Я открою вам страшную тайну, которая является секретом Полишинеля, но почему-то слабо замечается и почти вовсе не обсуждается контент-маркетологами и медийщиками: миллионы пользователей интернета в России не понимают, что за контент они читают каждый день и откуда он берется.
Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, представленному еще в марте 2019 года, общий уровень цифровой грамотности россиян составляет 60 баллов по стобальной шкале. У четверти взрослого населения (а это 28 миллионов человек) уровень цифровой грамотности оценивается как «низкий».
Что касается уровня информационной грамотности (это способность находить данные в сети, сопоставлять несколько источников информации при принятии решения и определять пользу или вред найденных сообщений), то он оценивается в 66 баллов по стобальной шкале.
При этом интернет-аудитория в России составляет около 93 миллионов человек. Нетрудно подсчитать, что примерно 31 650 000 пользователей блуждают в завалах русскоязычного контента, как Ежик в тумане.
Целые армии читателей не понимают, что такое доменное имя. И, если вы их спросите, не смогут вам объяснить, чем является «сайт», что такое «социальная сеть», «форум» и т. п. Знаете, как сонмы наших соотечественников заходят в VK? Вот так:
В адресную строку браузера огромные массы людей просто не смотрят. Американская социальная сеть Reddit скромно называет себя «The front page of the internet», в России же «Яндекс» реализовал этот слоган на деле.
Поисковик часто спрашивают о самом важном и серьезном:
А затем тысячи и миллионы пользователей сервиса кликают по ссылкам в выдаче. Куда при этом они переходят, что за контент читают, кто его авторы, почему можно им верить – все эти вопросы у них просто не возникают.
Низкой информационной грамотностью страдают даже представители возраста от 18 до 34 лет. Это те самые люди, которые говорят: «Я что-то нажала и все пропало». Их очень-очень много.
Это они читают первое, что попадется на глаза в выдаче поисковика. Это они залипают в «Яндекс.Дзен». Их можно называть «люди телевизора», потому что для них характерна модель информационного потребления по типу «смотрю то, что показывают».
Они умеют «переключать каналы», что в телеке, что в интернете. Но не более того. Вот этой аудиторией мы и воспользуемся, чтобы, не напрягаясь, писать свои посты и постепенно становиться звездой.
Перехожу непосредственно к инструкции.
1. Воруй
Если совсем уж лень писать, то помни: копипаста рулит, кто бы что ни говорил. Миллионы твоих будущих читателей не способны понять, что им скормили чужой текст.
Один сотрудник Самой Главной Администрации страны, автор нон-фикшн книг и профессор умных наук в последнее время стабильно держится в топ-30 общего рейтинга ЖЖ. Этот господин ежедневно публикует у себя в блоге 10–15 чужих текстов. В конце каждого ставит ссылку со скромным анкором «отсюда» или «источник» или «пишет Иван Иванов» (пруфов и скриншотов не будет, я не настолько смелый парень. Но въедливый читатель найдет).
Материалы «дайджеста», который делает в ЖЖ предприимчивый профессор, вообще никак не связаны тематически. Нигде не упоминается, что этот «журнал» – поток копипасты. Каждый пост анонсируется в соцсетях без каких-либо пояснений за авторство. Только в VK у блогера более 6 000 подписчиков.
Оказывается, в 2019 году многие площадки позволяли использовать такую немудрящую методу. И не пессимизировали копипастеров. Поисковики – тоже,
Сейчас уже некоторые «авторы» слегка опасаются жалоб и возможных санкций, поэтому делают такой комбинированный финт ушами: публикуют полный текст чужой новости курсивом, само собой, дают ссылку на источник. А чуть ниже выдают два абзаца своего Супер Важного Мнения:
Автор без стеснения бросил в пасть непритязательному читателю конструкцию «Читая такие «прекрасные» новости, есть двойственное чувство». И где-то в заброшенной библиотеке с содроганием переворачивается обложкой вниз сборник рассказов Чехова («Проезжая мимо станции, с меня слетела шляпа…», «Жалобная книга», 1884 г.)…
Смекаешь? Чтобы стать популярным блогером, писать не нужно уметь. Более того, писать вообще необязательно. Воруй, да и публикуй. Прояви настойчивость. 10–15 копипаст в день. Их анонсы раскидывай по всем твоим соцсетям. Добавляйся в друзья к тысячам людей. Через некоторое время – думай, как монетизировать аудиторию.
2. Паразитируй на новостях
Посмотри, как удобно – всю работу за тебя делают сотрудники СМИ, а ты берешь их тексты и, как в школе, пишешь «изложение». Вываливаешь на своей площадке, скажем, в «Дзене». Ну а дальше – ты знаешь, что делать.
Вот пример из персонального блога с числом подписчиков более 28 000. В одном из рейтингов каналов «Яндекс.Дзен» он занимал 39 место, опережая ТАСС, Forbes Russia, ELLE и многие другие издания и агентства, в которых работают профессиональные журналисты.
Пост повествует нам о том, что «По сравнению с прошлым годом россияне стали больше экономить на всем».
Напрягаться, делая «изложение», не нужно – зачем? Пускай напрягаются лузеры из Forbes – на своем 63 месте со своими жалкими 23-мя тысячами подписчиков. Об этической стороне вопроса не тревожься: 30 миллионов читателей (с низкой информационной грамотностью) ждут, что им кто-нибудь принесет в клювике какой-нибудь текст. Им все равно, кто это будет.
Алгоритм «Дзена» крутит тебя? Ну и славненько.
3. Паразитируй на знаменитостях
Они тоже уже сделали за тебя почти всю работу. В муках лезли на Олимп – писали музыку, снимались в кино, фотографировались голыми для запрещенных соцсетей, садились пьяными за руль.
Тебе нужно только вставлять их имена в заголовки и писать любой текст ниже.
Смотри, вот автор вел автобложик всего с 9 подписчиками и монетизировал его. Это начало большого пути:
Не умеешь писать заголовки? Да никто не умеет, не парься! Этот, скажем, пост называется «Киану Ривз очень любит автомобили и мотоциклы. ТОП автомобилей Джона Уика!» И в тексте, между прочим, умещается два рекламных блока…
Со временем ты вырастешь до первой тысячи подписчиков – вот как этот автобложик:
У тебя появятся статьи-«тысячники» и доходы от рекламы. Главное – не забывай, что пока сам ты ноунейм, вывозить тебя должны звезды. Паразитируй на них легко и без сомнений. Твоя аудитория невзыскательна и доверчива. Ей все равно, какие транспортные средства любишь ты, но на тачку Шнурова она поглядит.
Поэтому своруй где-нибудь инфу о ней, своруй фотку автомобиля, накидай биографическую справку о звезде (пофиг, что пост про автомобили, SEO же!) и не забудь какую-нибудь приправу. Ну, там неприличное что-нибудь из творческого пути героя.
Выезжать на постах с упоминанием знаменитостей любят даже старые веб-проекты с многомиллионной аудиторией:
А ты чем хуже? Ты же дитя этой редакционной политики, ты на ней воспитан.
4. Беси ксенофобов
Заруби себе в Trello: люди с низкой информационной грамотностью и люди, ненавидящие любую инаковость, – это пересекающиеся множества. Эксплуатируй это:
Миллионы пользователей рунета в любое время готовы осуждать, клеймить, выводить на чистую воду и навешивать ярлыки. При этом они очень, ОЧЕНЬ интересуются феминизмом, нетрадиционными сексуальными практиками, криминальными историями из серии «слабоумие и отвага», людьми с особенностями развития психики – то есть, всем, чего не хватает в их скучной, никчемной жизни.
Время от времени шокируй своих читателей чем-нибудь этаким.
5. Первое время остерегайся политики, религиозных и национальных вопросов
Если ты не мечтаешь ненадолго «присесть», чтобы изучить быт интересных людей в среде их обитания – не заходи на территорию политики, религии и национальных проблем.
С одной стороны, читатель такое любит: ему постоянно требуется указание – кого сегодня следует обвинять в том, что у него маленькая зарплата, унылая жена и начальник-сволочь. С другой стороны, в последние 7–8 лет в РФ принят корпус законов, которые позволяют как минимум неслабо оштрафовать, а как максимум – отправить на нары любого неосторожного блогера-колумниста.
Прежде чем назначить в своем тексте ответственных за цену персиков на рынках, за стоимость отпевания покойника или там за мутную торговлю с Японией по поводу Курил, проштудируй модные статьи Административного и Уголовного кодексов – про всяческое «разжигание», «оскорбление» и «неуважение».
А где про жанр? Про колумнистику? Ты обманываешь наши ожидания, автор!
Сейчас-сейчас. Мы только что закончили с инструкцией. Колумнистика – сложный жанр, трудно поддающийся определению. Но если упростить, то это периодическое авторское высказывание по злободневному поводу в свободной форме.
Когда-то выступать в жанре «колонка» было возможно только через СМИ. Такое положение дел заставляло авторов быть кем-то и что-то уметь, иначе они не проходили редакционные и общественные «фильтры».
Интернет все изменил – теперь возможность сделать высказывание имеет любой. И к его услугам многомиллионная армия читателей с низкой информационной грамотностью.
«Фильтры» потеряли свое влияние. Вознести в зенит славы могут охваты поста в VK, «Дзене», ЖЖ, Telegram, Hashtap. Даже в запрещенной ныне соцсети, хотя она как бы «про фоточки».
Причинно-следственная связь в интернет-колумнистике нынче парадоксальна: вроде бы сначала автор должен становиться кем-то (в профессии, скажем) и только потом получать моральное право вещать по любому поводу.
На практике же выходит так, что ноунейм начинает вещать по любому поводу, тем самым зарабатывает себе право это делать и становится «кем-то». Что касается определения жанра, добавлю, что сам этот текст – по сути, колонка. Он злободневный (я злой и пишу его днем), сделан в свободной форме, обладает выраженным авторским голосом и является частью периодической системы публикаций.
Выписывая свою «инструкцию», я потихоньку коснулся нескольких психологических триггеров в головах читателей и ожидаю, что мне отомстят за это в комментариях. Так я работаю над вовлеченностью.
Кстати, обнаженность приема – хоть и старая, но действенная штука. Как «пряность» ее стоит иногда использовать. Читателя, понимающего этот нехитрый фокус, она заставляет солидарно подмигнуть автору. А читателя «с низкой информационной грамотностью» неопределенно и беспричинно бесит. И тот, и другой результат колумнисту приятен и полезен. Не выносит автор только равнодушия. Потому каждому желаю в нынешней и будущей блогерско-колумнистской рубке широких охватов, огненной вовлеченности, удачной монетизации контента и здравого смысла.
Но лучше идите на завод.
Если на завод не хотите, то идите учиться туда, где разбирают форматы контента, типы текста, источниковедение, стилистику, редактуру и другие важные аспекты.
Читайте также:
Руководство по фактчекингу: печальные примеры, чек-листы и инструменты
Что нельзя публиковать в соцсетях, если не хотите проблем с деньгами, работой и законом
Убить персонализацию: поисковики и соцсети перестают помогать рекламодателям.