Каждый маркетплейс устанавливает свои порядки, и, если вы планируете сотрудничать с платформой вдолгую, стоит учитывать ее правила. Wildberries бережно относится к продавцам и считается одним из самых лояльных маркетплейсов. К тому же некоторые штрафы носят предупредительный и уведомительный характер. После их оплаты продавец не попадает в «черный список», и ему доступны возможности продвижения. Однако, стоит знать, за что вам могут прилететь штрафы.
1. Нарушение авторских прав и использование чужих товарных знаков
Не стоит продавать товары чужого бренда без его согласия. Возможно, у вас даже получится реализовать часть продукции без проблем, но в конечном итоге вас все равно вычислят владельцы бренда. Тогда они вправе выставить иск к Wildberries за неправомерное использование торговой марки и потребовать компенсацию за весь период продаж. Все отгрузки за продажи этого товара можно легко отследить в личном кабинете площадки — скрыть прибыль не получится. Поэтому никогда не завозите на маркетплейсы подделки. Это может привести к блокировке вашего аккауната. К тому же сам Вайлдберриз за одну позицию реплики выставляет штраф от 100 000 рублей.
У меня был печальный опыт из-за штрафов на Вайлдберриз. Мы продавали настольные игры, наш бренд названия игры был зарегистрирован. Однако в описании к карточке товара в тексте было упомянуто слово, которое использовалось как бренд другими производителями игр. Видимо, от них поступила жалоба, и Вайлдберриз заблокировал напрочь нашу карточку товара. Без возврата остатков.
С нами связался юрист от Вайлдберриз по этому вопросу. Всё подробно объяснил. Мы понимали, что сами виноваты, раз допустили такое упоминание, пусть даже не в значении бренда коллег. Сделали выводы и пошли развиваться дальше. Возможно, без жалобы никто и не заметил бы. Однако, Вайлдберриз – это очень конкурентное поле, поэтому в борьбе за высокие продажи все средства хороши. Тем более, когда они законны и правомерны. Наши коллеги — хорошие и умные ребята. Мы понимаем, почему они тогда так сделали, поэтому не стали спорить и пытаться что-то доказать. Поплатились за невнимательность.
Советую всем продавцам внимательно перечитывать дословно ваше описание и характеристики товара. В любом контексте названия продукции коллег не должны фигурировать в тексте объявления. Всем хороших продаж!
2. Штраф Wildberries за задержку заказа поставщиком
За нарушение сроков доставки товара можно получить предупреждение, в худшем случае — штраф или блокировку аккаунта. Например, у продавца заявлена доставка за 72 часа, но он не уложился. Размер комиссии Wildberries будет равен 7%, сверх того удержится штраф 2%. Если сам тоже не успел привести — размер санкций 30% (зависит от категории товара) от стоимости недоставленного товара.
3. Штрафы за отсутствие сертификата
Если ваш товар попадает под категорию, продукция в которой подлежит обязательной сертификации, то вы должны предоставить соответствующие документы. Даже несмотря на то, что Вайлдберриз больше не просит такие документы при регистрации и перекладывает ответственность на продавца. Однако покупатель может запросить их в любой момент, если усомнится в качестве или легальности товара. Отсутствие документов грозит санкциями не только от маркетплейса, но и от Роспотребнадзора. Штрафы могут доходить до 300 000 рублей и вплоть до конфискации товарного остатка. Поэтому сначала нужно сделать разрешительные документы и только потом отгружать товар.
4. Отсутствие этикетки технического регламента таможенного союза
Поскольку Wildberries сотрудничает не только с Россией, но и со странами СНГ и Европы, то существуют общие требования к маркировке (этикетке) и сертификации всей продукции. Чтобы продаваемый товар соответствовал нормам всех этих стран, нужен сертификат ТР ТС. Это документ, дающий право ввозить и продавать товары на рынках, входящих в таможенный союз. За нарушение — штрафы от 40 000 до 1 000 000 рублей.
5. Несоответствие фото или описания в карточке товара
Продавец может указать в товаре не тот цвет или фактуру товара. Иногда производитель может изменить цвет на один-два тона или поменять состав ингредиентов. За это выставляют штраф. Сюда же относится ситуация, если продавец ввел некорректное описание товара или добавил ему функций, которых реальный продукт не имеет, то есть ввел в заблуждение покупателя, это также наказывается платформой. За это прилетит от 1000 до 2000 рублей за одну неправильную карточку. Штраф небольшой, но это грозит потерей дохода и снижением рентабельности вашего продукта. Постоянных нарушителей площадка может временно заблокировать, однако до этого редко доходит.
6. Штраф пунктам выдачи
У WB есть внутренняя система штрафов для ПВЗ и, кажется, она направлена на обогащение площадки за счет агентов. Озвучу несколько штрафов: за то, что не сдал картон от коробок обратно водителю — 100 тысяч, за ложную активацию пункта выдачи (если вы открываетесь впервые, то можете случайно по незнанию нажать кнопку «активировать») еще на этапе ремонта — 50 тысяч, за простой пункта выдачи (если вы не оповестили WB, что у вас форс-мажор и вы просто закрыли ПВЗ) — 100 тысяч и за каждый час простоя 2 тысячи. Для тех владельцев, кто пишет негативные отзывы на своего соседа-владельца ПВЗ —10 тысяч.
7. Передача своих контактов покупателям
Wildberries запрещает продавцу указывать свои контакты на этикетке, если это не часть упаковки. Кроме того, нельзя вкладывать буклеты, предлагающие отзыв за вознаграждение. Обратите внимание: нельзя прикладывать к посылке листовки или дополнительные материалы в рамках продвижения продукции. Для продвижения позиций товара используйте инструменты платформы. За несоблюдение штрафуют индивидуально, но постоянные нарушители рискуют получить блокировку. Вся коммуникация с клиентом должна проходить только на площадке. Там продавец может отвечать на отзывы и вопросы покупателя. Дело в том, что площадка вкладывает огромные ресурсы в привлечение и удержание клиентов и очень болезненно относится к утечке трафика со своего сайта.
8. Нарушение правил упаковки и маркировки
По правилам площадки, маркированная продукция должна иметь две этикетки с хорошо читаемым штрихкодом. Первая клеится на изделие, а вторая — на упаковку, пакет или коробку. К тому же маркетплейс требует, чтобы этикетки со штрихкодами несли одинаковую информацию. Помимо этого, идентификаторы должны совпадать с указанными в документах отгрузки. Нарушение этих правил может послужить поводом к выставлению штрафов и дополнительных комиссий. Если все же продавец привез на склад Wildberries посылки с нечитаемыми штрихкодами, они попадают в обезличку. За установление каждой единицы товара придется заплатить.
9. Штраф за рост продаж
На Wildberries для селлеров существует «штраф за рост продаж». Если у продавца падают продажи за определенный период времени, то маркетплейс облагает его штрафом. Создается некое депремирование селлеров: выполняет норму — штрафа нет, не выполняет — списывается оплата. В летний период на маркетплейсе существует спад продаж, поэтому некоторые селлеры вынуждены искусственно поддерживать интерес к своим товарам.
Обычно «штраф за рост продаж» прописывается в еженедельном отчете, который приходит нам по понедельникам. Называется весьма забавно «премия». Там, где премия прописана с плюсом, ее вычли из суммы заработка селлера, если премия стоит со знаком минус, то тебе ее добавили. Очень часто многие поставщики даже не понимают, что эти деньги вычли. Например, мы заплатили первый штраф в размере 38.000 рублей, второй на подходе. Я считаю, что маркетплейс ставит штрафы необоснованно, да и мы, как поставщики, постоянно оказываемся в неудобном положении.
На самом деле такой штраф будто бы подтверждает легализацию самовыкупов, вокруг которых всегда много споров у селлеров. Таким способом Wildberries как бы намекает нам, чтобы мы инвестировали в динамику роста, а они в таком случае будут выплачивать нам премию. Но, если подсчитать, то мы при любом раскладе несем убытки.
10. Поставка запрещенных товаров
Есть список товаров, которые нельзя реализовывать на Wildberries. В их числе: пиротехника, оружие, скоропортящиеся продукты, животные и другие. Так вот, если система маркетплейса пропустила этот момент и продавец создал карточки запрещенных товаров, оформил доставку, на приемке его не завернули и товары даже приняли на складе, то при выявлении нарушения селлеру придется оформить платный возврат — 50 руб за единицу товара, без учета транспортных расходов.
Как оплатить штраф
Сумма начисленных за месяц штрафов суммируется и заносится в отчет о продажах. Оплатить их нужно в течение пяти суток. Денежные средства переводятся на расчетный счет. Но скорее всего маркетплейс сам удержит нужную сумму из вашей выручки за прошлые периоды. Если этих средств будет недостаточно, нужную сумму надо внести в течение тех же пяти дней.
Подведем итоги
У Wildberries нет цели кошмарить селлеров санкциями. Однако заблокировать аккаунт продавца могут за любую некорректную информацию о товаре. Правда сначала маркетплейс попросит привести карточку товара в порядок и соответствие с действительностью. На это дается три рабочих дня после получения уведомления.Такие порядки устанавливает договор-оферта Wildberries. Внимательное изучение правил платформы и заполнение карточки товара поможет поставщикам избежать штрафов.