Top.Mail.Ru
Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Не спится: у 48% россиян нет денежной «подушки безопасности» Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Свежие данные Фонда «Общественное мнение» неутешительны: 69% жителей России считают, что тревожное настроение преобладает среди их родных, друзей, коллег и знакомых. В воздухе витает предчувствие большого экономического… нет не бума, а скорее «бэнга». На родных просторах его принято называть емким неприличным словом (кстати, если вам нужна разработка нейминга, вы можете обратиться к нам – прим. отдела продаж TexTerra).

К такому люди не то чтобы не готовились — большинство было не в состоянии это сделать. В 2017-2021 годах в среднем 79,3% доходов российских домохозяйств уходило на оплату необходимых товаров и услуг и на совершение обязательных платежей. Лишь пятая часть дохода оставалась на «всю оставшуюся жизнь» — отдых, развлечения, формирование накоплений.

Результат предсказуем: к текущему сложносочиненному кризису не готово или ограниченно готово большинство семей. Недавнее исследование аналитического центра НАФИ показывает, что у 67% либо вовсе нет никаких сбережений, либо люди смогут прожить на них не более трех месяцев в случае потери дохода.

В среднем по стране 48% граждан не накопили ничего, хотя 55% считают, что необходимо иметь финансовую «подушку безопасности» на полгода существования, а 30% — на больший срок.

Читайте также
1 янв 2024
334 397
56 фильмов про маркетинг, рекламу и бизнес

Устали от обучающих книг и видео? Переключайтесь на фильмы! В них вы найдете не меньше полезной информации, чем в записях лекций и тренингов известных продавцов.

28 фев 2024
197 392
Как стать фрилансером и что ждет тех, кто начал работать удаленно

Я фрилансер уже почти 6 лет. Каждый день я захожу в соцсети и вижу кучу рекламы вебинаров и бесплатных курсов о прелестях удаленной работы. Предполагается, что благодаря им я начну зарабатывать много денег через интернет и уеду зимовать на Бали.

7 июн 2023
110 586
Как устроена фабрика заказных отзывов: опыт 30 копирайтеров

Чтобы докопаться до истины, я лично пообщался с тридцатью копирайтерами: исполнителями, пишущими заказные отзывы, и их оппонентами, принципиально отказывающимися от подобной работы. 

Соотношение размера накоплений, которые люди хотели бы иметь и имеют на самом деле, — два к одному. В случае потери доходов 14% россиян смогут прожить на свои средства менее недели, 26% — больше недели, но меньше месяца, 27% — больше одного, но меньше трех месяцев, 17% – от трех месяцев до полугода, и всего 15% – полгода и более.

Потеря источника дохода, результат опроса

К масштабным потрясениям готовность слабая.

Большую часть денег граждане страны тратят на самое необходимое. По данным НАФИ, ТОП-5 статей расходов это:

  • продукты питания — 35%,
  • услуги ЖКХ — 16%,
  • аренда жилья — 14%,
  • одежда, обувь — 11%,
  • транспорт (личный, общественный) — 9%.

Росстат оценивает среднедушевой доход россиянина в 2022 году довольно лучезарно: 44 373,7 рубля в месяц по данным II квартала (36 233,6 рублей в месяц — по данным I квартала). Это означает, что полугодовая «подушка безопасности» на одного члена домохозяйства должна составлять не менее 266 тысяч рублей (исходя из пожеланий граждан).

Согласно февральскому опросу страховой компании «Росгосстрах Жизнь», банка «Открытие» и исследовательского центра А2, накопления свыше 300 тысяч имеют лишь 3,5% россиян.

А вот как распределены в обществе размеры сбережений в целом:

  • до 100 тыс. рублей накопили на черный день 58,5% опрошенных,
  • 100–300 тыс. рублей — 38%,
  • 300 тыс. — 1 млн рублей — 2%,
  • свыше 1 млн рублей — 1,5%.

Эксперты, проводившие опрос, также пришли к выводу, что подавляющее большинство граждан способны протянуть на накоплениях не больше трех месяцев.

Росстат подсчитал, что в первом квартале 2022 года денежные кубышки граждан похудели на 12,8%, а во втором чудесным образом восстановились ровно на столько же. Ведомство прогнозирует, что объем наличных денег и иностранной валюты на руках у россиян к концу года сократится на 2,7%.

Большой вклад в уменьшение заначек вносит инфляция. В начале октября Министерство экономического развития заявило, что в 2022 году покупательская способность рубля упадет на 13,2%. Граждане делают вид, что верят, а сами, наблюдая инфляцию продуктовую и промтоварную, прикидывают, что в бытовом, повседневном смысле они обеднели за январь-сентябрь уже на треть.

Возможно, грезы о том, что на среднюю российскую трехмесячную кубышку действительно можно прожить три месяца, — это только грезы.

Что все это значит для экономически активных людей

Пока большой «бэнг» ползуч и как бы растянут во времени. На величину его негативного заряда влияют внеэкономические факторы. Отсюда вытекает высочайшая неопределенность даже ближайшего будущего. Прогнозирование в этих условиях практически невозможно.

Покупатели товаров и услуг, находясь в тревожном состоянии, интуитивно переходят на сберегательные модели поведения. У их «Пирамиды потребности» по Маслоу как бы отваливаются средние и верхние уровни.

Вчерашние непростые и даже взыскательные потребители становятся «выживальщиками» и концентрируются на том, чтобы обеспечивать себя пищей, одеждой и обувью, оплачивать ЖКУ, медицину, транспортные расходы, погашать кредитные обязательства.

Об этом говорит нам важный индикатор — готовность людей брать потребкредиты. С января по август 2022 года в России таковых было выдано на 43,2% меньше, чем за тот же период 2021 года.

Еще один показатель — покупательская способность домохозяйств, в которых есть дети. Они традиционно являются более активными потребителями. По данным «Romir» за август 2022 года 43% российских семей, имеющие детей, заявили, что их материальное положение ухудшилось, а 36% ожидают ухудшения в ближайшие 6 месяцев.

Для бизнеса, особенно далекого от обеспечения базовых потребностей, а занятого потребностями сложными, это крайне нехорошо. Ему придется расставаться с хоть какой-то адекватной маржинальностью и балансировать на грани безубыточности.

Продвигаем бизнес. Обсудим?
Нажимая на кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

По опыту многочисленных изученных кризисов некоторые экономисты склонны предсказывать, что сокращение потребления домохозяйствами влечет за собой возникновение «кризисной спирали».

Если утрировать, то выглядит она так: люди покупают меньше — компании меньше зарабатывают. Бизнес начинает оптимизировать расходы и сокращает зарплаты. Инфляция вносит в свой вклад в дальнейшее падение доходов домохозяйств. Люди покупают еще меньше, чаще отказывают себе в удовлетворении «необязательных» потребностей. Начинается новый виток «спирали», их может быть несколько и довольно болезненных.

В случае кризиса 2022 года «спираль» раскручивают факторы, не связанные либо отдаленно связанные с экономикой. Примерно так же, как это было в пиковые месяцы пандемии коронавируса, только хуже. Пока внеэкономическое влияние выглядит неустранимым и продуцирует множество нестандартных проблем.

Строго говоря, рецепт выживания для бизнеса и потребителей в сложившейся ситуации не может предложить ни одна экономическая школа. Максимум, о чем склонны говорить специалисты, это об осторожности и некоей гибкости. Осторожность якобы стоит проявлять в расходах, а гибкость — в диверсификации возможных доходов и сбережений.

По сути, это классическая заповедь «Не кладите все яйца в одну корзину». Но вот как ее реализовать, решают сами за себя каждая отрасль и каждый потребитель.

Читайте также
Не хочу работать — что делать? Дауншифтинг по-русски
Поделиться статьей:

Новое на сайте

29 мар 2024
232
Чем занимается backend разработчик

Рассказываем, как стать backend разработчиком и сколько он зарабатывает.

29 мар 2024
82 769
Как отследить источники трафика на сайт

Чтобы не растратить весь бюджет на неэффективные каналы продвижения, после каждого запуска рекламы нужно анализировать данные.

29 мар 2024
351
Вывод нового продукта на рынок - инструкция для начинающих продавцов

Вот первые 12 шагов, чтобы запустить продукт и начать его продвижение.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!