B2B блог?! – Запустили десятки таких в 2024. Подробнее здесь

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Оформление лонгрида: как помочь читателю осилить много букв Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Маркетинговый свет не сошелся клином на видео и картинках: как показывает практика нашего блога, люди готовы читать длинные тексты. Мы уже писали об особенностях сочинения лонгридов, но работа над ними не ограничивается писательским трудом. Поэтому сегодня хочу поговорить о способах их верстки на сайтах и о том, как можно улучшить читаемость длинных постов в соцсетях.

Лонгриды на сайте

Очевидно, что огромный текст без всякой структуры читать трудно. При публикации лонгрида нужно сделать простую и понятную конструкцию из букв. Это важно как на уровне абзацев, так и на уровне отдельных символов.

Общий вид текста

Русский язык – тяжелый для веб-форматов. Переносы тут не приняты, а длинные слова то создают огромные дыры в конце строк, то вываливаются из общего массива.

Такие дыры образуются в конце строк. В английском, скажем, проблем почти нет, в нем очень много коротеньких словечек, и они амортизируют это безобразие

Почитать в таком режиме пару абзацев – не страшно. Но в длинном тексте прыжки по строчкам вызывают раздражение, глаза быстрее устают, сконцентрироваться труднее. Переносы слов, которые принято делать в печатных книгах, не только экономят бумагу, но и создают ровное текстовое полотно.

Увы, в цифровом мире переносы не приняты. В качестве альтернативы можно менять трекинг (расстояния между всеми буквами) и кернинг (расстояния между конкретной парой символов). Но нужно ли?

Помните эти раздражающие огромные пробелы посреди строк? О них я и веду речь

Трекинг и кернинг надо применять в меру, и лучше не пытаться с их помощью выровнять весь текст.

Адекватным образом вы никогда не превратите русскоязычный текст на сайте в благопристойную прямоугольную простынку. Остается принять этот косяк как данность и использовать другие возможности оформления по максимуму.

Во-первых, текст делится на абзацы. Всегда. В цифровом мире приняты так называемые швейцарские абзацы, в них кусочки текста отделяются друг от друга пустой строкой. В бумажных книгах для отделения абзацев делают красную строку, ради экономии места, но на сайтах этот прием использовать не стоит: выравнивание из-за них будет смотреться небрежно не только с правой, но и с левой стороны.

Если поставите «книжные» абзацные отступы на сайте, будет вот такая бяка. Когда текст неровный с обеих сторон, он смотрится совсем плохо

Используйте маркированные списки, если в тексте идет перечисление равнозначных блоков информации. Благодаря спискам самое важное не затеряется в общем массиве. Нумерованные списки нужны, только если вы упоминаете последовательные пункты – иначе цифры запутают читателя.

Делайте акценты с помощью жирных и курсивных начертаний. Главное – определитесь для себя, для какого рода информации вы используете каждое начертание и не путайте их. Часто жирным выделяют главное, а курсивом – второстепенное (или цитаты, например). Также для выделения информации можно использовать втяжку: размещать целый абзац с отступом от левого края. Это часто делают для списков, цитат, лирических отступлений.

Знакомьтесь, это втяжка

Вопрос об акцентах остро стоит, если вы размещаете текст на сайте сплошным полотном: тогда глаз будет цепляться за списки, начертания и втяжку. Но иногда текст размещают в несколько колонок – тогда важнее не переборщить с акцентами и сделать структуру понятной. Поэтому колонки всегда делаются по сетке: вы должны выбрать минимальный модуль, который везде будет повторяться.

Например, можно поделить пространство на две колонки вот так

Главный хребет текста – это заголовки. Если у нас несколько колонок, мы должны четко понимать, который заголовок к чему относится. Иначе в длинном тексте мы не поймем, где продолжать чтение. Поэтому заглавие всего текста должно охватывать все колонки, как в примере выше. А вот совсем плохой пример для сравнения:

Кажется, что заглавие относится только к левой части текста

На самом деле на сайтах делают колонки гораздо реже, чем на бумаге. Опять же из-за рваных окончаний строчек! Колонки узкие, разрывы более явные и от них рябит в глазах. Поэтому в большинстве случаев сплошной текст – это более выигрышный формат.

Работа с символами в тексте

С общим видом текста разобрались. Теперь к деталям - в которых, помимо дьявола, кроются шрифты, «коридоры», висячие строки, висячие предлоги и целых три разновидности пробелов.

Начнем со шрифтов. Они бывают с засечками и без. Считается, что для чтения хороши засечки, но сейчас и рубленые шрифты спокойно используются в статьях. Шрифт – это настроение вашего текста. А еще у шрифта есть кегль (размер), и обычно его варьируют в районе 12-14 pt, чтобы чтение не вызывало трудностей.

Вот, чувствуете разницу настроения? Пожалуй, верхний вариант “Анне Карениной” идет больше

Подробнее о тонкостях типографики читайте в нашей статье.

Выбором шрифта и кегля дело может ограничиться: раньше книжки печатали на века, а сейчас контент выходит регулярно, и тонкости верстки отходят на второй план. Но если вы делаете важный текст, который будет долго висеть на сайте, можно и заморочиться.

Вычистить висячие строки, например. Это коротенькие слова, которые остаются в конце абзаца.

Слово «грифа» тут стоит впихнуть в основной массив текста. Для этого надо немножко уменьшить или увеличить трекинг в абзаце

Еще бывают висячие предлоги, союзы и знаки препинания.

Эта проблема решается с помощью неразрывных пробелов

Кстати, есть три вида пробелов – обычные ставятся между словами, короткие обрамляют знак тире, а неразрывные помогают избежать косяков, которые я показала выше. Вряд ли вашим читателям важно обрамление тире, а вот висячие символы подправить можно.

Убрать «коридоры». Их получить искусственным образом очень трудно, так что картинки не будет. Но вы можете столкнуться с тем, что пробел в одном и том же месте стоит в трех-четырех строчках подряд, образуя большую вертикальную дырку. Это «коридор», его можно убрать, покрутив кернинг.

Даже если у вас нет времени вникать во все тонкости, чтобы превратить абзацы в произведение искусства, просмотрите готовый текст. Вдруг вас раздражает большое белое пятно, образовавшееся из пробелов, или отдельный предлог в конце строчки, из-за которого трудно понять смысл фразы? Всегда можно что-нибудь придумать. Но помните, что после редактуры хотя бы одного слова вся картина уже изменится, потому что слова сдвинутся.

Дальше можно креативить: менять цвет текста, фона, наклонять и двигать строки. Главное – текст должен читаться без затруднений. Для этого должно быть соблюдено как минимум три правила:

  1. Буквы всегда должны быть значительно темнее или светлее фона (лучше темнее);
  2. В заголовках не должны разрываться слова;
  3. Для вертикальных надписей лучше наклонить на 90 градусов строку, а не печатать буквы в столбик: русские буквы очень разные по ширине и плохо смотрятся в вертикали.

Чтобы научиться интуитивно отличать хорошую верстку от плохой, попробуйте пройти тест по ссылке. Никаких академических знаний он вам не даст, но даст общее представление о хорошей читаемости текста.

В этой статье говорится о нашей услуге
Контент-маркетинг

Лонгриды в соцсетях

Во «ВКонтакте» можно верстать статьи, почти как на сайтах, но иногда длинные тексты пишут и в формате обычных постов. А в соцсети-с-картинками и вовсе нет выбора. Возможности структурирования текста в постах очень ограничены, но они есть.

Смайлики бывают полезны

Эмодзи в длинном посте могут служить в качестве маркеров. Маленькие картинки позволяют выделить самое важное, показать заголовки или отделить куски текста друг от друга.

Вот вполне читаемый текст. Работает разделение на абзацы и маркеры

Впрочем, не едиными эмодзи жив SMM-щик. Обычное разделение на абзацы тоже актуально для соцсетей, хоть и работает по-другому: в постах абзацы гораздо короче, чем на сайтах, так легче читать. Иногда абзацными отступами выделяется и вовсе одно слово - получается подобие подзаголовка. И, поскольку, жирных / курсивных начертаний в постах нет, КАПС ЖИВ! Он подходит для заголовков или самых важных фраз.

Иллюстрации в лонгриде

Современные лонгриды отличаются от романов Льва Николаевича – прежде всего, это мультимедийные конструкции. Должна сказать по опыту автора, что подбирать картинки – это сложно. Легко, только когда вам есть, что демонстрировать. Но иллюстрации нужны периодически, для структурирования текста, развлечения читателя, акцентирования вашей мысли. Кажется, что привлечь внимание можно рандомной картинкой...

На деле несвязанные с повествованием иллюстрации оказывают дурную услугу: выбивают читателя из колеи, и потом только труднее сосредоточиться на тексте

Милые и смешные картинки, мемы и комиксы хороши только тогда, когда вы можете их притянуть к содержанию. Хотя бы за уши. Поэтому Керри с ноутбуком за работой - пойдет, а Керри без ноутбука отвлекает.

Идеально, когда картинки не просто служат для структуры, а раскрывают содержание статьи. Вы можете проиллюстрировать то, о чем говорите, показать примеры, схемы и графики. Очень важно, чтобы везде были релевантные подписи, и не было ненужной информации, о которой вы не говорите. Это частая беда, когда графики приходится скачивать из интернета.

Выбирая иллюстрации, приходится думать еще и о технических аспектах: детали большой картинки со смартфона можно не разглядеть, а гифки могут не загрузиться при медленном интернете.

Среди потока картинок и односложных фраз, популярность лонгридов - настоящее чудо. Читатель намерен провести с вами много времени, добровольно. Длинные тексты хорошо заходят даже в соцсетях, если правильно подать их аудитории.

Нужна помощь с контентом для VK ? Обращайтесь к нам за услугами Контент-маркетинга.

Читайте также:

Как написать заголовок: 10 рецептов создания убойных хедлайнов

Сокровище копирайтера: 17 сервисов для работы с текстом

Как написать грамотное техническое задание на текстовый контент

Поделиться статьей:

Новое на сайте

11 окт 2024
1 011 908
Как запускать рекламу в «Яндекс.Директ» в 2024 году — полный гайд

Без Google Ads тоже есть жизнь! Теперь Яндекс — единственный эффективный инструмент для настройки контекстной рекламы в России, который постоянно обновляется.

11 окт 2024
260
Гордиться работой или мечтать об увольнении: куда качнулся маятник общественного мнения

Горжусь своей работой! – А что делаешь? – Не важно! Объясняем новый парадокс.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.