Больно об этом сообщать, но, похоже, в человеческом мозге каким-то образом «прошито» уважение к дедлайнам. Это не жесткая «прошивка» — например, часть людей свободных профессий способна ее игнорировать. Однако большинству, чтобы начинать и успешно заканчивать необходимые дела, требуется установление крайних сроков.
Откуда мы это знаем? Из довольно хитро организованных экспериментальных исследований. На удивление, в мире их проводится совсем немного. Типичным недостатком большинства подобных изысканий является то, что в них в качестве испытуемых обычно участвуют школьники и студенты. Соответственно, дизайн экспериментов часто построен таким образом, чтобы «обслуживать» проблему академической успеваемости учащихся балбесов. И все крутится вокруг дедлайнов в образовании.
Повадки студентов, к сожалению, не так много могут рассказать о поведении среднестатистического человека в ситуациях, связанных с установлением крайних сроков. Но к нашей интеллектуальной радости некоторые ученые все-таки увидели потенциал изучения привычек людей взрослых и занялись проблемой действенности дедлайнов более серьезно (справляться с дедлайнами, кстати, помогает корпоративное обучение – прим. отдела продаж TexTerra).
Группа исследователей из Копенгагенского университета (Дания), Института исследований коллективных благ им. Макса Планка (Германия) и Университета Кайзерслаутерна (Германия) провела полевые эксперименты на очень солидной выборке в 3600 посетителей одной сети стоматологических клиник.
Ученые пытались выяснить, как влияет установление (и отсутствие) дедлайнов на поведение людей, которым после прохождения лечения нужно через некоторое время явиться на контрольный осмотр. Интересно тут то, что люди были разных возрастов и профессий (то же касалось их доходов и типа медицинской страховки), и к осмотру их, по большому счету, ничто не принуждало. Он был выгоден им самим.
Кстати, экспериментаторы проверяли поведение подопытных не только в том случае, когда за прохождение контрольного осмотра им никаких бонусов не давалось, но и в ситуации, когда за приход вовремя они получали вознаграждение — бесплатную дополнительную услугу, которая обычно стоит 70 евро.
Главное, что удалось подтвердить в процессе экспериментов: если людям ставить дедлайны, то они чаще выполняют задуманное, чем не выполняют. Также оказалось, что короткие сроки «нравятся» человеческом мозгу больше, чем долгие. А если крайний срок для дела не установить, оно может быть не сделано вообще.
Ученые выяснили, что оптимальным сроком дедлайна для посетителей стоматологических клиник оказался промежуток в одну неделю. Если им ставили срок «не позднее, чем через три недели», они являлись на прием реже.
Если людям говорили, что они должны прийти на контрольный осмотр в течение шести недель, то они «забивали» на визит чаще, чем те, кому установили срок в три недели.
Также было доказано, что само обозначение «последней черты» в среднем на 10% повышает вероятность того, что дело будет сделано. Участники экспериментов чаще являлись на контрольный осмотр, даже если дедлайн назначался им через 100 дней. А вот если крайний срок не назначался в принципе, то приходили реже.
Любопытно, что впоследствии многие испытуемые рассказали о причинах, по которым они предпочли короткие сроки. Оказалось, что они знают о своей способности забывать о делах или постоянно откладывать их, если дедлайны слишком вольготные.
А вот что понравится вашему начальству, но не понравится вам: наличие и отсутствие явного вознаграждения за завершение дела к крайнему сроку влияет на поведение людей довольно слабо. Само назначение дедлайна гораздо действеннее заставляет их шевелиться, чем обещание каких-либо «плюшек».
Если дедлайн далеко, мы готовимся к несуществующим трудностям
Еще одну неутешительную вещь для поклонников свободного образа жизни выявили недавно американские ученые из Технологического института Вирджинии и Университета Джорджа Мэйсона. Оказывается, на назначение коротких крайних сроков мозг реагирует позитивнее.
И чем дальше дедлайн выполнения любого дела, тем сложней и дороже оно видится человеку в смысле затрат личных ресурсов.
Эксперименты были проведены на выборках, состоящих, в основном, из американских студентов, однако им предлагались задания и ситуация, никак не связанные с процессом получения образования.
Одну группу попросили заполнить налоговую декларацию в установленные сроки — короткие и длинные, назначенные тому или иному испытуемому случайно. Другую группу поставили в условия, когда им нужно было ответить на вопросы о том, каким образом они планируют свой выход на пенсию. Дедлайны подачи ответов тоже распределялись среди участников второй выборки случайным образом.
В процессе обработки результатов и их анализа были найдены три закономерности.
- Если человеку назначают долгий срок для выполнения задачи, он автоматически начинает считать ее… трудной.
- Если дедлайн далеко, люди завышают количество денег и других личных ресурсов, которые, как им кажется, придется потратить на достижение цели.
- На завышение «бюджета», требуемого для решения задачи, влияет именно субъективное, фантомное восприятие ее как сложной.
Эффекты длинных и коротких дедлайнов были подтверждены и на не студенческой выборке. В третью группу испытуемых входили американские женщины, средний возраст которых составил 31,46 лет (почти 31 с половиной год).
Их поставили в ситуацию, когда через некоторое время каждой испытуемой пришлось бы принимать приехавшего в гости старого школьного друга. Каждая должна была бы организовать чаепитие с приглашением 25 человек либо через один месяц, либо через три. Дедлайны распределялись среди участниц эксперимента случайным образом.
Выяснилось, что те, кому достался более отдаленный срок организации тихой вечеринки, посчитали ее более сложной и выделили на празднество почти в полтора раза больше денег, чем те, кому нужно было ее устроить всего через месяц.
Третий эксперимент подтвердил результаты, полученные в первых двух: чем дальше отодвигается срок выполнения любой задачи, тем более геморройной она кажется человеческому мозгу.
Но ученые не остановились и провели четвертый (на взрослых мужчинах) и пятый (на студентах обоего пола) эксперименты. В процессе были выявлены те же закономерности.
Однако обнаружилась еще одна интересная деталь: если людям кроме установки дедлайнов для выполнения задачи давать предварительные знания о том, как ее решать, то эффект отдаленного крайнего срока смягчается. Они меньше склонны думать, что предложенная задача трудна, и что на нее придется потратить больше ресурсов, чем на задачу с близким дедлайном.
Другими словами: когда знаешь, как именно нужно делать дело с отдаленным сроком завершения, оно перестает казаться таким уж страшным.
Ну и вишенка на торте: ряд экспериментов показал, что когда у людей есть несколько задач разной степени важности, и у всех них разные дедлайны, то среднестатистический человек предпочитает, в первую очередь, хвататься за то дело, срок выполнения которого ближе.
Мало того, полезность и важность цели, на достижение которой не хватает времени, почему-то кажется нашему мозгу выше, чем ценность цели отдаленной. Чем дальше дедлайн — тем ниже привлекательность выполнения задачи.
Личный взгляд на «полезность» дедлайнов
Мало ли, что там вытворяет мозг, пока мы за ним не наблюдаем… при его же помощи! Скажем, когнитивная наука, поведенческая психология и социальная психология открыли уже сотни когнитивных искажений — систематических отклонений в мышлении, поведении и восприятии человека.
Утрированно говоря, нас постоянно глючит, из-за особенностей физического строения мозга и несовершенных способов обработки информации, которые он использует. На наше мышление, чувствование и поведение влияют личные убеждения (порой дикие), мнения окружающих, мода, состояние здоровья, еда, погода и черт знает что еще.
Каждый из нас, по сути, создает в своей голове уникальную, собственную социальную реальность и в ней живет, думая, что все вокруг видят мир точно так же.
Не исключено, что открытые учеными реакции людей на установку дедлайнов тоже относятся к области когнитивных искажений.
Древнеримский историк Светоний писал, что любимым изречением императора Юлия Цезаря (Октавиана Августа) было «Festina lente» — «Поспешай медленно». Голландский философ Эразм Роттердамский называл эту пословицу «царственной». Культурные люди разных эпох подобно Цезарю полагали: «Лучше сделать поудачней, чем затеять побыстрей»…
Автор этой статьи склонен, скорее, соглашаться с великими, чем с теми автоматическими и стереотипными реакциями на установление «крайних сроков», которые выдает средний человек во время экспериментов.
По крайней мере, в творческих профессиях жесткие дедлайны обычно вредят делу. Продукт, сделанный быстро и в состоянии стресса, ну очень часто бывает сыроват. Креативщики, у которых «горят сроки», склонны работать «широкими мазками» и «срезать углы». В результате страдает качество.
К тому же трудиться в «горящем режиме» и стабильно выдавать пристойный результат на протяжении долгих лет (на горизонте в два-три десятилетия) практически невозможно. Слыхали про «выгорание»? Говорят, в современном мире у трудоголиков-«дедлайнеров» оно может происходить за 1-2 года…
Лично мне кажется, что дедлайны, установленные людьми для людей, — определенно зло. Рациональному человеку стоит мириться лишь с дедлайнами, диктуемыми природой (скажем, в сельском хозяйстве). Все остальное — из области системной эксплуатации человека человеком, которую туманно окрестили «современным капитализмом».
Вам нравится, когда вас именуют «человеческим капиталом»? Мне нет. Поэтому я годами делаю все от меня зависящее, чтобы выстроить такой образ жизни, в котором «крайние сроки» могут возникать очень редко.
Тысячи раз я лично убеждался в том, что сделанное «к понедельнику» выходит хуже, чем сделанное неторопливо и с тщанием.
Поэтому, отдав должное труду ученых, тратящих много сил на проведение экспериментов, обсчет и интерпретацию данных, я соглашаюсь с тем, что, возможно, большинству людей жить и работать с дедлайнами удобнее.
Но для себя выбираю другой путь, на котором ищу искренней вовлеченности в то или иное дело. А она невозможна, когда на тебя постоянно воздействуют внешние факторы в виде то кнутов, то пряников.
«Дедлайнеров» мне жалко, и я им сочувствую, ибо сам таким был, но с некоторых пор завязал. Нездоровый это стиль жизни, хоть и «естественный»…
Читайте также:
Озонолог – новая профессия. Ей учит сам Ozon