пример. Молодой и прогрессивный директор по маркетингу гипотетического завода «Заветы Ильича» приходит к председателю правления, который, кстати, занимает пост со времен Ильича (пусть даже не Владимира, а Леонида).

CMO желает согласовать маркетинговый бюджет на следующий год. Он отстаивает следующие расходные статьи: PPC-кампании, создание и публикация тематического контента, разработка и запуск новой версии сайта завода с адаптивной версткой, SMM (да, уважаемый председатель правления, сотрудники отдела маркетинга должны иметь доступ к Facebook и «Вконтакте» в рабочее время).

Если вы работали в крупных организациях, существующих десятки лет, то представляете, с какими сложностями столкнется этот директор по маркетингу.

Практически все рынки пережили тектонические изменения благодаря интернету, поисковым системам, социальным сетям и мобильным гаджетам. Поэтому CMO сегодня не могут ограничивать себя рамками классического маркетинга. Они должны помогать брендам общаться с широкой аудиторией, взаимодействовать с потребителями в социальных сетях, управлять информационными потоками.

В цифровую эпоху идеальный маркетолог обладает большим набором теоретических и практических компетенций. Он должен объединять профессиональные качества как минимум пяти узких специалистов:

  • Аналитика, работающего с большими объемами информации
  • Предпринимателя
  • Эксперта по работе с социальными сетями
  • Исследователя
  • Психолога, умеющего определять потребности клиентов

Ниже вы найдете описание данных компетенций в контексте профессиональных качеств CMO.

Каким должен быть идеальный маркетолог в цифровую эпоху

Маркетолог должен уметь оперировать информацией и анализировать ее

В прошлом году издание Harvard Business Review назвало ученых по данным (data scientists) обладателями лучшей профессии XXI века.

Наука о данных или даталогия — раздел информатики, проблематикой которой является обработка и анализ информации в цифровом виде. Концепция «больших данных» (Big Data) относится к стержневым понятиям даталогии. Она описывает способы обработки больших объемов информации.

Специалисты по маркетингу должны обладать профессиональными умениями ученых по данным. Речь идет об анализе данных, собранных с помощью CRM. Полученные сведения могут стать источником инсайтов о потребностях и предпочтениях аудитории, состоянии и тенденциях развития рынка.

Недавно директор по маркетингу компании Volvo Тассас Панас заявил, что обладает математическим складом ума. Он анализирует маркетинговые процессы, опираясь на точные числа. В ближайшее время все CMO будут вынуждены учиться работать с большими объемами данных, так как количество важной для бизнеса информации постоянно увеличивается.

Бренды уже имеют возможность автоматически собирать и обрабатывать информацию, связанную с маркетингом и продажами. Это осуществляется с помощью систем автоматизации маркетинга и CRM. Теперь они нуждаются в маркетологах, умеющих анализировать огромные массивы информации и извлекать из них пользу для бизнеса.

Идеальный маркетолог должен быть предпринимателем

Практически каждый человек когда-нибудь задумывался о собственном бизнесе. Наверняка вы слышали от кого-нибудь из знакомых слова типа «эх, мне бы хорошую идею» или «есть куча идей, но нет стартового капитала». Предприниматель — это человек, реализующий идеи. Он не оглядывается на их банальность или нереалистичность. Его не пугает отсутствие стартового капитала. Он умеет обходиться имеющимися ресурсами, формировать команды и работать на результат.

CMO должен обладать качествами предпринимателя. Вспомните гипотетический завод «Заветы Ильича», где директор по маркетингу лезет из кожи вон, чтобы отстоять бюджет на контекстную рекламу. Самое интересное, что положение этого специалиста не изменится, когда он перейдет на работу в современную и прогрессивную IT-компанию «Заветы Стива». Маркетологи всегда работают в условиях ограниченных ресурсов, прессинга и необходимости добиваться результата любой ценой. Поэтому мышление предпринимателя — одно из важнейших профессиональных качеств CMO.

Как насчет магии социальных сетей

Многие компании тратят огромные бюджеты на рекламу и продажи. Они прилагают неимоверные усилия, чтобы оставаться на слуху. А потребители упорно не замечают их или отмахиваются, как от назойливых мух.

Другие бренды каким-то чудом умудряются так понравиться потребителям, что те сами выстраиваются в очереди возле магазина, ждут релизов новых продуктов, с удовольствием надевают футболки с логотипом любимой компании. Это чудо частично (а иногда и полностью) обеспечивается маркетингом в социальных сетях.

Многие бренды вовремя усвоили, что SMM дает настолько фантастические результаты, что посторонние люди считают их волшебством. Соответственно, в цифровую эпоху маркетолог должен быть тем самым волшебником, умеющим работать с социальными сетями.

Вовлечение аудитории во взаимодействие с брендом и формирование активных саморазвивающихся потребительских сообществ — таков результат магии социальных сетей. А роль CMO в ней заключается в формировании стратегии и тактики работы с сетевыми платформами.

Маркетолог должен знать все о потребителях

В 2009 году Дэйв Франкланд из Forrester Research заявил, что в ближайшем будущем в маркетинге будут востребованы эксперты в области customer intelligence — сбора и анализа информации о потребителях, их предпочтениях и потребностях. Логика господина Франкланда проста: потребители становятся все более требовательными, что заставляет бизнес становиться все более клиентоориентированным. Соответственно, бренды хотят получать как можно больше данных о своих клиентах, чтобы как можно полнее удовлетворять их потребности.

Умение фиксировать и анализировать поведение потребителей относится к важнейшим профессиональным качествам CMO. Маркетолог должен понимать, как думает и действует клиент, и почему он думает и действует именно так. Для этого он должен владеть инструментами customer intelligence, включая средства сбора, обработки и анализа информации.

Умение работать с потребительским опытом — еще одно важное качество маркетолога

Маркетологи должны искренне верить в свой бренд и продукт, чтобы обеспечивать клиентам позитивный потребительский опыт. Мы рассказывали о сути и актуальности этой категории в статье «Потребительский опыт: ключ к потенциалу социальных сетей».

Крупные бренды с удовольствием принимают на позицию CMO экспертов, имеющих опыт работы в отделе обслуживания клиентов. Позитивный потребительский опыт формирует лояльность и экономит маркетинговые ресурсы предприятия. А идеальные маркетологи цифровой эпохи хорошо знают, что нужно сделать, чтобы клиент остался довольным.

CMO должен понимать аудиторию, чувствовать мотивы поступков клиентов и знать их предпочтения. При этом речь идет не только о поведении аудитории в контексте покупки продукта бренда. Маркетолог должен знать, чем живет его клиент, какими ценностями руководствуется в повседневной жизни и чего он ждет от будущего. В этом случае CMO получает возможность эффективно взаимодействовать с потребителями с помощью контент-маркетинга, рекламы и других бизнес-инструментов.

Как вы считаете, какими еще качествами должен обладать маркетолог в цифровую эпоху? Расскажите об этом в комментариях.

Адаптация материала 5 Types of People Who Will Lead Tomorrow’s Marketing Strategies by Tyler Douglas.

Копирайтер агентства «Текстерра». Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественному интернет-маркетингу покупатели приходят к продавцам, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Другие публикации этого автора
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.
Оцените материал:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать звонок:
Texterra – продвижение в интернете x
Заказать услугу: