Резюме – второй по значимости фактор после интервью, на который обращают внимание работодатели при отборе кандидатов. Но по мере того, как меняется мир, меняются и требования к успешному резюме. Мы пообщались с HR-специалистами разных компаний и определили пять правил, которые помогут вам выделиться среди конкурентов.
Правило 1. Адаптируйте резюме под вакансию
Даже если кандидат откликается на одну и ту же должность в разных компаниях, требования к нему все равно могут отличаться. Для разных откликов лучше сделать отдельные резюме, в каждом из которых подчеркнуть то, что важно конкретному работодателю. Изменить можно что угодно: от навыков и достижений до предыдущих мест работы.
Работодатели ценят такой подход: 63 % рекрутеров ожидают получить резюме, адаптированное под их вакансию.
Представьте, что работу ищет маркетолог. Несколько лет назад он пару месяцев работал в ресторанном холдинге – настраивал рекламу, привлекал клиентов. После этого пять лет проработал в банке. Сейчас специалист откликается на две вакансии, одну из которых открыла сеть общепита. В резюме для этого работодателя стоит указать даже недолгий опыт работы с ресторанами, а для другой вакансии такой опыт можно убрать: небольшой срок работы может вызвать вопросы, не добавив при этом преимуществ.
Рекрутеры уверены: если соискатель подходит под 70 % требований – это уже успех. Главное для вас – правильно оценить, какие из них приоритетные. Общее правило такое: прочитать описание вакансии и понять, какие задачи работодатель хочет решить наймом. А дальше через резюме и мотивационное письмо показать, что именно это вы умеете прекрасно делать и сможете сделать лучше всех.
При этом важно не обманывать и не делать примитивный копипаст из требований. Нужно подчеркнуть сильные стороны и подходящий опыт, а если навыков недостаточно – промолчать.
Правило 2. Подтвердите софт-скиллы
Независимо от того, откликается человек на вакансию официанта или генерального директора, софт-скиллы влияют на успех не меньше, чем профессиональные навыки. При этом рекрутеры уверены, что более половины новых сотрудников увольняются в течение первых 18 месяцев именно из-за отсутствия гибких навыков.
Представьте такую ситуацию: на одну и ту же должность откликаются два человека с аналогичным опытом. Один из них на собеседовании четко ответил на вопросы, внятно рассказал о себе, казался расслабленным и уверенным. А второй что-то мямлил, боялся смотреть в глаза, то и дело поглядывал на часы. Кажется, что у первого кандидата лучше развиты коммуникативные и личностные качества, а потому при прочих равных рекрутер выберет именно его.
При этом рекрутеры считают моветоном, когда соискатели пишут в резюме набившие оскомину характеристики: стрессоустойчивый, коммуникабельный, внимательный.
К софт-скиллам относят умение работать в команде, лидерские качества, тайм-менеджмент, навыки решения конфликтных ситуаций. Но если просто перечислить эти компетенции в резюме, в них никто не поверит. Каждый навык нужно подкреплять ситуациями из опыта. Например, рассказать, когда и как именно соискатель проявил чудеса планирования.
Правило 3. Расскажите о нерабочих достижениях
Рекрутеры понимают, что нанимают не роботов, а людей со своими хобби и интересами, профессиональными и личными желаниями. Поэтому все, что может дополнительно рассказать работодателю о человеке, – ценная информация.
66 % соискателей добавляют в резюме дополнительные разделы. Чаще всего в них указывают, какие тренинги прошел соискатель, какими иностранными языками владеет, в каких мероприятиях участвовал
Прежде чем рассказать о каких-либо достижениях, необходимо изучить компанию: посмотреть сайт, соцсети, награды, участие в проектах. Исходя из этого будет понятно, о чем стоит и о чем не стоит рассказывать. Если компания регулярно проводит волонтерские проекты, актуально будет поделиться таким собственным опытом.
При этом рассказ о себе должен быть сбалансированным. Странно увидеть миллион достижений из области школьного спорта, если человек не планирует работать в спортивной организации. Рекрутеры ценят, когда дополнительное обучение или личные проекты открывают особенности человека, важные для профессионального развития. Например, пройденные тренинги по презентациям и публичным выступлениям хорошо дополнят образ пиарщика.
Правило 4. Сделайте резюме визуально привлекательным
Просто файлом в ворде или ссылкой на HH.ru никого не удивишь. Чтобы выделиться среди однотипных резюме, можно воспользоваться онлайн-конструкторами, которые в последнее время становятся более востребованными. Например, самый популярный шаблон для резюме на конструкторе Zety использовали 1,5 млн соискателей.
Рекрутеры утверждают, что дизайнерские резюме привлекают внимание и лучше запоминаются. При этом важно не переборщить с оформлением и подумать об удобстве читателя. Для этого можно выбрать один из классических форматов резюме и добавить ему блеска.
- Биографический – в хронологическом порядке рассказать об опыте работы, профессиональных задачах и достижениях. Это классический формат, который используется на сайтах с вакансиями.
- Функциональный – сделать акцент на навыки, опыт, выполненные проекты, а места и периоды работы кратко упомянуть в конце. Такой формат пригодится, если человек меняет профессию или ищет работу после долгого перерыва.
Также не стоит забывать, что большинство компаний пользуются CRM-системами, в том числе и для найма. Такие системы автоматически считывают данные из резюме и добавляют их в базу. Если перемудрить с оформлением, CRM не сможет считать информацию, и рекрутеру придется переписывать все вручную – это может испортить первое впечатление о кандидате.
Правило 5. Подготовьте видео-резюме
Видео-формат помогает установить связь с рекрутером, повысить доверие, продемонстрировать коммуникативные навыки. Из такого живого резюме примерно понятно, что за человек откликается на вакансию.
60 % рекрутеров используют видеорезюме для найма, а еще 22 % планируют начать это вскоре делать.
Видео-резюме стоит отправлять не в каждую компанию. Например, HR крупного холдинга находится в цейтноте, быстро сканирует резюме по диагонали и вряд ли будет отвлекаться на просмотр видео. Но если компания небольшая, более творческая и у нанимателя больше времени, такой формат может зайти.
HR-специалисты считают, что привычный формат на рынке все-таки используют чаще, а видео – это дополнительная опция. При этом в некоторых компаниях видео-резюме – это отдельный этап интервью, который экономит время отбора.
Чек-лист: как составить крутое резюме
- Адаптировать резюме под конкретную вакансию, указать релевантные для работодателя опыт и навыки.
- Подтвердить софт-скиллы, каждый гибкий навык подкрепив конкретной рабочей ситуацией.
- Рассказать о нерабочих достижениях, продемонстрировать рекрутеру свои ценности и источники мотивации.
- Сделать резюме визуально привлекательным, воспользоваться дизайнерским шаблоном, чтобы выделиться среди других кандидатов.
- Подготовить видео-резюме и дополнить стандартный документ живой самопрезентацией.