«То, что ты не контролируешь, тебе не принадлежит» – это старая мудрость как никогда актуальна сегодня. Как выяснилось на практике, и наши деньги в банках не совсем наши, и с нашим контентом (даже рекламным!) в соцсетях и на видеохостингах могут сделать что угодно. Причем совершенно разные… хмм… акторы – как внутри страны, так и вне.
Российский бизнес и самозанятые (в том числе блогеры и владельцы сайтов-статейников) оказались в экстраординарной ситуации, которую предвидели единицы. Те, кто продвигал свои продукты в Facebook и Instagram при помощи таргетинга, больше не могут это делать. Те, кто недавно устало возмущался практикой соцсетей резать бесплатные показы постов и все равно боролся за внимание публики, остались с узким набором отечественных площадок на руках.
Тем, кто зарабатывал на жизнь видеоблогерством на YouTube, в TikTok, на сервисах вроде Twitch, либо уже отрезали монетизацию каналов, либо скоро отрежут. Даже с Patreon российские создатели контента не могут вывести средства.
Те, кто кормился показами контекстной рекламы от Google AdSense, тоже жестоко пострадали. Она больше не отображается на сайтах россиян. На форуме Searchengines.guru вебмастера на ситуацию реагируют примерно так:
«Сопоставимой альтернативы AdSense по прибыльности нет. Ранее я тоже пытался диверсифицироваться и поставить на часть сайтов другие партнерки, но не нашел ничего даже близко сравнимого по доходу, в т.ч. и в бурже. Разве что серые темы какие-нибудь, но это всегда риск, на который лично я не готов. Эх, вышвырнули нас из цивилизации...»
Соответственно, и бизнес потерял возможность давать объявления и размещать баннеры посредством сервисов Google.
На отечественном рынке рекламы в принципе начинаются хаотические, непредсказуемые изменения. По данным AdIndex, всего 12 мировых брендов, ограничивших в последние дни свою деятельность в России, тратили на локальное продвижение 100 млрд рублей в год. Эти деньги испарились. А в совокупности, по состоянию дел на 11 марта 2022 года, анонсировали свой уход с местного рынка уже более 330 компаний.
С одной стороны, исход иностранных рекламодателей с крупными бюджетами может помочь снижению цен на интернет-рекламу в России для местного бизнеса. А с другой, у малых предприятий, ИПшников и самозанятых в ближайшие месяцы может резко упасть выручка из-за обеднения населения. Им тупо не на что станет покупать рекламу.
Эпоха всеобщего блогинга на stand alone сайтах
Вполне возможно, что именно она стучится в двери. Ни один предприниматель в России больше не будет доверять контентным платформам, даже если они отечественные, правильные, скрепные. Политические факторы обнулили какую-либо определенность, и любой сервис, даже сам не желая того, может внезапно оказаться недоступен.
Тем, кто имел основной приток клиентов из соцсетей и с видеоплатформ, пора задуматься о том, чтобы открывать собственные ресурсы – блоги, корпоративные медиа. Ныне сайт – это сердце российского интернет-бизнеса, а контент – его кровь.
Само собой, сайт имеет смысл размещать только на хостинге с российскими серверами, ведь иностранные хостеры могут в любой момент сделать россиянам ручкой. Параноидальным предпринимателям доступны решения и с применением собственного сервера. Главное сейчас – сохранение контроля над контентом, владение площадкой, которую не за что банить в сети.
Соцсети, видеохостинги, программатик-реклама и рекомендательные системы в ближайшее время станут вторичным инструментом привлечения аудитории. А на первый план выйдут контент-маркетинг и умное SEO.
В ближайшие месяцы с российского рынка начнут стремительно исчезать целые группы привычных товаров и услуг. Потребитель примется неистово искать альтернативы и скидки – любые новые пути заместить выпадающие жизненные блага как можно более дешевым способом.
Сейчас самое время готовиться к сильному изменению спроса и предложения: писать лайфхаки, предлагать решения, делать инфографику.
Самопальство больше не моветон
Привычная красота рунета канет в прошлое – на вылизанные интерфейсы, индивидуальный дизайн сайтов потребителю будет наплевать. Его интерес сосредоточится на очень простых вещах: где взять товар или услугу с максимальным дисконтом.
Малому бизнесу и самозанятым имеет смысл сосредоточиться буквально на DIY-качестве сайтов, ибо красивые интернет-ресурсы, сделанные студиями, будут стоит очень дорого. А вслед за населением, как мы понимаем, обеднеют и предприниматели.
Уже сейчас тем, у кого нет stand alone блогов, стоит погрузиться в изучение гайдов по созданию сайтов на Wordpress и других бесплатных CMS. Это так называемые no code решения, и с ними способен справиться даже прожженный гуманитарий, ничего не понимающий в программировании.
С контентом, конечно, сложнее.
Нанимать авторов дорого, но искренность поможет нормально писать самим
Блоги чем-то придется наполнять. Если в основах поискового продвижения сайтов (SEO) можно разобраться самостоятельно с помощью справочных материалов, если понять, о чем говорить с аудиторией, тоже не слишком сложно (используем, скажем, Wordstat от «Яндекса»), то производство контента – к сожалению, не та штука, которую можно запустить с наскока.
Хорошие контентщики вызревают годами и стоят на рынке недешево, особенно для мелкого бизнеса. Профессиональные авторы уже сейчас видят, что их гонорары в рублях очевидно потеряли в покупательской способности, и вскоре потеряют еще. Поэтому снижать цены в здравом уме никто не станет. Однако малый бизнес и самозанятые могут обойти эту проблему, вооружившись уже упоминавшимся здесь девизом «Do it yourself» и искренностью.
Потребитель, судорожно пытающийся поддержать свой падающий уровень жизни, в ближайшее время будет склонен прощать бизнес-блогам и косноязычие, и опечатки, и длинноты, и «неправильное» форматирование текста, и все что угодно. Лишь бы предприниматели решали его проблему за адекватные деньги и при этом были вежливы, радушны и полны готовности помочь.
Разумная искренность, частичное раскрытие бизнес-процессов, подробные неформальные рассказы о том, что представляет собой услуга или товар, открытая ценовая политика и ее честные объяснения – все это привлекало людей и в прошлые, более-менее сытые годы, привлечет и в кризисные.
Бизнесу, особенно малому, стоит сегодня спуститься с небес на землю и начать образовывать с потребителями своего рода «горизонтальные связи» в старом добром жанре «ты мне, я тебе».
Во многих сферах не спекулятивной, а так называемой реальной экономики между предпринимателями и их целевой аудиторией вполне возможны отношения взаимопомощи. То, что сейчас принято называть «win-win». И контент в блогах, дублированный или анонсированный в соцсетях, должен такие отношения установить.
Так соцсетевые каналы все-таки не бросать?
Конечно, нет. Просто стоит сместить фокус на контент, публикуемый на собственной площадке. Сторонние платформы, как говорилось выше, потеряли надежность и предсказуемость. Никто не знает, что завтра заблочат, а что вдруг избавится от опалы.
В тех соцсетях, что еще шевелятся и позволяют запускать таргетированную рекламу, имеет смысл поддерживать некоторую активность. Вот только большая ее часть должна решать задачу привести людей на stand alone сайт…
Разумеется, не все сказанное однозначно и четко расчерчено от сих до сих. Мы с вами, к несчастью, вошли во времена высочайшей неопределенности. В России буквально что угодно может случиться прямо завтра.
Однако принцип «то, что ты не контролируешь, тебе не принадлежит» работает в любую эпоху. Собственный сайт компании с объемным блогом, отвечающим на запросы людей в поисковиках, заточенный под просмотр на смартфонах – это как бы «столица» бизнеса, его основная витрина. И в ближайшие годы она будет самой надежной.
Если, конечно, на ней не чудить, привлекая внимание неразборчивых киборгов Роскомнадзора.