Читая эти строки, вы, возможно, уже знаете, что Facebook либо публично объявил, либо вот-вот объявит о том, что меняет свое название. Не исключено, что в интерфейсе соцсети вы увидели какие-то необычные новшества. Вы недоумеваете – зачем «Мордокнига» предпринимает дезориентирующие пользователей ребрендинговые шаги? Ведь за 15 лет публичного существования название соцсети приобрело эпическое звучание в мире Web 2.0, ею пользуются 2,8 миллиарда человек, и у всех них в эти дни возникнет умственный дискомфорт – как, мол, вас понимать, мистер Цукерберг?
Но что если мы представим, что почти скандальная смена бренда – это лучший и недорогой способ сообщить упомянутым миллиардам о том, что экосистема Facebook Inc, контролирующая Instagram, Whats App, Oculus, платежную систему на блокчейне Diem и прочие IT-проекты, начинает свое превращение в виртуальную метавселенную? При помощи ребрендинга мистер Цукерберг сможет очень громко крикнуть: «Мир, мы строим Жизнь 2.0. И вы все скоро будете там».
IT-гигант уже некоторое время мастерит собственную «Матрицу» и, кажется, наконец решил заявить об этом так, чтобы услышали даже в отдаленных медвежьих углах. О своих затеях с виртуальной реальностью корпорация сообщила на конференции Oculus Connect 6 еще в сентябре 2019 года.
И вот в 2021-м у нее уже есть развлекательная «соцсеть будущего» Horizon Worlds и приложение для совместной работы в виртуальной реальности Horizon Workrooms. Оба проекта находятся на этапе бета-тестирования, и поучаствовать в нем можно только по приглашению.
Но, похоже, Facebook Inc. готовится понемногу открывать свою виртуальную реальность для широкой публики. В октябре 2021 года корпорация объявила о том, что в ближайшие 5 лет наймет фантастическое количество (не менее 10 000) IT-специалистов в странах Европейского Союза. Причем объяснила, что они нужны именно для построения новой цифровой платформы – некоей «метавселенной», которая откроет людям дополнительные «творческие, социальные и экономические возможности».
Также в октябре 2021-го Facebook анонсировал выделение 10 миллионов долларов на выплаты сторонним создателям оригинального контента для Horizon Worlds. Новая платформа их тщательно отбирает и приглашает к сотрудничеству.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Посмотрите, как прообраз метавселенной Facebook выглядит уже сейчас. Подивитесь на аватары пользователей – у них есть только верхняя половина тела. И представьте, глядя на плоское изображение, что все это на самом деле существует в объеме, с пространственным звуком и возможностью взаимодействия с предметами и окружением «руками»:
Вход в «Матрицу» по цене хорошего смартфона
Facebook Inc. начинает возведение Следующей Большой Штуки, и это само по себе является хорошим мотивом для вложений. Стратегия корпорации логична, умна и сулит огромную выгоду лет через 7-10. Кроме прочего, потому, что для доступа к этой конкретной метавселенной требуется специальное устройство, а разработала его и производит сама Большая «F».
Актуальный комплект Oculus Quest 2 (VR очки и два ручных контроллера) в зависимости от емкости модулей памяти на борту и некоторых других характеристик в октябре 2021 года стоит 41-55 тыс. рублей. Люди сравнительно легко отдают такие деньги за смартфоны – почему же не отдать за новый, супермодный девайс, в котором скоро будет сидеть по домам вся молодежь?
Скептики скажут: «А почему это она так поступит?» Да потому же, почему взлетел, как ракета TikTok, а ранее – прочие «никому не нужные» социально-контентные платформы. Молодые падки на новый опыт – одного этого достаточно. Однако «метавселенная» FB обещает им нечто большее, чем просто «еще одна соцсеть, но в VR». И прежде всего стоит обратить внимание на упомянутые выше «творческие, социальные и экономические возможности».
На тусовках капиталистов во всяких Давосах главной проблемой развитых и развивающихся стран сегодня называют рост экономического неравенства – что в прогрессивных, что в отсталых обществах. Бедные беднеют все быстрее, а богатые богатеют все активней.
За неравенством в доходах следуют связанные вещи: сегрегация по месту жительства (все состоятельных в москвах, все бедные – в депрессивных провинциях, все «нормальные» люди в лондонах, все «лузеры» – в норильсках или, как максимум, в черногорской Подгорице); а также вытеснение все большего числа людей в прекариат – класс, живущий под гнетом финансовой и социальной неопределенности.
Виртуальная метавселенная от Facebook может смягчить давление этих проблем по всему миру. А именно – создать у небогатых молодых людей иллюзию, что неравенство, сегрегация, разобщенность, границы государств и неопределенность будущего преодолимы: достаточно только начать работать с помощью Horizon Workrooms, и вам будет на что развлекаться в Horizon Worlds.
Тем более, что со временем устройства типа Oculus подешевеют, как это было со смартфонами, и Большая «F», скорее всего, даст лицензию на их производство избранному ряду штампователей бытовой электроники. Ведь Facebook под своим новым именем станет извлекать выгоду не из VR-гарнитур, а, как и прежде, из пользовательского контента, больших данных о людях и, конечно же, персонализированной рекламы.
Собственная «Матрица» принесет корпорации новые крупные и, возможно, колоссальные деньги. Ибо торговать в ней будут надеждой на лучшую жизнь.
Сидя в панельке, мы будем чувствовать, что работаем на Манхэттене
И снова посмотрите видео – проморолик Horizon Workrooms, который дает общее визуальное представление о том, что такое работа в виртуальном офисе:
Однако реклама – это всего лишь реклама. Более наглядно мы можем увидеть, как вскоре будем трудиться в VR, в следующем видео. Его автор записал изображение и аудио из своего Oculus, чтобы детально показать, как выглядит его виртуальный офис, его аватар в рабочей метавселенной, как можно транслировать в нее экран, звук и курсор мыши своего компьютера, чтобы управлять им из VR, совершая реальные действия с физическим устройством:
Facebook Inc. создает не просто виртуальную, но смешанную реальность. Находясь в «рабочей комнате», пользователь может видеть свою клавиатуру и мышь и пользоваться ими в реале, получая результаты в виртуале (и наоборот). Можно переносить в VR и обратно свои файлы, демонстрировать презентации, дизайн, звук, расшаривать все это на большой «поверхности», в «воздухе» и т. п.
Можно «встать» из-за стола и «подойти к доске», чтобы что-то объяснить собравшимся. На ней получается рисовать и писать. А саму рабочую комнату каждый может переоборудовать под разные типы совещаний. Кстати, по приглашению в нее могут попасть и те, у кого нет Oculus – в формате видеоконференции.
Звук в Horizon Workrooms – пространственный. Это означает, что, если посетители сидят в определенных виртуальных точках, то их голоса будут слышны каждому с той стороны, где находится говорящий.
«Доски» в комнатах бесконечные по размеру. Они сохраняются при выходе, и к ним всегда можно вернуться. Предусмотрена возможность экспортировать доски в реал – в виде цифровых изображений.
В Horizon Workrooms разработчики реализовали отслеживание движения рук. При его включении в виртуале появляются мультяшные «слепки» ладоней и пальцев пользователя. И он может управлять пространством и предметами в этой маленькой метавселенной руками, а не только контроллерами.
В каждой комнате есть область, где можно делать заметки, а во время встречи – обмениваться ссылками и файлами…
В общем, уже сейчас инженеры Facebook сделали нечто такое, что переворачивает людское представление о совместной удаленной работе. Если вы хотели узнать, как выглядит пресловутый Web 3.0 – то это он.
Достижения Большой «F» впечатляют. И, конечно, дают надежду людям из разных стран на то, что они вот-вот смогут удаленно и с комфортом работать в каких угодно компаниях, включая топовые зарубежные, несмотря ни на какое разделение по месту жительства и государственной принадлежности.
Но есть у этой тихой революции и оборотная сторона. Внедрение бизнесом в свою работу Horizon Workrooms позволит ему нанимать больше удаленщиков из депрессивных регионов собственной страны или мира в принципе. А значит… снижать зарплаты, потому что аватары провинциальных специалистов будут готовы на многое – лишь бы зарабатывать, почти как в Москве (Лондоне, Нью-Йорке).
В этом «почти» как раз и приготовлена ловушка для наивной молодежи следующего десятилетия. Да, с одной стороны, высокотехнологичные виртуальные совещательные комнаты и кабинеты позволят кому угодно работать почти где угодно, не вставая с домашнего стула. С другой – обеднение и так небогатых масс продолжится, ибо общий уровень зарплат станет усредняться и проседать, потому что – а зачем его поднимать? Выгодно как раз обратное.
Да, скорее всего, молодые люди из медвежьих углов, способные быстро освоить технологию, станут зарабатывать чуть больше, чем в регионе проживания. Но, увы, они не вырастут по деньгам до того уровня, чтобы хватило на физическую релокацию в регион классом или двумя повыше. Следовательно, сегрегация и неравенство в доходах сохранятся, хоть и в модифицированном виде.
Но зато Facebook приготовил всем, кто не может купить хорошее жилье там, где хочет, кому не хватает средств на традиционный досуг в физическом мире, и развлекательную метавселенную тоже.
Нет денег оттянуться в реале? В VR дешевле и красочней!
Со временем в Horizon Worlds (или как оно там будет называться) появится вообще все: VR-игры, кинотеатры, выставки, лекции, концерты, комнаты для медитаций и музыкально-визуального чилла, виртуальные таверны, клубы по интересам и даже цифровой фитнес.
В метавселенной будет вестись разнообразный контентный и инфобизнес, возникнут новые, ныне невообразимые форматы развлечений. Жители панелек со всего мира получат дешевый аналог финансово недоступного физического досуга и засядут в нем так плотно, что нынешняя одержимость людей соцсетями покажется милым легкомыслием.
У сотен миллионов, а то и у пары-тройки миллиардов человек останется мало резонов снимать VR-гарнитуру в течение дня. Ведь работа будет их ждать на цифровом «Манхэттене», а отдых – практически там же, в «соседних» сверкающих районах.
Несомненно, прекариат завтрашнего дня будет выбирать Новую Большую Штуку, а не тусоваться в торговых центрах архитепического мирового Омска. Сегодня мы видим нарождение не просто Web 3.0, а проекта «Жизнь 2.0» – с работой, карьерами, досугом, общением, отношениями и всей остальной мирской суетой.
И эта «жизнь», определенно будет напичкана, нафарширована персонализированной до совершенства рекламой и красивыми кнопками «купить». Вот где дозревают до готовности будущие сверхдоходы бывшего Facebook.
Во-первых, реклама на экранах – что в веб-приложениях, что в мобильных – не может сжирать много пространства. И это неприятное для бизнеса ограничение. В метавселенной его не будет. Там реклама станет сиять в небе, стелиться под виртуальные ноги и шептать в ушко.
В каждом развлекательном «месте» появятся милые коробейники и зазывалы. Пользователей метавселенной будут окучивать волшебные единороги, покемоны, стим-панк мутанты и анимешные красавицы (красавцы).
Через несколько лет производители электроники начнут выводить на рынок не только VR-очки и ручные контроллеры, но и полные VR-костюмы. Пропускная способность сетей вырастет, будут повсеместно внедрены 5G и 6G. Следовательно, метавселенная избавится от вынужденной мультяшности, смешных поясных аватаров, и в ней начнется настоящее кино в жанре городского фэнтези.
Подходить к посетителям VR и предлагать заняться покупками начнут скопированные миллионы раз звезды шоу-бизнеса, блогеры, спортивные знаменитости, инфлюенсеры божьей милостью и даже политики. Бизнес в метавселенной будет просто кипеть. Некоторые счастливчики из провинциальных панелек смогут сделать головокружительные карьеры, а все остальные примутся об этом мечтать.
Во-вторых, монструозный Facebook будущего получит о пользователях столько новых данных, включая биометрические (телосложение, тип двигательного темперамента, скорость реакции на раздражители, темп дыхания, состояние здоровья и т. п.), что персонализировать рекламу и манипулировать крупными аудиториями начнет воистину ювелирно.
В-третьих, вся эта машинерия несомненно потребует внедрения метаденег – внутренней валюты, кошельков, счетов, «банков» и так далее. Нет никаких сомнений в том, что в Facebook Inc. что-то такое тоже пилится. Не могли же пропасть даром наработки анонсированной, но так и не запущенной платежной системы на криптовалюте Libra…
Кроме Facebook, созданием собственной метавселенной сегодня заняты в Epic Games – возможно, она будет построена на базе игры Fortnite, накопившей к настоящему моменту около 350 миллионов игроков. Не отстает и Microsoft, собравшаяся смастерить «корпоративную метавселенную».
Похоже, «Жизнь 2.0» – это тренд в узкой тусовке IT-гигантов. В тиши их кампусов готовится не одна, а несколько Больших Новых Штук. И несомненно, их появление будет иметь серьезные последствия для всех нас.