И это только начало.

Пользователи уже начали веселиться в соцсетях из-за новых «минималистичных» упаковок некоторых соков. Но это производители пока еще «доедают» старые запасы. Через пару месяцев они закончатся, и вот тогда начнется настоящее веселье.

Блеклый мир

Единственная компания, которая на сегодня вышла с внятным сообщением по поводу нового вида упаковок, – «Сады Придонья». На официальном сайте производитель объясняет:

Уже скоро вы увидите на полках магазинов продукты компании «Сады Придонья» в новом минималистичном дизайне. Такой дизайн – временная и вынужденная мера.

Из-за санкций возникли серьёзные проблемы с поставками в нашу страну сырья и необходимых материалов, в том числе некоторых видов картона, специальных лаков и красок. Использование меньшего количества красок для дизайна упаковки позволит обеспечивать бесперебойные поставки нашей продукции в торговые точки.

Главное, говорит сообщение, что вкус продукта не изменится. Чтобы покупатели не терялись в магазинах при виде незнакомых и странных упаковок, тут же приводятся изображения того, как «Сады Придонья» будут выглядеть теперь.

Производитель показывает, как теперь будет выглядеть продукт. Фото – с официального сайта «Сады Придонья»

Сообщение с сайта продублировали в ВК-группе и сделали закрепленной записью. И в целом к проблеме подошли креативно: сказали, что белые стороны на упаковке теперь можно использовать вместо раскраски и даже запустили конкурс на лучшую раскрашенную упаковку сока.

Работы на конкурсе раскрашенных белых упаковок сока. Источник – ВК-группа «Сады Придонья»

Остальные производители решили отмолчаться – сообщений об изменениях нет ни на официальных сайтах, ни в соцсетях. А пользователи узнают о нововведениях «по факту», непосредственно в магазине.

Новый вид соков «Добрый». Бренд принадлежит компании Coca-Cola, которая на днях объявила, что останавливает производство всех своих напитков в России. Возможно, скоро исчезнет и такой «Добрый». Источник фото – vk.com/chpulsk

Минималистичная «Агуша». Бренд принадлежит компании «Вимм Билль Данн», которая с 2011 года «входит в семью» PepsiCo. Последний пост в ВК-группе «Агуши» был опубликован 10 февраля. Источник фото – https://t.me/skvlspr/16514

Новые упаковки «Фрутоняни» предполагают запечатку только 15 % коробки. Источник фото – New Retail

Как реагируют покупатели? Во-первых, ухмыляются таким новинкам.

Производитель соков «Мой» оригинально подошел к уменьшению запечатываемой площади упаковки

Во-вторых, комментаторы недоумевают: почему упаковка стала белее, а цена не уменьшилась?

Упаковка стала менее цветной – значит, цена должна снизиться? Это ожидание кажется несколько наивным, но психологическое основание для него есть – оно в привычке восприятия. Белые упаковки с минимальной запечаткой часто свойственны товарам низкого ценового сегмента. Вспомните хотя бы, как выглядят товары собственных марок магазинов, вроде «Красная цена» или «Каждый день». Новая бледная упаковка сближает когда-то «дорогой», красивый и яркий продукт с товарами с нижних полок магазинов. Без красивой обертки товар теряет часть своей привлекательности.

Раньше белые упаковки ассоциировались с товарами низкого ценового сегмента

Где краска?

Практически вся упаковка для молока и соков в России – тетрапаковская. Шведско-швейцарская компания впервые заключила договор на поставку своей продукции еще с СССР, в конце 50-х годов. В последующие годы отечественные заводы постепенно оснащались упаковочными линиями Tetra Pak. Сейчас на российских предприятиях установлены 520 таких линий, а также работает отдельный завод Tetra Pak в Лобне. Он выпускает 3 млрд упаковочных пакетов в год – основную долю используемой в стране упаковки.

И на всех этих предприятиях заканчивается краска. Пресс-служба Tetra Pak подтвердила «Известиям», что проблемы есть, причем не только с краской, но еще и с картоном (но про него поговорим чуть ниже).

Tetra Pak, по данным компании, производит семь из десяти упаковок для молока и соков в России.

Те же «Известия» пишут, что 73 % полиграфической и типографской краски на российском рынке – импортные. Причем треть поставок приходилась на Германию, а еще почти половина – на другие страны Европы и Южную Корею. Сейчас поставки оттуда по сути перекрыты.

Конечно, краску делают не только там – например, Россия импортировала краски из Индии. Но на эту страну приходилось всего 4 % от общего количества продукции. Сейчас все цепочки поставок нужно срочно менять.

Российские производители также тестируют отечественные краски – компаний «Гангут», «АБВ Флексо», «Принт Колор». Но, вероятно, не всех они устраивают по каким-то показателям, раз до сих пор доля отечественных красок составляла всего 27 % рынка.

Также полиграфические краски включены в перечень для параллельного импорта – но их ввоз таким путем и использование в прежнем объеме приведут к росту стоимости продукции. А она растет и без того, вызывая недовольство покупателей.

Следующая на очереди, вероятно, краска для автомобилей.

Из России ушли ключевые поставщики автомобильных красок, необходимых для кузовного ремонта – PPG, Basf и Akzo Nobel. У других поставщиков нарушились цепочки поставок. В итоге уже сейчас в автосервисах есть проблемы с покраской битых машин, а к концу лета, когда старые запасы закончатся, проблема усугубится.

Ну а теперь вернемся к картону.

Похоже – но похуже

У Tetra Pak в России проблемы были не только с краской, но и с картоном. «Коммерсант» в статье от 28 марта утверждал, что запасов сырья на основном заводе оставалось меньше чем на месяц. Да, картон тоже ввозили из-за границы.

Эту проблему оказалось решить проще, чем проблему с краской. В июне завод в Лобне продолжает работу – были найдены российские поставщики картона. При этом «Коммерсант» указывал, что замена требовалась еще «нескольким компонентам» – их, вероятно, нашли в Китае.

Несмотря на это, региональные производители в мае подтвердили порталу 76.ru нехватку картонных упаковок. Так, племзавод «Ярославка» сказал, что после израсходования запасов картонной упаковки они перейдут на разлив в полиэтиленовые пакеты.

«Ярмолпрод» тоже отмечал нехватку картонной упаковки, которая на тот момент заканчивалась. Одновременно с этим майские партии молока стали выходить в упаковках «похуже» и без крышечки.

Новая и старая упаковка. Покупатели обратили внимание, что материал упаковки стал попроще, и с молока исчезли крышки. Фото – 76.ru

Альтернативой Tetra Pak может стать переход на пластиковую тару.

Проблема в том, что такой переход потребует переоборудования производственных линий и дорого обойдется производителям. А значит, в конечном счете, и покупателям. Поэтому к такому шагу прибегнут в последнюю очередь.

Дело не в картоне. Это освещается так, как будто сейчас картон будет произведен, ламинат наложат и все будет хорошо. Но это не так. Ведь Tetra Pak – это крупнейший игрок рынка, она поставляет целый ряд решений для молочной, соковой и других индустрий. То есть охватывает все линии производства. Проблема заключается в запрете поставок оборудования. При этом самые эффективные заводы в России “сидят” на технологиях Tetra Pak. Это хорошие линии с высокой производительностью. Соответственно, пострадают именно те, кто вложился в оборудование. А оно напомню, дорогое. И на самом деле – лучшее. Сравнить не с чем.

Источник

Мария Яшенкова

учредитель и владелец компании Bright Consulting

Свой Tetra Pak

12 июня власти Швеции запретили Tetra Pak продолжать поставки продукции в Россию. Компания намерена обжаловать это решение и сейчас изучает, какие для этого есть возможности.

До этого, еще в марте, Tetra Pak отказалась от выпуска пакетов объемом 2 литра и сосредоточилась на выпуске упаковки для «социально-значимых» товаров. Это определение весьма обтекаемо. Так, основатель компании «Молвест» (бренд «Вкуснотеево») Аркадий Пономарев говорил «РБК» в апреле, что головной офис компании в Швеции запрещает заводу печатать упаковку для кефира и ряженки. Можно было печатать упаковку только для молока.

Так что даже в случае успешного обжалования решения шведских властей (что вряд ли), все проблемы не решатся. А значит – надо создать свой Tetra Pak, решили в правительстве.

Пока это экспериментальный проект. Состав участников не вполне ясен. Публично говорилось только о двух из них: группе Mondi, владельце Сыктывкарского лесопромышленного комплекса. Он выступает поставщиком упаковки. Второй участник – предприятие, которое производит молоко и сливочное масло под брендом «Вологодское из Вологды».

Вице-премьер Виктория Абрамченко, курирующая агропромышленный комплекс, заявила пару дней назад:

Надеемся, что эксперимент будет успешным. Может быть, не будет той красивой белой упаковки, привычной глазу, — она будет серой, как мы ее называем, «экологичной», но она будет наша, отечественная.

Серой она будет, потому что отбеливающие компоненты тоже закупались за границей. Но это вы, скорее всего, помните по истории с «эко» офисной бумагой SvetoCopy серого цвета.

Смущают две вещи: во-первых, тайминг. Сейчас проект находится на стадии пилотного запуска. Мы, конечно, тоже надеемся, что запуск будет успешным – но все может пойти непредсказуемо. Второе – то, что даже вице-премьер, видимо, не знает, продается ли уже вологодская продукция в отечественной упаковке или еще нет. Возможно, мы цепляемся к словам, но оцените сами эту фразу: «Насколько я знаю, в такой упаковке уже можно приобрести вологодское молоко». Напомним, публично вся информация о пилотном запуске проекта исходила именно от вице-премьера.

На этом месте хотелось бы сказать что-то утешительное и радостное. Но получается только так: пока нас возмущают только белые и блеклые упаковки, все не так плохо. Это значит, что они хотя бы есть. Но их наличие не стоит воспринимать как должное.

#
Дизайн Продвижение
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.