Свежие данные Фонда «Общественное мнение» неутешительны: 69% жителей России считают, что тревожное настроение преобладает среди их родных, друзей, коллег и знакомых. В воздухе витает предчувствие большого экономического… нет не бума, а скорее «бэнга». На родных просторах его принято называть емким неприличным словом (кстати, если вам нужна разработка нейминга, вы можете обратиться к нам – прим. отдела продаж TexTerra).
К такому люди не то чтобы не готовились — большинство было не в состоянии это сделать. В 2017-2021 годах в среднем 79,3% доходов российских домохозяйств уходило на оплату необходимых товаров и услуг и на совершение обязательных платежей. Лишь пятая часть дохода оставалась на «всю оставшуюся жизнь» — отдых, развлечения, формирование накоплений.
Результат предсказуем: к текущему сложносочиненному кризису не готово или ограниченно готово большинство семей. Недавнее исследование аналитического центра НАФИ показывает, что у 67% либо вовсе нет никаких сбережений, либо люди смогут прожить на них не более трех месяцев в случае потери дохода.
В среднем по стране 48% граждан не накопили ничего, хотя 55% считают, что необходимо иметь финансовую «подушку безопасности» на полгода существования, а 30% — на больший срок.
Соотношение размера накоплений, которые люди хотели бы иметь и имеют на самом деле, — два к одному. В случае потери доходов 14% россиян смогут прожить на свои средства менее недели, 26% — больше недели, но меньше месяца, 27% — больше одного, но меньше трех месяцев, 17% – от трех месяцев до полугода, и всего 15% – полгода и более.
К масштабным потрясениям готовность слабая.
Большую часть денег граждане страны тратят на самое необходимое. По данным НАФИ, ТОП-5 статей расходов это:
- продукты питания — 35%,
- услуги ЖКХ — 16%,
- аренда жилья — 14%,
- одежда, обувь — 11%,
- транспорт (личный, общественный) — 9%.
Росстат оценивает среднедушевой доход россиянина в 2022 году довольно лучезарно: 44 373,7 рубля в месяц по данным II квартала (36 233,6 рублей в месяц — по данным I квартала). Это означает, что полугодовая «подушка безопасности» на одного члена домохозяйства должна составлять не менее 266 тысяч рублей (исходя из пожеланий граждан).
Согласно февральскому опросу страховой компании «Росгосстрах Жизнь», банка «Открытие» и исследовательского центра А2, накопления свыше 300 тысяч имеют лишь 3,5% россиян.
А вот как распределены в обществе размеры сбережений в целом:
- до 100 тыс. рублей накопили на черный день 58,5% опрошенных,
- 100–300 тыс. рублей — 38%,
- 300 тыс. — 1 млн рублей — 2%,
- свыше 1 млн рублей — 1,5%.
Эксперты, проводившие опрос, также пришли к выводу, что подавляющее большинство граждан способны протянуть на накоплениях не больше трех месяцев.
Росстат подсчитал, что в первом квартале 2022 года денежные кубышки граждан похудели на 12,8%, а во втором чудесным образом восстановились ровно на столько же. Ведомство прогнозирует, что объем наличных денег и иностранной валюты на руках у россиян к концу года сократится на 2,7%.
Большой вклад в уменьшение заначек вносит инфляция. В начале октября Министерство экономического развития заявило, что в 2022 году покупательская способность рубля упадет на 13,2%. Граждане делают вид, что верят, а сами, наблюдая инфляцию продуктовую и промтоварную, прикидывают, что в бытовом, повседневном смысле они обеднели за январь-сентябрь уже на треть.
Возможно, грезы о том, что на среднюю российскую трехмесячную кубышку действительно можно прожить три месяца, — это только грезы.
Что все это значит для экономически активных людей
Пока большой «бэнг» ползуч и как бы растянут во времени. На величину его негативного заряда влияют внеэкономические факторы. Отсюда вытекает высочайшая неопределенность даже ближайшего будущего. Прогнозирование в этих условиях практически невозможно.
Покупатели товаров и услуг, находясь в тревожном состоянии, интуитивно переходят на сберегательные модели поведения. У их «Пирамиды потребности» по Маслоу как бы отваливаются средние и верхние уровни.
Вчерашние непростые и даже взыскательные потребители становятся «выживальщиками» и концентрируются на том, чтобы обеспечивать себя пищей, одеждой и обувью, оплачивать ЖКУ, медицину, транспортные расходы, погашать кредитные обязательства.
Об этом говорит нам важный индикатор — готовность людей брать потребкредиты. С января по август 2022 года в России таковых было выдано на 43,2% меньше, чем за тот же период 2021 года.
Еще один показатель — покупательская способность домохозяйств, в которых есть дети. Они традиционно являются более активными потребителями. По данным «Romir» за август 2022 года 43% российских семей, имеющие детей, заявили, что их материальное положение ухудшилось, а 36% ожидают ухудшения в ближайшие 6 месяцев.
Для бизнеса, особенно далекого от обеспечения базовых потребностей, а занятого потребностями сложными, это крайне нехорошо. Ему придется расставаться с хоть какой-то адекватной маржинальностью и балансировать на грани безубыточности.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
По опыту многочисленных изученных кризисов некоторые экономисты склонны предсказывать, что сокращение потребления домохозяйствами влечет за собой возникновение «кризисной спирали».
Если утрировать, то выглядит она так: люди покупают меньше — компании меньше зарабатывают. Бизнес начинает оптимизировать расходы и сокращает зарплаты. Инфляция вносит в свой вклад в дальнейшее падение доходов домохозяйств. Люди покупают еще меньше, чаще отказывают себе в удовлетворении «необязательных» потребностей. Начинается новый виток «спирали», их может быть несколько и довольно болезненных.
В случае кризиса 2022 года «спираль» раскручивают факторы, не связанные либо отдаленно связанные с экономикой. Примерно так же, как это было в пиковые месяцы пандемии коронавируса, только хуже. Пока внеэкономическое влияние выглядит неустранимым и продуцирует множество нестандартных проблем.
Строго говоря, рецепт выживания для бизнеса и потребителей в сложившейся ситуации не может предложить ни одна экономическая школа. Максимум, о чем склонны говорить специалисты, это об осторожности и некоей гибкости. Осторожность якобы стоит проявлять в расходах, а гибкость — в диверсификации возможных доходов и сбережений.
По сути, это классическая заповедь «Не кладите все яйца в одну корзину». Но вот как ее реализовать, решают сами за себя каждая отрасль и каждый потребитель.