Не так уж много российских стартапов в диджитал завоевывали признание на мировом рынке. Тем примечательнее успех Miro, сервиса интерактивных досок для совместной работы. И тем печальнее то, что произошло теперь.
Miro разослала пользователям письмо, в котором объясняет, что из-за санкций США в отношении России и Белоруссии сервис больше не может предоставлять услуги в наших странах. Поэтому с 12 сентября 2024 года доступ к Miro владельцам платных аккаунтов будет закрыт. О том, что будет с бесплатными аккаунтами, пока неизвестно.
Напомним, что Минфин США запретил американским компаниям (а Miro давно переехала в США – еще 10 июня 2022 года) поставлять услуги IT-консалтинга и проектирования, IT-поддержки и облачных услуг, а также ПО «любому лицу в РФ» с 12 сентября 2024 года.
Но Miro пообещала, что останется доступной для пользователей бесплатных аккаунтов и после 12 сентября 2024 года. Соответствующее сообщение было разослано пользователям:
«Мы продолжили консультироваться со специалистами в области международной торговли, и подтвердили, что можем и дальше предоставлять услуги для пользователей бесплатных аккаунтов из России и Белоруссии».
Давайте вспомним историю взлета Miro.
Что за топ?
Forbes в седьмой раз составил мировой топ-100 частных облачных компаний. Издание делает это совместно с инвестиционными фондами Bessemer Venture Partners и Salesforce Ventures — поэтому сразу поясняет, что в список включены компании, в которые эти фонды инвестировали (во все сто или только в некоторые из списка, непонятно).
Отбор участников и распределение мест между ними происходит весьма туманно. Основные критерии — темпы роста компаний, объем продаж, рыночная стоимость и репутация участников. Последнее определяется через консультации с 26 генеральными и исполнительными директорами различных компаний.
Успех Miro
Стартап был основан в Перми в 2011 году Андреем Хусидом и Олегом Шардиным. Но название Miro появилось только в 2019 году, до этого сервис назывался RealtimeBoard. Первая версия виртуальных досок была выпущена в 2012 году. До 2015 года в команде было меньше 10 человек. На безубыточность компания вышла к 2018 году. С того же года стартап привлекает инвестиции.
В январе 2022 года Miro получил очередные инвестиции – на $400 млн, в том числе от одного из фондов-составителей рейтинга Forbes — Salesforce Ventures. Компания была оценена в $17,5 млрд. Вероятно, по этим двум причинам она смогла попасть в топ в этом году.
Сейчас общее число работников Miro — больше 1700. Среди клиентов — Cisco, Dell, Deloitte, Under Armour. Число пользователей превышает 39 млн человек.
Хотя стартап и основан россиянами, сейчас назвать его российским нельзя. Как пишет компания в блоге, это корпорация, базирующаяся в США, зарегистрированная в Делавере, с двумя главными офисами в Сан-Франциско и Амстердаме. Офис в России компания закрыла в марте 2022 и дала возможность релокации желающих в другие офисы. Сейчас «все директора, сотрудники и операции [компании] находятся в США, Евросоюзе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона». Все данные пользователей тоже хранятся на территории Евросоюза и США.
Приобрести платную подписку на Miro из России сейчас нельзя. Но бесплатная версия осталась доступной, и это — сознательное решение компании. Возможностей на free-тарифе большинству пользователей вполне хватит для полноценной работы.
Что можно делать в Miro
Miro — интерактивная доска для совместной работы над проектами в режиме реального времени. От большинства подобных сервисов Miro отличает разнообразие возможностей и форматов работы.
Даже бесплатная версия поддерживает интеграции с Zoom, Skype, Trello, Google Drive, Unsplash, Dropbox и некоторыми другими сервисами. Благодаря этому внутри единого интерфейса можно и совершать видеозвонки, и работать с доской. На саму доску можно добавлять видео, изображения, заметки и PDF-файлы.
Основные возможности досок Miro
На бесплатном тарифе пользователю или команде доступно создание трех интерактивных досок. Количество участников на них не ограничено. Для досок разработано множество шаблонов: интеллект-карта, для мозгового штурма, канбан-доска и прочее. Заявляется, что шаблонов сотни.
К доске можно предоставить доступ для редактирования или переслать содержимое как PDF-файл.
Демонстрация возможностей Miro
Кто еще в списке облачных компаний от Forbes
Первая десятка участников выглядит так:
Топ-10 облачных компаний в 2022 году по версии Forbes. Полный список из 100 позиций
На первом месте Stripe — платформа для проведения онлайн-платежей, очень популярная на американском рынке. Встроенное API позволяет подключать к ней различные сервисы и, например, выставлять счета на оплату через Slack. Но в России и других странах СНГ (а также в Африке) сервис не работал и до 2022 года. Подключить его было можно, но окольными путями.
Вообще, из списка топ-10 широкому российскому пользователю известны, наверное, только Canva и Figma. Первая закрыла доступ пользователям из нашей страны даже в бесплатной версии (но это решается включением VPN), вторая остается доступной в бесплатной версии. Еще один популярный сервис — на 12-м месте. Это Grammarly, расширение для проверки орфографии. Работу с российскими пользователями оно сейчас остановило.
В целом список оставляет впечатление, что набор инструментов на российском и зарубежном диджитал-рынке довольно сильно отличается: в топе очень много незнакомых названий.
Читайте также:
Правило 7 касаний: ваш товар точно купят, а услугу – закажут