Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Наш мозг ленится принимать решения – вот как его можно обмануть Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Начнем с занятной, но показательной истории. Давным-давно, в начале 1600 годов, жил-был владелец конюшни Томас Хобсон. И как-то раз он столкнулся с дилеммой: наибольшим спросом у клиентов пользовались его лучшие лошади, что неудивительно. Однако, поскольку лучших лошадей чаще всего брали напрокат, они работали на износ, что подрывало их здоровье и сокращало жизнь. Остальная часть конюшни использовалась крайне редко.

Тогда Хобсон придумал вот что: особую политику ротации, когда клиенты могли арендовать только следующую в очереди лошадь. Конечно же люди заартачились, настаивая на своем праве арендовать ту лошадь, которую хотят, а не ту, очередь которой подошла. Хобсон сдвинул указательным пальцем шляпу на затылок и заявил: «У вас есть выбор. Возьмите следующую лошадь в очереди или идите в другое место». Поскольку у нашего хитрого конюха не было конкурентов, выбор, который он предлагал, никаким выбором-то и не был.

Этим Хобсон закрепил за собой репутацию прожженного бизнесмена. Даже после его смерти почитаемый поэт Джон Милтон посвятил ему не одну, а две лирические эпитафии. Более того, в 1954 году про Хобсона сняли фильм, названный в его честь, а в 1983 году этот фильм даже пересняли.

То есть, он может и не придумал, но ввел в бизнес видимость свободного выбора, когда на самом деле предлагается только один вариант.

Плюсы и минусы иллюзии выбора

Иллюзия выбора может работать как на нас, так и против нас. Когда альтернативы нежелательны настолько, что даже не заслуживают рассмотрения, мы смиряемся и делаем единственно возможный (предоставляемый) «выбор».

Плюс здесь в том, что иллюзия выбора отлично маскирует принуждение, и человек продолжает чувствовать себя свободным. Когда мы считаем, что контролируем свои решения, а не становимся жертвами обстоятельств, мы меньше злимся и даже извлекаем пользу из сложившейся ситуации.

Минус в том, что иллюзию выбора можно использовать для манипуляции людьми. «Выбор» Хобсона создает ощущение неизбежности. Возможно, вы помните сцену из «Крестного отца», в которой Майкл Корлеоне рассказал, как его отец заключил деловую сделку, сделав другой стороне предложение, от которого невозможно отказаться: «Он приставил пистолет к его голове и сказал, что на контракте будет либо его подпись, либо его мозги».

Если мы считаем, что у нас нет выбора, мы не станем взваливать на себя груз ответственности за него. Человек, скорее, сдастся и откажется делать какой-либо выбор вообще, забывая, что отсутствие выбора – это тоже выбор. Вспомните сцену из фильма «Старикам тут не место», когда Антон Чигур предложил жене Льюэллина Мосс Карле Джине шанс спасти свою жизнь, сыграв в орла или решку. Она отказалась делать выбор. И до такого доводить не стоит ни в прямом, ни в переносном смысле.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Как сделать выбор, если его нет

Поскольку человеческий мозг ленив, мы часто отказываемся видеть альтернативы помимо очевидных (навязываемых) версий развития событий. Если (когда) вдруг вы столкнетесь с «выбором» Хобсона, то эти три совета помогут вам все-таки получить возможность выбора.

1. Разнообразие мышления

Трюизм о том, что ответ почти всегда находится в комнате, применим только тогда, когда не все люди в комнате придерживаются идеологических взглядов. Люди из разных слоев общества, придерживающиеся разных точек зрения или из разных профессиональных сфер вместе проявляют ортогональное мышление (во время совместного мозгового штурма), что приводит к непредсказуемым открытиям и результатам.

И знаете, оказывается, что вариантов не так уж и мало, как может показаться. Чем больше точек зрения исследуется, тем выше вероятность появления, казалось бы, немыслимых альтернатив. Если две головы лучше, чем одна, то три, четыре или пять голов – еще лучше, так как они подходят к решению одной и той же проблемы по-разному.

То есть, решение о выводе из кризиса путем, например, создания нового сайта, современного и технологичного, приложения, при помощи продвижения или иного инструмента должен обсуждаться не только на уровне руководителей компаний, которые мыслят, в принципе, одинаково. Чем разношерстнее сборище, тем лучше.

2. Атомарное видение

Иногда общая картина кажется невозможной для понимания. Поэтому разбейте ее на части, на несколько проблем, которые нужно решить. Чем лучше и точнее вы определите препятствие на своем пути, тем выше вероятность, что вы решите эту проблему, подобрав нужный инструмент.

Никто не заходит на сайт? Есть возможность увеличить посещаемость в сотни раз. Есть посетители, но нет конверсий? Эта проблема тоже решаема – конверсии увеличатся в разы.

3. Играйте своими слабостями

Часто мы не решаемся делать выбор только потому, что боимся не справиться с трудностями на пути – у нас нет для этого ни навыков, ни средств. Но коли уж вы попали в положение загнанной в угол мышки, то и действовать надо соответственно. Это катализатор, который нам так нужен! Вы уже вышли из пресловутой зоны комфорта, и вам надо либо развивать новые навыки, либо найти толкового партнера, создать коллаборацию…

Вывод

Как много уже снято фильмов про людей, попавших в безвыходную ситуацию, как много написано книг на эту тему. И каждый раз герои достигают невозможного с помощью одного из описанных выше способов.

Как только вы начинаете думать, что столкнулись с неразрешимой проблемой, и если эта проблема – сайт или интернет-магазин, приложение, создание бренд-медиа, продвижение, то выбирайте третий путь и обращайтесь за помощью к специалистам TexTerra.

Звоните нам по бесплатному телефону 8 (800) 775-16-41, пишите на почту mail@texterra.ru или, если вам удобнее общаться в мессенджерах, ждем ваших сообщений в Telegram и в WhatsApp. Наши специалисты решат вашу проблему, как свою.

Читайте также:

Как мы разработали фирменный стиль для интерактивного музея

Разработка логотипа и фирменного стиля: кейс Dagstone

Повысили трафик и… рождаемость – как мы продвигали репродуктивную медицину

Материал создан по мотивам статьи «Our brains are lazy when faced with making a choice. Here are 3 strategies to expand your options».

Поделиться статьей:

Новое на сайте

22 июн 2024
8 341
9 проверенных формул, чтобы написать продающий оффер

И еще шесть способов, как его усилить.

21 июн 2024
411
Неправильное использование нейросетей может стоить вам работы

Искусственный интеллект может подставить того, кто им пользуется, если человек делает это неправильно и неэффективно.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.