Ссылка на книгу

Вам нужна только одна книга про маркетинг - вот эта!

mail@texterra.ru
Заказать звонок
Заказать услугу
Позвонить: 8 (800) 775-16-41
Связаться со мной

Не спится: у 48% россиян нет денежной «подушки безопасности»

Две трети граждан либо не имеют накоплений, либо могут прожить на них всего 3 месяца.

Не спится: у 48% россиян нет денежной «подушки безопасности»
Дата публикации: 7 октября 2022
Владимир Лакодин
1 989
Время чтения: 6 минут
Не спится: у 48% россиян нет денежной «подушки безопасности» Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Свежие данные Фонда «Общественное мнение» неутешительны: 69% жителей России считают, что тревожное настроение преобладает среди их родных, друзей, коллег и знакомых. В воздухе витает предчувствие большого экономического… нет не бума, а скорее «бэнга». На родных просторах его принято называть емким неприличным словом (кстати, если вам нужна разработка нейминга, вы можете обратиться к нам – прим. отдела продаж TexTerra).

К такому люди не то чтобы не готовились — большинство было не в состоянии это сделать. В 2017-2021 годах в среднем 79,3% доходов российских домохозяйств уходило на оплату необходимых товаров и услуг и на совершение обязательных платежей. Лишь пятая часть дохода оставалась на «всю оставшуюся жизнь» — отдых, развлечения, формирование накоплений.

Результат предсказуем: к текущему сложносочиненному кризису не готово или ограниченно готово большинство семей. Недавнее исследование аналитического центра НАФИ показывает, что у 67% либо вовсе нет никаких сбережений, либо люди смогут прожить на них не более трех месяцев в случае потери дохода.

В среднем по стране 48% граждан не накопили ничего, хотя 55% считают, что необходимо иметь финансовую «подушку безопасности» на полгода существования, а 30% — на больший срок.

Соотношение размера накоплений, которые люди хотели бы иметь и имеют на самом деле, — два к одному. В случае потери доходов 14% россиян смогут прожить на свои средства менее недели, 26% — больше недели, но меньше месяца, 27% — больше одного, но меньше трех месяцев, 17% – от трех месяцев до полугода, и всего 15% – полгода и более.

Потеря источника дохода, результат опроса

К масштабным потрясениям готовность слабая.

Большую часть денег граждане страны тратят на самое необходимое. По данным НАФИ, ТОП-5 статей расходов это:

  • продукты питания — 35%,
  • услуги ЖКХ — 16%,
  • аренда жилья — 14%,
  • одежда, обувь — 11%,
  • транспорт (личный, общественный) — 9%.

Росстат оценивает среднедушевой доход россиянина в 2022 году довольно лучезарно: 44 373,7 рубля в месяц по данным II квартала (36 233,6 рублей в месяц — по данным I квартала). Это означает, что полугодовая «подушка безопасности» на одного члена домохозяйства должна составлять не менее 266 тысяч рублей (исходя из пожеланий граждан).

Согласно февральскому опросу страховой компании «Росгосстрах Жизнь», банка «Открытие» и исследовательского центра А2, накопления свыше 300 тысяч имеют лишь 3,5% россиян.

А вот как распределены в обществе размеры сбережений в целом:

  • до 100 тыс. рублей накопили на черный день 58,5% опрошенных,
  • 100–300 тыс. рублей — 38%,
  • 300 тыс. — 1 млн рублей — 2%,
  • свыше 1 млн рублей — 1,5%.

Эксперты, проводившие опрос, также пришли к выводу, что подавляющее большинство граждан способны протянуть на накоплениях не больше трех месяцев.

Росстат подсчитал, что в первом квартале 2022 года денежные кубышки граждан похудели на 12,8%, а во втором чудесным образом восстановились ровно на столько же. Ведомство прогнозирует, что объем наличных денег и иностранной валюты на руках у россиян к концу года сократится на 2,7%.

Большой вклад в уменьшение заначек вносит инфляция. В начале октября Министерство экономического развития заявило, что в 2022 году покупательская способность рубля упадет на 13,2%. Граждане делают вид, что верят, а сами, наблюдая инфляцию продуктовую и промтоварную, прикидывают, что в бытовом, повседневном смысле они обеднели за январь-сентябрь уже на треть.

Возможно, грезы о том, что на среднюю российскую трехмесячную кубышку действительно можно прожить три месяца, — это только грезы.

Что все это значит для экономически активных людей

Пока большой «бэнг» ползуч и как бы растянут во времени. На величину его негативного заряда влияют внеэкономические факторы. Отсюда вытекает высочайшая неопределенность даже ближайшего будущего. Прогнозирование в этих условиях практически невозможно.

Покупатели товаров и услуг, находясь в тревожном состоянии, интуитивно переходят на сберегательные модели поведения. У их «Пирамиды потребности» по Маслоу как бы отваливаются средние и верхние уровни.

Вчерашние непростые и даже взыскательные потребители становятся «выживальщиками» и концентрируются на том, чтобы обеспечивать себя пищей, одеждой и обувью, оплачивать ЖКУ, медицину, транспортные расходы, погашать кредитные обязательства.

Об этом говорит нам важный индикатор — готовность людей брать потребкредиты. С января по август 2022 года в России таковых было выдано на 43,2% меньше, чем за тот же период 2021 года.

Еще один показатель — покупательская способность домохозяйств, в которых есть дети. Они традиционно являются более активными потребителями. По данным «Romir» за август 2022 года 43% российских семей, имеющие детей, заявили, что их материальное положение ухудшилось, а 36% ожидают ухудшения в ближайшие 6 месяцев.

Для бизнеса, особенно далекого от обеспечения базовых потребностей, а занятого потребностями сложными, это крайне нехорошо. Ему придется расставаться с хоть какой-то адекватной маржинальностью и балансировать на грани безубыточности.

Продвигаем бизнес. Обсудим?
Ошибка заполнения!
Ошибка заполнения!
Ошибка заполнения!
Нажимая кнопку “Зарегистрироваться”, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.

По опыту многочисленных изученных кризисов некоторые экономисты склонны предсказывать, что сокращение потребления домохозяйствами влечет за собой возникновение «кризисной спирали».

Если утрировать, то выглядит она так: люди покупают меньше — компании меньше зарабатывают. Бизнес начинает оптимизировать расходы и сокращает зарплаты. Инфляция вносит в свой вклад в дальнейшее падение доходов домохозяйств. Люди покупают еще меньше, чаще отказывают себе в удовлетворении «необязательных» потребностей. Начинается новый виток «спирали», их может быть несколько и довольно болезненных.

В случае кризиса 2022 года «спираль» раскручивают факторы, не связанные либо отдаленно связанные с экономикой. Примерно так же, как это было в пиковые месяцы пандемии коронавируса, только хуже. Пока внеэкономическое влияние выглядит неустранимым и продуцирует множество нестандартных проблем.

Строго говоря, рецепт выживания для бизнеса и потребителей в сложившейся ситуации не может предложить ни одна экономическая школа. Максимум, о чем склонны говорить специалисты, это об осторожности и некоей гибкости. Осторожность якобы стоит проявлять в расходах, а гибкость — в диверсификации возможных доходов и сбережений.

По сути, это классическая заповедь «Не кладите все яйца в одну корзину». Но вот как ее реализовать, решают сами за себя каждая отрасль и каждый потребитель.

Не хочу работать — что делать? Дауншифтинг по-русски

Не хочу работать — что делать? Дауншифтинг по-русски

Оглавление

© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Нашли ошибку в тексте? Выделите нужный фрагмент и нажмите ctrl + enter.

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Ошибка заполнения!