SEO-продвижение сайта от 150 000 рублей

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе» Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Лепить из нас неудачников начинают мамы и папы. Всегда на подхвате и готовы помочь – бабушки и дедушки. Продолжают этот пыточный процесс школьные учителя. Полируют неудачника в вузах, чтобы затем предприниматели и государственные бюрократические системы могли им помыкать с выгодой для себя.

Весь воспитательный процесс лузера построен на вранье об устройстве окружающего мира. В последние годы к воспроизводству этого вранья подключился интернет и перехватил инициативу даже у семьи. Теперь мы находим доказательства своему лузерству в Сети. И обнаруживаем, что мы еще хуже, чем нам говорили дома.

Сыновья маминой подруги переместились в социальные сети и оттуда показывают нам, как они объехали полмира в свободное от медитации время, и как практики осознанности помогают им зарабатывать «от 300 тысяч в месяц». Они учат нас «делегировать рутину», становиться «серийными предпринимателями» и вообще «менять свое отношение к деньгам», ведь «Вселенная дает тому, кто правильно просит».

Дочери маминой подруги занимаются примерно тем же самым с поправкой на женскую тематику. И миллионам соцсетевых потребителей, которые с завистью наблюдают поток их бодрой лжи, предсказуемо хочется убиться об стену, потому что они остро ощущают свои никчемность и вопиющую маргинальность. А также правоту родителей, школьных и университетских кликуш, будто заранее знавших – «Эти? Эти вырастут инфантильными неудачниками».

Кадр из фильма Невезучие с Пьером Ришаром

Жаль, «лузерам» обычно не приходит в голову взять какого-нибудь коуча из «ВКонтакте», нагуглить его правовой статус как налогового агента, а затем поискать сведения об его ООО или ИП в общедоступных реестрах и для профилактики глянуть – а что есть на данного персонажа у судебных приставов или, скажем, в базах данных судов? Меж тем, подобные изыскания чрезвычайно эффективны с психотерапевтической точки зрения. А также могут помочь преодолеть желание купить у «коуча» сакральные знания…

Семейно-школьные мифы об окружающем мире, дремучие традиционные установки и новорожденные и столь же дикие убеждения с ростом цифровизации России переехали в интернет всем табором. «Инфантильному неудачнику», какого бы возраста он ни был, дуют в уши с любых экранов: «мужчины, которые зарабатывают меньше 50 тысяч, не должны размножаться», «если ты не делегируешь, то ты вечный самозанятый ремесленник без перспектив», «соискатели работы старше сорока должны быть готовы соглашаться на меньшее».

В Рунете по всем вопросам, касающимся социально-экономического успеха человека написано, наговорено в видео и подкастах столько чуши, что ее хватит, чтобы неудачником почувствовал себя любой: «У тебя 10 лет работает собственная автомастерская, и клиентская база растет? Ну-ну, ничего. В целом молодчага. Еще чуть-чуть и на IPO в Лондон, да?»…

В это самое время социологи провели опросы «в поле» и выкатили данные «Левада-центра» (некоммерческая организация, выполняющая функции «иностранного агента») о том, что:

  • 58 % россиян считают самой острой проблемой общества «рост цен»;
  • 40 % называют таковой «бедность, обнищание большинства населения»;
  • 39 % – «коррупцию и взяточничество»;
  • 36 % – «рост безработицы»;
  • 26 % – «резкое расслоение на богатых и бедных»;
  • 20 % – «недоступность образования»;
  • 11 % – «задержки в выплате зарплаты, пенсий, пособий».

(Проценты не суммируются, можно было давать несколько ответов).

Как-то до чертиков много «неудачников» в стране, не находите? И вечно-то их что-то беспокоит. И это прямо странно, ведь «нужно просто работать, а не ныть».

Два главных российских мифа об «успехе»

Миф первый: надо любым путем прислониться к государству, и все у тебя будет нормально.

Благодаря ему мы и имеем показатель в 39 % граждан, считающих, что «коррупция и взяточничество» является наиболее острой общественной проблемой. В последнее десятилетие в стране оформились целых два вида нового «дворянства» – силовики (около 2,6 миллиона человек) и чиновники (примерно 2,4 миллиона).

В очень многих российских семьях молодых людей настойчиво ориентируют на то, чтобы они пробивались в одну из этих «армий». На пути становления тем или другим юный россиянин быстро избавляется от гуманистических иллюзий и усваивает специфический образ мысли и действия, свойственный бюрократам и госслужащим всех мастей: «бесконечная лояльность вверх по иерархии и бесконечное презрение и подозрение в тайной конкуренции – вниз».

Это вообще классический пример корпоративной психологии, который свойственен и сотрудникам частных компаний (чуть в меньшей степени, чем госслужащим). И, кажется, современному человеку с чувством собственного достоинства и отсутствием серьезных психологических отклонений она должна быть чужда органически.

Счастьем и успехом от иерархического роста в новом «дворянстве» и не пахнет. На каждой ступеньке царит холод одиночества. Профессиональная среда враждебна и пропитана корпоративными интригами, а часто и прямыми войнами. Нередко проигрыш в них оформляется в виде уголовного дела и заканчивается отсидкой в тюрьме.         Кадр из французского фильма Невезучие

Менее амбициозные российские семьи, в которых кое-что слышали о профессиональных нравах чиновников и силовиков, свою молодежь подталкивают к не столь опасной работе – в госкорпорациях или бизнесах, контролируемым государством. Оно вроде как и подальше от «серьезных дел», но в то же время дает более-менее теплое местечко в таких организациях, которым якобы «не дадут утонуть» в случае чего.

Однако «успех» в госконторах и квазибизнесах чаще всего строится по той же схеме «лояльность вверх, презрение и подозрение – вниз». Это однозначно стрессогенная карьера, ежедневно требующая как терпеть унижение, так и унижать других. К сожалению, нередко она предписывает закрывать глаза на должностные преступления начальства, а значит – становиться их соучастником в прямом и переносном смысле. То есть, переезд в исправительное учреждение из кабинета госконторы – это, в общем, не такая уж невероятная перспектива даже для самого лояльного и законопослушного в частной жизни гражданина…

Миф второй: следует много работать и успех придет сам собой.

С этим трудно спорить даже людям неглупым. Потому что выглядит эта установка, на первый взгляд, логично. На самом деле ей грош цена. Достаточно задать один простой вопрос – «А над чем именно нужно много работать?» – как все смысловое здание сыплется.

Пару лет назад требовалось много работать над поставками из Китая игрушек под названием «спиннер» (кто-нибудь помнит, что это?). Когда-то стоило впахивать над созданием сайтов про пластиковые окна. Теперь – согласно Google Trends – можно попробовать реализовать свои коммерческие идеи по поводу популярных в 2021 году поисковых запросов «найк блейзер» или «бессонница».

Рыночный спрос и технологические решения для его удовлетворения начали меняться с такой быстротой, что «формулы успеха», работавшие веками, перестали быть действенными. Сегодня вложения сил и средств в получение какой-либо профессии больше не гарантируют ее востребованности завтра. Можно убить 3-5-7 лет и приличное количество денег на обучение ремеслу зубного техника, а через те же 5 лет зубы начнут печатать на 3D принтерах какие-то сопляки, не знающие, как подойти к зуботехническому столу.

Даже из архипопулярного нынче программирования через некоторое время людей-«джунов» и людей-«миддлов» могут вытеснить нейросети и сервисы, помогающие предпринимателям в No code разработке.

Может быть, передовой интернет-маркетинг всегда будет на коне? Бизнесы меняются, но кому-то нужно уметь продвигать то блейзеры, то средства от бессонницы? Так-то оно так, но и в этой отрасли невозможно раз и навсегда научиться чему-то одному и пожинать сочные плоды «успеха». Она постоянно меняется, и в ней требуются мозги, способные без устали осваивать новые трюки.

Концепция «непрерывного образования» (lifelong learning) в последние годы актуализировалась как никогда ранее. Потому что больше никому на свободном рынке никакой однажды приобретенный навык не гарантирует плюшек на длительном временном отрезке…

А если уж совсем начистоту, то еще в XIX веке эксцентричный французский беллетрист, журналист и большой насмешник Альфонс Карр говорил: «Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, нужно придумать что-то другое».

Ярким подтверждением этому являются нынешние юные видеоблогеры, хлопочущие в кадре лицом и телом в жанре «вот я какая (какой)!» Десятки из них зарабатывают на рекламных интеграциях сотни тысяч рублей. И сотни из них зарабатывают десятки тысяч. При этом в профессиональном смысле блогеры обычно не умеют вообще ничего.

От этой «несправедливости» многие российские спецы в любой сфере, требующей сложных навыков, поскрипывают зубами. Действительно, «успех» не гарантирован ни знаниями, ни опытом, ни высокой профессиональной квалификацией.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Неудачи – норма. Успех – случайность

По сути, каждый из нас – в некотором роде стихийный предприниматель. Мы вкладываем силы и время в какие-то активы (те же знания и навыки), а затем пытаемся извлечь из них прибыль.

В XXI веке идея, что человек рождается для того, чтобы работать или там «приносить пользу обществу» невозможно считать состоятельной. Мы рождаемся случайно, не заказывая своего рождения, и вынуждены выживать, социализироваться и действовать на рынке «как бог на душу положит». Как утверждает современная наука, большинство решений люди принимают быстро, по шаблону и иррационально.

Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из основателей направления «поведенческая экономика» Дэниэль Канеман однажды исследовал огромный массив данных из отчетов одной крупной инвестиционной компании с Уолл-стрит. Анализ выявил, что трейдеры, якобы умеющие «читать рынки», показывали результаты точно такие же, как если бы действовали наугад.

Французский фильм Невезучие

Канеман рассказывал:

«Они довольно-таки сильно разозлились, когда я сказал им об этом. Но есть четкие доказательства, что головокружительному обогащению намного больше способствует удача, нежели умения».

Если прислушаться к ученым, то оказывается, что на вероятность успеха в выбранной области может в какой-то мере повлиять количество сделанных попыток (больше попыток – больше шансов на удачу). Однако, как говаривал Эйнштейн, глупо делать одно и то же и ожидать другого результата. Поэтому после каждой неудачи в своих жизненных, «предпринимательских» попытках стоит что-то менять.

Мало того, сама концепция «успеха» и «лузерства» является очень туманной и иррациональной…

«Победители любят победы, а лузеры любят деньги»

Так называется забавное (хотя и вполне серьезное) исследование американских ученых-психологов из Бостонского университета и Университета Вирджинии, которое в очередной раз доказало, что человеческий мозг фундаментально настроен на вынесение относительных суждений.

Счастье и успех – не исключение из этого правила. Например, увеличение дохода одного человека по сравнению с доходом других повышает его субъективное ощущение счастья, но увеличение дохода каждого члена большой группы, к которой человек принадлежит (скажем, валового внутреннего продукта страны), на ощущение счастья у данной персоны не влияет (Clark, Frijters & Shields, 2008).

Авторы работы про «победителей и лузеров» провели два эксперимента. В одном людям на улицах раздавали лотерейные билеты. На каждом были напечатаны значения двух сумм денег и покрыты непрозрачным латексом. Участников эксперимента просили стереть сначала одно покрытие, после чего они видели сумму, которую выиграли, и получали ее на руки. Затем им предлагалось стереть второе покрытие, чтобы они увидели сумму, которую могли выиграть, но не выиграли.

«Победителями» в эксперименте назвали тех подопытных, которые выиграли более высокую сумму, а «лузерами» – тех, кто первым стер покрытие, скрывающее более низкий выигрыш.

После обнаружения обеих сумм людей просили заполнить специальные анкеты, чтобы убедиться, что они правильно заметили и оценили числа в билете, и ответить на вопрос, насколько они рады или разочарованы результатом «лотереи».

Ученые обнаружили, что «победители» радовались сильнее, чем «лузеры». Также выяснилось, что на радость «победителей» не повлиял размер выигрыша – они получили удовольствие от самой победы. А вот «лузеры» проявили внимание к тому, что полученная сумма меньше, чем она могла бы быть в случае удачи.

Второй эксперимент показал нечто удивительное. В первом случае исследователям было очевидно, что сравнение реального выигрыша с альтернативным участники эксперимента проводили автоматически и быстро. Было решено усложнить им сравнение выигрышей, добавив умственной нагрузки.

Участники выбирали на компьютерном экране одну из двух виртуальных коробок с потенциальными выигрышами, но перед этим их просили запомнить и держать в памяти либо двузначное число (низкая когнитивная нагрузка), либо восьмизначное число (высокая когнитивная нагрузка).

Были проведены серии розыгрышей, в одном из которых экспериментаторы специально подстраивали всегда меньший выигрыш для выбранной коробки и всегда давали людям перед совершением выбора высокую умственную нагрузку.

Общие результаты оказались таковы: при высокой когнитивной нагрузке, когда подопытные из-за того, что держали в памяти число, не могли нормально сравнивать выигрыши, «победители» (взявшие большие суммы) и «лузеры» (взявшие меньшие) радовались полученным деньгам одинаково. Оказалось, что «лузеры», у которых когнитивные ресурсы были заняты запоминанием, показали нечувствительность к абсолютному значению суммы выигрыша.

Другими словами, люди понимают в чем состоит «успех», а в чем «неуспех», только если имеют возможность сравнивать свой результат с каким-нибудь другим. Нет сравнения – нет ощущения победы или поражения.

Кадр из фильма Невезучие

В связи со всем сказанным резюме:

  • Практически все, что говорят об успехе и методах его достижения семья, система образования, соцсети, бульварные и даже специализированные «бизнесовые» СМИ – это антинаучные сказки, мифы и легенды.
  • Мы ощущаем свои достижения как успех или провал только относительно успехов и провалов других. А другие о своих успехах могут лгать, а о неудачах умалчивать.
  • Чтобы добиться каких-либо достижений, имеет смысл увеличивать число попыток и менять методы от раза к разу.
  • Неудачи имеют ценность, потому что позволяют корректировать методы.
  • Чтобы заработать на жизнь, нужно работать, а чтобы разбогатеть – требуется придумать что-то другое.

Читайте также: 

Что делать, если тебе 40-50, профессия устарела, с работой трудно? Идем в «цифру»

Хватит вкалывать: «не умеем отдыхать», потому что не умеем работать

Почему язык диджитал-бизнеса – блеф и магия, а говорящие на нем кажутся проходимцами

Поделиться статьей:

Новое на сайте

21 ноя 2024
2 257
Как понять, что ваш SEO-специалист никуда не годится - чек-лист

10 пунктов, которые скажут, что пора искать замену.

20 ноя 2024
262
Трендвотчинг: как пресловутая «насмотренность» может спасти или уничтожить ваш бизнес

Как знание тенденций поможет вытянуть бизнес из любой, даже самой глубокой ямы.

20 ноя 2024
207
Как заставить подчиненного выполнять поручения ответственно и в срок

Или как заставить подчиненных выполнять ваши распоряжения с улыбкой и песней.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.