Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет» и ПВЗ подписали соглашение.

Участники рынка интернет-торговли окончательно определились с новыми стандартами сотрудничества и подписали соответствующее соглашение.

Документ подписан представителями маркетплейсов Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет», Ассоциацией участников рынка электронной коммерции (АУРЭК), Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ). Произошло это в рамках форума Ecom Retail Week 2023.

Теперь партнерские ПВЗ могут выдавать заказы не только того маркетплейса, под вывеской которого работают, но и других логистических служб, правда рекламировать эту возможность они не могут.

Маркетплейсы теперь должны предупреждать владельцев пунктов выдачи заказов о любых изменениях оферты. В первую очередь это касается коэффициентов, влияющих на выплаты, штрафов и вознаграждений. По запросу ПВЗ маркетплейсы должны предоставлять им любую касающуюся пунктов информацию.

Еще одним важным пунктом стала невозможность размещения в одном здании ПВЗ одной и той же торговой интернет-платформы.

ПВЗ, в свою очередь, не смогут искусственно завышать свой рейтинг и занижать рейтинг пункта конкурента.

Условия же договоров могут пересматриваться не чаще, чем раз в год, о чем партнеры должны уведомить друг друга не менее чем за 30 календарных дней.

Теперь в сфере интернет-торговли должно наступить затишье.

Последняя забастовка

Очередная акция против онлайн-маркетплейса Wildberries состоялась в среду, 20 сентября 2023 года – в фойе бизнес-центра «Демидов «Красная роза» на улице Тимура Фрунзе в Москве (там находится штаб-квартира Wildberries). В акции приняли участие 60 человек.

Вышедшая к протестующим директор GR-департамента и руководитель по развитию клиентского сервиса Wildberries Кристина Спирева предложила продолжить беседу в офисе компании, где людей разделили на две группы – продавцов и владельцев ПВЗ, рассадив их в две разные комнаты.

Переговоры длились пять часов.

Алексей Кременсков, председатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции:

«Бунт прошел в спокойном переговорном режиме, по многим вопросам компромисса найти не удалось. Завтра у нас встреча с депутатами».

Но разговоры с депутатами уже были 19 сентября:

«Там над нами просто смеялись. Они [руководство Wildberries] cказали: закрывайтесь — нам все равно. Таблицу показывали — вот за последний месяц 66 ПВЗ закрылось, но открылось 233 новых. Теперь они [Wildberries] будут ориентироваться не на нас, а на них. Мы слишком дорого обходимся. Цифры приводили, что новые тарифы позволяют компании экономить до 60 млн рублей в месяц, или 720 млн рублей в год», – рассказал один из участников переговоров со стороны протестующих.

Позицию Wildberries Спирева изложила так:

«На текущий момент для партнеров действуют прежние тарифы, поэтому говорить о какой-то потере доходности или прибыльности нельзя. Мы введем новую систему после того, как получим согласование от партнеров», — сказала она по итогам переговоров 20 сентября.

Но протестующие рассказали об очередных изменениях оферты с середины сентября. Это новые дифференцированные тарифы, из-за которых доходы снизились. Цены за логистику выросли, подорожали и склады. В Wildberries владельцам ПВЗ это объяснили ослаблением курса рубля.

Стараниями администрации Wildberries доходность ПВЗ сократилась с 5-6% от товарооборота точки до 1,2-2% – в 3-4 раза. То есть, если раньше доход ПВЗ в Подмосковье с товарооборотом 4 млн рублей составлял 240 тысяч рублей в месяц (об этом нам рассказал Forbes владелец ПВЗ Андрей), то теперь он составляет всего 70 тысяч рублей, чего хватает только на зарплату сотрудника.

Более того, чем больше становится товарооборот, тем ниже падает процент вознаграждения – по сути, ПВЗ, работая больше, получает столько же и даже меньше. А последний гвоздь в крышку гроба – ограничение по вознаграждению 200 тысячами рублей.

«С этих 200 000 рублей нам нужно будет оплатить как минимум: налоги как индивидуальным предпринимателям, зарплату сотрудникам, аренду помещения. На аренду я трачу порядка 80 000 рублей, плюс зарплаты менеджерам (по 40 000 рублей) и налоги, остаются слезы», – рассказал владелец нескольких ПВЗ в Забайкальском крае.

С 5000 рублей до 200 рублей сократились и поощрения за быструю приемку товаров для менеджеров.

Нововведение же в отношении продавцов вовсе требует расследования компетентными органами:

«Принимают товар на склады без акта приемки! А там теряется дорогой дефицитный товар (от 20 000 рублей и выше). Но из-за отсутствия акта невозможно урегулировать, найти и компенсировать этот товар, привлекая правоохранительные органы. Стоимость логистики поднялась в семь раз! С апреля по сентябрь в одностороннем порядке оферта менялась уже 12 раз!», – рассказал продавец оргтехники.

Также продавцов штрафуют за ошибки складов. Сами же склады нуждаются в проверке санэпидемстанцией:

«Вещи могут прийти со склада маркетплейса к покупателям обгрызенные мышами, чем-то облитые, а виноваты не работники складов Wildberries, а поставщики», — пожаловался продавец обуви.

В Wilderries же по итогам встречи в среду 20 сентября сделали вот такое заявление:

«Провели встречу с группой владельцев партнерских ПВЗ — всего 20 человек — и 15 продавцов. Обсудили их предложения по условиям сотрудничества, в том числе новую программу вознаграждения, которая тестируется компанией с мая. Она еще не введена и будет представлена в ближайшее время, после тестирования и получения обратной связи от партнеров. Прямо сейчас совместно с нашими партнерами мы создаем обновленную систему тарификации вознаграждения, которая будет отвечать гибкости и основываться на критериях региональной специфики, выручки ПВЗ и его площади».

Первая забастовка

В середине марта этого года работники Wildberries по всей стране устроили забастовку: владельцы ПВЗ отказались открывать пункты, а работники складов не вышли на смену. 

Уже 23 марта у Forbes появилась информация, что в ходе трехсторонних переговоров в Госдуме Wildberries пошел на некоторые уступки ПВЗ. Например, пунктам выдачи решили вернуть возможность оспаривать штрафы и фиксировать брак.

«Сотруднику пункта вернут возможность фиксировать брак при приеме и выдаче заказа, эта функция сейчас отсутствует. Нам обещали сделать чат с клиентом, это очень нужно для того, чтобы оспаривать подмены и брак. Вообще все удержания можно будет оспаривать», – говорит один из собеседников Forbes.

Измениться должно было и время, отводимое на приемку товара (сейчас это полтора часа, независимо от количество товаров), а также ожидался пересмотр тарифов, влияющих на доход сотрудников. Но конкретики по этим вопросам нет до сих пор. Также хотели отменить штраф за закрытие пункта, если до этого он проработал менее года.

Должна была появиться и система региональных менеджеров, которых бы выбирали из числа сотрудников ПВЗ. Эти менеджеры будут решать возникающие конфликты между маркетплейсом и пунктами выдачи.

Всего насчитывалось 12 пунктов противоречий между Wildberries и ПВЗ (и, судя по всему, их количество только растет).

С чего начался скандал на Wildberries

В августе прошлого года мы выпустили большую статью о том, за что Wildberries штрафует продавцов и владельцев ПВЗ — набралось 10 пунктов. Тогда одна из наших собеседниц озвучила несколько штрафов, которые маркетплейс предъявляет именно пунктам выдачи:

  • за то, что не сдал картон от коробок обратно водителю — 100 тысяч рублей;
  • за ложную активацию пункта выдачи (если вы открываетесь впервые, то можете случайно по незнанию нажать кнопку «активировать») еще на этапе ремонта — 50 тысяч;
  • за простой пункта выдачи (если вы не оповестили WB, что у вас форс-мажор и вы просто закрыли ПВЗ) — 100 тысяч, а за каждый час простоя — 2 тысячи;
  • за написание негативных отзывов на своего соседа-владельца ПВЗ —10 тысяч.

Штраф ПВЗ также может получить, если на выдачу заказа у работников пункта ушло более пяти минут – тут придется заплатить 300 рублей за каждую задержку.

Кроме того, у маркетплейса есть штраф с особой формулой за несвоевременную приемку товаров. Он приличный, но рассчитывает его сам Wildberries в каждом конкретном случае. Также, если клиент решил вернуть полученный товар через тот же ПВЗ, пункт не получит от маркетплейса комиссии за возврат.

Приходится несладко и работникам складов: мы публиковали историю Евгения Гончарова, который устроился на склад маркетплейса и проработал там 1 день — после этого сотрудник еще и остался должен компании деньги. Чаще всего штрафы работники складов получают за то, что не смогли найти потерявшуюся вещь, — за это списывают по 500 рублей. Между тем, вещь мог своровать другой работник склада или она могла вовсе не доехать от продавца.

Несмотря на все штрафы, работники складов и владельцы ПВЗ терпели, желая сохранить работу и прибыль. Последней каплей стал введенный Wildberries штраф за брак в размере 20% от стоимости товара.

«Протесты начались, в первую очередь, из-за депремирования за брак в размере 20 процентов от стоимости товара. Этот товар потом пускали по кругу по многим ПВЗ и со всех списывали деньги. Вслед за этим Wildberries решил ввести полное депремирование за подмену вещи, которая может прийти со склада, оспорить это нельзя», — рассказал в беседе с «Лентой.ру» менеджер ПВЗ Wildberries по имени Денис.

Кроме того, по словам работников маркетплейса, после нововведений компании, маркетплейс получил право списывать до 100% зарплаты сотрудника за долги. Последние могут накапливаться по всем вышеперечисленным причинам, но последнее новшество со штрафом в размере 20% от стоимости товара вполне может вогнать сотрудника в долговую яму.

Забастовки в Wildberries 15 марта

Терпеть новую политику маркетплейса отказались многие сотрудники складов и пунктов выдачи. Желающие объявить забастовку создали чат в Telegram под названием «MEGA бунт». Теперь он превратился в телеграм-канал.

В частности, в чате есть и манифест забастовщиков:

Еще 14 марта у головного офиса маркетплейса собрались сотрудники московских ПВЗ и призвали компанию к диалогу. Но участников акции было немного, поэтому руководство Wildberries назвало «фейком» готовящуюся забастовку.

«Teлеграм-каналы раздули из мухи слона и представили это как «бунт» или «штурм» партнеров, но они представляют лишь 0,1% от их общего количества», — сообщили РБК в пресс-службе Wildberries.

Тем не менее, уже утром 15 марта на дверях ПВЗ в разных городах стали появляться вот такие записки:

Смотреть галерею

В чате «MEGA бунт» было много любопытной информации от сотрудников и владельцев ПВЗ и складов. Например, о том, что складам в какой-то момент запретили снимать с отправки бракованный и побитый товар и стали заставлять отправлять его в ПВЗ. Сами же пункты выдачи, обязанные принять товар со склада, должны были заплатить за него штраф Wildberries.

Некоторые сотрудники ПВЗ говорили, что пункты выдачи не закрываются, а временно приостановили выдачу заказов.

«Связано это с тем, что компания незаконно удерживает часть заработной платы сотрудников за недоказанные и необоснованные подмены и брак товара. Это не забастовка, сотрудники выполняют свои трудовые обязанности в соответствии с Трудовым договором», — рассказала РБК владелица ПВЗ Wildberries в Смоленской области.

Сотрудники пытались добиться от компании отмены необоснованных штрафов и депремирования, снятия коллективной ответственности и соблюдения Трудового кодекса. К слову о Трудовом кодексе — после заявлений сотрудников Wildberries прокуратура Московской области начала проверку компании на предмет нарушения прав сотрудников.

«Проверочные мероприятия организованы по размещенным в СМИ сведениям о нарушении трудовых прав работников Wildberries, в т.ч. о неправомерных удержаниях денежных средств из положенной им заработной платы. В ходе проверки будет дана принципиальная правовая оценка порядку привлечения работников к осуществлению трудовых функций, выплате им заработной платы, принятию локальных актов, устанавливающих обжалуемые ими правила начисления штрафных санкций», — гласит сообщение в телеграм-канале Генпрокуратуры.

Сотрудники складов и ПВЗ на забастовке останавливаться были не намерены: судя по постам в канале «MEGA бунт», они готовили коллективный иск к Wildberries.

Сотрудники головного офиса Wildberries отправляли сообщения владельцам ПВЗ, призывая их подумать и выйти на работу, чтобы исполнять свои обязательства:

Смотреть галерею

Вот несколько самых интересных цитат:

«Коллеги, в течение часа мы будем вынуждены заблокировать учетки и расторгнуть договоры гпх со всеми, кто закрыл пункты. С этим будет разбираться кадровый отдел».

«Снимаем все ваши «записочки» и выдаем клиентов, вы этим только усугубляем ситуацию. Вы поняли, что это бунты не официалов, а франшизников? А вы как собачки сбежались на провокацию»

«Еще раз повторяю для всех, кто завтра не будет работать, ждут серьезные и незамедлительные последствия».

Официальный ответ от маркетплейса не заставил себя ждать: вечером 15 марта компания выпустила заявление, в котором рассказала, что закрыла те пункты выдачи, владельцы которых решились на забастовку. Заказы с закрытых пунктов передают в другие ПВЗ.

«Как мы вчера и предупреждали, с «партнерами», которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности», — пишут представители маркетплейса.

Реакция Wildberries на забастовку

Утром 16 марта в одном из телеграм-каналов забастовщиков — «Вайлдберриз. Правда сотрудников» — подвели итоги первого дня противостояния с компанией. Во-первых, инициативная группа партнеров и сотрудников компании выработали единый список требований, которые они предъявили руководству и «дали компании три дня, до вечера субботы 18 марта 2023 года» для выполнения требований.

Список требований менеджеров ПВЗ Вайлдберриз был таким:

  1. Регламенты работы:

1.1. Создать регламент работы от приемки товара до приемки на возврат от покупателя.

1.2. Создать регламент оплаты труда на подработках.

1.3. Создать четкий регламент оспаривания долгов.

1.4. Вернуть кнопку «Брак».

  1. Работа с долгами:

2.1. Установить максимальный процент списания — 20%.

2.2. Установить сроки по выставлению долгов.

2.3. Улучшить инструмент по оспариванию долгов с возможностью переноса на иных ответственных.

2.4. Списывать только доказанные долги.

2.5. Откатить долги за брак шк и подмену на ноль.

  1. Работа на ПВЗ:

3.1. Установить ревизию при приемке товара, чтобы принимающий на складе нес дальнейшую ответственность за товар. Списывать товар при его браке.

3.2. Установить четкое время раскладки: утренних товаров — до 10 утра; товаров, поступающих в течение дня, — до окончания рабочего дня.

3.3. Обеспечить хозяйственные нужды для ПВЗ в полном объеме за счет компании.

  1. Трудовые отношения:

4.1. Переводить сотрудников после испытательного срока в 2 недели с договоров ГПХ на трудовые договоры.

4.2. Вызывать сотрудников на подработку в только в добровольном порядке.

«Сотрудники готовы возобновить работу пунктов выдачи заказов в прежнем режиме только при выполнении всех вышеперечисленных требований, так как считают их справедливыми, разумными и выполнимыми», — так прокомментировала ультиматум группа инициативных сотрудников.

Руководство Вайлдберриз на мирное урегулирование конфликта ожидаемо не пошло: сотрудникам стали устно объявлять о грядущем расторжении оферты для владельцев ПВЗ и увольнении для сотрудников складов. Вот такие уведомления стали получать некоторые работники:

Забастовщики так оценили документ:

«Это не является корректным расторжением договора/оферты: непонятно, какой договор/оферта расторгается, кому адресован документ - филькина грамота».

Неоднократно владельцы ПВЗ сообщали о случаях, когда региональные представители руководства Wildberries угрожали владельцам ПВЗ, а некоторые даже пытались вскрыть чужие помещения, чтобы забрать оттуда заказы.

После того, как инцидент получил огласку в СМИ, представителей забастовщиков и руководство Вайлдберриз пригласили в Госдуму «на разговор». Руководство маркетплейса приходить в назначенное время отказалось, хотя ранее подтвердило свое присутствие. По итогам разговора депутат Госдумы Дмитрий Гусев дал комментарий СМИ:

«Мы готовим поправки в действующее законодательство в части запрета на одностороннее изменение договоров, по которым они [владельцы ПВЗ] работают, и запрета на изменение задним числом. <...> И отдельно мы пригласили компанию Вайлдберриз для разговора, услышать их позицию и сделать так, чтобы у нас малый бизнес не страдал», — отметил депутат.

Вайлдберриз долго не шла на контакт и пыталась решить вопрос силой: аккаунты бастующих ПВЗ блокировались, а заказы с закрытых пунктов увозились силой в открытые.

Обновление на 17 марта: Сообщалось, что по результатам регулярных встреч с инициативными группами партнеров и сотрудников Wildberries решила отменить 10 тысяч штрафов за подмену товара и временно приостановила начисление новых. Отменили и некорректные начисления для владельцев ПВЗ в Казахстане.

Маркетплейс обещал доработать систему штрафов так, чтобы не создавать кабалу для владельцев ПВЗ и сотрудников. По новой системе владелец ПВЗ сможет при начислении штрафа в течение семи рабочих дней подать апелляцию и оспорить санкцию со стороны компании. Для этого владельцу ПВЗ придется предоставить доказательства того, что подмена товара произошла не по его вине.

При этом маркетплейс продолжал утверждать, что слухи об обязательствах менеджеров ПВЗ оплачивать 100% стоимости товара в случае обнаружения подмены или брака, являются ложью. По словам представителей Wildberries, в таком случае включается коллективная ответственность и штрафы начисляются всем, кто участвовал в приемке товара.

Также вот какое уведомление пришло владельцам ПВЗ от маркетплейса:

«Мы пересмотрели алгоритм списания подмен и установили новые сроки списаний — не более 3 мес. с момента отправки товара с ПВЗ.

Обращаем внимание, что удержания за подмены, начисленные за более ранние сроки (свыше 3 месяцев) — отменены. Если у вас в ЛК еще числятся такие удержания — предоставьте всю информацию своим руководителям.

Также мы оставляем установленный размер удержания с вознаграждения при отрицательном балансе. Он составляет не более 25% от суммы в тарификаторе».

То есть маркетплейс мог списывать с дохода ПВЗ четверть его прибыли в счет погашения долгов, если баланс партнера в личном кабинете отрицательный.

Читайте также:

Тайная история Wildberries: откуда они взялись и как обходятся с продавцами

Я открыла магазин на Wildberries – и вот мои впечатления спустя четыре месяца

Ничего не берете? С вас ТЫСЯЧА! – аппетиты Wildberries растут

#
Wildberries Маркетплейсы
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.