Что важно – для арбитражных судов это будет не анекдотом, а прецедентом, на котором они смогут основывать свои решения.

В ходе судебных разбирательств между двумя ИП, Сирануш Арутюнян и Родионом Руденко, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд Ростова-на-Дону признал эмодзи «Большой палец вверх» в переписке официальным подтверждением договоренностей.

Предприниматели указали в договоре, что признают юридическую силу всех документов, тексты которых получены по электронной почте или другим каналам связи, в том числе мессенджерам. Но, кстати, и без этой оговорки все переписки сегодня принимаются судами во внимание.

Сирануш Арутюнян собиралась приобрести у Родиона Руденко торговый киоск Volkswagen, цвет которого должен был определяться допсоглашением. Киоск Сирануш в срок не получила и потребовала вернуть ей задаток в размере 479,5 тысяч рублей.

Родион вернуть деньги отказался, так как проволочка возникла не по его вине – Сирануш так и не определила цвет фургона. Но предпринимательница представила в суде фрагмент переписки, касающийся выбора цвета, в котором она подтвердила свое согласие по оттенку с помощью эмодзи «Большой палец вверх».

В итоге Родион должен вернуть Сирануш не только 479,5 тысяч рублей задатка, но и проценты за пользование этим задатком в размере 27,5 тысяч рублей.

Если бы не условия основного договора между Сирануш и Родионом, в котором признавалась юридическая сила переписок, то суд принял бы другое решение? Вряд ли.

В России, вроде как, не действует прецедентное право, и в аналогичных ситуациях суды могут принимать разные решения. Но арбитражные суды все-таки пользуются прецедентами.

Еще три года назад (20 июля 2020 года) Верховный суд РФ закрепил в нашей стране элементы прецедентного права. Тогда было дано четкое указание: проверять выводы первой и апелляционной инстанции на предмет соответствия правовым позициям Верховного суда России. Если нижестоящие инстанции рассудили как-то по-своему, вынесенные решения следует отменять. «Судебная практика должна быть единой по всей стране. Не может быть каких-то особенных – рязанских или уральских – трактовок закона», – такова позиция ВС РФ.

Речь идет о Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 12 г. Москва «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» и Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2020 г. N 13 г. Москва «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции».

Вячеслав Голенев, адвокат:

«Кассационная практика арбитражных кассационных судов нарабатывалась почти тридцать лет. Нормы ГПК и Кодекса административного судопроизводства по "новой кассации" во многом заимствованы из положений АПК РФ об арбитражном кассационном судопроизводстве. То есть, суды общей юрисдикции не вправе игнорировать правовые позиции Верховного суда страны. Поэтому обоснованным является распространение положительного опыта арбитражных кассационных судов и в кассационных судах общей юрисдикции. Принятые постановления сейчас позволят усовершенствовать практику именно в арбитражных судах».

Учитывая все вышеизложенное, делаем однозначный вывод – электронная переписка, а теперь и эмодзи, принимается судом в качестве доказательства по делу, о чем гласит п.1 ст. 71 ГПК РФ:

«Письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"…».

Соглашение на цвет фургона в виде эмодзи «Большой палец вверх» в описанном в начале материала случае – вполне себе доказательство заключения допсоглашения. Суд сложил все законодательные допуски и вынес решение, которое стало прецедентом, который, в свою очередь, теперь будет учитываться другими арбитражными судами.

Что является подписью, а что – нет

Все знают, что юридическую силу в России имеют подпись документа от руки. Что касается подписи на экране электронного устройства, которую делают стилусом, – это называется «электронная графическая подпись». Юридически такая подпись имеет силу факсимиле, о котором речь пойдет ниже.

Также юридическую силу имеет электронная подпись – «информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию» (п. 1 ст. 2 закона «Об электронной подписи»).

Но надо разграничивать подпись от руки и добавление в документ в графическом редакторе изображения подписи. Также договор может считаться подписанным при оплате. Разберем эти два особых случая – факсимиле и оплату.

Наложение подписи в «Фотошопе»

Даже если вы таким образом «подписали» что-то, добавив свою (факсимиле), а не чужую подпись, юридической силы такой документ не имеет. Вот что на этот счет говорится в письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 1 апреля 2004 г. N 18-0-09/000042@ «Об использовании факсимиле подписи»:

«В соответствии со статьей 160 Гражданского кодекса Российской Федерации использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования при совершении сделок допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Учитывая, что данный порядок не установлен действующим законодательством, использование факсимиле допускается только при взаимном соглашении сторон.

Кроме того, факсимиле не допускается использовать на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия».

Юридически правильно будет распечатать документ, подписать его, а затем отсканировать (сфотографировать) и отправить изображение подписанного документа контрагенту. Тогда у суда вопросов к факту заключения договора не возникнет Это ускорит процесс заключения сделки, но в этом случае настоящий подписанный документ тоже понадобится, и его надо отправить контрагенту заказным письмом.

То есть, существуют два понятия – электронный документ (он существует только в цифровом мире) и электронный образ документа (скан). Документ с подписью, вставленной в графическом редакторе, ни под одно из этих определений не подходит. А если в законах у чего-то нет названия, то это не существует и во внимание судами не принимается.

Заключение сделки с помощью оплаты

Ситуация: вы находите на маркетплейсе карточку товара, изучаете приведенную в ней информацию (цена, размер, цвет…), которая по закону является публичной офертой (предложение, касающееся всех без исключения покупателей) и оплачиваете товар.

В момент оплаты происходит заключение сделки (акцепт оферты), условия которой продавец уже не вправе менять. Ошибся с ценником, указал неправильные размеры или цвет – все эти ошибки будут трактоваться в пользу покупателя, подписавшего соглашение рублем.

То есть, в данном случае оплата является эквивалентом подписи, и неважно, что вы приобрели – товар или услугу. «Договором» же является сама карточка товара или описание услуги.

Вывод

Обсуждая условия сделки, следует внимательно следить за тем, что пишете вы и что пишут вам. Документы же обязательно подписывайте от руки, а затем сканируйте, либо заведите и используйте электронную подпись. И уделяйте особое внимание своим офертам – не закрались ли в них ошибки, которые могут вас разорить.

Читайте также:

Только не в найм: кем быть интроверту в этой вашей экономике

Я потратил на франшизу 10 миллионов – но получаю 500 000 в месяц

Как не остаться без зарплаты – на примере невыплат в «Связном»

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.