Пояснение от редакции. Герой статьи проработал на складе Wildberries один день и мог не всё понять про специфику работы. Возможно, все рабочие процессы на складах маркетплейса отлажены и описанные происшествия почти никогда не случаются, а герою просто не повезло. Все изложенное ниже основывается только на личном опыте героя.
Евгений Гончаров устроился сборщиком на склад Wildberries в город Электросталь Московской области. Отработал один день, остался должен и с трудом покинул рабочее место. Он рассказал, почему покупателям маркетплейса так часто приходят или бракованные товары или не те, что они заказывали.

Евгению Гончарову хватило одного дня, чтобы понять, что работа сборщиком на складе Wildberries не для него
Трудоустройство через… приложение
В апреле случайно узнал, что на складе Wildberries в Электростали работает бывший одноклассник. Он немного рассказал про работу и предложил присоединиться к нему. Я подумал: «Почему бы и нет?» – мне как раз хотелось сменить обстановку и перебраться из Петербурга поближе к Москве.
Для устройства на работу потребовалось скачать приложение WB Job – это что-то типа внутреннего банковского счета, где высвечивается ваша зарплата и штрафы. Я зарегистрировался, оформил самозанятость (это было обязательное условие – прим. авт.), и сразу после регистрации получил уведомление, что принят.
Сначала надо ввести номер телефона, на который придет смс с кодом. Потом выбрать склад, на котором хотите работать, и заполнить личные данные. Их правильность проверяется автоматически
На следующий день я пришел оформляться и узнал, что для работы надо купить форму. Стоила она на тот момент 1600 рублей: худи, штаны, футболка и обувь – все из самых простых материалов. Форму новичку дают в долг, и первые заработанные 1600 рублей идут в счет ее оплаты. За меня форму купил одноклассник, а я потом вернул ему деньги.
Когда я переоделся, охранник проверил меня на металлоискателе и попросил выложить сотовый телефон – на склад можно проносить только самые простые, кнопочные.
После окончания смены телефон вернули. Официально запрет на смартфоны не объясняется, но, думаю, его ввели, чтобы не фотографировали складские процессы. Да и если поставщики увидят испорченный товар в интернете, им будет неприятно. Еще, возможно, это делается, чтобы недобросовестные работники не подменяли свои смартфоны на более дорогие из заказов.
Штраф за «потеряшку»
Официально на складе две смены: с 8 утра до 8 вечера и наоборот. Но по факту можно приходить, когда хочешь, и работать сколько угодно – контроля (по крайней мере в моем случае) не было.
При оформлении никто толком ничего не объясняет. Мне все рассказал одноклассник. Рабочий день начался с того, что надо было чудом найти тележку, которых не было – вернее, были, но все заняты. А затем подойти к супервайзеру – это отдельный квест.
На складе размером 700 на 700 метров одновременно трудятся сотни человек – сборщики, сортировщики, упаковщики и… всего два супервайзера. Если у кого-то неправильно наклеен штрих-код, не получается найти товар или есть другой технический вопрос, решить его может только супервайзер. Тогда надо пройти через весь склад до супервайзера, отстоять в очереди полчаса (вопрос же не только у вас!), вернуться на рабочее место… Жуть!
У супервайзера необходимо взять терминал сбора данных (ТСД) – это планшет, где высвечивается информация о товаре: ряд, место, где он должен лежать, и фото самого товара. Также у супервайзера надо взять сканер для считывания штрих-кода.
После чего можно приступить к сборке. На Wildberries есть такое понятие, как «волна» – количество позиций, которые надо собрать. Одна «волна» включает в себя от 20 до 100 и более позиций. Все зависит от количества заказов и сотрудников: если сотрудников мало, на каждого «волна» больше, и наоборот. Узнать ее величину заранее невозможно. Система выдает позицию, вы ее находите, считываете штрих-код, кладете в тележку и только после этого видите следующую.


Так выглядят склады согласно посту на pikabu.ru. Найти там что-то не всегда просто
На складе все пронумеровано, но очень много товара лежит не на своем месте. Например, ТСД показывает, что на 5 ряду 125 месте находится стул, но на самом деле там может быть все, что угодно, кроме стула. Тогда товар считается «потеряшкой»: надо идти к супервайзеру, объяснять ситуацию, но… он помочь не может.
За потерянную позицию получает штраф… сборщик! Когда я работал, он составлял почти 500 рублей. Почему его должен платить сборщик, никто не смог объяснить.
Более того, у меня в списке для сборки была вещь, которую я случайно обнаружил в совершенно другом месте, очень далеко от указанного мне. Когда я подходил к супервайзеру по какому-то другому вопросу, сказал об этом. Объяснил, что знаю, где лежит предмет, и спросил, можно ли внести в систему изменение, чтобы он перестал быть «потеряшкой». Супервайзер ответил, что так не делается. То есть «потеряшка» автоматически перебрасывается на другого сотрудника, а вы идете искать следующий товар! Я не знаю, как долго она должна быть потерянной, чтобы наконец-то никому не досталась.
Допустим, надо собрать три стула. Вы же помните, что высвечивается только текущая позиция? Итак, система показывает «стул». Вы находите его, считываете штрих-код. Второй позицией тоже выходит стул. Опять считываете штрих-код. С третьей позицией все повторяется. Интересно то, что если этот стул является «потеряшкой», а вам нужно собрать три, то придется заплатить три штрафа. У одноклассника подобное было.
Помимо этого, у ТСД постоянно садится батарея: за 12 часов работы это происходит три или четыре раза, и каждый раз приходилось идти к супервайзеру и отстаивать очередь, чтобы ее заменить.
Воровство на складе
Сборщик на складе – это как мальчик для битья. С удивлением я узнал, что, даже если нашел товар и положил его в тележку, ответственность за него длится, пока товар не выдадут клиенту. Допустим, на куртке оказался заводской брак и клиент отказался ее брать, стоимость могут списать… Как думаете, с кого? Правильно, со сборщика на складе! Почему? Тоже никто не знает (прим. авт. – герой рассказывает это со слов тех сборщиков, которые давно работают на складе. Аналогичную информацию можно найти также в этом неофициальном FAQ про деятельность сборщика на складе Wildberries).
В свою очередь сборщики пользуются огромной территорией склада и подворовывают. Часто можно увидеть картину, как человек идет мимо палета с зефиром, протягивает руку и дальше уже идет жуя.
Эти палеты настолько раздербанены, что, проработав на складе всего один день, я советую поставщикам не выкладывать на Wildberries еду. Как я понимаю, недостача раскидывается как «потеряшка» на нескольких людей, и за счет этого маркетплейс возмещает ущерб.
Из плюсов – обед: за сто рублей можно съесть первое, второе, салат, компот и булочку. Видно, что сделано из максимально дешевых продуктов, но в принципе неплохо.
Итог дня – зарплата минус 1800 рублей
Объявления обещают зарплату до 120 000 рублей в месяц, но на деле выходит гораздо меньше. Пикнув один штрих-код, вы получаете примерно 15 рублей – ставка может меняться даже в течение дня, это отражается в приложении WB Job. Но сколько точно удастся заработать, зависит от количества «потеряшек». Wildberries – это система, которую вы не можете контролировать.
За день я собрал две волны, причем вторую закончил с трудом: каждый третий товар либо лежал не на своем месте, либо его вообще не было, и только на сбор первых десяти позиций ушло 3–4 часа, потому что приходилось постоянно бегать к супервайзеру.
Мой день закончился в минус 200 рублей, плюс я остался должен 1600 рублей однокласснику за форму. У меня никто не спросил эти 200 рублей, но, если бы я остался работать, следующий день пришлось бы начать с погашения долга. Мне кажется, это морально тяжело. Одноклассник продолжает работать в Wildberries, и несколько раз в месяц ему приходится начинать день с минус 1000 или даже минус 3000 рублей.

Такую сумму обещает Wildberries при регистрации
За день я понял, что систему не переиграть. Только компьютер решает, какой вид товара будет следующий, и, мне кажется, что если вам в один день удалось заработать много, на следующий прилетит и много «потеряшек». Мой одноклассник зарабатывал как-то и 13 000 рублей в сутки, но потом ему могло прийти до 7000 штрафа, бывали и вовсе минусовые дни. При графике сутки через сутки можно заработать около 50000 рублей в месяц.
Под конец рабочего дня я был уверен, что не останусь здесь работать, но охранник отказался меня выпускать, пока не закончу волну. Такое правило. К счастью, мне опять помог одноклассник, и мы успели на последнюю электричку до Москвы.
Главное, что я вынес из этого опыта: Wildberries – это система, и, если ей надо списать с вас деньги, она выставит штраф. Бездумную автоматизацию не перешагнуть, она не даст заработать обещанные 120 000 рублей.
Читайте также:
Я открыла магазин на Wildberries – и вот мои впечатления спустя четыре месяца
Ozon открыл статистику продаж! Проверили – радоваться нечему