И нечего тут стыдиться: да, некоторые из нас, зарабатывающих в условном «диджитале» или продвигающих себя в сети, – социально тревожные люди.
Да, для нас невыносим «эффект прожектора», когда «все на тебя смотрят». То, что смотрят виртуально, в соцсетях, не успокаивает. Наоборот, дело оборачивается еще хуже: мы можем только догадываться, как люди реагируют на фото и видео, в которых красуются наши непопулярные физии.
В реальном мире ты в состоянии считывать хоть какую-то реакцию окружающих на себя – по выражению их лиц, по жестам. А в соцсетях можно лишь тупо глядеть на свои три с половиной лайка и тревожиться, тревожиться, тревожиться…
При этом всем нам требуется во всеуслышание заявлять о своем продукте или услуге. Так уж теперь устроена экономическая жизнь, что у самозанятых, фрилансеров и мелких предпринимателей клиенты появляются не столько с помошью онлайн-рекламы (у нас на ее массированные показы не припасено бюджетов), сколько через сетевое «сарафанное радио». Также потенциально заинтересованные заказчики оказываются среди наших соцсетевых подписчиков и потребителей контента, созданного нами в муках.
Постоянное присутствие в соцсетях и хотя бы на 1-2 контентных платформах для свободных специалистов – суровая необходимость. Но там нынче правят бал «искренность и короткие видео». И это худший вариант для социально тревожных или интровертных профессионалов.
Застенчивость перед камерой или даже ее боязнь – распространенное явление. У некоторых людей нахождение в кадре вызывает даже острые физиологические реакции. Например, дрожь и учащение пульса.
Кого-то сбивает с толку собственное изображение. Мы привыкли к своему образу в зеркалах, в которых «перепутаны» право и лево. Поэтому, когда мы разглядываем свое лицо на видео или фото, где показаны так, как нас видят другие, мы себя не узнаем. Это сбивает с толку и иногда даже пугает.
Многие, впервые услышав собственную речь в записи, восклицают: «Что-о-о-?! Это мой голос?» и валятся в обморок. Ведь свой тембр мы никогда не слышим правильно, потому что испускаемые нами звуковые волны попадают в наши органы слуха не только через уши. Они проходят еще и через кости черепа и мягкие ткани, в связи с чем искажаются. Одни существенные частоты тембра субъективно приглушаются, другие наоборот выпирают.
Но все это ерунда по сравнению с тем, что мы думаем о том, какими предстаем в глазах других. Даже для безупречных профессионалов с социальной тревожностью характерны переживания, что на фото и видео они «выглядят, как идиоты», что они «слишком молоды» или «слишком стары», что они «как побитая собака», «как побирушка», «как гопник», «как проститутка» – несть числа этим когнитивным искажениям.
Непросто взять и начать снимать «искренние короткие видео» и интровертам, даже не тревожным и не невротизированным. Ученые предполагают, что, по сравнению с экстравертами, способными веселиться и активничать днями напролет, интроверты… хронически более возбуждены. То есть экстравертам для ощущения полноты жизни требуются дополнительные стимулы – люди вокруг, движуха. А интровертов и так все время «прет». Внутренняя психическая активность у них такая, будто они все время то ездят на американских горках больших чувств, то находятся в глубочайшем сосредоточении, решая какую-то задачу.
Не то чтобы все интроверты сторонились общения. Многие в нем очень даже нуждаются, но строго порционно. То, что для экстравертов – норма, для интровертов – овер слишком. После «обычного человеческого общения», им требуется отдых и осмысление всего произошедшего в одиночестве.
Многим интровертам и в голову не придет лезть в кадр, чтобы преподнести себя как профессионала или показать людям свой продукт. Несмотря на виртуальность происходящего, для них это «выход на сцену», который сопряжен со слишком интенсивными переживаниями. Интроверты от такого обычно предпочитают уклоняться.
А уж если организовывать видеосъемку приходится самостоятельно, делать монтаж собственными руками, слушая при этом свой (некрасивый!) голос, глядя на себя и представляя, как «это» станут смотреть другие… Да ну к черту, остановите самолет – я слезу…
Строго говоря, всем боящимся светить лицом и говорить в кадре – и социально тревожным, и слишком уж закопавшимся под землю интровертам – стоило бы пройти специализированную психотерапию.
Но ведь мы на такое не пойдем, да? Во-первых, это дорого, сначала надо денег заработать. Во-вторых, идти к психотерапевту, чтобы избавиться от тревожности или компенсировать свою интровертную «закрытость» – это как-то тревожно и слишком уж экстравертно, не находите?
При этом зарабатывать все же надо. А как это делать, если потенциальный заказчик или партнер тебя не видит, не слышит и, как следствие, не знает? Ответ на поверхности: можно взять на вооружение текст, за которым, с одной стороны, неплохо получается «спрятаться», а с другой – очень даже эффективно с его помощью сообщить о себе миру.
Шикарные преимущества общения с окружающими посредством текстов
- Производство текста дешевле, чем видео (да и фото)
Конечно, хорошая статья или пост для соцсетей – это дорого, если его заказываешь мастеровитому автору. Но вот создание своих хоть и требует порой адских усилий, по деньгам все-таки выходит дешевле, чем возня с визуальным контентом. Вот буквально ничего для выпуска буковок не нужно, кроме компа «офисной» конфигурации, бесплатного текстового редактора и железной задницы.
Производить в день по посту объемом в 3-4 тыс. знаков после основной работы вполне реально. Затраты на это понадобятся душевные, энергетические. Но давайте сравним, что нам пришлось бы пережить, делая видео с собой в главной роли (кстати, для этого все равно пришлось бы писать сценарий), и увидим, что и «психическая» себестоимость текста меньше.
- За текстом «видно» автора, но его не видно
Ваши посты могут рассказать о вас как о профессионале и человеке полнее, чем видео. Воспринимая «картинку», зритель обязательно отвлекается на бессознательную оценку внешности, голоса и манер того, кто в нем действует. Налицо много потоков обработки информации, и суть сообщения – лишь один из них.
Для нас, тревожных или интровертных, было бы комфортно отсекать всякую внешнюю и, строго говоря, лишнюю инфу о себе. Мы не хотим, чтобы зритель, которому мы что-то силимся сообщить, в это время думал о недостаточной белизне наших зубов или кругах под нашими ясными глазами. Текст как раз позволяет разобраться с этим очень эффективно.
Помните замечательный совет: если не знаете, с чего начать, пишите «Так, б$@, короче…» и сразу переходите к делу, а потом убирайте вводные слова, и вот ваш пост готов? Это про то самое – про отсечение лишнего, из-за которого мы так переживаем.
Парадоксальным образом, тексты, в которых передана сама суть вопроса, пусть даже стилистически кривовато, хорошо «высвечивают» автора. Мы же хотим, чтобы нас воспринимали как профессионалов, особенно если мы ими действительно являемся? Так вот ничто так не «обличает» специалиста, как текст, в котором тот излагает голые факты, делится профессиональными приемами и рассказывает о кейсах (да будет вычеркнуто это неуклюжее заимствование из всех русских словарей – извините, автора оно раздражает).
В профессиональной интернет-среде, где специалисты одного профиля гоняются за специалистами другого, наиболее ликвидная валюта – взвешенные суждения и советы в духе «а вот смотрите: берем такую-то фигню, делаем с ней то-то и то-то, и вуаля – имеем результат».
По большому счету, читателям наших постов пофиг, что мы едим, где отдыхаем, что носим, и сколько у нас детей-медалистов с IQ в 250 баллов. Их интересует, умеем ли мы, знаем ли мы то, что нужно от мира им. Когда читатели видят, что у нас есть решение, которое они ищут, они его просят. А мы продаем.
С самопрезентацией при помощи текстов все для нас складывается очень хорошо: мы можем «спрятаться» за постами на профессиональные темы и вместе с тем «раскрыться» со всей своей человеческой и экспертной широтой. При этом ни один участник процесса написания-публикации-чтения морально не пострадает.
- Тексты независимы (ну почти) от интернет-платформ
Попробуйте-ка организовать собственный видеохостинг со своими роликами. Не дай бог вам в этом случае после долгих трудов снискать признание зрителей: на поддержание сервера уйдут все деньги, и вы останетесь должны столько, что быстренько прикроете эту лавочку. В том числе поэтому видео и подкасты, которые подразумевают привлечение крупной аудитории, вынуждены хоститься на YouTube и других платформах, имеющих полумонопольное положение на рынке доставки контента.
Ситуация эта плоха тем, что платформы с вашими видео могут поступать, как им заблагорассудится, и вы ничего не можете с этим сделать.
Тексты в этом смысле более свободны. Они могут обитать на вашем собственном сайте, затраты на который при трафике до 5-10 тыс. уников в месяц почти незаметны для кошелька. Технически же с CMS вроде бесплатного Wordpress может разобраться любой, даже махровый гуманитарий, – было бы желание.
Именно на свой сайт (блог) вы можете приводить заинтересованного читателя из соцсетей, с платформ типа «Дзена», Telegram или Medium, из поисковиков – откуда угодно. Платформы, конечно же, станут создавать вам проблемы: менять алгоритмы, пессимизировать ваши публикации и анонсы, вынуждать платить за рекламу, но «ядро» ваших текстов останется независимым. А к кунштюкам платформ вы будете приспосабливаться, менять их, как перчатки, и в конце концов сообразите, откуда брать трафик.
- Тексты значительно лучше поддаются поисковой оптимизации
Этот пункт и расшифровывать не нужно. У видео, аудио и фоток поисковая оптимизация в «теле» контента пока в принципе невозможна. С текстом же можно вытворять что угодно. Это, если что, не призыв к «переоптимизации», а просто констатация факта.
- Тексты о сути своего продукта или услуги может писать любой
Если ваши навыки или продукт действительно помогают решить чью-то проблему, вам простят несовершенство стиля, пропущенные запятые и неловкое форматирование «простыней». Когда профессионал дает аудитории очевидно ценные сведения, она обычно бывает благодарна и на мелкие огрехи закрывает глаза.
Другое дело, если ваш текстовый продукт должен развлекать и удовлетворять сиюминутные порывы потребителей. Тут, конечно, подача имеет значение. Однако эта особая отрасль, речь здесь не про нее.
Писать тексты – хорошая привычка
Это только в первом приближении кажется неподъемным – «Вы что с ума сошли? Какие 4 000 знаков каждый день? Да я полночи их буду придумывать!» На самом деле, если вы начнете писать о деле, которое любите, в котором варитесь годами и десятилетиями, вас первое время за уши от этого не оттащишь. И получаться тексты станут вполне себе быстро.
К сожалению, энтузиазм и чувство новизны скоро пройдут, несмотря на появление заметных достижений в сетевой самопрезентации. И вы приметесь прокрастинировать.
С этим действительно сложно будет бороться. Однако поведенческая ветвь психологии сообщает: если какое-то занятие мы вольно или невольно делаем привычкой (как основную работу, например), оно становится частью нашей личности.
Следовательно, создание одного поста или небольшой статьи в день нам следует превратить в стереотипный, автоматический поведенческий акт. Психологи дают широкие оценки того, за какой срок вырабатывается новая полезная привычка – от 18 до 254 дней. В среднем время закрепления стереотипного поведения составляет 66 дней. Это может означать, что, если вы продержитесь два месяца, создавая небольшие тексты каждый день, то имеете серьезный шанс продолжить это делать без особых усилий. Попробовать стоит.
Если удастся, это может означать, что вам подходит когнитивно-поведенческая терапия – психотерапия, помните? И тут, друзья, уже недалеко до того, чтобы научиться и видео снимать – с «ужасным» собою в кадре.
Вот как полезно социально тревожным людям и глубоким интровертам «прятаться» за текстами!..