Режиссер и продюсер Питер Джексон — тот самый, что поразил мир экранизацией «Властелина колец» — не получил формального профессионального образования. В 16 лет он бросил школу, работал фото-гравером в газете и довольно долго жил с родителями, чтобы накопить денег на свою первую кинокамеру (и накопил).
Легендарный писатель фантаст Рэй Брэдбери настаивал на том, что его «воспитали библиотеки»:
«…Я не верю в колледжи и университеты. Я верю в библиотеки, потому что у большинства студентов нет денег. Когда я закончил школу, это было во время Великой депрессии, у нас не было денег. Я не мог поступить в колледж, поэтому ходил в библиотеку три дня в неделю в течение 10 лет».
Максим Горький (пять раз номинировался на Нобелевскую премию по литературе) — в детстве бросил слободское начальное училище после двух лет обучения. Ненадолго возобновил ученье — в начальном училище для детей из неимущих семей. Бросил. Среднего образования не получил. Пытался поступить в Казанский университет по квоте для бедных — не вышло.
При этом обладал, по словам своего деда, «лошадиной памятью» и сильной волей к учебе. Жадно читал все, до чего мог дотянуться.
Пешком бродяжничал по России, работал кем попало — от бурлака до письмоводителя у адвоката. Был грузчиком, хлебопеком, сторожем, столяром и кем только не был. Какое-то время репортерствовал в провинциальных газетах. В Самаре сделал кое-какую карьеру журналиста.
Писательские штудии Горького на первых порах курировал Владимир Короленко, но, конечно, это не было формальным образованием. А сегодня имя Горького носит Литературный институт в Москве…
Многие тысячи таких биографий известны в человеческой истории. Читатель скажет: «Ну, что вы приводите в пример каких-то экстраталантливых людей? Мы ж про обыденные профессии хотим услышать — для одаренных средне».
Спешим вас обрадовать — в «обыденных» творческих профессиях доля самоучек огромна. Например, все мы смотрим кинотрейлеры — рекламу новых фильмов и сериалов. Существует целая индустрия, в которой для этих роликов пишут специальную музыку.
Один из пионеров трейлерной музыки в США Дамир Прайс (музыкальное издательство redCola Music, Калифорния) рассказывал автору этих строк, что треки для голливудских трейлеров пишут в подавляющем большинстве самоучки — авторы со всего мира, в том числе из России. Это верно и для киноиндустрий Европы, Китая и Индии.
Ученые мало изучают феномен работы self-educated people в различных отраслях. Вероятно, на такие изыскания сложно выиграть гранты. Ведь «заказчиков» исследований больше интересует повышение эффективности традиционной системы образования. Или хотя бы вопрос, как сделать так, чтобы школьник не приносил в заведение папин травмат и не торговал в туалете нехорошими веществами.
Тем не менее кое-какие фрагментарные данные о распространенности участия самоучек в творческих индустриях наскрести можно: частично — в научной литературе, частично — в коммерческих исследованиях.
Скажем, креативные бизнесы Казахстана на 66,1% представлены самоучками. Дипломы о получении творческой специальности (дизайнера, архитектора, модельера, дирижера, режиссера) имеют лишь 35% респондентов.
О том, что высшее образование очень помогло стать креативными предпринимателями, заявили всего 25,8% опрошенных. 25,8% – нейтральны в своей оценке, 19,4%
считают, что обучение в учебном заведении никак не повлияло на их предпринимательскую деятельность.
Российский фонд «Креативные практики» в 2020 году провел исследование «Чем живут креативные предприниматели?» в 6 городах Сибири. Оно показало, что в творческие индустрии люди почти всегда приходят из других отраслей, а их образование, чаще всего, не соответствует текущей деятельности. Цитата:
«Зачастую причиной такого перехода становится разочарование в полученном образовании или профессии».
На первых этапах развития проекта будущие креативщики «…самостоятельно изучают предметную область, а некоторые даже получают дополнительное образование, в том числе по ведению бизнеса, культурному менеджменту или по направлению, близкому к сфере проекта».
Как видим, люди в творческой коммерции не парятся по поводу того, что не имеют экстраталантов, а просто вгрызаются в изучение новой для себя области. Итак, первый вывод — освоить креативную профессию при помощи самообразования возможно.
В чем подвох онлайн-курсов и в принципе потребительского подхода к обучению
Главный подвох в том, что практически вся информация, содержащаяся в большинстве платных курсов, находится в свободном доступе. Правда, ее нужно уметь искать, а это людям лень.
Кроме того, они простодушно верят, будто покупка и прохождение курса волшебным образом загрузят им в голову специфические навыки, и они однажды воскликнут, как Нео в «Матрице»: «Я знаю кунг-фу!».
Оно так не работает. Умения в любом творческом деле в очень значительной мере усваиваются… бессознательно, в процессе практики. Это называется «имплицитное научение».
Когда вы практикуетесь в выбранном деле, мозг каким-то образом автоматизирует даже довольно сложные процессы. При этом вы можете даже не особенно внимательно присматриваться к каждому своему действию. Мозг учится, словно бы без вашего личного присутствия. Как такое происходит — сложная научная загадка, но феномен неоднократно зафиксирован экспериментально.
По сути, коммерческие курсы отвечают на вопрос «Как сделать…» (карандашную штриховку, иллюзию света в векторном графическом редакторе, плотно звучащий бас в trap-треке и т.п.), но не отвечают на вопрос «Зачем?».
Также курсы дают вам теорию, но они не станут за вас бороться с вашей прокрастинацией и синдромом самозванца. Вы не сможете по цене курса купить себе нового себя, «знающего кунг-фу».
В постижении творческой профессии вам потребуется долгосрочный план действий, средние природные способности к выбранному делу и мощная мотивация.
«Зачем мне это?»
Наука довольно прочно доказала, что на профориентацию, впрочем, как и на большинство аспектов жизни человека, влияет его генотип — примерно в 50% всех ситуаций. Если у ребенка нет музыкального слуха и чувства ритма, он не сможет в подростковом возрасте сносно делать даже рэпчик. Это не хорошо и не плохо — просто так легла его биологическая карта.
На практике генетическая склонность к некоему креативному занятию ощущается как непосредственный, не вымученный и длительный интерес. Если уж ребенку однажды довелось получить удовольствие от рисования, он будет стараться добыть это удовольствие снова. Даже если папа с мамой упорно учат его на налогового консультанта.
Первый ответ на вопрос «Зачем?» дает ваше тело. Вам просто приятно и на самом любительском уровне создавать графику, бренчать на гитаре, писать сочинения — выберите свое.
Второй ответ возникает после рационального размышления о приземленных вещах: «Как бы мне всю жизнь получать удовольствие от этого занятия и при этом не помирать с голоду?». И ответ на него вполне находится, если хорошо погуглить.
У Максима Горького и Питера Джексона не было интернета. Они не могли почитать, скажем, о том, каким образом художник из подмосковного Подольска Максим Костенко умудрился вырасти до уровня создания персонажей для голливудских фильмов «Фантастические твари», «Конг: Остров черепа» и «Монстр-траки». А у вас интернет есть.
Кстати, Максим в свое время говорил (к вопросу об образовании):
«…Я знаю примеры, когда бесконечное рисование гипсовых голов только отбивало желание и мотивацию, но есть и те, кто имеет отличную базу и знает, как ее правильно применить в нашей сфере. Сегодня знания вроде информации о композиции общедоступны, но одно дело — выучить, а совершенно другое — усвоить и правильно применять…»
Так вот, люди, посмотревшие на других благодаря Сети, открывают псевдосекрет: в креативном бизнесе не боги обжигают горшки. Там полно самоучек, которые стучались-стучались во все двери, стажировались и в какой-то момент обнаружили себя получающими от работы и удовольствие, и приличные деньги.
«Зачем?» — в теперешние время несложный вопрос. Затем, что вы этого хотите, биологически и интеллектуально можете, мировой рынок всегда ждет упертых новичков, и почему бы нет, собственно? В налоговые консультанты вы всегда успеете вернуться…
Теория, иностранные язык, что такое креативное хорошо и креативное плохо
Оговорка с принятием ответственности: все нижесказанное проверено автором этих строк лично, на собственном опыте.
Информация о том «Как сделать?...» действительно разбросана по интернету в ассортименте и доступна совершенно бесплатно. Гигантским справочником практически по любой творческой профессии является, например, YouTube. Проблема только в том, что большинство информативных роликов создано на английском языке.
Да, любителю-новичку требуется-таки базовое знание английского — хотя бы для того, чтобы вбивать в строку поиска правильные ключевые слова. Россияне с языком международного профессионального общения не очень дружат. Поэтому «отрезаны» от бесплатных знаний, лежащих от них в двух кликах мышкой (чем и пользуются некоторые предприниматели из отрасли онлайн-образования, хе-хе).
Тот, кто решил искать себя в креативных индустриях, должен для начала хотя бы переключить интерфейс своего ПО на английский — это быстро дает знание сотен слов из профессионального жаргона и понимание, что именно нужно искать на том же YouTube.
Ваш английский может быть ломаным, только письменным, вы можете путаться в грамматике, но помните — во всем мире креативный бизнес ведет деловую переписку с коллегами на довольно простом «усеченном» языке, в котором преобладают профессиональные термины.
За грамматические и прочие «косяки» в сообщениях никто никого не корит, все более-менее добродушны, и понимание всегда находится между членами удаленных команд. Часто в них собираются представители Западной Европы, японцы, русские, индусы, индонезийцы, греки, турки — жители абсолютно любых стран. И все вполне умудряются объясняться и успешно пилить общий продукт…
Базовый английский, навыки интернет-поиска, усидчивость позволяют любителю-новичку получить доступ к огромному массиву знаний на тему «Как сделать?..», но тут возникает неочевидная закавыка. Любитель никогда не может определить «Что делать?», хотя ему кажется, что он прекрасно это знает.
К сожалению, на первом этапе получения творческой профессии самоучка не имеет критериев для понимания, какой продукт хорош, а какой плох. Формальное следование мануалам из Сети не прививает вкус. Об этом следует позаботиться отдельно.
Как именно? Погружением в предмет. Если вы хотите рисовать комиксы — вам необходимо самостоятельно изучать их историю, рейтинги, очень специфический корпус мировой критики (на английском языке, конечно) и т.п. Подход «нравится/не нравится» здесь не прокатывает.
Требуется докопаться, почему мировой рынок любит такие-то стили и такие-то темы. Почему одно устарело, а другое — считается cutting edge («передним краем») в выбранной вами креативной индустрии.
Самоучке следует наращивать начитанность, «насмотренность», «наслышанность». И в этом помогут профессиональные сообщества в полузапрещенных соцсетях.
Они существуют, их члены, по большей части, дружелюбны, и среди них часто встречаются топ-профи, которые вот прямо в реальном времени пишут комментарии и даже порой выступают модераторами и основателями сообществ.
Просто читая ленты профессиональных коммьюнити, можно быстро прокачать свой первоначальный творческий вкус. А если чего-то не понимаешь — реально спросить у людей. Да, преодолевая стыд за свой ломаный английский и за то, что вообще лезешь с вопросами.
Короче, в профессиональную среду стоит погрузиться с головой — подписаться на все каналы, где тусуются не фанаты, а реальные работники индустрии. И мониторить их каждый день. Обычные мемы и новости подождут.
В профсообществах, как правило, узнаешь о компаниях, лидирующих в той или иной области. А у каждой есть ленты в соцсетях и сайты. И компании охотно делятся на этих страницах каталогами своих работ или их preview (фрагментами). Мониторя сайты и страницы компаний, можно довольно быстро вкурить, чего именно сейчас хочет рынок и что креативный бизнес предлагает в ответ на его хотелки.
И вот теперь пора приниматься за изучение бесплатной инфы из разряда «Как сделать?», потому что знаешь, что именно делать нужно.
Ничто не заменит стажировки
Частая проблема творческих новичков состоит в том, что они застревают на этапе ученичества. Им все кажется, что нужно освоить и вот эту, и вон ту технику. Мол, без них они — «самозванцы» и никуда не годятся.
Это застревание может привести к тому, что любитель никогда не перейдет в разряд профессионалов. Из-за страха оценки и осуждения — что уж там греха таить.
На самом деле, просматривая портфолио новичков, присланные, скажем, по e-mail, работники креативных компаний из Европы, США и Канады избегают выносить резкие оценки. А увидеть в ответном сообщении осуждение — это вообще нонсенс.
Вам будут писать «Great stuff!..», «… Но это не совсем укладывается в стиль наших текущих проектов». Максимум на ваше сообщение не ответят. Вас поберегут, ибо в мире творческого бизнеса все профи прошли этап ученичества и такого же, как ваш, страха оценки.
Сволочную коммуникацию там практикуют единицы, и профессиональное сообщество таких товарищей не любит и высокомерный стиль общения не приветствует.
Поэтому, попрактиковавшись в новом для себя ремесле год-два — смело ищите вариант удаленной стажировки. Поначалу бесплатной.
Да, вам придется написать десятки и, не исключено, что сотни писем, не получая ответа или читая одни вежливые отказы. Тут два варианта — либо ваш уровень еще очень слаб, и нужно практиковаться, либо вы пока не нашли «свою» компанию.
Кстати, при профессиональных творческих сообществах нередко действуют чаты под названиями типа «Покритикуйте мою работу». Приходите со своим портфолио туда.
Внимание! Несите свой стафф не в фанатские чаты, не в места, где кишат потребители креативной продукции, а только в профессиональные сообщества.
Фанатские коммьюнити в плане профессионального роста не дадут вам ничего, а нарождающуюся нормальную профессиональную самооценку могут уничтожить.
Вот уж где можно полной ложкой хлебнуть хамства, дилетантского высокомерия и дезинформации — так это среди фанатов тех или иных искусств, которые сами ничего креативного произвести не в состоянии. Обходите такие места стороной.
Путь к стажировке сложен, но и прост. Это всего лишь повторение цикла: создаем несколько единиц творческого продукта (2-3), оформляем в мини-портфолио, высылаем в компании, для которых хотим работать с кратким письмом. Мол, я был бы счастлив бесплатно стажироваться, если в вашей компании есть такая традиции. Повторяем цикл, пока не получим положительный результат.
Как оформлять портфолио, сколько в нем должно быть работ, какой длины сопроводиловку писать, и какого тона в ней избегать, вам расскажут в профессиональных интернет-сообществах.
Мало того, нередко такую информацию из первых рук дают супер-пупер профи, руководители и собственники креативных компаний, в той или иной степени заинтересованные в появлении на горизонте молодых специалистов.
Сколько времени займет путь в профессионалы
Пресловутое «Правило 10 000 часов» — это все-таки миф. В среднем часы эти, если пересчитать их в годы, при условии упорного обучения по 8 часов в день, и учитывая стандартные 118 выходных дней в году, дают 4,1 года. Но это необъективная величина для самоучек.
Кто-то добирается до уровня платной стажировки быстрее (если его в это время кормят мама с папой или там бабушка), а кто-то за 5-8 и даже 10 лет, если самостоятельно получает творческую профессию по вечерам, оттрубив обычную дневную работу.
Цель новичка-любителя, конечно — выйти на платную стажировку. Этому помогает целеустремленность и, в значительной степени, везение на людей. Нередко в творческих бизнесах попадаются профи (в том или ином виде заинтересованные в притоке свежей крови), которые начинают прививать новичкам вкус, указывать им на ошибки, подсказывать, как исправить косяки — до тех пор, пока те не выдадут продукт, имеющий коммерческие перспективы.
А дальше таких новичков ожидают разные виды контрактов — на стажировку, кратковременные, открытые («если продадим вашу работу — получите такие-то лицензионные или авторские отчисления»). В некоторых отраслях, где принята гонорарная оплата труда, новичкам начинают предлагать гонорары по нижней планке.
Все это, собственно, означает, что вы уже вошли в профессию. И наступило время расти в своем новом деле…
А почему нужно именно «конское» упорство?
Потому что человеческий мозг плохо понимает, что такое отложенное во времени вознаграждение (будущие заработки и профессиональное удовлетворение).
Эволюция «заточила» нас под быстрые награды: поел — приятно, поржал над мемчиками — приятно, потратил час на новости — получил иллюзорное ощущение осведомленности, а значит чувство безопасности.
Что такое для среднего мозга маленькие гонорары и первые контракты аж через четыре года? Фантазия какая-то, инфантильный бред. А зарплата налогового консультанта — вот она, через месяц. Плюшку через 30 дней легко воображать, а через годы — трудно и неприятно.
Поэтому-то в частном креативном бизнесе и занято в среднем примерно 3-4% специалистов. Если же в целом по экономике — их еще меньше. Те из них, кто шел к цели как самоучка, обычно являются довольно рациональными персонами и обладают тем, что называют «длинной волей». Они способны видеть далеко-далеко впереди значительное вознаграждение и поэтапно двигаться к нему годами и десятилетиями.
Резюмируем
Креативному самоучке, как показывают тысячи историй успеха, требуется понимать не столько «Как сделать?», сколько «Зачем делать?». Прочно удерживать в голове образ будущего себя. И, удерживая, практиковаться, стучаться во все двери, развивать профессиональный вкус, обрастать отраслевыми связями.
На этом пути мозг будет придумывать сотни оправданий для прекращения практики: «Мне не дано», «Без образования никуда», «Там не нужны иностранцы», «Обычная профессия безопасней», «В моем возрасте уже все при деле и на должностях, а я какой-то ненормальный…».
Не верить этим глупым банальностям, не верить собственному мозгу (хотя это странно), защищаться от социального давления ближайшего окружения родственников и друзей, почти фанатично удерживаться на выбранной дороге — удел не для всех.
Получить творческую профессию — это бесплатно в деньгах. Но это «платно» в смысле вложенных усилий и времени. С другой стороны, успешные самоучки смотрели на временные и трудовые затраты как на инвестиции.
Поэтому они уже в бизнесе, а ты, юзернейм, пока что лишь прочел эту статью :)
Читайте также:
Тревожное потребление: каковы истинные потребности россиян
Пенсия самозанятых: иметь ли дело с государством или отбросить иллюзии?