Потому что ваша хотелка – по сути, мечтание о максимально пассивном доходе, для получения которого не нужны хоть какие-то навыки. Будто в интернете это возможно. Будто он отдельная волшебная экономика, в которой необязательно что-то уметь (или хотя бы быть поразительным красавцем).
Зарабатывают в интернете Моргенштерн и Артемий Лебедев. «Безымянный» data scientist со знанием языка программирования Python – обеспечивая аналитику и продажи издателям и платформам, на которых самовыражаются Моргенштерн и Тёма. Зарабатывают безмозглый, но симпатичный ютубер, распаковывающий на публику кроссовки и больше ничего не умеющий; вебкам-модели; рисковые спекулянты малоизвестными криптовалютами; предприниматели, придумавшие востребованные услуги; школьники, прокачивающие за других аккаунты в онлайн-играх; автор этого текста наконец. Все зарабатывают в интернете, но только не вы.
Вы прочли тонны мусорных статей о «заработке в Сети». Вы уже потолклись в «Толоке» «Яндекса», написали за сущие копейки три статьи на биржах копирайтинга, потеряли кое-какие деньги на наивных «инвестициях» в мемную криптовалюту Dogecoin и не раз стали жертвами мошенников.
Ну хорошо – автор не станет писать «вы». Вы у нас в порядке – человек опытный, неглупый, вам пальца в рот не клади. Давайте заменим «вы» на третье лицо и будем стыдливо говорить вообще о «людях». О тех 200 000 русскоязычных интернет-пользователях, которые ежемесячно на разные лады вводят словосочетание «заработок в интернете» в поисковую строку одного только «Яндекса».
Чуть менее, чем вся выдача поисковиков на эту тему забита, помимо рекламы, помоечными статьями-списками, заточенными под означенный выше запрос. Сотни тысяч интересующихся создают владельцам сайтов с этими симуляционными опусами значительный трафик.
И на страницах, где наивный читатель тщится найти философский камень, позволяющий создавать деньги из хотелок, в обилии размещены партнерские ссылки, CPA-ссылки, контекстная реклама, тизеры. Для того, естественно, чтобы искатель легкой жизни куда-нибудь нажал и принес немного денежек сайтовладельцам.
Вот вам и «заработок» в интернете. Собственники сайтов платят за сервера, на которых хостится бесполезная информация, платят веб-программистам за то, чтобы сайты работали быстро и были mobile friendly, платят замотанным копирайтерам, чтобы те писали пустышки по теме на 40 тысяч знаков. Платят SEO-специалистам, задача которых поднять как можно выше в поисковой выдаче пургу об интернет-заработке.
И умудряются наконец получить дешевый трафик, доходы от арбитража которого превышают расходы на производство цифрового мусора. Это не такой уж и простой бизнес. Видите, сколько разных специалистов в нем участвуют? А вы что-нибудь из перечисленного умеете? Простите, не «вы», конечно, а тысячи людей, ищущих манны интернетской?
«Интернет-экономика» – это не экономика
Нынешний Веб 2.0 не является Полем чудес – какой-то особой экономикой в ее научном понимании. Интернет – очень крутая коммуникационная среда, совокупность сетей высокой связности, конечными узлами которых являются виртуальные аватары реальных людей и компаний.
Сама по себе мировая суперсеть не производит товары, услуги и контент. Все это создают люди или сложные цифровые сервисы и нейросети, написанные, обученные и контролируемые людьми. Без людей и их навыков интернет пуст.
Ни одна SEO-статейка об интернет-заработке не сообщает искателям легких денег простой истины: телевизор без сигнала телевидения показывает лишь белый шум. Рыночный зазывала не является производителем или продавцом товара, у него нет за душой ничего, кроме кричалок. Фотография автомобиля никого никуда не отвезет. В радиоэфире транслируются музыка и реклама, но их сначала придумали, сыграли и записали люди. Без выполнения этого маленького условия эфир бывает заполнен лишь звуком атмосферных и космических помех.
То же с интернетом – он совокупность возможностей быстрой и выгодной коммуникации между людьми и технологий, которые ее обеспечивают. В самой Сети нет виртуальных сундуков, в которых водятся реальные фиатные деньги. Никакие ухищрения не помогут заработать в ней тем, кто ничего не умеет делать или не обладает от природы исключительно привлекательной внешностью и приятным голосом.
С одной стороны, интернет помогает продать что угодно. Например, запах с концерта Рианны или Бейонсе (такими лотами успешно торговали на eBay) или металлическую банку с надписью «Консервированный воздух Санкт-Петербурга».
Успехи продаж в цифровой среде себя как контента; игровых аккаунтов и виртуальных предметов; NFT-токенов, лоты которых часто не содержат никакого уникального контента, и срамные достижения инфобизнеса, коучинга и прочего якобы консалтинга показали: представление ученых XX века о том, что потребитель покупает что-то, у чего есть признанная обществом ценность, оказалось несостоятельным.
Теперь потребитель вынимает банковскую карту, когда что-то привлекло его рассеянное внимание, вызвало выделение мотивирующего нейромедиатора дофамина и удержало его высокий уровень в определенных отделах мозга достаточно долго для того, чтобы субъект «интернет-экономики» успел произвести транзакцию прежде, чем его префронтальная кора ее остановит.
Интернет помогает продать то, что раньше монетизировалось сложно и не массово – общение один на один; неоднозначный образец современного искусства; буквально какие-то пиксели на экране (игровой меч, доспехи и вроде того); упоминание имени потребителя в титрах видео и прочие нематериальные «лоты».
Однако Веб 2.0 не отменил главное – продавец товара, услуги, навыков должен иметь их в наличии. Куртизанки древних стран Средиземноморья и японские гейши высшей категории продавали свое общение задолго до появления интернета. И востребованному стилю общения приходилось учиться.
Красивые, харизматичные люди продавали свои природные данные, воплощая на сцене идеи Шекспира и Бена Джонсона. И сценической речи, пластике, гриму, актерской игре уже тогда приходилось учиться.
Блогер Марк Твен продавал свою иронию не на соцсетевых платформах, а издателям бумажных газет. И писать уморительные тексты он начал не в ту же минуту, как вылез из колыбели.
Вообще, одна из причин тому, что о «заработке в интернете» бродит столько мифов – это то, что Сеть при поверхностном взгляде предстает какой-то слишком «гуманитарной». Людям кажется, будто им нужно уметь лишь хайпануть в любой области, и у них откуда ни возьмись появятся клиенты и почитатели.
Выверты «гуманитарного» интернета
Феномен Веб 2.0 можно условно поделить на «техно-интернет» и «бла-бла-бла-интернет». За техническую часть глобальной Сети вообще-то отвечают серьезные личности с математическим мышлением, обширными знаниями и навыками. Чтобы вся эта цифровая ярмарка вертелась и искрила, кто-то должен выстраивать ее материальную инфраструктуру, создавать протоколы связи, стандарты, языки программирования, собственно программировать и т. п.
Даже сама внешняя красота интернет-платформ – это визуальная математика, геометрия, промдизайн. Чтобы Кардашьяны могли блистать в «Инстаграме», суперумные гики продумали алгоритмическую логику платформы и написали несметные тыщи строк кода.
«Техно-интернет» двигают квалифицированные люди. И да, они в нем зарабатывают. Искатели сетевого дохода, которым генетически повезло любить математику, не читают мусорных статей по теме. Они упорно учатся программированию, аналитике больших данных, работе с нейросетями и прочим премудростях. Таким образом люди получают востребованные профессии, а затем трудятся удаленно – как наемники или фрилансеры, как предприниматели, авторы собственных сервисов или как ученые.
А вот в «бла-бла-бла-интернете» все перевернуто с ног на голову. Там хвост виляет собакой, там работают иррациональные экономические (читай – психологические) отношения, позволяющие придавать ценность тому, у чего ее нет. То есть, вчера еще не было, а сегодня почему-то вот она – люди донатят, платят и вообще писают кипятком.
В «гуманитарном» интернете идет круглосуточная торговля вниманием аудитории, которое удалось захватить при помощи уловок разной степени неэтичности. Условно «культурная» надстройка «техно-интернета» в жутких прогрессиях плодит экономические мемы (в понимании популяризатора науки Ричарда Докинза). Мемы конкурируют друг с другом за то, чтобы потребитель выбрал из них тот или иной и достал банковскую карту.
Экономическими мемами стали одежда, гаджеты, автомобили, даже квартиры. Мемами сделались инвестиционные и банковские продукты. Что уж говорить об условно культурном контенте, о том же фитнесе и прочих ЗОЖ-практиках. Да и антиЗОЖ-практики тоже теперь мемные. Семь шотов Hennessy и проплясать в клубе до полуночи в костюме Человека-паука – наше всё. Еще пять шотов – и пляски до утра, но уже в образах каких-нибудь «Вампиров средней полосы». А можно и в клуб не ходить, и плясать в «Зуме»…
Во время непрерывной торговли на просторах «бла-бла-бла-интернета» экономические выигрыши теперь получают вовсе не закаленные тремя банкротствами и стремными вечеринками в гостях у рэкетиров брутальные мужики, а вообще какие-то эфемерные персонажи. Рэперы, не умеющие делать рэп. Косноязычные, как мастер Йода, блогеры. Инфобизнесмены без бизнеса. Просто девочки. Игровые стримеры. Мелкие еще вчера криптовалютные инвесторы и прочая цветастая публика.
От этого у искателей «заработка в интернете», конечно, сносит крышу. Людям кажется, что реально просто косплеить Тёму Лебедева, Моргенштерна, истовых крикунов из сект инфобиза, Марьяну Ро (продолжите список сами), и он придет – успех.
Ну или можно стырить 100 инсталяционных файлов чужих игр, выложить их в файлобменниках, которые предлагают «авторам» скачиваемого контента заработать на просмотре рекламы теми, кто качает. И типа вот они – денежки.
На деле «заработка в интернете» как такового не бывает в принципе. Он прилагается к профессии, как всякий заработок во все времена. Либо (в редких случаях) – к природной человеческой харизме и красоте, которую в «Озоне» не закажешь и которую еще надо выгодно преподнести. То же создание хайпа требует обладания специфическими навыками интернет-маркетолога, SMM-щика, автора контента. И им учат те, кто этот хайп создает в ежедневном режиме.
Уж они-то знают, что в «бла-бла-бла-интернете» соотношение показов контента к кликам на него в среднем совершенно ужасное, что привлечение внимания требуемой аудитории – тяжкий труд. Что вирусным контент, товар или услуга не делаются искусственно. И что продажи устремляются в небо «сами по себе» в критически малом количестве случаев, да и то ненадолго.
Было бы прекрасно, если бы однажды крупные интернет-компании, поисковики, социальные сети приняли конвенцию о том, что отныне треш-контент о «заработке в интернете» они будут пессимизировать в выдаче, в инфолентах, а то и вообще удалять с глаз долой.
Жаль только, что арбитраж трафика, возникающего вокруг этой темы, приносит самим интернет-платформам серьезные деньги – как в случае с магическими «услугами», астрологией, псевдопсихологией, инфобизом и прочей гомеопатией. Это одна из наиболее неприятных особенностей «гуманитарного» интернета. Хочется надеяться, что, когда молодость Сети пройдет, ее чисткой кто-то все-таки займется – хотя бы из этических соображений, что ли.
Но вернемся к нашим баранам. Вы…, то бишь «люди», простите, никогда не начнут зарабатывать при помощи интернета, пока лишь мечтают об этом и ищут легких путей. Опыт пары последних десятилетий показывает, что «цифровой» заработок вторичен по отношению к навыкам. И что случаи, когда некие индивиды подняли миллионы на хайпе вокруг их персон или на удачной интуитивной инвестиции исчисляются сотнями, но никак ни сотнями тысяч, не говоря уж о других порядках.
Вожделенных легких путей, по которым стройными колоннами могли бы пройти в светлое будущее соискатели «интернетских» денег, не существует. Здесь, в Сети, все как в жизни – трудное, нередко муторное и стрессовое. Но это обычно компенсируется моментами профессиональных удач и да, финансово.
Читайте также:
39 лучших способов зарабатывать в интернете без вложений
Как устроена фабрика заказных отзывов: опыт 30 копирайтеров
Каким должно быть резюме – говорят рекрутеры лучших компаний