Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Русский антипрогресс: половина россиян боится интернета и хочет в прошлое Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»
Может ли кто-то в здравом уме снова желать тусовок в живых очередях, чтобы заплатить по коммунальным квиткам? Реалистична ли картина, когда россияне говорят: «Да на фиг эти поисковики и объявления в интернете? Нам в ящик бесплатные газеты кидают – мы там все найдем». Возможно ли, чтобы в 2020-х люди заявляли: «Какие такие покупки через интернет? А пощупать? И вообще – там одно мошенничество!» Увы, около половины жителей страны именно такое отношение к Сети и демонстрируют. В современной России образовался драматический поколенческий и образовательный разлом, границы которого отчетливо маркированы наличием или отсутствием у граждан рациональных знаний об интернете и навыков обращения с ним.

Недавно ВЦИОМ опубликовал результаты опроса о восприятии россиянами интернета, и они удручают. Судите сами:

  • Только 34 % граждан считают, что интернет – «это скорее мощный ресурс получения достоверной и оперативной информации». Предсказуемо, что чаще так думают жители крупных городов и столиц (44-46 %).
  • 57 % опрошенных полагают, что интернет – «неконтролируемое информационное пространство, где можно встретить различную информацию, в том числе недостоверную».
  • 35 % согласны с тем, что интернет «несет угрозу семейным ценностям».
  • 27 % поддержали мнение, что интернет угрожает демографической ситуации.
  • 50 % опрошенных согласны с тем, что «зарубежные страны используют интернет против России».
  • 46 % считают, что «интернет значительно увеличивает количество самоубийств».
  • Лишь 54 % уверены, что «развитие информационного пространства, объединяющего весь мир (интернета – прим. автора) идет на пользу нашему обществу». ВЦИОМ сообщил, что «чаще такое мнение выражают люди с высшим или неполным высшим образованием (62 %)».
  • 32 % опрошенных считают, что интернет приносит обществу вред.

Здесь и далее представлены работы российского художника Евгения Зубкова. Они прекрасны, спасибо ему за то, что такое есть в Рунете

По данным, собранным коммерческим аналитическим центром НАФИ во время тестирования разных возрастных выборок россиян, базовым уровнем цифровой грамотности обладают 67 % граждан, и лишь 27 % хорошо разбираются в цифровых технологиях.

Что любопытно, возрастной разлом в цифровой грамотности не так прост, как может показаться («бумеры тупят, а зумеры рулят»). Тесты НАФИ выявили, что представители поколения Z в России, так же, как их дедушки и бабушки, слабы в некоторых навыках.

Например, оба поколения получили низкие баллы в компетенциях «работа с информацией и оценка ее достоверности», «настройка программного обеспечения» и «понимание влияния цифровых устройств на физическое и психическое здоровье». Эксперты НАФИ также указывают, что поколения «зумеров» и «беби-бумеров» объединяет отсутствие установок на познание нового в цифровой сфере.

Справедливости ради отметим, что доля продвинутых цифровых грамотеев среди представителей российского поколения Z все-таки выше, чем у других поколений – 36 %. Для сравнения: среди «иксов» и «игреков» таковых 30 %, среди «бумеров» – 12 %.

Данные ВЦИОМ и НАФИ неплохо согласуются между собой. И, к сожалению, все они сообщают, что около трети россиян – это иррационально настроенные против интернета люди, не знающие, о чем рассуждают. И что почти половина населения страны демонстрирует боязнь Сети по тем или иным (часто совершенно бредовым) причинам.

Российское IT-сообщество, а также значительный слой людей, занятых в разных сферах интернет-бизнеса, достаточно ясно понимают одну из главных причин такого положения дел: большая часть СМИ с серьезным охватом среди представителей поколения «бумеров» и «иксов» последовательно, год за годом изобретает для своей аудитории сказочные страшилки, связанные с интернетом.

Страхи, неприятие Сети и сетевой экономики сверхактивно насаждаются посредством каждого «утюга» предыдущего технологического поколения. Это приводит к непониманию людьми реальных процессов происходящих в интернете, к их дезориентации, развитию у них технофобий и приверженности неоллудизму со специфическим российским душком. Что особенно дико выглядит – похожие «утюги» работают и в самом интернете, намеренно дискредитируя его.

Параллельно упомянутые СМИ (названия которых все мы хорошо знаем – обойдемся без показывания пальцем) упорно прививают представителям двух старших поколений россиян мистический взгляд на окружающий мир, склонность к конспирологии, ксенофобии, априорное недоверие к науке и прочие виды мракобесия.

2010-е, а за ними и 2020-е становятся десятилетиями «Русского антипрогресса», несмотря ни на какие достижения отечественных IT-компаний и бурное развитие в стране e-commerce, социальных сетей, финасово-информационных технологий, решений в сфере искусственного интеллекта, физической интернет-инфраструктуры.

В результате, при том, что качеству и удобству того же российского финтеха в банковской сфере, скорости, дешевизне и проникновению широкополосного и мобильного интернета в России могут позавидовать многие передовые европейские страны, уровень рациональных знаний об интернет-технологиях в самом российском обществе остается поразительно низким.

Глубинные причины явления людям информированным более или менее ясны – они вызваны неустанным трудом определенного социального класса в сфере на букву «П», говорить о которой публично всяким «блохерам из интернетов» в теперешние времена заказано.

Но можно ли противостоять дремучести россиян на каком-то другом уровне игры?

Читайте также
Кому принадлежит твой аккаунт в соцсетях. Часть I. Рабство сетевого удобства

Просвещение на основе обывательской выгоды

Интернет-бизнесу, которому культивируемая ныне патриархальная дикость среднего россиянина и архаизация общественной мысли обещают в будущем убытки вплоть до развала и последующей ликвидации, вероятно стоит взять на вооружение методы другой деятельности на букву «П» – просвещения.

И, видимо, делать это нужно, отталкиваясь от маленькой домашней выгоды обывателя, которую он очень хорошо чувствует и понимает – в отличие от утомительного «познания». Также неплохо бы во главу угла экономико-просветительской деятельности ставить личный комфорт потребителя – он его очень ценит.

В подтверждение этого тезиса приведем данные недавно опубликованного исследования компаний Data Insight и «Авито» «Рынок С2С онлайн торговли 2020».

Оказывается, во вредном, опасном и суицидальном интернете бешеными темпами развивается частная торговля между гражданами РФ. Этот рынок за 1,5 года вырос на 87 %, в 2020 году его объем превысил один триллион рублей. Количество сделок скакнуло на 70 % и составило более 300 миллионов.

94 % российских интернет-покупателей, приобретших что-либо у частных лиц в 2020 году, заявили, что планируют делать это и дальше…

Интересно, не правда ли? «Интернет плохой, страшный, весь такой иностранный, но искать выгодные покупочки мы будем именно в нем. И вообще интернет, это одно, а "Авито" – <вы не понимаете> это другое».

Aliexpress для российского обывателя, видимо, тоже приемлемая штука. Недавно китайский интернет-гигант сообщил, что только за период с декабря 2020 года по конец февраля 2021 года пользователи «AliExpress Россия» оформили и оплатили более 90 миллионов заказов. Также в компании отметили, что показатели выросли по сравнению с тем же периодом прошлых лет.

Интернет-маркетплейс Ozon в 2020-м выполнил 73,9 миллиона заказов. Wildberries – 323,8 миллиона и отчитался о росте оборота на 96 %.

Как видим, распространенный в РФ миф «интернет – зло» не мешает развиваться онлайн-торговле и частным отношениям «купи-продай». Боль от надувания мифа пожинают скорее СМИ, научные, культурные, просветительские проекты, онлайн-инициативы в сфере искусства, текстовый блоггинг – все то, что простом русскому человеку воспринимать трудно, потому что требует от него шевелить мозгами, а выгоды и комфорта не приносит.

В связи с этим разумно было бы в 2020-х любую онлайн-активность организовывать таким образом, чтобы она очаровывала обывателя удобством и какой-никакой прибылью. Это древние мотиваторы, освященные традицией и человеческой нейробиологией, которая не сильно изменилась в последние 10 000 лет.

Читайте также
Кому принадлежит твой аккаунт в соцсетях. Часть II. Усмирение цифровой олигархии
Гарантированно приведем клиентов
Подробнее

А они точно в курсе, что такое «интернет»?

Есть тут и еще одно соображение. Не исключено, что значительная часть российских обывателей просто не представляет себе, как именно работают выгодные (или «выгодные» в кавычках) мобильные приложения на их смартфонах. Возможно, многие люди просто не считают их тем самым «злым интернетом».

Во всяком случае, российские возрастные пользователи электронной почты на мобильных устройствах или, скажем, мессенджера WhatsApp часто демонстрируют фундаментальное непонимание того, что эти сервисы – часть интернета.

То есть, то что в браузере – это он, а то что в смартфоне – «это… ну, типа… ну… Не знаешь, что ли? "Вотсап", короче, чё пристал…»

Это кажется странным, но задумаемся: а в курсе российские пенсионеры, что пенсион им начисляется и приходит на карточки с помощью вражеского интернета? Что медицинские учреждения используют электронные карты, базы данных и, конечно, Сеть для лучшей организации обслуживания населения? Что чертова уйма современной городской инфраструктуры России уже завязана на интернет-технологиях?

Думается, что миллионам граждан такое в голову никогда не приходит, потому что системно мыслить они не умеют, не хотят и вообще «…вон в "Кинопоиске" "Ход королевы" вышел, это про шахматы сериал, но на самом деле не про шахматы, а про крутых советских гроссмейстеров, которые всех порвали – не то, что сейчас… А потом там американцы сговорились, как наших вынести и… посмотри, кароч».

Возможно, и «Кинопоиск», и другие комфортные развлекательные сервисы для многих россиян тоже «не интернет», хоть некоторые из них и браузерные. Это какие-то удобные штуки, у которых есть названия (бренды по-нашему), не отсылающие к интернет-технологиям.

Даже и соцсети в иррациональном мире обывателя могут не считаться интернетом, который, как известно, работает против семейных ценностей. Соцсети в смартфоне – это какой же интернет? Это соцсети, ну!

Технологии укореняются через быт

«Русский антипрогресс», вероятно, уже века существует за счет специфического отечественного двоемыслия. Как же он похож на способ думать, например, начала XX века, когда ездить на дачу по железной дороге уже было норм, а вот электрификация считалась ой-ой какой бесовщиной!

Автор не силах отказать себе в удовольствии привести цитату из отчаянной депеши от 9 июня 1913 года, отправленной властям епископом Самарским и Ставропольским Симеоном по поводу попытки построить на территории его епархии электростанцию:

«Конфиденциально. Стол № 4, № 685. Депеша. Италия, Сорренто, провинция Неаполь. Графу Российской Империи его сиятельству Орлову-Давыдову. Ваше сиятельство, призывая на вас Божью благодать, прошу принять архипастырское извещение: на ваших потомственных исконных владениях прожектеры Самарского технического общества совместно с богоотступником инженером Кржижановским проектируют постройку плотины и большой электрической станции. Явите милость своим прибытием сохранить божий мир в Жигулевских владениях и разрушить крамолу в зачатии. С истинным архипастырским уважением имею честь быть вашего сиятельства защитник и богомолец. Епархиальный архиерей преосвященный Симеон, епископ Самарский и Ставропольский. Июня 9 дня 1913 года».

Как и век назад, объяснять обывателю, что на самом деле представляют собой новые технологии, бесполезно. Понимание их блага просачивается в общественное сознание через быт, через мещанскую выгоду и личный комфорт.

С интернетом в России будет то же самое. Эта бесовская штука вскоре войдет в обиход самых скрепных и архаичных домохозяйств, и в один прекрасный день перестанет быть бесовской.

А насчет «угроз»… Ведь никого в стране не удивляет наличие на улицах карманников и гоп-стоперов. Или там процветание коррупционеров, ТВ-кликуш и «сертифицированных белых народных магов», обклеивших своими объявлениями все столбы в провинциальных городах.

Со временем перестанет удивлять и наличие в Сети интернет-мошенников, цифровых крикунов и цифровых же коррупционеров с «экстрасенсами». Обыватель приспособится – научится обращаться с собственными персональными данными, паролями, двухфакторной идентификацией, цифровыми валютами и прочими новыми «нематериальными» ценностями и способами жить.

Затем обывательская дремучесть выберет себе какую-нибудь новую мишень вместо интернета и назовет ее крамолой – образование в виртуальной реальности, например. Или расшифровку личного генома в обычной поликлинике для индивидуального подбора лечения.

Классический «Русский антипрогресс» никогда не принимает ничего живого, свежего и сложного, но исторически вынужден переваривать новые технологии, да еще и нахваливать их по прошествии некоторого времени. Надо только подавать их под правильным соусом и ждать…

Поделиться статьей:

Новое на сайте

28 мар 2024
289
Правила сетикета – какие они и почему важны для вашей компании

В виртуальном мире существуют особые правила общения, не соблюдая которые легко навредить своему бизнесу.

28 мар 2024
4 061
Миф про многозадачность: мозг не умеет так работать

Так что работодатели зря пишут про этот навык на HeadHunter. Но способы всё успевать – есть.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!