Когда граждане России слышат, что в стране живет всего 12,1 % бедных (17,8 млн человек), они, конечно, на какое-то время преисполняются чувством собственного достоинства.
Жаль, что эйфория от информационной инъекции длится недолго. Ведь тот же Росстат нехотя, стараясь не привлекать к этому внимания, вынужден публиковать данные о том, что вообще-то 63,8 % россиян чувствуют себя либо бедняками, либо малообеспеченными. И это при том, что методики российских государственных расчетов критикуют и слева, и справа, и из ООН, и только что не из Преисподней.
Нетрудно догадаться, что долю малообеспеченных Росстат не завышает: ему это низачем не нужно. Лучше бы она скукожилась, эта доля, и не язвила глаз. Но она, подлая, заявляет о себе что ни год, несмотря ни на какой творческий подход к социологии.
Возникает вопрос: что же за проклятие бедности висит над россиянами? Ведь уж какая непримиримая борьба с ней ведется! Какие одержаны победы… На него, как ни странно, несложно ответить, если присмотреться повнимательнее к опубликованным в России научным работам социологов, экономистов, антропологов. Итак, отвечаем.
- В стране искусственно занижены величины минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, причем в разы.
- Почти половина россиян не в ладах с финансовой грамотностью.
- «Глубинный» российский народ верит в магию денег, относится к ним мистически, не видит связи между трудолюбием, достижением высокой профессиональной квалификации и состоятельностью.
Занижение МРОТ волнует только бедняков да ООН
Россия является членом Международной организации труда (МОТ) – это учреждение ООН, которое занимается вопросами регулирования трудовых отношений. Казалось бы, отечественные госуправленцы должны прислушиваться к рекомендациям МОТ по поводу методик расчета минимального размера оплаты труда. Но не тут-то было.
Например, в организации приняли во внимание уровень экономического развития России, ее ведущие позиции в мире в сфере экспорта природных ресурсов и подсчитали, что планка относительного показателя бедности должна составлять для РФ 2 / 3 от средней заработной платы. По итогам 2020 года, последняя достигла 52 123 рубля. Соответственно уровень федерального МРОТ должен быть установлен в размере 34 749 руб. Однако в прошлом 2021 году он составил всего 12 792 руб. – в 2,7 раза ниже.
За «минималку» в 34 749 рубликов жители десятков российских регионов возблагодарили бы небеса (мистика у нас в большой цене, как мы узнаем ниже). Ибо десятки миллионов людей вынуждены обходиться зарплатами в 15–25 тыс. грязными, и просвета в своем положении не видят.
Во всем мире законодателями мод на рынке труда являются государства. Устанавливая размер МРОТ, они недвусмысленно заявляют бизнесу: «Вот нижняя социальная планка бедности, меньше денег людям платить нельзя». И бизнес вынужден подчиняться.
Но Россию умом не понять. Нашему государству свойственно год от года благодушно сообщать предпринимателям: «Да чо уж там, можно!» Ибо прожиточный минимум в стране рассчитывается с изумляющими ученых искажениями.
Мы уже ссылались выше на научную статью сотрудников Томского государственного университета «Прожиточный минимум и МРОТ: проблемы упрощения подходов и искажения реальных потребностей населения» и не постесняемся сослаться еще раз.
Экономисты отмечают, что величина прожиточного минимума (ПМ) устанавливается в России административно, а не после проведения ежеквартальных исследований реальных материальных потребностей граждан, на которых настаивает МОТ. Размер ПМ не учитывает расходы на лекарства, платную медицину, домашние тренажеры; реальные розничные цены на продукты; «нормы здорового питания» (между прочим, утвержденные Минздравом); реальные потребности в одежде; расходы семей на образование детей и еще множество факторов.
Прожиточный минимум в РФ берется практически с потолка. МРОТ – тоже. Ученые называют этот подход «статистической манипуляцией», а не инструментом борьбы с социальным неравенством.
Одно совместное российско-французское социологические исследование вызвало к жизни научную публикацию под названием «Занижение цены труда и устойчивость структурной безработицы в России». Авторы работы рассмотрели ситуацию в динамике, начиная с первой половины 2000-х годов, и пришли к выводу (цитата):
«…В последние годы в России спрос на рынке труда превышает предложение. Но это превышение происходит за счет вакансий с неприемлемым уровнем зарплаты, которые не могут быть заполнены. В таких условиях устойчивость структурной безработицы становится неизбежной.
Замораживание зарплаты рядовых работников усиливает социальную поляризацию в обществе в целом и трудовых коллективах в частности. В первой половине 2000-х годов в социальной политике была провозглашена стратегическая задача «борьбы с бедностью», но установка Министерства финансов РФ на замораживание зарплат не позволяет ее реализовать…»
Опять двадцать пять, за рыбу деньги. Люди в который раз приготовились к тому, что бедность в стране вот-вот будет побеждена. Но оказывается, именно в России это такая неубиваемая гидра, что с ней никак не могут сладить государственные гераклы.
Финансовая грамотность не наш конек
С 2017 года в России проводятся замеры уровня финансовой грамотности населения. По итогам, например, непростого 2020-го, усредненный индекс ФГ составил 54 балла из 100 возможных. Если глянуть на ситуацию чуть подробней, то мы увидим, что:
- суть ссудных процентов понимают 76 % россиян;
- о том, что существуют организации, защищающие права граждан на финансовом рынке, знают 50 %;
- имеют денежную «подушку безопасности» – 47 %;
- справляются со своими финансами (хватает денег до зарплаты) – 61 %;
- делают регулярные сбережения – 32 %;
- заботятся о финансовых целях и следуют им – 37 %;
- доля людей с уровнем финансовой грамотности выше среднего составляет 39 %;
- отдельный курс по ФГ преподается лишь в 20 % отечественных школ.
В 2018 году, по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия заняла 9-е место среди стран «Большой двадцатки» по уровню финансовой грамотности населения. Россияне оставили позади итальянцев, бразильцев, мексиканцев, индийцев, аргентинцев, жителей Саудовской Аравии, но в целом показали результат ниже среднего. А лидерами рейтинга оказались Франция, Канада и Китай…
Как видим, бюджет 39 % российских граждан постоянно уходит в «минус», а 53 % россиян не имеют никаких накоплений. Это очень много для страны, занимающей «ведущие позиции в сфере экспорта природных ресурсов».
Суммируя различные экономические и социологические данные, мы видим, что почти 2 / 3 граждан являются малообеспеченными и словно бы не умеют зарабатывать, а около половины в принципе не слишком ловко обращаются с деньгами.
На первый взгляд, это странно (в богатой стране живем!), но если еще чуть-чуть послушать ученых, то мы узнаем, что деньги в массовом сознании россиян являются мистической силой, которая сама себя воспроизводит. И что состоятельность приходит к тем, кто «правильно» совершает магические ритуалы…
«Деньги нужно приманивать деньгами»
В 2012–2017 гг. совместными усилиями российских и немецких ученых был реализован интереснейший проект «Антропология денег в России». Социологи, антропологи, историки и фольклористы провели полевые исследования (то есть, погрузились в самую народную гущу), в которых собрали большое количество материала. Его анализ был представлен в сборнике научных статей «Фетиш и табу: антропология денег в России», составителями которого выступили Александра Архипова и Якоб Фрухтманн.
Ученые выяснили, что «Денежная магия» широко распространена в стране. И в одной из статей сборника объясняют это тем, что россияне стали экзистенциально зависимы от денежных доходов.
Начиная с 90-х годов бедность и отсутствие финансовой стабильности заставляет людей искать источники благополучия где угодно. И, по данным антропологов, массам они кажутся «непонятными, непредсказуемыми и неуправляемыми». Люди не понимали (как мы узнали выше, не понимают и сейчас), каким образом зарабатываются деньги, поэтому их магические представления и практики росли, как грибы.
Сегодня в народных умах господствует идея, что деньги привлекают сами себя, причем делают это «автоматически». Люди видят в этом их основную магическую функцию. Россияне воспринимают капитал как некое «вещество», которое «само себя умножает», «растет», принося проценты.
Люди считают, что на свободном рынке нет возможности контролировать результаты собственной деловой активности – они, мол, подчиняются «удаче». Поэтому считается, что цикл самоумножения денег важно правильно начать.
Чтобы деньги появлялись «автоматом», якобы требуется проявить особое внимание к первому шагу – первой продаже или зарплате. Ученые называют такую магию «инициальной».
Одним из наиболее популярных ритуалов является действие под условным названием «деньги на почин». Перед началом торговли российские продавцы бросают перед прилавком монетку – на удачу. Или проводят по выложенным товарам пачкой денег. Особенно это «эффективно», если деньги были получены от первого за день покупателя. В случае, когда он потратил мало, это считается плохой приметой, предвещающей маленькую выручку.
Для обмахивания товаров деньгами используются еще и заговоры. Например, такой: «Деньги тянутся к деньгам, продала тот товар и этот продам!»
В среде продавцов действуют строгие магические запреты, касающиеся первого покупателя: его нельзя обвешивать (а лучше сделать перевес); его нельзя обсчитывать (а лучше дать лишнюю сдачу) – тогда торговля «пойдет».
Госпожа Удача у российских торговцев никак не персонифицирована – нет «ангела удачи», «святого» или «бога». Она существует в умах как некая абстрактная сила, с которой нужно вступить во взаимосогласованные, скоординированные, если угодно, «корпоративные» отношения, и тогда личные блага начнут умножаться…
За продвижением в интернете бизнеса и товаров без мистики – к нам. Дадим реальные прогнозы, подберем самые эффективные методы продаж.
Потребители товаров и услуг тоже увлечены магическими практиками, в которых как бы «отзеркаливают» продавцов. Например, после покупки на рынке или в магазине продавцу принято давать монетку «на счастье».
Считается, что часть своего дохода непременно нужно «жертвовать» – правда, кому конкретно, люди в большинстве случаев не знают и не понимают. Поверья выглядят так: «На первые деньги непременно надо что-то купить окружающим (и это необязательно означает “обмыть”)». Или даже так: «Время от времени нужно собирать мелкие деньги и кидать на перекрестке»…
Большую популярность в России также получила постмодернисткая магия, или «психо-поп-магия», которая фактически является псевдопсихотерапевтическим бизнесом. Тех, кто его ведет, ученые называют «поп-шаманами».
Среди ключевых особенностей их практик главной является неразборчивость и компилятивность методов. «Денежные экстрасенсы» берут любые магические тексты, направленные на «привлечение» денег, комбинируют элементы из традиционной славянской культуры с современными традициями и заимствованиями из других культур.
Многие из «поп-шаманов» на постоянной основе сочиняют и публикуют «статьи» и посты в соцсетях с советами и описаниями «законов» денежной удачи. По словам специалистов, в этой каше в стиле new age теряются системные связи между разными элементами магических традиций.
Это не значит, что ученые относятся к магии серьезно. Они просто указывают на хаотичность воззрений «денежных экстрасенсов».
Другой ключевой особенностью их деятельности является убеждение, что люди должны менять собственное психологическое отношение к объекту магических действия (деньгам). Общая идея выражается примерно в следующем: «Если я учусь положительно относиться к деньгам, то они “идут ко мне”»…
Резюме
Магическое отношение к заработкам распространено не только среди бедных, «не умеющих» зарабатывать россиян, но и среди вполне успешных. И, кажется, это вызвано совокупностью описанных выше факторов.
Люди не видят зависимости размера дохода от уровня своего образования, от квалификации, усердия, любви к делу. Дефицит кадров на рынке труда парадоксален: специалисты нужны, как воздух, но наниматели не собираются предлагать работникам адекватную их материальным потребностям оплату труда.
Информация о реальном уровне насущных потребностей россиян искажается, а то и вовсе игнорируется государственными чиновниками. Прожиточный минимум и МРОТ в стране назначаются административно, без исследований действительного финансового положения домохозяйств.
Отсутствие экономической логики в действиях государственных регуляторов, а также многих субъектов бизнеса вконец запутывает большие массы граждан. На это накладывается наследие советских лет – представление о деньгах, о капитале как о «грязной» субстанции.
Деньги в России – не только фетиш, но и «табу», как выяснили антропологи (и это отдельная тема для большого разговора).
В результате в первой трети прогрессивного XXI века вместо здоровой современной экономики мы имеем гибрид архаичных, средневековых, воистину магических практик, государственного капитализма (построенного на занижении стоимости труда людей), развитой онлайн-торговли, нео-психо-поп-шаманизма, заметных островов успешного IT-бизнеса, вытеснения специалистов в новый прекариат (класс без социальных гарантий), адекватного роста сферы услуг и неадекватной заморозки зарплат… короче говоря, клубок несовместимых противоречий.
Неудивительно, что россияне никак не могут «научиться» зарабатывать. Они совершенно дезориентированы, и, как следствие, массово склонны мысленно превращать деньги – удобный инструмент экономического обмена – в мистическую, неподконтрольную разуму и воле силу…
Читайте также:
Soft skills: работать некому — все коммуницируют