Самый известный паблик России получает за публикацию мемов 2,7 млн р. каждый месяц. Разбираемся, остались ли на этом поле деньги для вас.

Мемы – часть современного фольклора, емкая шутка с социальным и актуальным подтекстом, которую воспринимать в разы проще, чем статью или пост в соцсетях.

Есть мемы, понятные большинству:

Мем из сообщества «Приключения Доге и Чимса»

Мем из сообщества «Приключения Доге и Чимса»

Есть мемы тематические, для представителей той или иной профессии:

Мем для маркетологов, SMM-специалистов и создателей контента

Мемы отвечают на нашу «боль» в моменте.

Мем – это паттерн (образец, шаблон), который срабатывает у человека на бессознательном уровне. Соответственно, сообщества, использующие мемы, значительно повышают шанс того, что контент будет понятен пользователям. «Завернуть» в сам паттерн (мем) можно любую идею.

Олег Долгицкий,

медицинский психолог, судебный эксперт-психолог

Поэтому бренды все активнее используют мемы в своей коммуникации. Главный русскоязычный пример – Aviasales. Они публикуют понятные многим картинки с оригинальными подписями к ним, реагируя на происходящее в мире:

54% пользователей в возрасте от 16 до 34 лет регулярно смотрят мемы в интернете. Это значит, что компанию найдут свою аудиторию в «мемных» пабликах, а паблики смогут заработать на публикации рекламных постов.

Можно монетизировать один мем, а можно развить сообщество, где будут появляться разные мемы, оригинальные или заимствованные из других источников.

Один мем и большие деньги

В 2011 году на YouTube был загружен ролик с Nyan Cat – кошкой с телом из печенья, которая летит по космосу и оставляет за собой след из радуги под музыку со словом «Nyanyanyanya»:

Первый ролик с Nyan Cat собрал более 190 млн просмотров, а в 2013 году предположительный заработок Криса Торреса, создателя видео, составил около 300 000 долл., то есть чуть больше 8 млн р. Все это – за счет мерча (предметов с символикой бренда), игрушек и видеоигр с Nyan Cat.

Бывает так, что мем монетизирует не его создатель, а кто-то более хитрый. Так случилось с «Ничоси». Изначально это было граффити, которое Дарья Барсук нарисовала на «стене» подруги во «ВКонтакте» в 2013 году.

Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах

Про картинку быстро забыли, но в 2014 году она стала вируситься, и теперь «Ничоси» повсюду: в платных стикерах «ВКонтакте», на майках и кружках. Есть даже леденцы «Ничоси».

Вот они. Источник: Rubis Cookies

Вот они. Источник: Rubis Cookies

Если бы Дарья зарегистрировала товарный знак «Ничоси», то, по данным Forbes, смогла заработать от 1 до 5 млн долл.

Регистрируйтесь быстрее: за вами очередь!

Заработок на отдельных мемах примерно там и остался – в 2012–2014 годах. Сейчас монетизировать их стало куда сложнее. Дело в том, что, как только мем становится виральным, начинается гонка за регистрацию товарного знака и его последующую монетизацию.

Если вы создали что-то потенциально виральное, задумайтесь о регистрации торгового знака. Это нужно для того, чтобы ваше творение не запатентовал кто-то другой. Для этого нужно заплатить пошлину, собрать пакет документов и подать их в Роспатент.

Процедура долгая и непростая, а заработок дает не постоянно, поэтому на передний план выходят сообщества с мемами, более стабильные в плане дохода.

Поймите, какой мем не рассмешит, а обидит аудиторию

«Король» пабликов с мемами – MDK. В сообществе MDK во «ВКонтакте» более 11 млн подписчиков, в Telegram – почти 600 тыс.

Шутки здесь чаще всего на грани и могут кого-то оскорбить, из-за этого MDK практически с момента создания регулярно подвергается блокировкам. В 2013 году сообщество было заблокировано «ВКонтакте», однако затем блокировку сняли. В 2015 году сообщество опять было заблокировано – уже навсегда и по решению суда. Вскоре его перезапустили на новом адресе. В новом паблике MDK все равно регулярно выходит реклама.

Монетизация в нашей компании строится по нескольким направлениям. Например, рекламная: наши площадки предоставляют услугу витрины. У заказчика есть возможность выкупить разовый пост на одной из известных платформ с рекламным сообщением. Креатив остается на совести клиента, но если он не соответствует правилам рекламной площадки, то мы можем отказать.

Также во «ВКонтакте» наши паблики подключены к рекламной бирже, где заказчик может уже через саму платформу купить промопост. Мы предоставляем и услуги креатива, когда заказчику нужно разработать релевантный для того или иного сообщества месседж.

Пост во флагманских сообществах стоит от 30 до 60 тыс. р. Стоимость зависит от релевантности. Каждый день в каждом паблике выходит от 1 до 4 рекламных постов. Мы платим налог на прибыль, так как работаем как ООО. Как работают остальные – не знаю. Предполагаю, что они самозанятые.

Роберто Панчвидзе,

сооснователь MDK

Получается, бренд делает в среднем 2,7 млн р. в месяц только на размещении рекламы в MDK.

Странные мемы на актуальные темы

Не все мемы держатся на веселой картинке. Есть и такие, в основе которых лежат документальные кадры, чьи-то неудачные фотографии, записи звездных интервью.

Одна из известных авторов подобных мемов – будущий режиссер Анастасия Паутова. Ее аккаунт был создан в 2020 году и за год набрал 139 тыс. подписчиков.

Сейчас монетизация сообщества ведется по трем направлениям: донаты ( по номеру карты можно отправить Анастасии, автору мемов, денежную благодарность), прямая реклама и продажа мерча.

Анастасия не рассказала нам о своем заработке, но мы можем предположить, каких размеров он достигает. Спустя год после запуска аккаунта за рекламой в нем приходят достаточно крупные бренды:

Очевидно, дела идут хорошо и с мерчем Анастасии. Он продается не только онлайн, но и в трех магазинах в Москве и Санкт-Петербурге.

Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах
Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах
Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах

Воздух тоже продается, если оболочка хороша

У создательницы ШКЯ Евы Морозовой «Текстерра» брала интервью в прошлом году: Ева поделилась, что заработка с сообщества хватает, чтобы работать на себя, содержать магазин и иметь пятерых сотрудников.

Здесь по-прежнему не размещается реклама, зато продаются одежда, аксессуары, посуда. В последнее время появился еще один необычный товар – воздушные шары. Клиенты находятся.

Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах

Картинки для этих товаров создают теперь не только сотрудники, но и обычные пользователи. Скорее всего, ШКЯ будет расти дальше и зарабатывать больше. В 2021 году у сообщества появился аккаунт в TikTok, который уже собрал более 64 тыс. подписчиков.

Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах

Популярность авторского паблика Анастасии Паутовой и «ШКЯ» говорит о том, что современное общество любит не только понятные с первого раза шуточные картинки, но и что-то более сложное и даже странное.

Прошлый год у нас был пандемийный, поэтому продажи с тех пор, конечно, выросли. Теперь в нашей команде 10 сотрудников.

Заказов по-прежнему больше всего из «ВКонтакте» (прим. ред. – в группе «ШКЯ» 329,8 тыс. подписчиков), но Instagram (прим. ред – 116 тыс. подписчиков) становится все активнее.

В TikTok у каких-то видео много просмотров (2 млн, например), у каких-то мало. Заказов оттуда нет.

Ева Морозова,

создательница «ШКЯ»

Поймите, для кого эти мемы

Вот единственный в нашей подборке Twitter-профиль. Его ведет Анатолий Капустин, главный по мемам в российском интернете, как написано в аннотации к его же книге, уже 11 лет.

Здесь выходят мемы, которые просто нравятся автору:

Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах
Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах
Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах

За 11 лет здесь собралось более 67 тыс. подписчиков, а Анатолий успешно запустил много проектов. Например, на неделю стал лицом «Мегафона», запустил доставку шаурмы и тюльпанов на 8 марта, которая принесла за 3 дня около 130 тыс. рублей, и написал книгу «Новая маскулинность» (в продаже с августа 2021 года).

Мне кажется, Twitter – удобная площадка, потому что в условном Instagram нет кнопки «репост», в условном YouTube нужно делать что-то из ряда вон выходящее. Не получится делать просто качественную штуку. Нужно очень сильно отличаться от миллиардов людей, которые тоже создают контент.

Условный TikTok – круто, но там нужно делать что-то, завязанное на визуал. А в Twitter можно просто написать: «Смотрите, че сделал» – и получить лайки, комменты, порцию критики от хейтеров.

Twitter удобен для релиза разных проектов, потому что тут комментарии к постам зачастую популярнее самих постов.

Также формат Twitter удобен, чтобы курировать контент – брать его с разных полочек интернета и загружать в одну ленту, давать людям посмотреть на все твоими глазами.

Остальные соцсети принуждают человека что-то создавать, а Twitter позволяет делать онлайн-галерею. Этим он и дает возможность зарабатывать тем, кто не готов создавать создавать контент 24 / 7, но готов его смотреть и им делиться.

Каждый ли может создать популярное сообщество с мемами в Twitter? В этом нет ничего невозможного, но нужно найти свою аудиторию. Я знаю тех, кто покупал рекламу в Twitter и пытался там зарабатывать, но не смог подстроиться под аудиторию, ее язык. Надо понимать, для кого ты это делаешь, готов ли ты делать это регулярно. Только тогда получится заработать.

Анатолий Ноготочки,

автор вирального twitter-профиля @A_Kapustin

Пришел, придумал и продал. Как «сорвать банк» на образе

Пример такой авантюры – шуточный канал «Бывшая» с сообщениями от абстрактной бывшей девушки:

Примерно такие посты выходили в «Бывшей»

Здесь заработок получился не такой, как в историях остальных пабликов. Владелец канала Артур Чапарян создал сообщество в 2017 году и уже через два месяца продал его за 1,2 млн р.

В 2021 году комик вернул канал себе, но тут же продал его снова бренду косметики Vivienne Sabo. А бренд закрыл канал навсегда. Получился инфоповод, о котором написали многие СМИ, в том числе и мы. Читайте в статье «Нативная акция стендапера Чапаряна и Vivienne Sabó: пострадал один ТГ-канал»

Сложно сказать, был ли бы заработок Артура Чапаряна постоянным и стабильным, если бы он не продал «Бывшую». Возможно, в этом случае разовые «гонорары» – самый подходящий вариант.

Все на выборы… в ресторан

Иногда, если контент бренда классный и потенциально интересный аудитории соцсетей, паблики его и так заберут к себе.

Так случилось с «гастрономическими выборами» петербургского гастробара «Копченый». В заведении создали меню, в котором каждому из кандидатов президентских выборов 2018 года соответствовало то или иное блюдо в меню. Все блюда стоили 218 рублей. Креатив разлетелся по сообществам в соцсетях.

Мы делали проект про гастрономические выборы, который разлетелся по юмористическим пабликам, потому что он смешной. В итоге получили прирост покупок в течение короткого промежутка времени.

Максим Болонкин,

соучредитель и операционный директор группы компаний Mushrooms Creative Group

Ждун, MDK, Ничеси, ШКЯ – кто и сколько зарабатывает на мемах

Зарабатывайте не на мерче, а на судах

Зачастую мемы становятся настолько популярными, что переходят в разряд народного творчества: отследить, есть ли у картинки законный владелец, довольно сложно. Бренды об этом часто забывают и в итоге вынуждены перечислять солидные компенсационные выплаты правообладателям.

В 2017 году группа компаний CD Land приобрела права на использование «Ждуна» у его создательницы Маргрит ван Брифорт. В 2018 договор был продлен на 20 лет. Сегодня он действует по всему миру.

Организация продает мерч с использованием мема – официально это ее основной доход. Параллельно с этим CD Land постоянно судится с другими компаниями, нарушающими авторские права на мем. Им удалось получить 8,6 млн р. от «МегаФона«, 1 млн р. – от «Игромира» и еще 2,3 млн у «Спартака«. «ВКонтакте«, «Почта России«, «Озон«, «Первый канал«, «Синергия» и другие компании тоже судились с CD Land, но избежали взыскания.

В итоге за 5 лет на судебных тяжбах CD Land заработала в разы больше, чем на продажах образа.

Бонус: советы мемологам, настоящим и будущим

  1. Привлекайте команду, если хотите создать крутое сообщество людей, любящих ваши мемы. Довольно сложно заниматься и дизайном мемов (если вы решили делать оригинальный контент), и постингом, и продвижением, и общением с рекламодателями, и комьюнити-менеджментом.

Нужно иметь большую команду, и, следовательно, бюджет, чтобы работать несколько лет на самоокупаемость. Никому не советую этим заниматься в одиночку.

Роберто Панчвидзе,

сооснователь MDK

  1. Определитесь с соцсетью. Текстовые мемы и картинки лучше размещать во «ВКонтакте» и / или Instagram. TikTok и Instagram (особенно Reels, где даже самый маленький аккаунт может получить огромное количество просмотров) лучше адаптированы под мемы в видеоформате.

В Telegram можно размещать какой угодно формат контента. Популярнее всего здесь новостные каналы, но развлекательные – на третьем месте (согласно исследованию TGStat от 2021 года), так что потенциал у мемов есть. Однако нужно будет побороться с другими каналами: пользователи здесь не любят быть подписанными на много всего, как в соцсетях с алгоритмической выдачей контента.

  1. Следите за трендами. На самом деле, это универсальный совет для всех создателей контента. Чтобы знать о появлении новых мемов, подпишитесь на виральные сообщества (в том числе из нашего списка) и заглядывайте на сайт Know Your Meme – это база всех мемов интернета.
  2. Делайте упор на отклик пользователей и призывайте их реагировать. Ведите сообщество в соответствии с ожиданиями аудитории, а не собственными представлениями о прекрасном.
#
SMM Юмор
© «TexTerra», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.