По данным аналитической компании Chainalysis Inc., рынок криптоискусства в 2021 году вырос до 41 млрд долларов. Для сравнения: в 2020-м продажи «традиционного» искусства и предметов античности составили 50 млрд долларов. Суммы отличаются не так уж сильно.
В 2022-м объемы NFT-рынка очень резко сократились, а в 2023, согласно исследованию компании DappGamble, цены на 95% NFT-активов упали до нуля. Вариантов дальнейшего развития событий два: либо после криптозимы рынок NFT снова взлетит на фоне популярности криптовалюты и ее постепенной легализации во многих государствах, либо цифровые активы пойдут по стопам Clubhouse и постепенно канут в небытие.
Как во времена «золотой лихорадки» больше всего заработали продавцы лопат, так и на рынке NFT заработали больше всего не те, кто купил или продал токены, а платформы, на которых проходили сделки.
Что такое NFT и криптоискусство?
NFT – это невзаимозаменяемый токен. Если очень упрощенно, он представляет собой запись с информацией, которая вносится в цепочку блокчейна. Эту запись видят все участники блокчейна, ее нельзя подменить или удалить. Данные о содержимом записи находятся в общем доступе – что делает NFT идеальной технологией для фиксирования права владения каким-либо объектом.
В случае цифрового искусства NFT представляет собой запись о создателе цифровой картины или файла и информацию о всех последующих ее продажах, владельцах и стоимости.
В рунете цифровое искусство, продаваемое с помощью технологии NFT, также называют криптоискусством.
NFT как технология существует уже несколько лет, но настоящий бум ее случился, когда с ее помощью стали продавать цифровые предметы, включая цифровое искусство.
Где продают и покупают криптоискусство?
Для покупки и продажи предметов NFT-искусства существуют специализированные маркетплейсы. Поскольку NFT возникли на основе смарт-контрактов Ethereum, большинство этих маркетплейсов проводит сделки в блокчейне Ethereum, хотя есть и исключения.
С некоторыми из популярных площадок для продажи криптоискусства можно познакомиться в этом видеообзоре:
Площадки для продажи NFT-искусства:
- Nifty Gateway – работают на блокчейне Ethereum, но проводят сделки в долларовом эквиваленте; на эту площадку художнику попасть непросто: отбирают уже известных или тех, кто делает по-настоящему классные работы, планка очень высокая.
- Rarible – маркетплейс, куда может загружать свои работы любой желающий; работают с изображениями, видео и звуковыми файлами; валюта – Ethereum. Основатели маркетплейса – выходцы из России, Александр Сальников и Алексей Фалин.
- SuperRare – еще один маркетплейс на блокчейне Ethereum. Как и Niftygateway, очень избирательны в плане размещаемых работ.
- Foundation – то же самое: работают на Ethereum, отбирают работы для размещения.
- NFT Showroom – работают на блокчейне Hive (не имеет комиссий за транзакции, в отличие от Ethereum, т. е. художнику не нужно платить за загрузку работы на маркетплейс); работы может загружать любой желающий.
Конечно, есть NFT-маркетплейсы и с другой тематикой. Например, на NBA TopShot продают цифровые карточки и объекты, связанные с баскетболом – по сути, гифки за несколько тысяч долларов. А на AtomicHub можно купить цифровые игровые карты.
Порядок работы с маркетплейсами достаточно простой. Художник регистрируется и загружает работу. В случае, если маркетплейс работает на блокчейне Ethereum (а таких большинство), платит за включение в блокчейн первоначальной информации о картине/файле (от 15-20 долларов в долларовом эквиваленте). Затем картина продается, часто в формате аукциона.
Пример лота, размещенного на маркетплейсе SuperRare. На странице отображается информация о создателе файла, его текущем владельце и вся история его продаж. Этот файл стоит более 37 тыс. долларов
Некоторые файлы уникальны, что повышает их стоимость – но это, как правило, работы уже известных художников. Другие можно купить ограниченное количество раз – количество тоже разное, есть файлы, которые сам автор продает только в 10 экземплярах, есть те, которые автор продает несколько сотен раз. Часто такие работы покупают, чтобы затем выставить для перепродажи, многократно завышая цену. Количество перепродаж не ограничено.
На многих площадках, кроме стоимости, по которой первоначально продаются картины, есть система royalty (чаще всего 10 %) – художник получает дополнительное вознаграждение при каждой последующей перепродаже.
Сколько можно заработать: самые громкие продажи
Начнем с произведения, после которого про NFT-искусство заговорили все крупные издания – цифровой коллаж художника Beeple «Everydays: The First 5000 Days». 11 марта 2021 работа была продана на аукционе Christie’s за 69,3 млн долларов. Как ясно из названия, картина состоит из 5000 изображений – художник рисовал по одному изображению в день на протяжении 13 лет, начиная с 1 мая 2007 года.
Знаменитый коллаж Beeple за 70 млн долларов. Рассмотреть детали можно на сайте Christie’s
Конечно, никто бы не купил за такие деньги коллаж ноунейма: на момент продажи Beeple уже имел 1,8 млн подписчиков в запрещенной теперь соцсети с картинками, сотрудничал с брендами Louis Vuitton и Nike, а также создавал декорации для выступлений Кэти Пэрри и Childish Gambino.
История очень показательная: на NFT-искусстве больше всего зарабатывают те, у кого уже есть громкое имя. Оно становится обоснованием стоимости произведения.
При этом громкое имя не противоречит тому, что художник может оставаться анонимным (спросите Бэнкси!). На сегодняшний день самый дорогой NFT был создан цифровым художником Pak. Никто не знает, кто скрывается за этим ником – высказываются предположения, что это вообще может быть группа лиц. Первый свой NFT он представил в феврале 2020-го, в 21-м сотрудничал с Sotheby – за три дня продаж коллекции работ The Fungible покупатели потратили $17 млн.
В декабре 2021 работа Pak «The Merge» была продана на маркетплейсе Nifty Gateway за $91,8 млн. Интересен способ продажи: картиной совокупно владеют 28 тысяч человек. Она продавалась по кусочкам стоимостью от $299 (для тех, у кого уже были картины этого художника) до $575 и выше в последние часы аукциона. Теоретически все эти люди могут «собрать» картину воедино и продать ее как целое – конечно, при условии, что на нее найдется покупатель.
Самый дорогой на сегодня NFT – «The Merge» от художника Pak. Стоимость – $91,8 млн
Потенциально это делает Pak самым «дорогим» художником в мире среди живущих, хотя однозначного мнения в среде искусствоведов по этому поводу нет. Предыдущий рекорд принадлежал Джеффу Кунсу – его скульптуру кролика на аукционе Christie’s в 2019 году купили за $91,1 млн.
«Кролик» («Rabbit») Джеффа Кунса был приобретен в 2019 году за 91 млн долларов. Источник фото
Кстати про Бэнкси. Его работу «Morons» («Дебилы») также превратили в криптоискусство. Блокчейн-фирма Injective Protocol выкупила ее за 95 000 долларов, оцифровала ее, а затем сожгла физическую копию, записав процесс на видео. NFT-картину 7 марта 2021 продали на Open Sea за 400 тыс. долларов.
В этой истории забавны две вещи. Во-первых, сожженная картина была одной из 500 копий, созданных Бэнкси в 2007 году, и мы сейчас посчитали только неподписанные копии. Приплюсуем еще 450 подписанных экземпляров. Получается, что в мире остается еще около тысячи аналогичных картин на бумажном носителе. Во-вторых, занятно само содержание картины, точнее, надпись на ней: «Я не могу поверить, что вы, дебилы, действительно покупаете это дерьмо».
Injective Protocol сжигает картину Бэнкси, чтобы сделать из нее NFT
Из российских художников одним из первых криптоискусство освоил Покрас Лампас: его работу «Transition» в прошлом марте купили за «скромные» 28 тыс. в долларовом эквиваленте.
«Transition» – проекция работы Покраса Лампаса на Чиркейскую ГЭС – стоила 28 тыс. долларов
Очень прибыльной оказывается продажа коллекций NFT. Канадские разработчики Мэтт Холл и Джон Уоткинсон (вместе – Larva Labs) в 2017 году создали серию CryptoPunks из 10.000 персонажей. Каждый из них сгенерирован компьютером и уникален. Изначально Larva Labs выпустили их практически бесплатно – нужно было оплатить только стоимость транзакции на блокчейне Ethereum, порядка 11 центов.
Персонажей быстро разобрали, и они стали предметом коллекционирования. На сайте разработчиков можно посмотреть актуальную статистику по «криптопанкам». Самый дешевый на момент написания статьи (из 10 тысяч персонажей) стоит в долларовом эквиваленте 195,5 тысяч. Самые дорогие сменили уже несколько сотен владельцев. Средняя стоимость продажи одного персонажа в прошлом году составила 267 тысяч долларов. Создатели, скорее всего, не остались в накладе и получают роялти с каждой продажи.
Самые дорогие «криптопанки». Дата внизу – это дата последней сделки. За основу сортировки взята сумма в Ethereum, в скобках – стоимость каждого персонажа в долларовом эквиваленте. Она составляет от 23,7 млн до 7,57 млн долларов
NFT-мемы
11 февраля 2021, создатель мема Nyan Cat разместил его на маркетплейсе Foundation за 3 Ethereum. Покупатель нашелся быстро, и началась цепочка перепродаж. 19 февраля 2022 мем был куплен в очередной раз уже за 300 Ethereum. По текущему курсу это чуть больше чем 906 тысяч долларов.
Мем за 900 тысяч долларов
Героиня этого снимка, Зои Рот, продала его 17 апреля 2021 за 180 Ethereum – порядка 495 тысяч долларов на момент сделки.
Этот мем стоит полмиллиона долларов
За что платят, покупая NFT?
Это очень хороший вопрос. Объясняя стоимость и ценность NFT-искусства, часто проводят аналогию с «Моной Лизой»: это тоже очень растиражированный предмет искусства, но тем ценнее становится оригинал. Чем больше шума вокруг – тем выше стоимость картины.
Но кажется, у такой логики есть изъян: во-первых, «Мона Лиза» как картина уникальна и существует в единственном экземпляре. Криптоискусство могут продавать десятки и сотни раз – в этом плане оно скорее напоминает лимитированную коллекцию каких-нибудь кроссовок, только их нельзя надеть и потрогать – зато можно перепродать.
Во-вторых, сколько бы копий ни было создано с «Моны Лизы», ценностью обладает физический оригинал. На нем есть оригинальные мазки Да Винчи, своеобразное «присутствие» художника, пронесенное сквозь века. В случае с цифровой картиной этого присутствия нет или оно не чувствуется. Или есть люди, для кого оно ощутимо?
С одной стороны, люди, приобретающие за тысячи долларов цифровую картину, имеют такую же мотивацию, как и люди, купившие дорогие часы, – желание чувствовать свою уникальность и некоторое превосходство над другими, свою особенность. Эти черты в психологии называются нарциссическими.Внутри человек как бы идентифицируется с купленным предметом, и уже уникальная картинка своей особенностью показывает не просто себя, а еще и личность владельца. Обычно эти черты личности формируются по разным причинам, таким как чрезмерная критика в детском возрасте, либо чрезмерное и неадекватное восхищение родителей (воспитание по типу «кумир семьи»), то есть там, где человеку не дали четкого адекватного восприятия себя, а также там, где есть убеждение, что любовь от людей можно получить только за что-то, за достижение или за некоторую уникальность.
Другая психологическая картина может быть у людей, имеющих накопительные черты, яркий пример – собирательство марок. Дело в том, что наша психика также выдает нам эмоциональное поощрение за достижение цели, и накопление чего-либо может стать неким наркотиком.
Любой бум на криптовалюту, так же, как и бум на криптоискусство, обусловлен жаждой наживы. В ситуации, когда социальное расслоение только нарастает и уже достигло беспрецедентных в историческом плане значений, любой, даже призрачный, шанс разбогатеть становится ниточкой, за которую пытаются уцепиться все, кто ставит себе такую цель. В этом отношении NFT ничем не отличается от феноменологии тюльпановой лихорадки в Голландии 17-го века или доткмов 20-го века.
Вряд ли можно утверждать, что к таким покупкам склонен определенный тип личности. Капиталистическая идеология, конечной целью которой является концентрация богатств в руках капиталиста, может довлеть над сознанием, независимо от типа личности.
Отечественные искусствоведы и аукционные дома с новым видом искусства в основном предпочитают не связываться. При этом о популярности такого искусства с удовольствием рассуждают участники криптоиндустрии.
Внимание! Комментарии ниже могут носить субъективный характер и не являются призывами к покупке NFT-искусства.
Обывателю может быть непонятно, почему красивые пейзажи, повторяющие реальность, или портреты, неотличимые от фотографий, стоят копейки, а коллаж, инсталляция из предметов быта или нарезка странных видеоотрывков стоит миллионы. Но это очень примитивный подход, который просто показывает, что человек не понимает, что искусство – это не исключительно подражание окружающему миру. Это поиск себя, новые пути самовыражения. И так было всегда. Кубизм, примитивизм, сюрреализм, поп-арт – каждый раз это нечто новое, чего раньше не было. Ценность предмета искусства – в его новизне, неповторимости в контексте предыдущих течений искусства.
NFT наиболее органично вписываются в концепцию искусства: неделимые, неповторимые, каждый токен уникален. Это такой симбиоз традиционных форм изобразительного искусства (даже коллаж – это уже давно не какое-то небывалое новаторство) и цифровых технологий, причем самый передовых из них, связанных с децентрализацией. Опять же, важен контекст – уже давно предметы искусства не оцениваются исключительно per se, сами по себе, в абсолюте. Нужен контекст, в котором появляется такой отчеканенный в цифре коллаж. А сейчас контекст просто обязывает как-то вносить элементы цифры в свое творчество.
Ценность цифровых предметов искусства складывается по такому же принципу, по какому складывается ценность обычных предметов искусства. Это уникальность, ограничение в количестве, трудозатраты на их производство, известность и опыт создателя.
Почему люди готовы отдавать такие суммы? Я предполагаю, что богатым людям тоже хочется испытывать восторг от приобретения чего-то уникального. Приобретение цифровых предметов искусства – это сделки умных с богатыми.
Зачем вам знать про NFT-искусство
Если вы дизайнер или художник
Маркетплейсы с криптоискусством могут стать неплохим источником прибыли. На YouTube уже полно видео, вроде «Как превратить ваше искусство в NFT» (спойлер: залить на маркетплейс и заплатить за включение информации о вашем произведении в блокчейн). Но видео, на самом деле, довольно полезное, по крайней мере, для новичков.
Начать можно с биржи, где нет отбора работ (см. список в начале статьи). Конечно, если у вас еще нет громкого имени, вероятность того, что кто-то купит вашу работу за несколько тысяч долларов, довольно мала. Но несколько десятков или сотен долларов – вполне реальная сумма, особенно с возможностью продавать произведение несколько раз и с роялти за последующие сделки.
С одной стороны, в 2022-м объем продаж (и перепродаж) NFT очень сильно упал.
Объем первичных (светло-синий) и повторных продаж (темно-синий) на NFT-рынке, в тысячах долларов
С другой – NFT-маркетплейсы продолжают работать, сделки на них продолжают совершаться. К движению присоединяются «громкие» имена. Например, в мае в форме NFT должны появиться знаменитые цветы Такаси Мураками.
Из аккаунта murakami.flower2022 в запрещенной соцсети. Эти изображения должны скоро будут выпущены в форме NFT и станут доступными для покупки
И хотя объем продаж сокращается, на общем фоне очень хорошо выглядят показатели коллекций NFT. Возможно, потенциальным покупателям и создателям стоит посмотреть именно в эту сторону.
ТОП-5 коллекций NFT с сайта Coinmarketcap
Если вы пиарщик или маркетолог
В качестве пиар-повода выпуск NFT пробовали использовать многие компании. Но удачно получилось далеко не у всех. Основной залог успеха – предложить пользователю какую-то «забавную ценность» и подвести под выпуск NFT красивую историю.
Так, ресторан быстрого питания Taco Bell в марте 2021 выставил на платформу Rarible больше 20 файлов, «вдохновленных тако». Кампания была приурочена к возвращению в меню ресторана картофельных блюд. Файлы были распроданы за полчаса.
За эту работу от Taco Bell кто-то заплатил более 977$
А теперь – к российским примерам. Первые два – о том, что бывает, если выпуск NFT не подкрепляется концепцией.
- «Газпром» в прошлом году выпустил NFT-пресс-релиз. Таким образом компания хотела сообщить о регистрации собственной цифровой платформы заправки самолетов Smart Fuel в реестре Минцифры (NFT размещался на этой платформе). Ценность такого пресс-релиза была совсем не очевидна, и в целом инфоповод не получил какого-то широкого освещения.
- Вторая история – неоднозначная. Группа «Руки Вверх!» в прошлом году выпустила на маркетплейсе Binance 148 NFT-лотов. С одной стороны, про это написали крупные издания. При этом упор они делали ожидаемо на «трешовой» части лотов: например, сертификате, который позволяет пожизненно запретить Сергею Жукову исполнять песню «Студент» (его в итоге никто не купил, потому что за него просили порядка 20 млн в рублевом эквиваленте). «Скучные» диджитал-украшения в количестве 100 штук и фигурки Сергея Жукова для публикаций оказались неинтересны – хотя их раскупили, а некоторые продавцы уже с момента покупки в ноябре 2021 безуспешно пытаются их перепродать.
В итоге пиар-кампания ожидаемо спровоцировала некоторую насмешливую реакцию. Возможно, так и было задумано. Но это явно вариант не для всех.
А вот кто точно показал себя с удачной стороны, так это Эрмитаж. С 31 августа по 7 сентября прошлого года музей продал на Binance 5 NFT-копий работ из своей коллекции. Самая дорогая, «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, была продана более чем за 150 тысяч долларов. Если мы заглянем на Binance сегодня, то увидим, что продажи картин были разовыми – без дальнейших перепродаж. Для NFT-мира это несколько нетипично и наталкивает на подозрения. Но как бы то ни было, в моменте пиар был хороший – про музей тогда довольно активно писали в связи с «аукционом».
Плюс продажи были подогреты предшествующим скандалом с участием лидера группы Rammstein Тилля Линдеманна, который без разрешения Эрмитажа попытался продавать NFT, где были в том числе музейные картины.
Возможно, скандал и не был частью спланированной Эрмитажем пиар-кампании, но он пошел ей на пользу. Добавил к «официальным» NFT интересную историю, помог их продать, засветил в СМИ сам музей как передовую институцию.
NFT в 2023 году
В сентябре 2023 года компания DappGamble провела исследование: специалисты посмотрели цены на популярные NFT-арты на площадке CoinMarketCap и сравнили их с тем, что наблюдалось на пике популярности этих токенов.
Анализ показал, что почти 70 тысяч NFT на данный момент не стоят буквально ничего — их цена равна 0 ETH. Между тем, это 95% вообще всех созданных за все время NFT, а владеет ими в совокупности 2,3 миллиона человек.
Светлана Шульман, маркетолог TexTerra:
«Нашумевшая технология в итоге выстрелила, но не смогла выдержать проверку временем. Думаю, связано это с тем, что не все новое хорошо приживается, особенно когда подавляющему большинству непонятно, как это работает и почему стоит так дорого. По факту – поигрались и бросили. Пойдет ли снова рост спроса? Скорее всего, нет. В таком быстро меняющемся мире сложно удержать даже крепкие позиции, а уж заново завоевать свое место — практически невозможно. Думаю скоро NFT станет чем-то «широко известным и быстро забытым в узких кругах».
Так что, если вы любите играть вдолгую и/или верите в лучшее будущее для NFT, можете потратить немного времени, чтобы бесплатно приобрести упавшие до нуля активы — возможно, в будущем они взлетят в цене. Но, как водится, главное — успеть это всё вовремя продать.
Предупреждаем – это сообщение не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией! Ну, на всякий случай!