Алгоритмы поисковых систем меняются постоянно, а вот некоторые приемы, используемые сеошниками, наверное, скоро будут справлять десятилетний юбилей. Если машины реагируют на изменения мгновенно, человеческому мозгу для адаптации нужно гораздо больше времени. Поэтому осознание того, что пора наконец менять тактику продвижения, приходит к оптимизаторам постепенно: кто-то уже сейчас пожинает плоды «белого» SEO, а кто-то все еще не может выбраться из черной ямы.
В этой статье мы подробно разберем методы поискового продвижения, которые медленно уходят в прошлое или же и вовсе безнадежно устарели, а главное – предложим действенные альтернативы.
Итак, начнем.
Закупка ссылок
Когда сайт нужно продвинуть в топ, первое, что приходит в голову оптимизаторам – ссылки. А все потому, что когда-то с их помощью можно было достигать ошеломительных результатов за короткое время. Однако в итоге поисковые системы обнаружили, что в выдаче творится полный беспредел, начали совершенствовать алгоритмы ранжирования и ввели наказания за искусственные ссылки. Пока они далеки от идеала, но все же в этом плане удалось далеко продвинуться.
Главное сегодня – качество ссылок, а не количество. Прогоны по каталогам, массовая закупка арендных и «вечных» ссылок – все это уже пора оставить в прошлом. Что пришло на замену? Об этом мы уже писали в актуальном гайде по линкбилдингу.
Если кратко, то важно делать упор на естественность ссылочной массы. Никакая автоматизация не заменит качественное ручное размещение. Сейчас практически нет проблем с площадками для пиара, причем бесплатного. Проблема лишь в том, что для публикации нужно предложить достойный материал, а для этого придется искать хорошего и дорогого копирайтера. С другой стороны, такой материал (если все сделать правильно) способен дать мощный толчок в продвижении и повышении узнаваемости компании.
Бездумному спаму по комментариям, форумам и каталогам – троекратное «нет».
Кстати, о каталогах. DMOZ прекратил добавлять сайты в марте прошлого года, а в декабре к нему присоединился и «Яндекс». Это ли не лучшее подтверждение тому, что каталогам пора на покой?
Контент низкого качества
Контент уже давно объявлен королем, но оптимизаторы и вебмастера почему-то до сих пор не оказывают ему должного внимания, безжалостно урезая бюджеты и предпочитая качественной рознице дешевый биржевой опт. При этом главный и неизменный показатель качества для многих оптимизаторов – 100%-ная уникальность. К ней часто добавляется разного вида тошнота, количество стоп-слов и прочие сомнительные метрики.
Как и в случае со ссылками, количество контента уступило место качеству. Если раньше в сети его было мало, и сайты с большим количеством статей на 2-3 тыс. знаков могли попадать в топ по большему количеству запросов, то теперь малоинформативные материалы просто не выдерживают конкуренции. Хотя за неимением достойных альтернатив (низкочастотные запросы) такие тексты в выдаче можно встретить до сих пор.
Другая крайность – попытка растянуть ответ на вопрос в пару предложений на 5-10 тыс. символов, включая в статью все, что хоть как-то относится к теме, и задействуя массу вводных (точнее, «водных») конструкций.
Но нужно помнить, что в результате все должно сводиться лишь к одной метрике – польза для читателя. Никакой объем, уникальность или тошнота не добавят ценности статье, которая не способна решить проблему пользователя. Если тема объемная, пишите лонгрид. Поисковые системы их любят, особенно «Гугл». Когда достаточно пары слов, не нужно лить воду. Вообще если у конкурентов на страницах по 10к текста, это не значит, что вам нужно написать столько же или больше. Отталкивайтесь от потребностей пользователей.
Неправильное использование ключевых слов
А вот еще одна часто встречающаяся практика – спам ключевыми словами в текстах. Самые упертые оптимизаторы еще обязательно используют прямые вхождения и выделяют ключи жирным шрифтом. На самом же деле поисковики давно поумнели и хорошо понимают синонимы и словоформы. Поэтому писать по-человечески можно и нужно, при этом упор лучше делать на максимально полное раскрытие темы и использование связанных с ней терминов. Об этом можно подробнее почитать в статье «Как вывести сайт в топ при помощи скрытой семантики (LSI)».
Те же самые правила применимы к метатегам. Не нужно перечислять всевозможные ключи в тегах <title> и <description>. Они заполняются прежде всего для пользователей. Да, тайтл нужно оптимизировать, но для этого достаточно одной ключевой фразы. Все остальное должно призывать пользователя кликнуть по ссылке в выдаче.
Ну и лучше навсегда забыть о стратегии «одно ключевое слово – одна статья». То есть если мы имеем несколько похожих запросов, их можно и нужно группировать и использовать в рамках одного лонгрида для более полного раскрытия темы. Эффект от такой статьи будет больше, чем от десятка похожих страниц под схожие запросы.
При регистрации или покупке домена учитывайте, что к точным вхождениям ключевых фраз (potolki-ufa.ru) тут тоже стремиться не нужно. Доменное имя должно быть простым и запоминающимся. Никаких дополнительных бонусов за наличие в нем нужной фразы поисковики не дают.
Анкоры с прямым вхождением
Массовая закупка ссылок с анкорами в виде ключевой фразы в прямом вхождении когда-то отлично помогала продвинуть нужную страницу в топ. Подобные манипуляции выдачей не шли на пользу юзерам, так как релевантные сайты, не использующие искусственные ссылки, ранжировались значительно хуже. Сейчас преобладание в анкор-листе сайта или страницы точных вхождений ключевой фразы – сигнал для поисковых систем к тому, чтобы применить санкции.
Важно понимать, что в текущих условиях нужно не просто разбавлять и изменять фразы в анкорах, но и делать упор на безанкорные ссылки (особенно для коммерческих сайтов). Ссылки должны выглядеть естественно, поэтому анкорный текст должен быть максимально разнообразным.
Накрутка поведенческих факторов
Определяющее слово – «накрутка». Дальше можно не продолжать.
Но все же продолжим. Прекращайте использовать сервисы накрутки поведенческих факторов. Это дорога в никуда. «Яндекс» беспощаден к сайтам, которые пытаются имитировать действия реальных пользователей. Да, сервисы до сих пор существуют и манят своими расценками и головокружительными обещаниями, но риск – дело неблагородное.
У «Текстерры» даже есть классный кейс по накрутке поведенческих (шок-контент!). Если полученные результаты вас не переубедят, можно лишь пожать плечами.
А вообще чтобы накручивать ничего не пришлось, займитесь внутренним наполнением, оптимизацией и юзабилити сайта. Если пользователи будут находить исчерпывающие ответы на свои вопросы и удовлетворять потребности с помощью вашего ресурса, вам не придется задумываться о создании фейковой активности.
Аффилиаты и сателлиты
Стратегия захвата поисковой выдачи сайтами-близнецами (аффилиатами) тоже давно устарела. Вместо того чтобы клепать десятки сайтов под одинаковые цели, займитесь лучше прокачкой основного ресурса.
То же самое касается сателлитов. Сейчас столько возможностей для бесплатного линкбилдинга (по крайней мере, в рунете), что о целесообразности создания сетки «поддерживающих» сайтов приходится серьезно задумываться. Учитывая, что их качество, как правило, оставляет желать лучшего (поэтому как доноры они сомнительны), а содержание обойдется в приличную сумму.
Ориентация на desktop-трафик
Лично я не задумывалась над оптимизацией сайта под мобильные устройства, пока не обнаружила, что львиная доля трафика (и, соответственно, дохода) сайта приходится именно на мобильных пользователей.
Это кардинальным образом меняет ситуацию и вынуждает заниматься оптимизацией сайта под мобильные устройства (различные манипуляции для повышения скорости его загрузки, адаптивный дизайн, турбо-страницы, AMP и многое другое).
«Портянка» текста в каталогах товаров
Страницы легче продвигать, когда есть текст. Оптимизаторы, конечно, довели эту идею до абсолюта и стали размещать тексты в каталогах товаров. И раз уж текст пользователям на этих страницах все равно не нужен, то можно напичкать его ключевиками по самое нехочу и спрятать подальше от их глаз. Так и жили до прихода «Баден-Бадена».
Вывод
Оптимизаторам уже давно пора понять, что любые методы манипуляции поисковой выдачей идут вразрез с потребностями пользователей, поэтому поисковые системы всегда будут активно с ними бороться. Даже если пока что-то из перечисленного приносит лично вам какую-то пользу, есть большая вероятность, что в недалеком будущем появятся серьезные проблемы. А вот владельцам сайтов, созданных для людей и использующих исключительно белое продвижение, абсолютно нечего бояться в будущем. Так что все зависит от того, какую стратегию развития вы выберете: быстро покорить вершину и стремительно с нее упасть или медленно, но верно к ней продвигаться, прочно закрепляясь на каждой позиции.
Основная задача нового алгоритма «Яндекса» «Баден-Баден» заключается именно в поиске seo-текстов, поэтому ошибка большинства состоялась именно в этом. Если на сайте есть полотно текста в разделах, но при этом он качественный и полезен для пользователя, то ничего плохого в этом нет.
Однако в наше время люди отвыкают от больших текстов и рассчитывают получить основную информацию, прочитав 2-3 строчки текста. Именно поэтому все вебмастера либо убирают текст в разделах совсем (если он не нужен поисковому роботу, чтобы определить релевантность) либо пишут его не более 500 символов и размещают в начале каталога. Такому способу формирования текстов роботы отдают максимальное предпочтение сейчас.
Для портянок исправления вводились в схожем формате: основную информацию отделяли в верхнюю часть страницы, а остальной текст, если он не был сеошным, оставляли внизу.