Специалисты своего дела, якобы знающие цену личному времени и уверенные в себе, многие века демонстрировали окружающим «волшебное» умение откладывать важные дела на потом и решать все проблемы в последний момент при помощи «контролируемого» сосредоточения и напряжения всех сил.
Концепцию полезной и не разрушительной «активной прокрастинации» в 2005–2010 гг. предложили и развили сотрудница Департамента организационной психологии Колумбийского университета (США) Анджела Синь Чун Чу и сотрудник Монреальского факультета менеджмента Университета Макгилла (Канада) Джин Нам Чой.
Исследователи заявили, что существует не только негативный тип прокрастинации, но и позитивный. Якобы часть прокрастинаторов просто предпочитает работать под давлением. Будто бы такие люди принимают осознанное решение откладывать дела на потом.
Им приписали умение контролировать личное время, эмоциональную стабильность, правильную самооценку своей производительности и вообще высокую удовлетворенность жизнью.
Другие ученые, обратившие внимание на концепцию «активной прокрастинации», провели собственные исследования и усомнились в ней из-за методов замера шкалы прокрастинации, использованных авторами. Однако СМИ уже понесли по миру благую весть о том, что не всякое откладывание важных дел обязательно разрушительно.
Ну а обывателям только того и надо было. Какое классное самооправдание: «Я на самом деле позитивный, верно оцениваю свою производительность, контролирую временной ресурс и вообще красавчик».
Журналисты обратили внимание на то, что активную прокрастинацию назвали «адаптивной». Адаптивная же значит «хорошая». Ну, типа, такой стиль работы у людей. Поскольку в среднем 20 % взрослых землян подвержены избегающему откладыванию важных дел, у многих возникли некоторые надежды. Мол, может и не надо ничего менять?
Однако тут явилась группа ученых из Университета Гриффита (Австралия), решившая преодолеть недостатки более ранних работ по «активной прокрастинации». Они сосредоточились на дизайне своего эксперимента таким образом, чтобы он продолжался длительное время, на протяжении которого испытуемые демонстрировали бы какие-то изменения в поведении (это называется «лонгитюдное исследование»). Также авторы озаботились более тщательным измерением уровней прокрастинации, чем у предшественников, и построением математических моделей, которые должны были предсказать проявления обычной прокрастинации и «активной».
Ученые наблюдали выборку студентов, обязанных через две недели с момента начала эксперимента сдать важную работу, от которой зависело получение степени бакалавра. Из более ранних изысканий коллег авторам исследования уже было известно, что степень мотивации у людей к выполнению задания растет по гиперболе по мере приближения дедлайна, вот так:
Это то, что называют средним графиком продуктивности. Он присущ большинству из нас. Ученые предположили, что графики продуктивности у «негативных» прокрастинаторов и «позитивных» будут отличаться. Например, у одной из этих групп он окажется более пологим вначале и более крутым в конце. Короче говоря, исследователи хотели вычислить студентов с «активной» прокрастинацией как можно более объективно. Но не вышло.
Некоторые исследования даже сообщают, что у предположительных «активных» прокрастинаторов откладывание важных дел на потом вызвано желанием испытать эйфорию от кажущегося преодоления трудностей (которых могло бы и не быть).
Какие факторы на самом деле способствуют возникновению прокрастинации
Популярные СМИ любят публиковать подборки «типов прокрастинации» и могут утверждать, что их существует три, пять или даже семь разновидностей. Для каждой придумываются свои советы по преодолению проблемы. Ученые, конечно, такое не приветствуют и не советуют верить развлекательным статьям на эту тему.
К какой-либо типизации прокрастинаторов наука относится скептически, потому что стили прокрастинации слишком уж индивидуальны. Кто-то готов перемыть гору одинаковых тарелок, но откладывает приготовление любимой окрошки из-за того, что теряется перед вопросом – какую последовательность мытья выбрать для разнокалиберных овощей, зелени и вот этого всего?
Кто-то, создавая веб-приложение, которое должно продемонстрировать минимально работоспособный продукт, залипает на дизайне, надолго проваливается в подбор цветов, шрифтов и углов скругленности кнопок, хотя это не приближает к цели.
Заинтересованному в изменении своего поведения прокрастинатору стоило бы покопаться в научных публикациях, чьи авторы с тщанием подходят к поиску ответов на множество сложных вопросов, связанных с феноменом прокрастинации.
Это несомненно долгое и нудное занятие. Вроде важное, но не первостепенное. Ну чё прям щас, что ли? Давайте я на выходных посмотрю…
Спокойно! Мы все сделали за вас. Группа ученых из Арктического университета (Норвегия), Кельнского и Падерборского университетов (Германия) заметили, что прокрастинация особенно махровым цветом цветет в образовательной среде – в студенческих коллективах.
Авторы обзорного исследования и рекомендаций по борьбе с академическими проволочками составили таблицу факторов, которые надежно (с научной точки зрения) связаны с возникновением прокрастинации. Несмотря на то, что не все мы тут студенты, стоит сравнить их с нашими собственными рабочими и бытовыми ситуациями – это многое проясняет. Итак, вот что приводит к затягиванию дела и избегающему поведению:
- большая степень свободы: неструктурированные условия работы провоцируют людей, склонных к прокрастинации, откладывать важное на потом. Ведь они обычно импульсивны, имеют проблемы с рациональным планированием, а если и строят планы, то готовы полностью изменить их, когда что-то их отвлечет. Это рассматривается наукой как сбой саморегуляции;
- долгий срок до дедлайна: прокрастинация с большей вероятностью возникнет, если результат деятельности предполагает вознаграждение в отдаленном будущем;
- отвращение к задаче: необходимость сделать неприятное дело вызывает негативные чувства и дурное настроение, прокрастинатор избегает не столько задачи, сколько плохих ощущений, поэтому выбирает приятные дела;
- соблазны и отвлекающие факторы: отдаленное во времени вознаграждение за выполнение задачи не так заметно людям, как текущие приятные или неприятные стимулы. У прокрастинаторов эта картина преувеличена, сиюминутное хорошее или плохое застит далекий результат;
- нет информации об опасности прокрастинации: учебная среда не предоставляет студентам достоверной информации о том, что вниманием к собственному поведению и успеваемости следует сознательно управлять, и это увеличивает риск сбоя саморегуляции;
- студентов не учат учиться: образовательные заведения часто упускают тот факт, что навыкам обучаться тоже нужно учить (сравните со взрослой жизнью – мы часто откладываем решение задачи просто потому, что не знаем, как ее решать, и предчувствуем, что потратим много усилий, она кажется нам скучной, а это неприятно – здесь и далее курсивом прим. автора);
- недостаток возможностей для повышения чувства «самоэффективности»: даже если люди умеют решать некий тип задач, им еще и нужно верить в то, что они действительно на это способны. Когда условий для возникновения этого чувства нет, присутствует неуверенность. Из-за нее приоритет задачи субъективно снижается, и она откладывается на «завтра».
- неэффективная групповая работа: студенты участвуют в групповой работе, часто не обладая навыками совместного труда, необходимыми для достижения успеха. Это вызывает общую «социальную леность». Многие предпочитают трудиться в одиночку (вместе-то не умеют), тут их и настигает прокрастинация. Исследования показывают, что групповая работа, когда она слаженно ведется взаимозависимыми участниками коллектива, может быть связана с уменьшением прокрастинации (справедливо не только для студентов, но и для любого коллектива);
- влияние сверстников: принятые в группе социальные нормы («делай вовремя» или «да сто раз успеем») могут уменьшить (или увеличить) проволочки. Когда за студентами наблюдают другие студенты (демонстрируя правильные или не очень социальные нормы), то это может положительно или отрицательно повлиять на навыки саморегуляции учащихся (это снова про рабочий коллектив в принципе – не только про студенческий).
Ученые подчеркивают, что факторы, приводящие к прокрастинации, могут быть субъективными и объективными, индивидуальными и групповыми. Они переплетены между собой и с трудом поддаются четкой типизации.
Например, низкий уровень энергии, усталость конкретного человека в определенный момент времени может сделать его жертвой сиюминутных соблазнов и привести к откладыванию важных задач и переключению на отвлекающие занятия. Усталость у студентов обычно вызвана недостатком сна – скажем, в Норвегии об этом заявляют 45 % опрошенных.
Резюме под чашку кофе
Суперской, позитивной и адаптивной, «активной» прокрастинации высоких профессионалов не существует. Это красивый миф «адреналинщиков», звездных спецов обоего пола, которые обладают определенными генетически обусловленными способностями и улучшили их благодаря многолетнему труду и учебе. Такие люди на самом деле способны извернуться в невероятном кульбите в последний момент перед дедлайном и сдать хорошо выполненную работу вовремя.
Однако не верьте им, когда они заявляют, что все рассчитали заранее – они обаятельно и убедительно врут себе и всем остальным.
***
Автор знает, автор заканчивает этот текст далеко за полночь. А мог бы вчера не только материалы собрать, но и начать оформлять. Но он увлекся сравнением между собой таких интересненьких мнений российских юристов и аудиторов о том, как можно рассматривать с точки зрения действующего законодательства статус модных нынче в «криптоискусстве» NFT-токенов (ответ – никак, полегчало?)
Автора сгубили отвлекающие факторы, самоуверенность и рационализация (прям бизнес будет делать на NFT, ага). Поэтому на данной строчке он прощается с читателем и идет заваривать себе кофе, чтобы вернуться к компу чуть позже. Ведь нужно еще подумать об иллюстрациях…
Читайте также:
Русский антипрогресс: половина россиян боится интернета и хочет в прошлое