Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Как избавиться от импульсивных покупок – вот научный подход Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ) провела опрос и выяснила, что каждый десятый россиянин (почти 10%) делает панические закупки, на что его толкают тревожные новости в лентах и эфирах. А каждый пятый россиянин совершает по той же причине импульсивные походы в магазин, но не покупает.

Когда покупки делаются спонтанно и на чувствах – это эмоционально нагруженное потребление, при котором человек получает моральное удовлетворение, но все удовольствие портит выход за пределы бюджета. Что ведет к унынию.

Эмоционально нагруженное потребление чаще свойственно женщинам (10,1% против 8,5% у мужчин), как и импульсивное потребление (21,9% женщин и 18,9% мужчин). И чаще такое поведение свойственно молодым людям в возрасте до 35 лет (10,8% панических покупок и 30,8% импульсивных).

Как делать покупки правильно

Плохие новости и потянуло что-нибудь купить? Но погодите открывать приложение маркетплейса и набивать корзину товарами. Сейчас мы вам расскажем, как делать покупки правильно, по науке – чтобы вы и моральное удовлетворение получали, и не истощали чрезмерно бюджет. Вот несколько советов от Эмили Гай Биркен – специалиста по личным финансам, автора книг «За 5 лет до выхода на пенсию», «Заставь социальное обеспечение работать на тебя» и «Покончи с финансовым стрессом сейчас».

Выбираете ли вы новую пару обуви или ноутбук, вы всегда чувствуете эмоциональный подъем при покупке. К сожалению, сегодня кайф от покупки (нажатия кнопки «Купить»), не совпадает по времени с моментом доставки – получения товара на руки. Это одна из причин безудержного потребления, но не единственная, почему мы тратим слишком много денег на вещи, которые нам на самом деле не нужны или не особо нравятся.

Исследователи обнаружили, что мы плохо предугадываем, что сделает нас счастливыми, а что – нет. Такая наша неспособность делать прогнозы относительно наших же предпочтений означает, что мы постоянно кидаем деньги на ветер, а потом печалимся из-за этого.

Но это не значит, что мы обречены жить так постоянно. И вот как можно стать счастливее благодаря шопингу и без депрессивных последствий.

Остерегайтесь гедонистической адаптации

Это особенность людей оставаться на относительно стабильном уровне счастья, быстро возвращаясь к нему после позитивных или негативных всплесков. Доказано, что чем больше человек получает удовольствий, тем выше его ожидания и желания, а это не приводит к счастью.

То есть, покупка автомобиля – это серьезное приобретение, которая сильно влияет на ваш уровень счастья. Вы предполагаете, что каждый день, садясь за руль новенького автомобиля, вы будете испытывать счастье. И длиться это будет много месяцев. А то и лет.

Но любой, кто покупал новую машину, знает, что происходит все не так. Удовольствие, которое вы испытываете, обычно проходит раньше, чем из салона выветривается запах новой машины.

Это как раз и связано с психологическим феноменом – гедонистической адаптацией. Наш мозг быстро привыкает к новым обстоятельствам. Независимо от того, хорошо вам или плохо за рулем нового авто или перед клавой нового компьютера, эмоции, которые вы испытываете, исчезнут, как только пользование новой вещью станет нормой.

Это означает, что ни одна покупка не сможет надолго удовлетворить вас, так что не обманывайте себя. Пока вы не поймете и не изучите причины, по которым вы купили ту или иную вещь, вы будете продолжать гоняться за новой дозой гедонистического кайфа.

Небольшие, но регулярные покупки – и есть счастье

Что лучше поднимает ваше настроение? Каждые выходные в спа-салоне или маникюр с лучшей подругой два раза в месяц? Можно предположить (спасибо математике), что четыре похода в спа-салон в течение месяца покажутся вам приятнее. Но нет — на практике посещения маникюрного салона раз в две недели доставляют больше удовольствия. И (какой приятный сюрприз!) маникюр два раза в месяц дешевле четырех походов в спа.

Но почему два лучше четырех? Исследователи обнаружили, что маленькие, повторяющиеся удовольствия повышают уровень удовлетворенности жизнью. Как, впрочем, и мелкие неприятности, которых не избежать.

То есть, крупные покупки не приносят большего удовлетворения, поскольку вы быстро привыкаете к такому образу жизни. Поэтому небольшие, но регулярные приятности или покупки дарят больше счастья.

Трепещите от предвкушения

Механика импульсивных покупок удивительно проста, учитывая, что вам даже не нужно вставать с дивана, чтобы купить все, что душе угодно. Найдя на маркетплейсе симпатичный товар, вы испытываете радость от того, что скоро эта вещица будет принадлежать вам, и покупаете ее. Но очень маловероятно, что вы испытаете те же эмоции при получении товара на следующий день.

Откладывание же покупок поможет вам не только избежать опасности сиюминутных хотелок, которые исчезают так же быстро, как и появляются, но и растянет удовольствие от желания обладать той или иной вещью. Это называется предвкушение, которое и делает нас счастливым. Кроме того, ненужного хлама в доме при таком подходе поубавится.

Ожидание совершения покупки не выходит у нас из головы, в то время как простое нажатие кнопки «Купить сейчас» делает задачу выполненной, закрытой и забытой. Мы перестаем думать о выбранной и купленной вещи и не получаем удовольствия от предвкушения обладания ею.

Знайте, что у вас на уме

Если совместить неспособность человечества предугадывать, что сделает его счастливым, с лавиной рекламных сообщений, заставляющих нас покупать, то становится понятно, почему мы так часто покупаем вещи, которые нам на самом деле не нужны.

Справиться с этим можно, просто поняв себя. Когда вы смотрите на новенький блестящий гаджет и думаете о том, как он решит все ваши проблемы, вспомните о своей последней покупке, которая очень быстро стала пылесборником. И затем подумайте о том, какие небольшие, но регулярные покупки могли бы сделать вас счастливее. Выработайте привычку подобного самоанализа – это поможет вам тратить меньше, но получать гораздо больше удовольствия от покупок.

Читайте также:

Быть неудачником – норм. И хватит верить интернет-сказкам об «успехе»

Нечего и начинать или все же стоит попробовать?

Ми-ми-мистики или «сухие» рационалы: с кем опасней работать?

Продвинем ваш бренд

– пусть о вас знают все!

Подробнее
Поделиться статьей:

Новое на сайте

19 июн 2024
134
E-commerce в России – как продавцам завоевать доверие

Названы главные факторы, которые формируют доверие к онлайн-продавцам у покупателей.

19 июн 2024
179
Обучение лидерским навыкам: как создать кадровый резерв

Это не даст бизнесу просесть в случае ухода ключевого сотрудника.

19 июн 2024
28 860
Как не потопить проект, или Гайд по взаимодействию заказчика и SMMщика

Регламент взаимодействия и типичные ошибки.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.