Резюме – второй по значимости фактор после интервью, на который обращают внимание работодатели при отборе кандидатов. Но по мере того, как меняется мир, меняются и требования к успешному резюме. Мы пообщались с HR-специалистами разных компаний и определили пять правил, которые помогут вам выделиться среди конкурентов.
Правило 1. Адаптируйте резюме под вакансию
Даже если кандидат откликается на одну и ту же должность в разных компаниях, требования к нему все равно могут отличаться. Для разных откликов лучше сделать отдельные резюме, в каждом из которых подчеркнуть то, что важно конкретному работодателю. Изменить можно что угодно: от навыков и достижений до предыдущих мест работы.
Работодатели ценят такой подход: 63 % рекрутеров ожидают получить резюме, адаптированное под их вакансию.
Представьте, что работу ищет маркетолог. Несколько лет назад он пару месяцев работал в ресторанном холдинге – настраивал рекламу, привлекал клиентов. После этого пять лет проработал в банке. Сейчас специалист откликается на две вакансии, одну из которых открыла сеть общепита. В резюме для этого работодателя стоит указать даже недолгий опыт работы с ресторанами, а для другой вакансии такой опыт можно убрать: небольшой срок работы может вызвать вопросы, не добавив при этом преимуществ.
Рекрутеры уверены: если соискатель подходит под 70 % требований – это уже успех. Главное для вас – правильно оценить, какие из них приоритетные. Общее правило такое: прочитать описание вакансии и понять, какие задачи работодатель хочет решить наймом. А дальше через резюме и мотивационное письмо показать, что именно это вы умеете прекрасно делать и сможете сделать лучше всех.
При этом важно не обманывать и не делать примитивный копипаст из требований. Нужно подчеркнуть сильные стороны и подходящий опыт, а если навыков недостаточно – промолчать.
Проанализируйте требования к должности и основные обязанности. Представьте, что это вы нанимаете сотрудника себе в компанию. Попробуйте ответить на такие вопросы: Какие ключевые компетенции ищут в кандидате? Какие задачи будет решать сотрудник? Ответы – это подсказка, на какой опыт и компетенции в резюме стоит сделать акцент. Будет плюсом, если вы проиллюстрируете свой опыт результатами и достижениями с предыдущих мест работы. Это повысит шансы на успех.


По зарплате и географии вакансии похожи, а требования к кандидатам различаются. Для каждой вакансии в резюме стоит делать упор на разные навыки и опыт
Разные работодатели смотрят на ситуацию под разными углами, но мы в «Текстерре» придерживаемся точки зрения, что любой профессиональный бэкграунд важен и интересен для соискателя, потому что в конечном счете это все и привело к тому, что соискатель претендует на конкретную вакансию. Всегда интересно, какой путь человек прошел, как он понял, что ему интересна другая сфера. Даже не профильный опыт в любом случае стоит указывать, чтобы резюме не выглядело странно. Согласитесь, если у вас мало или совсем нет профильного опыта работы, но при этом вам 31-35 полных лет, ваше резюме будет выглядеть чрезвычайно скудно и вызывать вопросы. Однако адаптировать свое резюме под вакансию все равно нужно, и в этом поможет сопроводительное письмо, написанное прицельно под работодателя.
С сопроводительным письмом я более категоричен: хуже шаблонного письма нет ничего. В письме важно обозначить, почему вас заинтересовала вакансия, и почему эта позиция вам подойдет. Сопроводительное письмо – это аперитив перед ужином, который должен пробудить интерес HR и вдохновить его на изучение вашей профессиональной экспертизы в резюме.
Правило 2. Подтвердите софт-скиллы
Независимо от того, откликается человек на вакансию официанта или генерального директора, софт-скиллы влияют на успех не меньше, чем профессиональные навыки. При этом рекрутеры уверены, что более половины новых сотрудников увольняются в течение первых 18 месяцев именно из-за отсутствия гибких навыков.
Представьте такую ситуацию: на одну и ту же должность откликаются два человека с аналогичным опытом. Один из них на собеседовании четко ответил на вопросы, внятно рассказал о себе, казался расслабленным и уверенным. А второй что-то мямлил, боялся смотреть в глаза, то и дело поглядывал на часы. Кажется, что у первого кандидата лучше развиты коммуникативные и личностные качества, а потому при прочих равных рекрутер выберет именно его.
При этом рекрутеры считают моветоном, когда соискатели пишут в резюме набившие оскомину характеристики: стрессоустойчивый, коммуникабельный, внимательный.
К софт-скиллам относят умение работать в команде, лидерские качества, тайм-менеджмент, навыки решения конфликтных ситуаций. Но если просто перечислить эти компетенции в резюме, в них никто не поверит. Каждый навык нужно подкреплять ситуациями из опыта. Например, рассказать, когда и как именно соискатель проявил чудеса планирования.
Единственная ситуация, когда софт-скиллы указывать не нужно – это отклик на линейную или рабочую позицию, так как в данном случае акцент идет на профессиональные навыки. Для всех остальных вакансий гибкие навыки – это необходимость. Достаточно назвать 2-3 ярко выраженные характеристики, которые отличают вас от других соискателей. При этом каждую характеристику нужно подкрепить конкретной ситуацией: когда этот навык проявился наиболее ярко и как помог решить проблему.

В этом резюме софт-скиллы подкрепляются основным текстом: соискатель объясняет, в чем именно заключаются его навыки
Правило 3. Расскажите о нерабочих достижениях
Рекрутеры понимают, что нанимают не роботов, а людей со своими хобби и интересами, профессиональными и личными желаниями. Поэтому все, что может дополнительно рассказать работодателю о человеке, – ценная информация.
66 % соискателей добавляют в резюме дополнительные разделы. Чаще всего в них указывают, какие тренинги прошел соискатель, какими иностранными языками владеет, в каких мероприятиях участвовал
Прежде чем рассказать о каких-либо достижениях, необходимо изучить компанию: посмотреть сайт, соцсети, награды, участие в проектах. Исходя из этого будет понятно, о чем стоит и о чем не стоит рассказывать. Если компания регулярно проводит волонтерские проекты, актуально будет поделиться таким собственным опытом.
При этом рассказ о себе должен быть сбалансированным. Странно увидеть миллион достижений из области школьного спорта, если человек не планирует работать в спортивной организации. Рекрутеры ценят, когда дополнительное обучение или личные проекты открывают особенности человека, важные для профессионального развития. Например, пройденные тренинги по презентациям и публичным выступлениям хорошо дополнят образ пиарщика.
При выборе сотрудников я в первую очередь смотрю на раздел «О себе» и только потом на профессиональный опыт. Хард-скиллы чаще всего можно быстро приобрести при должной культуре в компании, а вот личные качества – штука уже сформированная. Например, для нас как для IT-компании важны интерес к технологиям и «шило», которое толкает менять действительность и развиваться. А как для проекта, связанного со здоровым образом жизни, – любовь к спорту и физической активности.

В резюме учителя иностранных языков интересы соискателя подкрепляют опыт преподавательской и внеучебной деятельности
Хобби, интересы, увлечения – это важная часть портрета соискателя, которая позволяет сформировать целостный образ человека. Если соискатель пишет, что увлекается футболом, волейболом, баскетболом, о чем это говорит мне как эйчару? Этот человек придерживается активного образа жизни, умеет работать в команде и задвигать свое я ради общего результата, чувствует оппонентов – для меня все это однозначный плюс.
Если человек увлекается шахматами, шашками, нардами – это про логическое, абстрактное, стратегическое и тактическое мышление, умение планировать.
Более творческие хобби говорят о креативном складе характера, умении создавать концепции, придумывать необычные решения.
Книги, фильмы и сериалы – тоже кладезь информация о человеке.
В то же время ни один профессиональный эйчар никогда не примет решение о том, подходит ли человек. только на основании его интересов. Но все же эти детали важны, так как помогают разглядеть портрет человека до мелочей.
Правило 4. Сделайте резюме визуально привлекательным
Просто файлом в ворде или ссылкой на HH.ru никого не удивишь. Чтобы выделиться среди однотипных резюме, можно воспользоваться онлайн-конструкторами, которые в последнее время становятся более востребованными. Например, самый популярный шаблон для резюме на конструкторе Zety использовали 1,5 млн соискателей.

Рекрутеры утверждают, что дизайнерские резюме привлекают внимание и лучше запоминаются. При этом важно не переборщить с оформлением и подумать об удобстве читателя. Для этого можно выбрать один из классических форматов резюме и добавить ему блеска.
- Биографический – в хронологическом порядке рассказать об опыте работы, профессиональных задачах и достижениях. Это классический формат, который используется на сайтах с вакансиями.
- Функциональный – сделать акцент на навыки, опыт, выполненные проекты, а места и периоды работы кратко упомянуть в конце. Такой формат пригодится, если человек меняет профессию или ищет работу после долгого перерыва.
Также не стоит забывать, что большинство компаний пользуются CRM-системами, в том числе и для найма. Такие системы автоматически считывают данные из резюме и добавляют их в базу. Если перемудрить с оформлением, CRM не сможет считать информацию, и рекрутеру придется переписывать все вручную – это может испортить первое впечатление о кандидате.
К излишним украшательствам я отношусь негативно, потому что содержание всегда важнее формы. Бывает, соискатели оформляют резюме в виде инфографики. На это любопытно посмотреть, но обычно такое резюме не информативно. Например, человек поставил себе 10 баллов по лидерству и стрессоустойчивости, но это ничего не значит, он может себя неверно оценивать. Но если вакансия творческая, например, дизайнер презентаций, нестандартное резюме – это отличный способ показать свою работу даже без портфолио.
Если вы дизайнер или программист, ссылочка на сайт-портфолио или креативная пдфка уместны – они помогут показать ваши навыки даже без примеров работ.
Но для эйчар такой формат резюме неудобен: чем креативнее резюме, тем сложнее вычленить из него информацию, к тому же такие форматы выбивают из рабочей колеи.
Я смирился с тем, что дизайнеры зачастую создают излишне креативные резюме, а вот всем остальным рекомендую выбирать стандартную форму резюме, которая есть на том же HeadHunter. Там приятный и понятный дизайн, все читабельно, нет ничего лишнего.
Если вам очень хочется проявить оригинальность, создайте две версии резюме. Откликаясь на вакансию, прикрепляйте стандартное резюме, а в сопроводительном письме оставляйте ссылку на креативную версию или сайт-портфолио.
Правило 5. Подготовьте видео-резюме
Видео-формат помогает установить связь с рекрутером, повысить доверие, продемонстрировать коммуникативные навыки. Из такого живого резюме примерно понятно, что за человек откликается на вакансию.
60 % рекрутеров используют видеорезюме для найма, а еще 22 % планируют начать это вскоре делать.
Видео-резюме стоит отправлять не в каждую компанию. Например, HR крупного холдинга находится в цейтноте, быстро сканирует резюме по диагонали и вряд ли будет отвлекаться на просмотр видео. Но если компания небольшая, более творческая и у нанимателя больше времени, такой формат может зайти.
HR-специалисты считают, что привычный формат на рынке все-таки используют чаще, а видео – это дополнительная опция. При этом в некоторых компаниях видео-резюме – это отдельный этап интервью, который экономит время отбора.
Используя видеорезюме, соискатель делает процесс найма немного личным: он еще не видел ни рекрутера, ни руководителя, а уже отправляет им видео. На старте это чаще вредно, чем полезно, так как идет переключение с профессионального на личное. И не факт, что видео понравится рекрутеру. Если кандидат не уверен в себе, в первый раз лучше встретиться с эйчар на собеседовании.
Пример хорошего видеорезюме: Даниил гармонично смотрится в кадре, внятно говорит и приглашает продолжить диалог через письменную версию резюме. Видео идет всего минуту
Чек-лист: как составить крутое резюме
- Адаптировать резюме под конкретную вакансию, указать релевантные для работодателя опыт и навыки.
- Подтвердить софт-скиллы, каждый гибкий навык подкрепив конкретной рабочей ситуацией.
- Рассказать о нерабочих достижениях, продемонстрировать рекрутеру свои ценности и источники мотивации.
- Сделать резюме визуально привлекательным, воспользоваться дизайнерским шаблоном, чтобы выделиться среди других кандидатов.
- Подготовить видео-резюме и дополнить стандартный документ живой самопрезентацией.