SEO-продвижение сайта от 100 000 рублей

SEO-продвижение сайта от 100 000 рублей

Подробнее
mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Связаться со мной

Личный опыт: как я наказал интернет-мошенника digital-методами и вернул свои деньги

Оплата товаров и услуг в интернете – это удобно, но рисково. Чтобы не «попасть», нужно знать основные признаки «лохотрона» и самые распространенные схемы мошенничества, уметь находить в сети реальные отзывы и проверять юридическую информацию (ИНН, ОГРН). Однако от неприятных ситуаций никто не застрахован: каждый может потерять бдительность, поддаться эмоциям и понадеяться на авось.

Личный опыт: как я наказал интернет-мошенника digital-методами и вернул свои деньги
Дата публикации: 26 мая 2017
Иван Иваничев
43 484
Время чтения: 10 минут
Личный опыт: как я наказал интернет-мошенника digital-методами и вернул свои деньги Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Так и я попал впросак, когда понадобилось срочно купить клубни топинамбура на посадку. А потом несколько недель боролся с мошенником с помощью… SEO и SMM.

Ни денег, ни товара – только обещания

Осенью 2016 года я решил, что не зря учился на агронома и пора применять знания на практике. Теща выделила под эксперименты часть своего огорода. В качестве монокультуры выбрал топинамбур, так как он неприхотливый, востребованный, полезный для здоровья и экологии в целом.

Предложений в интернете было мало. Кто-то молчал, кто-то отказывался отправлять свежие клубни, кто-то работал только крупным оптом. Нашел сайт – он был явно сделан на бесплатном конструкторе, но не производил впечатления «однодневки», и это меня успокоило. Было видно, что им занимаются: подключенный бизнес-тариф, статьи, юридическая информация и скан сертификата соответствия.

Консультант (назовем его Алексей) мгновенно ответил в чате на вопросы. Он пообещал, что недели не пройдет с момента выкопки клубней до прибытия в терминал транспортной компании (важна срочность, так как свежий топинамбур быстро подсыхает и становится непригодным для посадки).

Интернет-маркетинг по-деревенски: как фермер клиентов в соцсетях искал

Интернет-маркетинг по-деревенски: как фермер клиентов в соцсетях искал

Я посчитал оптимальное количество посадочного материала и третьего октября внес предоплату.

Скриншот чека

Скриншот чека

По e-mail также сообщил ФИО, телефон, город и название ТК. На следующий день Алексей написал, что оплата принята, а мне должен позвонить некий работник компании (назовем его Александр) по поводу отправки заказа.

Оптимистичное начало: мошенник обещает, что все будет отправлено в срок

Оптимистичное начало: мошенник обещает, что все будет отправлено в срок

Дальше – тишина. Когда через несколько дней я спросил о заказе, Алексей заверил: клубни уже копают, заказ скоро отправят.

Еще была надежда: Алексей мгновенно отозвался и сообщил, что все в порядке

Еще была надежда: Алексей мгновенно отозвался и сообщил, что все в порядке

Я ждал, потом не выдержал, сам нашел телефон Александра и позвонил ему. Как оказалось, Алексей – лишь посредник, который владеет сайтом и принимает заявки. Именно Александр выращивает топинамбур и отправляет заказы. Он ответил, что Алексей дал неверную информацию. Они «начали копать только на выходных (8-9 октября), и, если оплатили товар, он будет отправлен завтра (12.10)».

Алексей игнорировал письма от 10 и 11 октября, но быстро позвонил после моего контакта с Александром и сказал, что решать такие вопросы нужно только с ним.

14 октября: снова никакой информации. В ответ на мой вопрос Алексей придумал новую отговорку – мол, выкопали, но не нашли машину, скоро отправим.

Новая сказочка от мошенника

Новая сказочка от мошенника

Дальше откладывать было нельзя, так как ночью температура воздуха стала опускаться ниже нуля. Оставалось еще чуть-чуть до закрытия дачного сезона.

Все об SMM: 114 статей и видео, которые сделают из вас профи

Все об SMM: 114 статей и видео, которые сделают из вас профи

В итоге позвонил товарищу 17 числа. Как вы смогли догадаться, товар не был отправлен. Я попросил вернуть деньги и отменить заказ. Алексей попросил номер карты, а на следующий день сообщил, что 2 800 рублей отправлены и скоро дойдут.

Переписка в следующие несколько недель выглядела примерно так

Переписка в следующие несколько недель выглядела примерно так

Спойлер: свои деньги я получил только через два с лишним месяца. К счастью, вовремя перестал надеяться на недобросовестного продавца – нашел посадочный материал в своем регионе и успел заложить плантацию в конце октября. В противном случае пришлось бы терять урожайность и тратить время весной.

А сейчас о том, как же мне все-таки удалось «стрясти» свои деньги с мошенника.

Mein Digital Kampf

В ответ на требования вернуть предоплату следовало молчание или новые отговорки. В конце концов я устал «кормиться завтраками» и решил действовать. В первую очередь обратился к знакомому юристу. Она сказала, что скриншотов переписки и скана чека «Сбербанка» достаточно для взыскания денег через суд. Естественно, ни малейшего желания обращаться туда или, тем более, в полицию, у меня не было.

Но на тот момент я уже год удаленно работал копирайтером, мало-мальски разбирался в SEO и SMM, и решил бороться digital-методами.

Создание вики-страницы «Вконтакте»

У меня есть паблик «Вконтакте», посвященный травам и здоровому питанию. В нем я создал wiki-страницу, на которой собрал все необходимое: историю, скриншоты, ссылки, контактные данные, реквизиты продавца. ФИО, телефон и название сайта указал в title и h1, чтобы страница лучше ранжировалась в поиске и могла предостеречь возможных покупателей.

Сделать вики-страницу может любой администратор сообщества «Вконтакте». Для этого нужно создать ссылку вида http://vk.com/pages?oid=-XXX&p=Нaзвание_страницы, где XXX – id паблика или группы. «Название_страницы» и есть title. Страница доступна любому без авторизации «Вконтакте». Подробнее о возможностях вики-разметки читайте в официальном сообществе.

В процессе сбора информации я обнаружил и другие случаи нарушения закона Алексеем. Оказывается, предприниматель привлекался к административной ответственности за пьянство и был ответчиком в арбитражном споре. Ситуация похожая: товар оплачен и не выслан, время посадки прошло, предоплата не возвращена. Ссылки на судебные решения и постановления я также добавил на вики-страницу, которую затем использовал для посева в соцсети.

Оформление группы «ВКонтакте»: самое подробное руководство в рунете

Оформление группы «ВКонтакте»: самое подробное руководство в рунете

Посев в соцсеть и тематические форумы

Доносить правду нужно не только ради того, чтобы достучаться до должника или отомстить. Важно предупредить потенциальных клиентов мошенника о возможных проблемах.

Я опубликовал информацию в нескольких «Черных списках» и «Подслушано». Такие сообщества есть почти у каждого, даже маленького населенного пункта.

Пример поста, размещенного в «Подслушано»

Пример поста, размещенного в «Подслушано»

Также добавил пару постов в тематические группы и на форумы, где сидит целевая аудитория продавца, а на fermer.ru даже нашел других пострадавших.

Как правило, администраторы сообществ охотно пропускают такие посты. Главное – наличие доказательств и соблюдение установленных ими требований.

При огромном желании можно оповестить всех друзей недобросовестного продавца и каждого участника его группы (паблика). Главное – придерживаться следующих правил:

  • чередовать отправку ЛС с другими видами активности (постингом, лайкингом, френдингом и т.д.);
  • менять текст сообщений: обращаться к каждому получателю по имени, использовать синонимы, добавлять/удалять знаки препинания;
  • избегать активных ссылок, особенно сокращенных (goo.gl и т.п.).

Все это поможет исключить блокировку аккаунта, с которого вы рассылаете сообщения. Можно перестраховаться и делать рассылку с «фейка».

Массированная атака

Стоит регулярно напоминать должнику о себе (скорее всего, он должен многим людям, поэтому может о вас забыть). Я действовал на всех фронтах:

  • звонил по телефону и писал SMS;
  • отправлял сообщения через лид-формы на сайте;
  • писал на e-mail и в соцсети – в сообщество и ЛС.
Если у нерадивого предпринимателя включена контекстная реклама (и нормально не прописаны стоп-слова), можно донести месседж необычным способом. Откройте поисковик, введите ключ, на который настроена рекламная кампания, и дополните призывом к действию. Например, припишите фразу «верни деньги». Человек получит послание, если посмотрит статистику запросов.

Не угрожайте: это ничего не даст. Ваша задача – предупредить продавца о последствиях потери репутации.

Как привлекать внимание и бесить конкурентов, или Вредное руководство по интернет-троллингу

Как привлекать внимание и бесить конкурентов, или Вредное руководство по интернет-троллингу

Обращение к партнерам по бизнесу

Я снова позвонил поставщику Александру и попросил прояснить ситуацию. Выяснилось, что он даже не видел этих денег – Алексей просто присвоил их себе. Раньше Александр постоянно сталкивался с задержками и отговорками, поэтому стал работать с ним только по предоплате.

Поставщик созвонился с Алексеем в начале ноября. Тот сказал, что отдаст мне деньги. После этого разговора ничего не изменилось: снова отговорки и пустые обещания. Повторно я вышел на связь с Александром 19 декабря. К тому времени должник попытался убрать из интернета информацию о себе и даже успел обмануть своего единственного (!) поставщика.

Терпение поставщика лопнуло

Терпение поставщика лопнуло

Через пару дней после этой переписки я получил деньги обратно.

Итоги digital-борьбы

Профит есть, работа прошла не зря. Как я это понял:

  • в ТОПе по репутационным запросам стала выходить моя вики-страница и несколько страниц сайтов-антимошенников с моим текстом (подобные ресурсы в автоматическом режиме собирают жалобы в свои базы данных);
  • товарищ стал требовать у администрации «Черных списков» убрать негативную информацию, ссылаясь на закон «О персональных данных» от 27.07.2006 N 152-ФЗ;
  • у интернет-магазина появился новый домен, то есть владелец попытался мимикрировать;
  • продавец попросил удалить все упоминания о нем, когда полностью вернет долг.
Персональная репутация в интернете

Персональная репутация в интернете

Конечно, риск потери репутации вряд ли беспокоит профессиональных аферистов, проворачивающих свои дела через фейковые аккаунты, сайты-однодневки и чужие паспортные данные. Методы борьбы, описанные в предыдущем разделе, не очень страшат настоящих мошенников, но сильно затрудняют их деятельность, а также хорошо подходят для воздействия на безответственных людей.

Большинство организаций и предпринимателей переживает за свое доброе имя, боится потерять деловую репутацию. Когда она находится под угрозой, PR-специалисты начинают активно действовать: стараются быстро уладить конфликт и решить спорный вопрос.

Ниже – два жизненных примера.

Обычный клиент банка vs. угроза деловой репутации

У моего отца кредит в популярном банке. Он вносит ежемесячные платежи в начале месяца, поэтому в декабре 2016 года заплатил нужную сумму раньше – хотел избежать просрочки из-за новогодних праздников.

С третьего января ему стали приходить SMS с требованиями погасить долг. Сообщения приходили по 4 раза в день. Отец жаловался по телефону, писал претензии в отделениях банка и через интернет. SMS-террор закончился только через две недели, когда сотрудники соизволили исправить ошибку.

Никто не извинился.

Другое дело, когда случай становится известным широкой общественности. Например, Сергей Кальварский пишет в «Фейсбуке» (на аккаунт продюсера подписано 13000 человек).

Отрывок из публикации на «Финсайде»

Отрывок из публикации на «Финсайде»

Вопрос решили уже через несколько часов.

«Финсайд» цитирует следующий пост Сергея

«Финсайд» цитирует следующий пост Сергея

Кстати, если хотите быстро решать проблемы с финансово-кредитными организациями, обращайтесь на «Банки.ру». Статья Артема Ейскова поможет правильно составить жалобу на портале.

Фактчекинг для контент-маркетолога (чеклист)

Фактчекинг для контент-маркетолога (чеклист)

Делаем выводы

Постараюсь кратко резюмировать вышесказанное и перевести историю в практическую плоскость.

  • Googl’ите тщательнее! Всегда гуглите перед тем, как покупать товар, заказывать услугу или устраиваться на работу. Ищите больше информации по адресу сайта, юридическим данным, номеру телефона, познакомьтесь с понятием траста сайта. Разбавляйте брендовый запрос ключом «отзывы»;
  • Действуйте смелее! Русская пословица «под лежачий камень вода не течет» как нельзя лучше передает смысл. Звоните, пишите, «распространите среди жильцов вашего ЖЭКа». В крайнем случае обращайтесь в суд и полицию (прокуратуру);
  • Читайте больше! Изучайте маркетинг и психологию, повышайте юридическую и финансовую грамотность. Must read по теме интернет-мошенничества: публикации МВД и «Викиучебника», серия материалов в «Т—Ж» и сайт «Лохотроны.рф».

А у вас был опыт столкновения с недобросовестными продавцами или мошенниками? Будет здорово, если поделитесь историями в комментариях к статье.

Оглавление
Сейчас читают

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.

Закажите бесплатную консультацию

Оставьте свои контакты,
мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка заполнения!