счетчик Яндекс.Метрики

Реклама в ПромоСтраницах – запустим быстро!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Экономическая ситуация в России-2022: экономим, но полны оптимизма Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

В России хорошо продаются сезонно подешевевшие овощи и фрукты, что никого не удивляет. Отлично идут товары для дома и сада. Аналитики связывают это с тем, что доля индивидуальных домов, построенных самими гражданами, достигла в общем объеме вводимого жилья исторического рекорда. По итогам января-апреля 2022 года она составила 63 % всех новых жилых метров в стране.

Для нужд собственного дома, хочешь не хочешь, а купишь и лопату, и семена, и грибной мицелий вешенки, и мангал с шампурами. В марте этого года онлайн-продажи в категории «Дом и сад» скакнули аж на 41% по сравнению с тем же периодом 2021-го.

Однако продавать россиянам сложные товары и услуги (особенно не необходимые в быту) становится крайне непросто. Например, продажи автомобилей с января по август упали на 61%. Среди потребителей смартфонов 35% покупают подержанные гаджеты, 10% — приобретают их на «серых» рынках. Каждый третий передумал в этом сезоне тратить деньги на новый смартфон.

Продажи сколько-нибудь массивной мебели в первом полугодии просели минимум на 30%. Люди активно покупали лишь табуретки. Производители и продавцы вынужденно снижают цены.

Россиянам не до крупных покупок. Особенно трудно семьям с детьми. Во время недавнего (август 2022-го) опроса компании «Ингосстрах» и Финансового университета при Правительстве РФ две трети граждан сообщили, что расходы на содержание ребенка резко выросли. Больше половины (50,5%) заявили, что их расходы на детей скакнули в 1,5 раза, а 15,3% опрошенных сообщили, что даже более.

Свежее исследование консалтинговой компании «ТеДо» (ранее Pricewaterhouse Coopers) показало:

Каждый второй гражданин страны готовится к росту стоимости еды. Около 33% респондентов ожидают повышения цен на товары для дома и ремонта, 30% — на одежду и обувь, 27% — на услуги по поддержанию здоровья и наведению красоты, 19% уверены, что вырастет розничная стоимость электроники и бытовой техники.

По данным аналитиков компании «Альфастрахование», начиная с февраля 2022 года, 21% россиян лишились всех своих сбережений, 52% потеряли незначительную часть, а совсем не понесли потерь лишь 19%. Копить деньги могут около 58% граждан, но 39% заявляют, что делать это стало значительно труднее.

34% опрошенных сообщили, что их повседневные расходы выросли на 20-30%. Еще 30% считают, что стали тратить больше на 10%. Другие 15% респондентов уверены, что на обычные нужды стало уходить на 30-50% больше денег. И 5% участников опроса заявили об увеличении текущих расходов в два раза.

В начале сентября первая замглавы Минтруда Ольга Баталина заявила, что 40% российских семей абсолютно не имеют возможности взять ипотеку — ни в каком виде, ни по какой, даже ультра льготной, ставке.

По данным первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова, в первом и втором кварталах 2022 года объем покупок, сделанных гражданами страны, падал почти на 10%. Он связывает это со снижением реальных доходов населения из-за скачка инфляции и уверяет, что пик падения потребительского спроса пройден или «скоро будет пройдет».

Меж тем все больше аналитиков розничных рынков склоняются к мысли, что массовый покупатель впадает в потребительский пессимизм. Горячие головы заявляют, что такого не было с 1990-х. И, кажется, не слишком-то эти головы и горячи.

Крупнейшие торговые сети России делают ставку на жесткие дискаунтеры и малые форматы. А гипер- и супермаркеты во второй половине года ожидают сложностей. В топ-3 сетевых лидеров сейчас вышли «X5 Group» («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и др.), «Магнит», «Бристоль», «Красное & Белое». И это говорит само за себя.

При этом картина с услугами по интернет-маркетингу изменилась (по крайней мере, у нас) не то чтобы значительно. Весна, конечно, — это минус запрещенные соцсети, но зато плюс продвижение во «ВКонтакте»… ну а в августе с продажей «Дзена» начал расти интерес к рекламе на «Яндекс.ПромоСтраницах». И, пожалуй, это все значительные изменения.

Комментарий TexTerra

«Ваше материальное положение?» — «Быть бы живу»

А вот Фонд «Общественное мнение» приводит свежие данные, показывающие, что россияне, вопреки логике, испытывают завышенные потребительские ожидания, хотя, в большинстве своем, они бедны и не имеют никаких сбережений. Мало того, они теряют возможность поддерживать и так невысокий уровень потребления.

В августе 2022 года Фонд опубликовал отчет «Экономические настроения россиян». Если верить его данным, то упертых пессимистов в стране всего 13%, еще 12% склонны к пессимизму, нейтральны – 37%, а относительно оптимистично смотрят на экономику 38%:

Экономические настроения россиян

Картина не то чтобы благостная, но, вроде как, пристойная

Пик экономического пессимизма, по данным ФОМ, пришелся на март. Цитата:

«Люди испытали шок: не понимали, что будет дальше происходить с ними и экономикой страны и как вести себя в этой ситуации. При этом доля «склонных к пессимизму» с начала года не изменилась».

Однако, углубившись в детали отчета, мы можем обнаружить данные о самооценке россиянами материального положения своих семей. Они демонстрируют неутешительную картину:

  • 8% заявляют, что им не хватает денег даже на еду;
  • 23% продукты покупать – в состоянии, а вот обувь и одежду – нет;
  • 35% не имеют проблем с тратами на питание, одежку и ботинки, но не тянут крупную бытовую технику;
  • 18% способны приобретать технику, но автомобиль им недоступен;
  • 12% сообщают, что могут купить все, кроме квартиры или дома;
  • лишь 3% россиян не испытывают вообще никаких материальных затруднений.
Результаты опроса

Распределение самооценки материального положения с разбивкой на «пессимистов-оптимистов» от ФОМ

Делаем отличный пиар. Обсудим?
Нажимая на кнопку «Отправить», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных
Спасибо!

Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

За последние 12 месяцев благосостояние уменьшилось у 36% респондентов, осталось без изменений — у 50%, а увеличилось лишь у 13%. При этом 60% не имеют никаких сбережений. Еще 74% сообщили, что за последний месяц им не удалось отложить ни рубля.

Больше половины граждан (52%) считают, что сейчас деньги нужно откладывать и беречь, 21% затрудняются ответить на вопрос «Надо копить или покупать дорогостоящие товары?», и всего 27% уверены, что для покупок настало самое время.

69% россиян говорят, что за последний год они были вынуждены на чем-либо экономить или отказываться от запланированных покупок из-за нехватки средств.

В последний месяц 28% граждан стали покупать более дешевые, чем они привыкли, продукты питания и товары. А 23% отказывались от некоторых товаров, продуктов, развлечений и услуг.

Читайте также
31 дек 2024
343 287
56 фильмов про маркетинг, рекламу и бизнес

Устали от обучающих книг и видео? Переключайтесь на фильмы! В них вы найдете не меньше полезной информации, чем в записях лекций и тренингов известных продавцов.

9 сен 2024
209 353
Как раскрутить канал в Telegram: разбор инструментов

В конце статьи — советы по продвижению от эксперта.

20 янв 2025
68 123
Как миллионы виртуальных мигрантов обучают нейросети

Оказывается, почти треть людей, делающих поисковики, голосовых помощников типа «Алисы», Cortana или Siri, роботов Boston Dynamics, беспилотные автомобили и другие умные штуки – незаметная прислуга, о которой не принято вспоминать.

В своем отчете ФОМ заявляет, что, как ни парадоксально, «Индекс потребительских ожиданий» в России к августу 2022-го достиг максимума за последние 5 лет. Аналитики Фонда отмечают:

«…у людей сформировались завышенные ожидания… если позитивные прогнозы не оправдаются, это может спровоцировать фрустрацию настроений и рост пессимизма».
Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Так пессимизм у нас на дворе или оптимизм? Как трактовать-то?

Ученые знают, что люди, в принципе, безудержно и иррационально оптимистичны, что бы вокруг ни происходило. Поэтому вовсе не удивителен тот факт, что россияне одновременно сообщают о том, что беднеют и отказываются от привычного уровня потребления, и о том, что испытывают оптимистичные ожидания.

Перед нами классический русский «авось», не подкрепленный никакими объективными данными. Последние, наоборот, свидетельствуют: никаких причин для потребительского и, в целом, экономического оптимизма нет.

Строго говоря, реальные доходы граждан, выраженные в покупательской способности, падают, начиная с 2014 года. К 2021 году, по сравнению с 2013-м, россияне обеднели примерно на 10%, и это очень, очень сдержанная оценка. «Славный» 2022-й тенденцию обеднения продолжает, да еще и с размахом. Как видим, значительные группы населения оценивают рост своих повседневных расходов в диапазоне 10-50%. Это очень много для одного года.

Фрустрация, о которой предупреждает Фонд «Общественное мнение», по всей видимости, не за горами. Вероятно, она уже началась, но россияне боятся себе в этом признаться, утешают себя привычными мечтами о будущем и цепляются за любые положительные прогнозы, кем бы они ни высказывались.

Российская социология сейчас испытывает серьезные трудности: респонденты вслух говорят одно, думают другое, а делают третье. Экономически активного и рационального человека сегодня определенно должно интересовать лишь то, что потребители делают, потому что на все остальное в своих планах опираться нельзя.

Что же типичный российский потребитель в сложившихся условиях предпринимает? Поджимается, унимает свои хотелки, ищет дешевые альтернативы во всем спектре товаров и услуг. Приоритеты населения, по всей видимости, складываются, так:

  1. Расходы на рост, воспитание и образование детей.
  2. Траты на поддержание здоровья.
  3. Расходы на удержание сносного уровня быта, хозяйственные траты, мелкий домашний ремонт.
  4. Продукты питания, одежда, обувь.
  5. Мелкая электроника и бытовая техника.
  6. Дешевые развлечения и алкоголь.
  7. Услуги по поддержанию внешнего вида (индустрия красоты, спорт) — эконом-класса.
  8. Внутренний туризм.
  9. Льготные виды ипотеки.
  10. Покупка авто на вторичном рынке.
  11. Попытки сбережения денег («в чулке», иностранной валюте и на банковских депозитах).

Рискнем предположить, что тенденция эта прочная и долговременная — на годы. Причем чем дальше, тем больше граждан будет «скатываться» в экономное потребление, а едва народившийся российский средний класс практически исчезнет.

Когда именно экономическая фрустрация россиян выйдет на уровень осознания, не возьмется предсказать ни один психолог. Однако гибкий частный бизнес может подготовиться к прозрению потребителя заранее.

Наступает время снова готовить трижды проклятые отечественными маркетологами «антикризисные предложения»…

Читайте также
Что если интернет вызывает отвращение... но ты в нем работаешь
Поделиться статьей:

Новое на сайте

8 авг 2025
441
Контент-маркетинг в ИТ: как повышать узнаваемость, расти по трафику и лидам

Вместе с главным редактором TexTerra разбираемся, как выстраивать контент-стратегию для ИТ-компаний, добиваться измеримого результата и адаптироваться к новым реалиям.

7 авг 2025
554
Зачем B2B-компаниям нужен PR, если продажи и так идут?

Управляющий директор консалтинговой группы «Бизнес-Баланс» Екатерина Шляхтина рассказала, как PR влияет на продажи и помогает решать управленческие задачи.

6 авг 2025
666
Как распознать ИИ-контент и стоит ли его бояться

Вместе с экспертами из разных ниш разберем, как ИИ влияет на рынок, чем сгенерированный контент отличается от «живого» и как бизнесу выстроить свою стратегию работы с «нечеловеческим» интеллектом.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных