Может, вы хотите устроиться эсэмэмщиком к конкурентам и активно им вредить? Ремейки на Г. Остера помогут вам делать это эффективно :-)
Менять стратегию без стратегии
Если вдруг звонит заказчик
И неистово кричит,
Что ему клиентов срочно
Надо новых раздобыть,
Поменяй в постах шаблоны
И пиши контент в стихах,
Пусть все старые клиенты
Окончательно сбегут.
Любая работа с сообществом начинается со стратегии. Когда берешься за проект, который давно существует на рынке, но аудитория пассивная, эту самую стратегию хочется кардинально поменять. Вместе с заказчиком вы ругаете прошлого SMM-щика, заново анализируете проделанную работу и конкурентов, решаете обновить контент, дизайн, интерактивы. В итоге – аудитория в шоке и не понимает, что творится.
Стратегия введения изменений – это то, на чем редко акцентируют внимание. Я сама долго не видела разницы между развитием «нулевой» группы и группы на несколько тысяч подписчиков. Шоковая терапия тут хороша только как сознательный шаг.
Постепенно менять мелочи и смотреть на реакцию – более безопасное решение. В этом надо еще убедить заказчика. Часто предприниматели просят менять концепцию чуть ли не по несколько раз за месяц. Они душой болеют за свое дело и впадают в панику, если спустя пару дней продажи не подскочили. Этим грешат владельцы малого бизнеса, а чем меньше выборка, тем больше нужно времени для анализа. Потакать паникующим клиентам нельзя.
Конечно, строить стратегию надо в зависимости от насущных целей. Если хотите довести имеющуюся аудиторию до покупки – это одна ситуация, а если вы с помощью рекламы активно привлекаете новых людей – ситуация другая. Но лучше минимизировать потрясения: один раз проанализировать все, найти рабочую концепцию, а потом только незначительно ее корректировать.
Пожалуй, это самый вредный совет. Любые позитивные изменения принесут негативные результаты, если вводить их необдуманно.
Сделать бюджетный интернет-магазин
Когда не знаешь, что писать,
Описывай товар:
Какие люди дураки,
Что без него живут.
Зафоткай сказочный продукт
На белой простыне,
Призывы к действию добавь
И терпеливо жди.
Иногда в VK еще попадаются сообщества, которые открыли в качестве замены сайту: там фото товаров, цены, переписка с подписчиками по поводу заказов. Бесплатная альтернатива сайту – это, конечно, заманчиво, но ничего общего с SMM не имеет. И вряд ли многие захотят вступить в такую группу: в лучшем случае купят, что надо, уйдут и забудут о вашем существовании.
Если вы все-таки хотите максимально использовать возможности соцсетей, надо развлекать ЦА и делиться чем-то полезным: контент-план не может состоять исключительно из рекламных постов. Люди заходят в соцсети, чтобы отдыхать и общаться. Если на вашей площадке им будет интересно, ваши товары будут постоянно ненавязчиво мелькать перед глазами.
В идеальном коммерческом сообществе людям комфортно общаться, а вы можете продемонстрировать экспертность и заботу о покупателях. Нарочито рекламные тексты и скучные изображения с товаром губят группу, они просто не оставляют подписчикам поводов для активности.
Смотрите нашу подборку статей и видео по SMM: с ними вы научитесь использовать возможности соцсетей в полном объеме.
Купить мертвых душ
Мало лайков и комментов,
И завален KPI?
Покупай у дяди Васи
Ботов – сто рублей пучок.
Комментарии от фейков,
Несомненно, вдохновят
Самых преданных клиентов
Ничего не покупать.
Я всегда из кожи вон лезла, чтобы отговорить заказчиков от черных механик. У меня они вызывали бессознательное отторжение. Но не буду категоричной – некоторые успешно используют ботов и достигают с ними результатов быстрее. С законами психологии ничего не поделать, люди больше доверяют другим людям (пусть даже виртуальным), мало кто вступит в сообщество с десятью участниками. Плюс лайки помогут повысить охваты и заинтересовать вашим контентом больше людей.
Однозначно сказать можно одно: неумелая работа с накрутками действительно губит группы. Если на всех постах у вас по два-три лайка, а на последних – по сто тысяч, это явно вызовет подозрения. Да и бессодержательные комментарии выглядят странно в большом количестве. Наконец, боты рано или поздно превращаются в мертвых собачек, и их надо вовремя удалять, чтобы группа не превратились в братскую могилу.
В разумных пределах накрутки могут пригодиться на старте, но надеяться на них как на панацею точно не стоит: в долгосрочной перспективе только белые механики принесут результаты.
Отказаться от дизайна
SMM-щик – не дизайнер,
«Фотошоп» ему не нужен:
За картинками в музеи
Пусть подписчики приходят.
В группе нужно много текстов,
Много смайлов и эмодзи.
А без баннеров и фоток
Можно обойтись спокойно.
Красота – это, конечно, не главное. Но загубить группу с таким подходом можно запросто. Многие вещи требуют дизайна: аватарка, баннер, посты, навигация, виджеты, товары. Необязательно оформление соцсетей должно быть нарочитым, но совсем не думать о внешнем виде сообщества нельзя. Важно придерживаться единообразия, не делая картинки слишком строгими и скучными. В дизайне группы вам помогут следующие правила:
- Выберите шрифты, которые будете использовать постоянно. Лучше взять пару: один – для заголовка, другой – для мелкого текста. Рандомное использование шрифтов создает ощущение небрежности: лучше подобрать одно удачное сочетание и придерживаться его. В нашем гайде по типографике вы найдете готовые шрифтовые пары, подходящие на любой случай.
- Выберите основной цвет или несколько цветов, которые будут отличать вас от конкурентов. Люди быстро схватывают и хорошо запоминают цвета – благодаря дизайну они сразу будут понимать, в чью группу попали.
- Думайте о функциональности. Дизайн нужен не только для красоты, но и для удобства. Выделите яркой картинкой самый нужный виджет, сделайте понятное меню группы с нужной информацией, пишите актуальные анонсы на баннерах. С помощью дизайна можно структурировать информацию: пользователь сразу поймет, что главное, а что – второстепенное, и сможет провести время с пользой на вашей странице.
В оформлении сообщества есть много тонкостей: например, надо, чтобы в мобильной версии важная информация не оказалась обрезанной на картинке. Расположение разделов группы – тоже важная часть дизайна, которая поможет управлять вниманием пользователя. Читайте наш самый подробный гайд по оформлению сообщества: в нем освещены все технические нюансы.
Сделать сложный дизайн
Если вдруг в графу бюджета
Ты случайно внес дизайн,
Надо, чтоб об этой трате
Непременно каждый знал:
Делай больше градиентов,
Иллюстраций и 3D.
Так клиенты будут видеть,
Как серьезно все у вас.
В социалках люди ждут неформальной атмосферы, так что если с дизайном перестараться, это тоже пойдет во вред. Как отсутствие оформления вызывает недоверие, так и слишком строгий продуманный дизайн может оттолкнуть пользователей. Выбор визуала должен быть обусловлен маркетинговой стратегией.
Например, если вы рассчитываете на молодежную аудиторию и приветствуете неформальное общение, в группе успешно можно использовать мемы и гифки. Если хотите производить более консервативное впечатление, то и дизайн должен быть строгим. И в том, и в другом случае важно, чтобы оформление было понятным: виджеты не должны путать с товарами, текст на баннерах и постах должен легко читаться. Дизайн – средство коммуникации, которое может помочь в продвижении.
Постить стоковые фото
Снимать на камеру самим
Не нужно ничего.
Давно придуман интернет,
Там фоток миллиард:
Цветы, пейзажи и коты
Подходят ко всему.
Клиентов сразу покорит
Твой безупречный вкус!
Лучше всего снимать собственный контент: это повышает доверие к вам, создает неформальную обстановку и дает возможность создать нечто интересное и уникальное. Качество фотографий имеет второстепенное значение: надо пытаться снимать хорошо (или хорошо редактировать в «Фотошопе»), но вполне можно делать это на смартфон и не выставлять освещение три часа. Живые фотографии, пусть даже с мелкими косяками, помогут привлечь интерес пользователей.
Иногда действительно нет возможности снимать много хорошего контента. Обращаться к стокам можно, но с очень большой осторожностью.
- Надо избегать старых фотографий и картинок: цветовые сочетания, одежда и прически людей выдают возраст картинки. Если очевидно, что фотографии двадцать лет, размещать ее точно не стоит.
- Особенно быстро устаревают коллажи и обработанные фото. Если видите старомодные эффекты и шрифты, не берите такой контент.
- Заезженные картинки тоже не нужны. Это могут быть современные фото, которые часто используются другими компаниями. Если картинка кажется знакомой, ее тоже лучше отложить.
- Наконец, на стоках попадаются фото плохого качества. От них надо отказаться по понятным причинам.
Подобрать хороший контент со стоков, не испортив при этом группу, – непростая задача. Возможно, снять собственный контент даже проще. Если же вам все-таки нужны чужие фотографии, смотрите нашу подборку фотостоков.
Сохранять интригу
Если сразу не удастся
Запороть проект успешно,
То гора вопросов глупых
Будет в личке и комментах.
Цены называть не надо,
Засекреть ваш точный адрес,
Про товар узнают сами
От кого-нибудь другого.
Есть устоявшееся мнение, что цены людей отпугивают, поэтому многие предпочитают оглашать их исключительно в личке. Но, учитывая огромную конкуренцию в соцсетях, это вопрос спорный: так ли подписчик захочет именно ваш загадочный товар, чтобы превозмочь лень и написать сообщение? Ситуации бывают разные, но хорошим тоном считается указывать хотя бы примерный диапазон цен.
То же самое касается характеристик товаров: общие слова о качестве и пользе людям в соцсетях будет скучно читать. Лучше давать конкретные примеры использования и обращать внимание на интересные детали. Даже если у вас ничем не примечательный продукт, можно найти у него конкретные качества, которые помогут в отстройке от конкурентов. Но стереотипные рекламные фразы в этом точно не помогут.
Правильно дать изначальную информацию о продукте – это только полдела. Группу еще можно загубить, если не общаться с подписчиками. Оперативные ответы на вопросы – это очень важно, никто не захочет ждать по несколько дней. А если другие пользователи увидят вопросы без ответов в комментариях столетней давности, то и сами не захотят обращаться.
Слепо подражать другим
SMM – серьёзный челлендж,
В одиночку не осилить.
Надо брать пример с успешных
Иностранных крупных брендов:
Фотки взять у «Кока-Колы»,
Отрерайтить тексты Apple.
Ничего, что мы в России –
Есть же «Google Переводчик».
Этим часто грешат сами предприниматели. Самый простой способ сориентироваться на рынке – посмотреть, что делают другие. Вот только перенимать чужой опыт стоит с осторожностью: то, что сработало у других, необязательно сработает у вас.
Особенно спорным это решение становится, когда для малого бизнеса в России в качестве эталона берут западные бренды-гиганты. Социокультурные факторы существенны в маркетинге. В разных странах люди доверяют разной информации, отличаются привычками и предпочтениями. Любую заимствованную идею сначала надо адаптировать под наши реалии.
Никогда не заглядывать в статистику
Чтобы мыслить позитивно,
Аналитика вредна:
Может, труд твой бесполезен?
Меньше знаешь – крепче спишь.
Сочиняй посты и сторис
И не думай ни о чем.
Интуиция подскажет,
Что клиенту по душе.
Нормальные показатели в каждом конкретном случае могут варьироваться, но заглядывать в статистику однозначно нужно. Если, конечно, нет цели загубить группу. В VK есть возможность следить за посещаемостью группы, охватами и активностью подписчиков. Также для этого можно использовать сторонние сервисы.
Анализ статистики помогает:
- Понять, какой контент больше нравится аудитории, что люди готовы обсуждать и в каких случаях делают репосты.
- Оценить эффективность рекламы.
- Понять, над чем надо работать. Хорошая посещаемость может никак не отражаться на лайках, а лайки совсем не гарантируют комментарии. По статистике вы сразу увидите, какие показатели самые слабые.
- Понять общую тенденцию. Чтобы двигаться дальше, периодически надо анализировать всю проделанную работу – за месяц, полгода или год.
Теперь вы точно знаете, как создать плохое сообщество в VK :-) А если хочется создать хорошее, активное и лояльное, а самим заниматься возможности нет, делегируйте SMM-специалистам TexTerra.