Никто на свете не родился для того, чтобы работать. Большинство детей из благополучных российских семей в возрасте 18-24 лет переживает драматический и часто шокирующий переход от состояния «я живу, мне интересно, меня любят мама и папа» к состоянию «иди и сам плати за свою жизнь». Особенно тяжело это превращение из бабочки в навозного жука дается интровертам и творческим людям.
Сравнительно недавний опрос ВЦИОМ, проведенный в мае 2019 года, показывает, что 21 % работающих россиян при наличии средств на жизнь уволились бы и никогда больше не работали. А 22 % – сменили бы место работы.
Любопытно понимать, какие причины влияют на выбор людьми профессии. Вот они (проценты не суммируются, можно было давать несколько ответов):
- обстоятельства – 34 %;
- собственные увлечения и интересы – 30 %;
- оплата труда в данной сфере – 17 %;
- отсутствие выбора – 17 %;
- престиж и карьерный рост – 12 %;
- востребованность профессии на рынке труда – 10 %;
- семейные традиции – 7 %;
- мнение родственников и друзей – 6 %
85 % опрошенных при этом заявили, что в целом им нравится их работа. И, вероятно, в этом есть много «социального самогипноза», потому что выше мы видим – только 30 % россиян сообщили, что выбрали профессию, исходя из своих увлечений и интересов.
Согласно исследованию В. Карачаровского, доцента «Высшей школы экономики», доля «социально неоптимизированного» продукта труда в России составляет 39–41 %. Речь идет о продукте, который производится людьми «без желания», в разрез с их предпочтениями и жизненными установками.
Последние данные Росстата о большой группе не работающих трудоспособных россиян, говорят о том, что таких в стране примерно 6 % (от доступного человеческого ресурса) или более полумиллиона человек.
Государственная статистическая служба изучала эту специфическую страту в 2017 году. В том числе, проводя опрос с большой выборкой (более 15 000 человек). И его результаты заставляют хмуро задуматься:
- 80 % людей, не имеющих работы, не выразили желания работать
- 5 % не ищут работу
- 2 % отчаялись ее найти
- 14 % – это люди, «желающие работать», но не ищущие работу и не готовые приступить к ней
- 39 % из тех, кто трудоспособен, но не работает – студенты дневной формы обучения
- 15 % – люди, ведущие домашнее хозяйство
- 15 % – уже пенсионеры, несмотря на трудоспособный возраст
С радостными выводами 2019-го года от ВЦИОМа о том, как все хорошо у россиян с восприятием своей работы, более глубокие исследования плохо сочетаются. Социологи о причинах подобных несоответствий обычно говорят:
- россияне привыкли лукавить при прохождении опросов, и это «политическая» привычка;
- вопросы формулируются так, чтобы получить удобный для заказчика опроса результат.
Здравый смысл подсказывает: десятки процентов трудящихся граждан России относятся к своей работе примерно так же, как герои клипа уже упоминавшейся группы Cloud 9+. Посмотрите его, если не видели – он прекрасен:
Жизнь в объятиях насильственной экономики и унизительной оплаты труда
В 2018-2019 годах в России мощно завирусился пост, авторы которого сравнили цены на еду в бюджетных торговых сетях Германии и РФ. В ходе покупательского эксперимента продукты приобретались в сeти мaгaзинoв Lidl (Tpoccингeн, Гepмaния) и в ceти «Пятepoчкa» (Mocквa, Poccия). И там, и там одна и та же простая еда обошлась практически в одинаковую сумму.
Если ли же взглянуть на то, как отличаются средняя зарплата в Германии и РФ, то окажется, что немецкая больше примерно в 6 раз.
И это еще оптимистичная оценка, потому что мы вынуждены принимать на веру данные Росстата о том, что средняя ЗП в стране составила, скажем, в 1 квартале 2019 года 43 944 рубля в месяц. Широкая публика на эту информацию среагировала однозначно: «безбожно врут».
С одной стороны, как сообщает нам исследование, опубликованное в «Вестнике Института экономики Российской академии наук», в России доля оплаты труда в ВВП вполне соотносима с развитыми странами Запада. С другой стороны та же научная работа констатирует: у половины населения страны за большой период «реформ» с 1991 по 2017 годы покупательская способность только падала.
У России проблема с валовым внутренним продуктом на душу населения – он маленький. Отсюда и пропорционально выраженные маленькие зарплаты. По показателю ВВП на душу населения наша страна в последние годы занимает 49–56 место среди всех стран мира (оценки МВФ и Всемирного банка).
Рост экономики России, даже по официальным данным, еле дотягивает до 1 % в год. Нет никаких предпосылок к тому, что в ближайшие 10 лет что-то в этом отношении изменится. Следовательно, среднему россиянину нечего и ждать повышения доходов больше, чем на тот же 1 % в год.
И вот тут мы подходим к проблеме мотивации работать. Россия – яркий представитель стран с «насильственной» экономикой. Основным мотиватором к работе у нас является страх: голода, болезней, лишения имущества за долги и т. п.
Например, если в России вы имеете квартиру, то не можете выбирать поставщиков коммунальных услуг. Вам дают «в кредит» тепло, электричество, воду и газ те, кого «назначат». Цены на все это повышаются в приказном порядке два раза в год.
Если вы по какой-то причине пару лет не платите за ЖКУ, суд выселит вас из собственного жилья, продаст его с молотка, приобретет вам сарай, а разницу в цене жилья отдаст кредиторам. И никого не будет интересовать, трудоспособны ли члены вашей семьи, сколько в ней человек на иждивении, а сколько могут работать, каковы в вашем регионе зарплаты и т. п.
(UPD. Читатели указали автору, что на практике подобный жесткач с выселением применяется в отношении жилья по социальному найму, а также жилья в собственности, но при условии, что у ответчика есть еще какое-то жилье, которое суд сочтет "пригодным" для проживания. С выселением из единственного жилья есть тонкость. Оно в принципе возможно, но баталии в этом случае доходят до Верховного суда. И нельзя утверждать, что такая практика принята в РФ. Хотя российский Минюст уже несколько лет лоббирует поправку в законодательство, которая позволит изымать единственное жилье у должников по четкой процедуре).
Вы не можете не платить за еду, не покупать одежду хотя бы в секонд-хэнде, не платить за серьезные медицинские услуги (кроме тех, что предоставляются бесплатно в случае смертельно опасных медицинских «событий» или тех, которые «про ОРЗ»).
По сути, каждый юный россиянин, достигая совершеннолетия, внезапно для его психики переходит в такой тип существования, который можно назвать так: «Теперь ты должен платить за то, что живешь. Не заплатишь – болей и ожидай судебных приставов».
А теперь вспомним, что роста экономики людям ждать неоткуда. И роста оплаты труда. А вот роста цен на продукты, одежду, ЖКУ, медицину, образование и ждать не нужно – он сопровождает нас еженедельно.
Все это – очень плохая мотивация для получения образования и для работы. Человеческий мозг может довольно долго вкалывать «на страхе», «на стрессе» и «на гневе». Но такой способ существования приводит к выгоранию, потере здоровья и ранней смерти.
Кроме того, деятельность, мотивированная страхом, совершенно проигрышна в стратегическом плане и для детей работника. Вынужденный, нелюбимый труд за мелкий прайс не позволяет дать им качественное образование, обеспечить хоть каким-то жильем и хотя бы минимальным стартовым капиталом.
Как же найти в России другую мотивацию работать?
Обмануть свой мозг – «играть» в работу
Тем, кто посвятил долгие часы пошаговой стратегической компьютерной игре «Цивилизация», хорошо известен феномен «еще один ход». Это когда игрок так увлечен, что постоянно говорит себе: «Вот я еще одну золотую шахту на следующем ходу построю, и пойду спать», а потом обнаруживает, что на часах 4 утра, и он уже покрыл сетью своих городов два континента.
По свидетельству создателя игры Сида Мейера, к такому балансу разработчики пришли случайно:
«…Mы ни o чeм тaкoм нe пoдoзpевaли, покa игрa нe вышлa, и нe нaчaли пpиxoдить oтзывы oт игpоков. Bсe эти пиcьмa o тoм, чтo oни нe мoгли прекрaтить игpaть…
Cтaло яснo: нaдо pазобpатьcя, чтo проиcxодит, ситуaция-тo yникaльнaя. Caмo пo ceбe этo очeнь кpyтo, нo кaк нaм coxpaнить этo чyвcтвo в будущeм? Слoвoм, мы вce пpоaнaлизиpовaли и выяcнили, чтo пpичинa, поxожe, вoт в чeм.
Игрa поcтоянно дaвaлa вaм краткocрoчные, сpеднесpочные и долгосpочные цeли, пpичeм кaк тoлькo вы выпoлняли oдну из кpаткоcpочныx цeлeй, всплывaлa eщe oдна. A тeм вpеменем вы paзмышляли eщe и нaд сpeднeсpoчнoй цeлью – cлoвoм, мoмeнт, кoгдa вы додeлывали всe, чтo хотeли, пpocтo никoгдa нe наcтyпал…»
Похоже, наш мозг обожает геймификацию любых процессов, которые могут вовсе не иметь игрового контекста. Как сообщают ученые, изучавшие российский и зарубежный опыт геймификации, человек привязывается к наградам, будь то очки, нематериальные достижения или (внимание!) деньги.
Причина привязанности к награде лежит в области биохимии мозга. В частности в работе дофаминовой системы, с помощью которой, кстати, можно хакнуть прокрастинацию.
Дофамин – это нейромедиатор, выделяющийся в ответ на получение удовольствия, и вовлеченный в обучение человека чему-нибудь интересному и полезному для выживания. Он же отвечает за ощущение предвкушения нового удовольствия, когда мы чем-то увлечены.
То есть, человек играющий в ту же «Цивилизацию» и получающий от каждого хода микронаграды и, как следствие, приятные ощущения, постоянно хочет вернуться с этому действию и получить еще награды.
На этой «петле» – действие –> награда –> дофамин –> удовольствие –> предвкушение награды –> повторение действия – строится выработка условных рефлексов и появление мотивации к тому или иному поведению.
Сегодня геймификацию широко используют образовательные интернет-сервисы и приложения для обучения, например, программированию (Codecademy), математике (Motion Math Games), для проведения школьных занятия (World of Classcraft), изучения языков (LinguaLeo) и прочего.
Но почему бы не использовать тот же самый принцип в построении своей рабочей карьеры? Да, это будет в некотором смысле самообман, потому что, как говорилось выше «никто не родился, чтобы работать». Но, поскольку у нас нет выбора, а работать «на страхе» мы не хотим, чтобы не умереть раньше времени, стоит присмотреться к этой возможности.
Никаких «работать, чтобы оплатить счета». Только рост, только хардкор
Мне трудно говорить за все профессии, поэтому для примера я остановлюсь на том, что знаю – на журналистике/публицистике/копирайтинге. Возможно, многие будут ошарашены, но сегодня средняя стоимость написания экспертной колонки для делового или техно-СМИ на русском языке, либо для крупного блога компании составляет от 10 тысяч рублей и дороже – в зависимости от сложности темы и популярности автора. Даже написание пресс-релиза компании требует гонорара в 4–5 тысяч рублей. А новости с подробностями – от 3 тысяч рублей.
«Да где ты такие гонорары видел?» – вскричат российские копирайтеры, место прописки которых не Москва и не Петербург. Поверьте, видел и вижу, и у меня нет московской прописки. Чувствуете, как вам стало интересно и захотелось подробностей? Это заработал дофамин.
Теперь его нужно приспособить к собственной карьере. И тогда он будет живенько гнать вас от достижения к достижению.
Вспомним об эффекте «еще один ход». Он строится на сочетании краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Определим для себя сначала долгосрочную цель, например:
- Выйти на доход 150+ тысяч рублей в месяц только от создания текстов; написать, выпустить и продать хорошим тиражом книгу «Искусство трафикового заголовка»; выучить английский на таком уровне, чтобы суметь предложить статью о крутом российском стартапе в TechCrunch и добиться ее опубликования.
Теперь среднесрочная цель:
- Выйти на доход в 1000$ в месяц только за счет написания текстов. Писать статьи (колонки, новости) для федеральных СМИ или профильных тематических блогов, для блогов федеральных компаний.
А главное – выберем краткосрочную цель:
- Собрать все свои силы, знания и навыки, включить внимание, усидчивость и «режим бога». И написать одну сильную статью. А затем предложить ее, скажем, блогу «Текстерры». Или другому крупному блогу/СМИ. Получить обратную связь от редакции, доработать статью, увидеть ее публикацию, получить обратную связь от читателей и, конечно же, принять достойный гонорар.
Всего одна публикация, собравшая репосты, лайки и хороший трафик, запустит вашу «игру». За одной статьей последует вторая, за ней третья. Среднесрочная цель будет достигнута. Появится новая. Вуаля – ваша геймифицированная карьера автора запущена.
10 наблюдений от человека, который уже по уши сидит в карьере-«игре»
- Не думайте, что там, «на Олимпе» федерального бизнеса, специалистов хватает и без вас. Не хватает. Российские компании несколько лет подряд испытывают жесточайший дефицит квалифицированных кадров. Как говорят их владельцы: «на вершине кадровой пирамиды всегда найдется место еще для одного крутого спеца».
Другими словами, недостатка нет только в джуниорах и так-себе-середнячках.
- Не думайте, что если вы живете в провинции, то геймифицированная карьера для вас недоступна. Работайте удаленно, проектно сдельно. Узнавайте (догадывайтесь) о проблемах, имеющихся у конкретного бизнеса, придумывайте собственные решения и предлагайте их. Сумеете помочь победе на этими проблемами на каком-то участке, вас попросят помочь на другом.
Если удивите качеством своей работы, покажете, что умеете трудиться с приличным уровнем на длинном временном отрезке – вам предложат лучшие гонорары. Понадобитесь в штате – предложат релокацию.
- В поисках работы, имея ввиду хорошую краткосрочную цель, забудьте про объявления с маленькими зарплатами/гонорарами. Упорно стремитесь предложить свои навыки и продукт своего труда известным на рынке компаниям с хорошей репутацией.
Они не публикуют вакансии? Все равно находите контакты тех, кто принимает решения. И пишите – предлагайте свой продукт/услугу.
- Учитесь, учитесь и учитесь. В этом, в общем, и состоит игра (дофамин – один из волшебных эликсиров обучения). Ваша задача уже в краткосрочной перспективе предложить продукт неординарного качества. Соберите в Сети мнения о том, что такое «качественный продукт». Посмотрите, каков он у лучших представителей вашей профессии.
Разбейте лоб об монитор, но сделайте что-то сопоставимое. Затем стремитесь уже не к неординарному, а к экстраординарному качеству.
- Отказы и неудачи будут, но это не повод прекратить игру. Она в этом случае еще и не начиналась.
- Не жалейте денег на обучение. Иногда приходится платить, чтобы научиться базовым навыкам в профессии. Но обучайтесь только у действующих и признанных рынком профессионалов. Никогда не покупайте курсы у «инфобизнесменов» и ноунейм-преподов.
- Не обсуждайте ваши планы со своим окружением. Оно найдет, что вы оборзели и не по себе дерево рубите. Это вас будет демотивировать, и вы вернетесь к работе «за страх» (и за гроши).
- Растите себя для международного рынка. На нем с дефицитом квалифицированных кадров – почти такая же история, как и на российском.
Английский язык – ваше все. Читайте профильные блоги на английском, смотрите обучающие видео на YouTube с автоматическими субтитрами. Вписывайтесь в бесплатные обучающие семинары, даже если понимаете с пятого на десятое. Подпишитесь на англоязычные профессиональные сообщества в Facebook. Реально читайте их. Дофамин заставит вас улучшить свой английский (Помните? Ведь он еще и про обучение).
- По возрасту. Геймификация карьеры – это никогда не поздно. Да, это тяжело в сорок и кажется неподъемным в пятьдесят. Но мощнее дофамина, если его правильно приспособить, ничего для человеческого мозга и нету. Он вас «потащит», даже если вы в такой возрастной кондиции, что геймифицировать пора уже ваших детей. Начинайте играть параллельно или вместе с ними.
- Просто делайте «еще один ход».