Существуют десятки рейтингов российских вузов, но до сегодняшнего дня не было ни одного, который бы оценивал имидж учебных заведений в интернете и соцсетях.
Выбрали двенадцать вузов, «подружившихся» с digital, изучили их социальные сети, стиль общения, спецпроекты и выявили лучших в четырех категориях.
Вузы, собранные в статье, хороши по многим параметрам и могли бы быть сразу в нескольких номинациях. Мы выбирали те, чьи аккаунты в соцсетях показались нам наиболее современными, а использование возможностей интернета – наиболее эффективным.
Лучшие на YouTube
НИУ «ВШЭ»
На YouTube-канале Высшей школы экономики более 77 тысяч подписчиков.
Помимо интервью, на канале регулярно выходят видео в рубриках:
- «Вышка объясняет» – о том, что такое ипохондрия, как распознать fake news, как работает вакцина от COVID-19.
- «Студенческая жизнь» – видео из жизни студентов.
- «Видеолекции о финансовой грамотности» – содержание понятно из названия.
Сейчас (для более точного понимания, что нужно нашей аудитории) мы в минимальной степени задействуем коммерческое продвижение YouTube-площадки. Нам важно посмотреть на органику: как ведет себя наш «ядерный электорат» – те, кто подписался на наш канал. Полезно ли это нашим подписчикам или нет, насколько они заинтересованы в тех темах, которые мы предлагаем.
Мы внимательно следим за глубиной просмотра на канале – с запуском новых рубрик она выросла в целом на 14%. Сама площадка требует, как известно, больших вложений и сил. Пока мы задействуем свои внутренние ресурсы для того, чтобы ее преобразить.
Задача рассказать шире в новых медиа об экспертизе университета касается не только нашего YouTube-канала, но и других площадок в соцсетях.
С Instagram у ВШЭ все тоже хорошо – они уже освоили Reels:
И давно освоили IG TV и AR-эффекты:
Еще Вышка выпускает подкасты: «Поступай как знаешь» (о поступлении в университет), «Ворона желает знать» (обо всем на свете) и «Мировой факультет» (об актуальных проблемах международной обстановки).
Мы в Дирекции по связям с общественностью в целом исходим из того, что для нас важен каждый из каналов коммуникации с аудиторией (сейчас наша дирекция ведет 24 канала на 7 площадках – VK, Instagram, Facebook, Twitter, YouTube, Telegram, TikTok).
Университет – это не только студенты или абитуриенты, это еще их семьи, наши коллеги, работающие в НИУ ВШЭ, внешняя аудитория, которая формально не имеет отношения к университету, но интересуется тем контентом, который может произвести такой центр экспертизы, как Вышка.
Недавно мы вышли на площадку TikTok с двумя совместными проектами со студентами университета. Один аккаунт посвящен нашим студентам, действующим и будущим, это неформальный канал-коммьюнити о студенческой жизни. Второй канал – официальный канал университета – мы посвятили формату edutainment. Здесь нам важно делиться знаниями, рассказывать о Вышке и ее практиках.
Мы верим, что это поможет нашим абитуриентам увидеть университет и его атмосферу, и готовы и дальше развивать все эти направления, отвечать на вопросы и общаться.
КФУ
Еще один YouTube-канал, на который хочется «залипнуть», – это UNIVER TV Казанского федерального университета. У канала более 54 тыс подписчиков.
На нем регулярно выходят новости:
Часть видео и плейлистов переведена на английский язык.
Представлен как развлекательный, так и образовательный контент.
«Громкие рыбы» о татарских видеоклипах и образовательные рубрики («PROкосмос» и «PROнаука»)
В Instagram у КФУ много UGC, а в IG TV – видео с представителями разных факультетов:
В приложении вуза (для Android) можно отслеживать успеваемость, а на сайте –изучать часть дисциплин онлайн.
МФТИ (Физтех)
На YouTube-канале Физтеха (более 20 тыс подписчиков) выходят самые разные видео, от развлекательных сюжетов со студентами до образовательных лекций:
Студенты рассказывают о дружбе на Физтехе
На проекте «Физтех.Science» увлекательно рассказывают о науке. Соединив «легкое безумие ведущего», юмор, видеомемы и фундаментальные знания, здесь объясняют «квантовую запутанность на примере обыкновенных носков»:
У «Физтех.Science» есть популярный аккаунт в Instagram (подписчиков больше, чем на основной странице МФТИ) с шутками и мемами для тех, кто в теме:
Еще у Физтеха выходят несколько подкастов – «Первая пара» (подкаст-шутка), «Служу Физтеху» и «А что дальше?» (истории выпускников университета).
Лучшие в Instagram
Университет ИТМО
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики отличает современный подход к ведению аккаунта. У них узнаваемый яркий дизайн и легкий тон общения со студентами.
«Привет, дигиталы!» напомнило нам стиль коммуникационного агентства Setters
Контент разрабатывается с учетом актуальных трендов. Например, здесь точно понимают разницу между бумерами и зумерами:
А маска-игра отправляет в университеты Постиронии, Разрешения Отсылания Голосовух и Ускоренного Респауна (кажется, поймут только зумеры).
Старые песни о главном теперь «греют сердечки» тем, кто слышал их в детстве (конечно, уже в виде шутки) :
Помимо креативного «Инстаграма», у ИТМО есть и другие проекты, например, генератор нейронекдотов:
Вуз активно ведет TikTok, но лучшими их делает, конечно, Instagram.
@itmoru Прикрываете своих друзей? #нуонанеможет #сваты #универ #студент #прогул #итмо #препод
оригинальный звук - сваты
ТГУ
Instagram Томского государственного университета – это длинная лента живого, яркого контента и UGС от студентов. По хештегу #явтгу уже более 9 тыс. публикаций.
Вуз говорит с аудиторией на одном языке, а разнообразный и позитивный контент вызывает улыбку и желание приобщиться к студентам.
Официальный аккаунт регулярно реагирует на истории студентов и делает репосты:
Для того, чтобы студенты не забывали об университете даже на каникулах, ТГУ создал фирменные заставки для телефонов:
И, конечно, у университета есть своя маска:
Instagram ТГУ о том, как живут в нашем университете. Поэтому более 70% контента – это UGC. Это позволяет нам понять, что сейчас происходит и о чем думают студенты.
Мы со своей стороны снимаем видео и стараемся делать специальные проекты, чтобы показать тот университет, которого студенты не видят. Хочется, чтобы, просматривая аккаунт, ты понимал, что это место, где каждый может реализоваться и где интересно.
Instagram ТГУ – это всегда друг, который поддержит перед сложным экзаменом, ответит, что ты молодец, если получилось сдать, и проконсультирует, если есть какие-то вопросы. В общем, почти все университетские соцсети с обратной связью так себя позиционируют.
На этом диджитализация вуза не заканчивается – у ТГУ есть 3D-тур по университету, подкаст «Качай нейрон», созданный учеными университета, Telegram-канал с полезными анонсами и смешными гифками и YouTube с образовательными видео.
Конечно, одна из главных функций университетских соцсетей – это информирование, поэтому мы стараемся заниматься интересной упаковкой важной информации: как практической (в каком волонтерском проекте поучаствовать или как попасть на стажировку), так и разносторонне развивающей (обсуждая специфику цифрового следа или рассказывая о специфическом сибирском говоре).
Образование не ограничивается тем, что ты слушаешь на парах. Университет – это экосистема, которая своей целью видит всестороннее развитие личности. Видимо, поэтому наши студенты остаются подписанными на аккаунты университета даже после выпуска.
Университет «Синергия»
В официальном аккаунте университета нет неожиданных форматов, как у ИТМО, но ведется регулярный постинг, и благодаря этому он очень популярен – 155 тыс. подписчиков:
Возможно, такое большое количество подписчиков связано в том числе и с рекламой, которая активно запускается на аккаунт во всех возможных форматах:
Еще у «Синергии» есть Telegram-канал и даже свой стикерпак:
На YouTube-канал университета подписаны 333 тыс. человек, а в списке факультетов можно встретить факультет киберспорта и факультет блогинга.
СПбГУ
Инстаграм-аккаунт Санкт-Петербургского государственного университета похож на лайфстайл-журнал про красивые места и красивых людей.
По тегу #СПбГУ более 150 тыс. публикаций
Большая часть визуального контента – UGC. Tone of voice легкий и дружелюбный, такой аккаунт приятно читать.
А еще у СПбГУ есть два фирменных фильтра:
На YouTube-канале университета выкладывают полезные лекции, в Telegram-канале регулярно выходят новости науки, а в паблике «ВКонтакте» есть вся нужная информация для абитуриентов и дайджест новостей.
Самые «диджитальные»
Сюда вошли вузы, которые максимально освоили возможности интернета для создания спецпроектов и полезных фич для учащихся и поступающих.
МГУ им М.В.Ломоносова
Вуз представлен практически во всех соцсетях (в Instagram у МГУ более 25 тыс. подписчиков, а «ВКонтакте» – более 65 тыс.). У некоторых факультетов и направлений есть свои аккаунты:
В Instagram МГУ регулярно проходят конкурсы:
Конкурс фотографий #MSUPER, в котором поучаствовали более 1 000 человек
В сторис «цепляет» стильная ретро-рубрика, которой нет ни у одного другого вуза:
В рамках рубрики публикуются старые фото студентов МГУ
@lomonosovmsu подписывайся на нас и будешь чувствовать себя умнее;))) #денькарьеры #мгу #наука #поступление #егэ2020
♬ оригинальный звук - МГУ им. М.В. Ломоносова
Пока что в TikTok университета не очень много видео, но уже более 20 тыс. подписчиков
PR-направление в вузе поставлено на поток: публикации в СМИ выходят практически каждый день.
Также у МГУ есть 3D-тур по университету и 3D-модели реликвий – здесь можно послушать университетский гимн и изучить устав.
МГТУ им. Н.Э. Баумана
Бауманка с интернетом тоже на «ты». Документы на поступление можно подать онлайн, а «ВКонтакте» студенты могут даже проконсультироваться:
Вуз представлен во всех популярных соцсетях.
Twitter МГТУ, например, ведется довольно неформально
В Instagram МГТУ также освоил недавно появившийся формат Reels:
Ролик в стиле «Одноклассников»
Рубрика «Бауманский навигатор» лучше любого виртуального тура помогает найти ту или иную аудиторию:
А фирменная маска защищает бауманцев не только от COVID-19, но и от очередей в столовой, первой пары на 11 этаже и неначатого «курсача».
Самые ответственные
В последней номинации собрали вузы и их важные для общества инициативы:
- В НИУ «ВШЭ» действует студенческая организация, которая отвечает за экоповестку в вузе:
Например, обучает правильной переработке пластика
И рассказывает про экологичные бренды
- РУДН – самый «зеленый» университет России по версии UI GreenMetric – регулярно собирает макулатуру:
- В общежитиях Бауманки установлены контейнеры для РСО:
- МГИМО рассказывает о фудшеринге:
- А «Университет Иннополис» ломает стереотип о том, что женщины не могут работать и учиться в IT:
Чему маркетологи брендов могут поучиться у вузов
- Как переупаковывать сложный контент в максимально интересный (вспоминаем лекции Физтеха или Вышки).
- Как общаться с молодой аудиторией на ее языке (в этом ИТМО – чемпион).
- Как добиться того, чтобы пользователи создавали UGC (берем пример с ТГУ).
- Как интересно рассказывать о своих инициативах (и не бояться ломать стереотипы, как МГИМО и «Иннополис»).
- Как отвечать на боли аудитории (и быть такими же полезными и своевременными, как «Бауманский навигатор»).
Мы подходим избирательно к каждой площадке и к каждому нашему каналу, подбирая релевантный контент, форматы и частоту присутствия. YouTube-канал изначально был таким агрегатором всего университетского контента – от записей лекций до ситуативных и новостных видео.
Сейчас мы находимся в процессе пересмотра подходов к площадке: мы хотим более качественно систематизировать и разнообразить контент на канале, добавив больше экспертизы и других роликов, которые бы давали представление не только о жизни университета, но и помогали бы зрителям получать полезные знания о различных предметах, узнавать новое.
Мы хотим больше знакомить наших подписчиков (которых уже больше 77 тысяч) с преподавателями и экспертами. Для этого, в том числе, мы находимся в процессе создания двух направлений интервью: бесед с нашими учеными на тему их специализации и бесед с экспертами по самой широкой повестке популярных в медиа тем.
Беседа с Александрой Скрипченко, деканом факультета математики, о предмете и новых возможностях математики, а также женщинах в науке