Еще в феврале безработица в России была на историческом минимуме и составляла 4,1 %. К концу года она может вырасти практически вдвое – до 7,5 %. Такие грустные прогнозы дает гендиректор HeadHunter Михаил Жуков. Учтем, что это только официальные показатели – вы, потеряв работу, вставали когда-нибудь на биржу труда, чтобы попасть в статистику?
Есть как минимум три позиции в зоне риска, и, если вы работаете на одной из них, – стоит подготовиться к возможному безрадостному будущему.
Вариант 1: менеджеры по продажам
Такой прогноз дают Национальное Рейтинговое Агентство и Аналитический центр НАФИ в совместном исследовании. Директора и ЛПРы компаний заявили, что они планируют сократить в ближайшие полгода:
- менеджеров по продажам – 17 % компаний;
- секретарей, курьеров и других сотрудников административно-хозяйственного обеспечения – 15 % компаний;
- дизайнеров – 13 %;
- HR-специалистов – 13 %.
Нанимать в ближайшие полгода будут:
- сотрудников производственного блока (рабочих, инженеров, технологов) – 18 % компаний;
- представителей маркетинговых специальностей (маркетологов, продуктологов, аналитиков) – 16%;
- IT-специалистов – 14 %;
- специалистов по логистике – 12 % компаний.
В торговле число маркетологов планирует увеличить четверть компаний – 24 % опрошенных.
Насколько репрезентативны результаты этого опроса? Скажем осторожно, что это точно не истина в последней инстанции. В опросе приняли участие 500 представителей бизнеса – собственники, первые лица компаний и ИП. При этом одинаково «весили» голоса микробизнеса, малого и среднего бизнеса.
От себя добавим, что планы сократить менеджеров продажам несколько озадачивают: эти специалисты (в теории) генерируют прибыль компании. Кажется, что это как раз то, что компании нужно в кризис.
Это подтверждает и главный эксперт HeadHunter по рынку труда Наталья Данина. По ее словам, менеджеры по продажам всегда были в дефиците на рынке труда, а дефицитные кадры обычно не увольняют.
Можно предположить, что уволенные или сокращенные из одной компании менеджеры по продажам более-менее беспроблемно найдут себе другую работу даже сейчас. Но расслабляться продажникам (да и не только им) рано – об этом далее.
Вариант 2: занятые в производстве товаров и услуг
Или, говоря красиво, сотрудники бэк-офиса. Это специалисты, работающие в фактическом производстве, администрировании и логистике – в том, что обеспечивает операционную деятельность компаний.
Таковы выводы апрельского опроса HeadHunter для издания Forbes. Насчет их точности тоже можно поспорить: статистика основывается на ответах 420 HR-директоров российских компаний. Но, по крайней мере, в этом исследовании в число респондентов должны были войти только достаточно крупные компании, не микробизнес и не ИП.
Результаты апрельского опроса HeadHunter для Forbes на основе ответов 420 компаний
Вглядевшись в график, увидим, что сотрудников отдела продаж и в этом варианте планируют сокращать в 22 % компаний. А потом – и HR-специалистов, потому что зачем они нужны, если у компании станет меньше сотрудников.
Насколько вообще масштабна проблема?
- В 23 % компаний с конца февраля число сотрудников уже уменьшилось.
- 9 % планируют сокращать штат до конца года.
- Но есть и хорошее: 14 % опрошенных расширили штат с конца февраля, 35 % планируют нанимать новых сотрудников до конца года. При этом принимать на работу будут в том числе сокращенных из других компаний – специальности в целом совпадают: производственный линейный персонал (43 %), сотрудников отделов продаж (34 %), ну и по традиции разработчиков и IT-специалистов (29 %).
В марте мы приостановили весь найм из-за катастрофической непонятности того, что происходило в экономике. Дело в том, что найм – это всегда история про инвестиции в развитие. Когда стоит вопрос выживания компаний и сохранения команд, заниматься им нецелесообразно: нужно минимизировать расходы бизнеса, а не увеличивать их.
Сейчас мы возобновили найм по самым актуальным вакансиям, и я думаю, что тенденция сохранится. Мы видим, что процесс подбора персонала «расконсервировался» и у других работодателей.
Но количество интересных позиций в целом по рынку снизилось. Уменьшилось и количество соискателей с уровнем от мидла до сеньора – во всяком случае, по нашему профилю. Это связано с тем, что часть кандидатов передислоцировалась в другие страны. Людей с нужным опытом на рынке сейчас очень мало или нет вовсе, поэтому такие сотрудники сейчас себя чувствуют очень уверенно, особенно в сферах интернет-маркетинга и разработки. Конкуренция за вакансии выросла, но специфически: на позицию претендует больше кандидатов с маленьким или чуть выше среднего опытом работы.
Поэтому сейчас стоит стараться сохранить за собой текущее место работы. Велика вероятность, что процесс поиска новой должности в сегодняшних условиях займет у вас больше времени и сил, чем 3-4 месяца назад.
А прямо сейчас предположительно больше всех страдают юристы. В сфере юриспруденции на неделе с 23 по 29 мая hh.индекс (соотношение активных резюме к вакансиям) составлял 10,4 – то есть больше 10 резюме на 1 вакансию. HeadHunter каждую неделю обновляет данные, смотреть их можно в этом разделе.
Сферы с самой высокой конкуренцией при трудоустройстве в последнюю неделю мая
«Нормальный» hh.индекс, по словам представителя HeadHunter Натальи Даниной, – 6. Весь 2021 год он «болтался» в районе четверки (3,9), что означало нехватку специалистов и проблемы с наймом для работодателей. Так что сейчас ситуация как бы «выравнивается». Но, понятно, с преимуществами скорее для работодателя, чем для работника.
Сфера маркетинга, рекламы и PR до «нормального» индекса даже немного не добирает, что должно означать некий дефицит специалистов – по крайней мере, на бумаге. Хотя не стоит обманываться: это направление все равно на вершине рейтинга по конкурентности (есть еще и продолжение списка на втором листе, куда вошли области с гораздо меньшей конкуренцией на должность).
Вариант 3: все «необязательные» работники
Основательница сервиса поиска работы Geekjob Кира Кузьменко утверждает, что сейчас компании будут оставлять только тех специалистов, наличие которых критически важно для функционирования бизнеса. Всех «необязательных» уволят или сократят, чтобы удержать бизнес на плаву.
При этом у каждой компании список «необязательных» специалистов будет своим. А у тех, кто останется работать, могут прибавиться обязанности от уволенных специалистов. Например, говорит Кира, работу проджект-менеджера может взять на себя глава разработки или продакт-менеджер.
Что делать, если вы понимаете, что и сами относитесь к «необязательным» работникам компании?
Советую обратиться к руководителю с запросом вида: «Как вы оцениваете мою работу в последнее время, чем довольны, какие есть нарекания, над чем стоит поработать». Объясните, что это нужно вам для выстраивания вашей работы в будущем.
Если руководитель озвучивает реальные проблемы в формате «здесь плохо, и здесь плохо», можно сказать прямым текстом: «Для меня очень важна эта работа, у меня дети, которых нужно кормить, и я сделаю всё, чтобы сохранить ее. Давайте сформулируем – как по чек-листу – какой результат вы от меня ожидаете, что мне сделать, чтобы уменьшить риск сокращения». Можно наметить дедлайн. Если вами как работником недовольны в настоящее время, можно попросить свериться еще раз через, к примеру, две недели.
Если основная причина переживаний – не сомнения в качестве вашей работы, а беспокойство из-за бизнес-показателей компании, вам также ничто не мешает выйти на прямой разговор с руководителем и поинтересоваться, как обстоят дела у компании, какие у нее доходы, есть ли новые клиенты, и как компания справляется с изменениями. Опять же, объясните свои вопросы: «Я очень переживаю, у меня трое детей, двое котов и фикус, и мне очень тревожно». Обычно разумные руководители подобную информацию от сотрудников не утаивают. Заодно можно запросить обратную связь по своей работе.
Если вы очень волнуетесь по поводу своей судьбы и финансовой защищенности, начните реализовывать дополнительные действия, не связанные с работой:
- потихоньку, но на регулярной основе формируйте буферную подушку (сбережения, равные сумме от трех до шести зарплат). Начните регулярно откладывать хотя бы небольшие суммы, чтобы у вас было чем оплатить коммуналку и необходимые расходы минимум на пару месяцев. Это позволит получить минимальную социальную защищенность, и это сильно успокаивает.
- начинайте обновлять резюме на hh и Superjob: актуализируйте, приведите в порядок, красиво оформите. Но не выкладывайте его в общий доступ – это тоже для внутреннего спокойствия: в случае чего вы знаете, что одним нажатием клавиши можете выложить портфолио и начать борьбу за вакантные места.
Чем более вы подготовлены к тому, что что-то может пойти не так, тем более комфортно и безопасно вы будете себя чувствовать.
Кого не уволят, тому порежут зарплату
Официально высокие показатели безработицы мы вряд ли увидим. Экономист Олег Буклемишев, комментируя ситуацию для признанной иноагентом «Новой газеты», объяснял это так:
Людей стараются не увольнять, а отправлять в неоплачиваемые отпуска, переводить на полставки. Есть действия, которые формально закрепляют сотрудников за предприятиями, не отправляют их на биржу труда. В России цифра статистики кривая: и регионам даются задачки, чтобы безработицы не допускали, и предприятиям — у них есть стимул не увольнять людей: кризисы случаются часто, а потом людей не соберешь.
По данным исследования HeadHunter для Forbes, 77 % компаний пока не пересматривали зарплаты сотрудников. Но каждый десятый работодатель прогнозирует снижение зарплат. Каждый пятый – напротив, повышение.
Проблема в том, что даже повышенные зарплаты не будут «успевать» за инфляцией – это данные того же HeadHunter из статьи «Сверхновая реальность рынка труда». Вот еще пара интересных выводов оттуда же.
Прямо сейчас (в начале лета) рынок труда начнет адаптироваться к новым реалиям. Можно ожидать сокращения рабочих часов, роста «теневой» и «гаражной» экономики, востребованности подработок. Сейчас будет расти безработица – пусть это и не отразится в статистике Минтруда. У большей части населения снизятся реальные доходы.
Из положительных моментов, которых, прямо скажем, не так много, HeadHunter отмечает:
- Новые возможности с Востока: Москва и Санкт-Петербург перестанут быть единственными центрами притяжения, изменится региональная структура занятости.
- Окажутся востребованными навыки людей в возрасте 45+, то есть тех, кто застал 90-е, и сейчас примерно понимает, как можно и нужно выживать.
Как всегда в кризис, бизнесу нужны будут эффективные менеджеры с подтвержденными результатами работы.