mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Заказать звонок

Главные тренды-2022 в российском бизнесе: б/у, много Китая, посредники

Либо перестроишься, либо увы.

Главные тренды-2022 в российском бизнесе: б/у, много Китая, посредники
Дата публикации: 23 мая 2022
Алина Хоконова
1 318
Время чтения: 29 минут
Главные тренды-2022 в российском бизнесе: б/у, много Китая, посредники Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

За пару месяцев бизнес в России кардинально изменился, причем ничто не говорит о том, что все вернется в прежнее русло в ближайшее время. А значит, всем компаниям, кто хочет пережить этот период, придется перестраиваться.

Весь 2022 год будет меньше денег, меньше выбор, больше конкуренция, выше инфляция, грустнее настроения.

Люди становятся все более экономными и вдумчивыми и делают все меньше случайных покупок по настроению. Цена, реальная необходимость продукта для человека сегодня, долговечность этого продукта оказываются не одними из, а самыми важными факторами при покупке.

В очередной раз для маркетинга актуальна фраза «Будь проще – и люди к тебе потянутся». Сложные визуальные и текстовые конструкции, красивые съемки, тонкая работа с типографикой не работают: чем легче считывается твое сообщение, чем понятнее выгода покупателя, тем лучше.

Можно готовиться к возвращению 90-х (надеюсь, только в стилистическом плане): кто перекричит соседа в маркетинговом сообщении, тот окажется в выигрыше.

Будущего нет – надо помочь человеку прожить сегодняшний день. В этом будет суть маркетинга в 2022 году.

Александр Монахов

Александр Монахов

директор по контенту и маркетингу в TexTerra

На какие продукты и услуги при этом делать упор в разных сферах бизнеса, рассказываем дальше – на основе опыта тех, кто уже перестроился.

Магазины электроники: продажа б/у товаров

Цены на технику взлетели еще в феврале, реагируя на резко возросший спрос и всеобщую неопределенность. К апрелю они немного откатились назад: интернет-магазин Ozon зафиксировал падение цен на электронику и товары повседневного спроса, российские ретейлеры «М.Видео–Эльдорадо», re:Store, «Связной» в последние недели апреля снизили цены на iPhone до 30 %. Снижение цен вызвано укреплением рубля и стабилизацией спроса. При этом реальные доходы россиян продолжили снижаться.

Нужна продукция по доступным ценам. Один из вариантов для этого – освоение вторичного рынка. «Яндекс.Маркет» и «Связной» запустили выкуп и перепродажу б/у смартфонов, а у «Ситилинка» работает проект по повторной продаже iPhone. Ретейлеры и раньше выкупали бывшую в употреблении технику в рамках программ trade-in – предоставляли скидку на новый гаджет в обмен на старый. Сейчас мы наблюдаем переход к «полноценной» торговле подержанными товарами.

Яндекс.Маркет – торговля б/у техникой. Бизнес-тренды 2022

Раздел с б/у смартфонами на «Яндекс.Маркет»

Аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын отметил, что причиной роста спроса на подержанные гаджеты является неопределенность: магазины техники сворачивают кредитные программы и программы рассрочки, поэтому людям приходится брать технику подешевле — на те деньги, которые у них есть.

Второй способ предложить продукцию по доступным ценам – расширить ассортимент за счет брендов массового сегмента. Так поступил «М.Видео-Эльдорадо», добавив в свой ассортимент бренды Thomas, Kuppersberg, Panairo, MEDITECH, Gunnar, Ginzzu, SEG, Supra, Brabantia, Simfer, Perfeo, Morphy Richards, Kelli.

Еще один тренд для сохранения прибыли – расширение клиентской базы за счет интернет-продаж:

  • «Ситилинк» объявил о расширении географии оказания услуг для бизнес-клиентов. Если раньше у компании заказать сборку компьютеров, установку техники, монтаж и демонтаж электротехнического оборудования и другие услуги могли в 30 городах, то в дальнейших планах «Ситилинка» – расширение до 80 регионов России.
  • «Яндекс.Маркет» расширил зону действия сервиса «Маркет для бизнеса» до 46 регионов России. Представители бизнеса теперь могут заказывать товары онлайн на юрлицо или ИП.

Маркетплейсы: акцент на российских брендах

У российских брендов должно быть меньше проблем с логистикой, и цены на их продукцию должны расти не так сильно, как на западные товары. Плюс можно сделать ставку на рост «патриотических» настроений покупателей. Акцент на российских брендах очень логичен со всех сторон.

Wildberries запустил раздел «Сделано в России» – туда попадает продукция брендов, созданных или придуманных в нашей стране. По словам компании, ассортимент товаров российского производства в апреле 2022 года на платформе вырос на 34 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первую неделю работы «Сделано в России» объем заказов российских брендов увеличился на 132 %. Самые популярные товары: для садоводства (+278%); электроника и бытовая техника (+247%); спортивная обувь (+239%); бижутерия (+215%); для новорождённых (+199%).

«Яндекс.Маркет» запустил внутри маркетплейса онлайн-универмаг «РУМ» с товарами российских брендов. Производители одежды и обуви, которые уже вышли на «Яндекс.Маркет», могут создавать там фирменные витрины – страницы с товарами, оформленные в стилистике брендов. Кроме того, появился раздел «Ремесла» с товарами для дома, созданными на российских производствах.

Бизнес-тренды 2022: изменения на маркетплейсах

РУМ Studio 29

Ozon запустил отдельную витрину c более чем 400 тыс. товарами от российских брендов, на которую можно попасть с главной страницы маркетплейса.

Бизнес-тренды 2022: изменения на маркетплейсах

Витрина с товарами от российских компаний на Ozon

На «Озоне», «Яндекс.Маркете» и Wildberries теперь можно будет торговать товарами из списка для параллельного импорта – об этом 12 мая сообщили «Ведомости». Это произошло после того, как правительство согласовало список товаров, которые разрешено ввозить в страну без согласия правообладателей: телефоны, компьютеры, бытовая техника, одежда, обувь, парфюмерия, автомобильные комплектующие и т. д.

Чтобы привлечь продавцов, маркетплейсы предлагают различные меры поддержки:

  • Ozon дал добро на бесплатное хранение товаров первой необходимости и повышенного спроса до 30 июня 2022 года.
  • Wildberries выделил более 7 млрд рублей на поддержку продавцов — деньги пошли на предоставление мартовских скидок покупателям за счет маркетплейса.

Службы доставки: посредники для покупок за рубежом

Напрямую в зарубежных онлайн-магазинах теперь что-то заказать проблематично, и службы доставки стали активно развивать услугу посредничества – естественно, за определенное вознаграждение.

СДЭК запустил платформу для заказа товаров из-за рубежа CDEK.Shopping. Через нее можно покупать товары брендов, ранее не представленных или ушедших с российского рынка: iHerb, Apple, Dyson и т. д. Платформа похожа на сервис международной доставки «СДЭК Forward», который существовал и ранее и позволял выкупать товары через байеров. Но CDEK.Shopping для конечного покупателя устроена проще: покупатель может просто оформить заказ через сервис, а платформа возьмет на себя все логистические и таможенные вопросы, а также вопросы оплаты. Судя по тому, что заказы стоимостью от 5000 рублей доставляются бесплатно, платформа берет за это достаточный для получения прибыли процент.

Бизнес-тренды 2022 – покупки в зарубежных онлайн-магазинах

Публикация с анонсом новой площадки на странице «СДЭК - Жизнь в стиле Экспресс»

У Boxberry и раньше действовала доставка из американских онлайн-магазинов BXBox, но после отключения Visa и Mastercard служба доставки ввела возможность выкупа товаров – услугу «Помощь с покупкой». В рамках этого сервиса клиент оплачивает товар и комиссию 10 % с рублевой карты, а Boxberry самостоятельно выкупает заказ с помощью международных систем оплаты.

А российским интернет-магазинам Boxberry будет предлагать возможность выхода в страны ЕАЭС.

Для интернет-магазинов мы предлагаем сервис, работающий по принципу одного окна. Клиент заключает договор с одним логистическим партнером, но получает сразу пакет услуг: это доставка в пункты выдачи и постаматы, курьерская доставка, предпочтовая обработка заказов для магазинов, которые работают с Почтой России, и доставка в страны Евразийского экономического союза. Последнее направление работы позволяет российскому бизнесу активно осваивать новые рынки, причем рынки дружественные, что особенно важно в ситуации, когда многие западные страны ведут санкционную политику в отношении России.

Алексей-Бездеткин

Алексей Бездеткин

коммерческий директор службы доставки Boxberry

Что касается стоимости доставки внутри города, компании будут искать способы оставить цены на прежнем уровне.

Мы планируем возобновить интенсивное сотрудничество с ПВЗ в крупных городах, так как это один из самых бюджетных способов получения товара. Также дадим нашим клиентам возможность нанять курьера с почасовой оплатой, это позволит небольшим магазинам, которые пока не успели нарастить большой объем заказов, не нанимать курьеров в штат и избавиться от этой статьи расходов.

Иван-Новиков

Иван Новиков

генеральный директор службы доставки «Пешкарики»

Бьюти-сфера: российская косметика, жир вместо филлеров

Санкции значительно ударили по сфере красоты. Цены на материалы резко взлетели, западная косметика, расходники и техника исчезли с рынка, уровень доходов населения либо уже упал, либо люди предпочитают пока приберечь деньги. Кроме того, салоны красоты и специалисты, работающие на дому, лишились одного из самых распространенных способов продвижения – через соцсеть-с-картинками.

Хотя параллельный импорт на ряд косметических товаров разрешили, Минпромторг запретил ввозить в РФ многие популярные косметические и парфюмерные бренды: Garnier, L'Oreal Paris, Lancomе, Prada, Armani, Maybelline New York, NYX, Giorgio Armani — всего около 50 брендов.

На этом фоне магазины косметики делают ставку на российских производителей. Например, компания «Л'Этуаль» собирается сдерживать рост цен на товары российских производителей и собственную продукцию. А сеть магазинов косметики и парфюмерии «Рив Гош» объявила о планах замены продукции брендов, ушедших из России, на косметику отечественных компаний. Сеть включит в ассортимент 40 российских марок.

Владельцы косметологических клиник столкнулись с тем, что поставщики приостановили поставки препаратов и расходных материалов, таких как ботокс и препаратов для проведения биоревитализации, мезотерапии. Однако ботулотоксин, коллаген и другие препараты поставляют не только США и Европа, поэтому все больше экспертов присматривается к проверенным российским аналогам, а также альтернативам из Кореи и Китая.

Пластический хирург Сельби Пенаева в интервью для «Афиша Daily» предположила, что сейчас на первый план могут выйти альтернативные методики на грани косметологии и пластической хирургии. К примеру, вместо филлеров иностранных производителей применить липофилинг, где в качестве заполняющего материала используется жир пациента.

Рестораны и кафе: новые поставщики, новые продукты

Ресторанный рынок в марте 2022 года просел на 10–50 %. Чтобы удержаться на плаву и не повышать цены (от чего разбегутся оставшиеся клиенты), заведения активно обновляют меню и тестируют аналоги импортных продуктов. В новом мире фарерский лосось заменяется мурманским, «итальянская» паста готовится из российской муки, аргентинский сыр замещается белорусским. Рестораторы добиваются поставок от местных хозяйств и акваферм, продумывают доставку из Армении и Казахстана, тестируют оборудование из Китая.

На обновленной онлайн-платформе SupportLocal локальные производители могут рассказать о себе и о своей продукции, а рестораторы – найти и выбрать подходящего поставщика.

Цены выросли на всё: особенно на ягоды, алкоголь и тунца! Но мы продолжаем придерживаться демократичных цен. Мы не собираемся терять голову, а будем вместо этого делать упор на разработке разнообразного и вкусного меню.

Представители питерского бара «УЕ!БАР»

Представители питерского бара «УЕ!БАР»

Мы собираемся обновить ассортимент, сделав уклон на полезные напитки, следуя возросшему спросу на ПП-продукты.

Команда нальчикской кофейни Branch Coffee

Команда нальчикской кофейни Branch Coffee

Одежда и обувь: б/у и Китай вместо Италии

Эксперты Fashion Consulting Group считают, что в 2022 году цены на одежду и обувь вырастут в среднем на 15–25 %. Рост ожидается не только в России, но и во всем мире по причине общего роста цен на все виды сырья.

Для снижения издержек на производство российские бренды ищут аналоги европейских тканей и фурнитуры в Китае, рассматривают Турцию и Иран. К примеру, бренд женской одежды Ololol всегда закупал ткани в Италии, а сейчас перешел на аналоги из Турции и Китая, где давно нашел фабрики с хорошим качеством. Бренд Studio 29 полностью перешел на ткани из Китая – по удачному стечению обстоятельств бренд еще во время пандемии назначил локальных сотрудников марки для подбора тканей.

А пока бренды пытаются сдержать рост цен, активно развивается реселл. Причем продажа б/у вещей не ограничивается «Авито» – растет популярность платформ для перепродажи люксовых товаров. По заявлению одной из таких платформ, Oskelly, за первые три месяца 2022 года спрос на реселл-рынке вырос на 72 %, а продажи — на 189 %. Oskelly связывает это с приостановкой деятельности зарубежных брендов и с тем, что многие потребители видят в люксовых изделиях возможность инвестирования. Михаил Постников, основатель реселл-платформы themarket, рассказал о трехкратном росте продаж с конца февраля. «Некоторые пытаются купить товары по комфортной для них сейчас цене, так как сложно представить, какой она будет через несколько месяцев».

IT-сегмент: отечественное ПО, кибербезопасность

IT-компании в текущих условиях испытывают проблемы, связанные с поиском аналогов зарубежным решениям, невозможностью работать с иностранными клиентами, повышением цен на процессоры и утечкой кадров. За февраль и март Россию покинуло 70 тысяч ИТ-специалистов (17 мая глава Минцифры Максут Шадаев заявил, что 80 % владельцев сим-карт, выехавших за границу после 24 февраля, вернулись в Россию).

Ирек Азизов, генеральный директор «ICL Системные технологии», рассказал «Хайтек», что основными последствиями геополитики являются отказ западных вендоров от поставок оборудования и программного обеспечения, приостановка техподдержки и обновлений. С одной стороны, обновление зарубежного ПО практически недоступно, а с другой – использовать свободно распространяемое ПО рискованно. Облачные сервисы из недружественных стран становятся недоступными, поэтому «ICL Системные технологии» рассматривает миграцию на облачные решения от российских поставщиков.

Тысячи российских сайтов под угрозой – иностранные хостинги показывают на дверь!

Тысячи российских сайтов под угрозой – иностранные хостинги показывают на дверь!

Импортозамещение в отрасли началось почти 10 лет назад, уже в 2019 году доля российского ПО в закупках госорганов составляла 65 %. Так что сейчас на отечественном рынке есть качественные ИТ-решения: вместо Microsoft Office можно установить «МойОфис», вместо Cloudflare — Qrator.

Генеральный директор компании ISPsystem Павел Гуральник поделился с It-world: «Очень многие сервисы и продукты имеют свои аналоги в России. Начиная от инструментов для совместной работы и заканчивая продуктами для ВКС и платформами для виртуализации, оркестрации инфраструктуры ЦОДов и т. д. Альтернатива в стране есть, но у пользователей появляются вопросы к тому, что многие отечественные решения не совпадают с западными один к одному». По словам Павла, переход на отечественный софт потребует многоступенчатой интеграции решения с другими ИТ-системами и переобучения сотрудников.

С конца февраля из-за участившихся атак на российские сайты растет тренд на кибербезопасность. Генеральный директор Positive Technologies Денис Баранов считает, что кибербезопасность стала одной из ключевых повесток в стране. Рост запросов на все продукты и сервисы обнаружения и отражения хакерских атак в компании в последние 2–2,5 недели марта значительно превысил все ожидания.

Мы попросили поделиться планами «Лабораторию Касперского», которую Федеральная комиссия по связи США сначала включила в список угроз нацбезопасности, а потом отложила эту идею.

«Лаборатория Касперского» продолжит развитие всей продуктовой линейки – для крупного бизнеса, промышленных организаций, СМБ и частного сектора. При этом, учитывая спрос на сложные комплексные решения для корпоративной защиты, мы уделяем повышенное внимание проектам с внедрением систем безопасности от целенаправленных атак. Кроме того, «Лаборатория Касперского» продолжит развивать кибериммунную операционную систему KasperskyOS.

Марина Усова

Марина Усова

руководитель управления корпоративных продаж «Лаборатории Касперского»

Умеренно-оптимистичное заключение

Кризис в России 2022 – как выжить бизнесу

История показов фразы «кризис в россии»

Бросив взгляд на наш любимый «Вордстат», увидим, что кризис в России – ситуация более-менее перманентная. И тем не менее, мы все еще живы, работаем и развиваемся.

Мы, конечно, затронули не все сферы бизнеса в публикации, приглашаем экспертов в комментарии, чтобы это исправить.

Оглавление
Сейчас читают

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.

Закажите бесплатную консультацию

Оставьте свои контакты,
мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка заполнения!