Top.Mail.Ru

Наш подход бустит продажи. Вы платите за результат!

Заказать звонок
Телефон отдела продаж:
8 (800) 775-16-41
Наш e-mail:
mail@texterra.ru
Заказать услугу
Дело Ждуна, или Как бизнесу не прогореть на мемчиках Редакция «Текстерры»
Редакция «Текстерры»

Помните забавное неопознанное природой существо, терпеливо ожидающее очереди на лавке? В народе этот гибрид личинки и морского слона получил прозвище Ждун.

Именно это название запатентовал правообладатель образа в РФ. Заметили, что персонаж утратил популярность? Тренды меняются, но в этом случае причиной ухода из топа мемов стала не только изменчивость трендов, но и активные действия обладателя прав.

ООО «Си Ди Лэнд» заставило вспомнить об авторском праве всех, кто самовольно пользовался их собственностью, и попутно заработало несколько десятков миллионов. Правда, пришлось посетить много судебных инстанций и выстроить юридическую стратегию.

Гром среди ясного предпринимательского неба грянул в 2017 году. В августе компания ООО «Си Ди Лэнд» подала иск к производителю игрушек ООО «Играмир» о нарушении исключительных авторских прав. Никто не задумался, что Ждун вовсе не ничейный, а пользоваться им по собственному желанию запрещено законом.

Компания «Играмир» отделалась компенсацией размером чуть меньше миллиона. А потом понеслась череда исков. Предприниматели схватились за головы и пожалели, что не проверили статус инопланетянина или проигнорировали его. Законный хозяин существа начал принимать решительные меры.

«МегаФон» использовал образ в рекламных целях – держите иск на 10 млн р. «Озон» публиковал образ Ждуна на сайте и в рекламе – тоже получайте. Хоккейный клуб «Спартак» распространял игрушки – не оставайтесь в стороне и добро пожаловать в зал суда. Уже тогда правообладатель написал претензий на сумму больше 30 млн р.

Суды соглашались с истцом, правда, снижали суммы компенсаций. На тот момент это была привычная практика для разборок по вопросам интеллектуальной собственности.

Правообладателя такое положение вещей возмутило. Ребята собрали кодексы и законы и отправились в суд по интеллектуальным правам: он считается высшей инстанцией в разбирательствах такого рода. Суд посмотрел на происходящее и сказал, что нельзя занижать суммы компенсаций, если они рассчитаны как двукратный размер от упущенной выгоды истца. Решение опубликовано в картотеке арбитражного суда.

Получив такую поддержку, счастливый обладатель лицензии ринулся в юридический бой. В числе ответчиков оказались мелкие предприниматели, муниципальные и государственные учреждения. «Засветилась» даже соцсеть «ВКонтакте», накреативившая стикеры со Ждуном. Отметим, что в случае со «ВКонтакте» суд встал на сторону соцсети, заявив, что она создала пародию на Ждуна, а не использовала оригинальный мем.

Суды идут до сих пор, заседания не иссякают уже четвертый год. Изменит ли ситуацию решение по «ВКонтакте», пока неясно.

Продвинем ваш бизнес
Подробнее

Давайте немного окунемся в юриспруденцию и гражданское законодательство и разберемся, кто какими правами обладает или не обладает в этой истории.

Автором фигуры является вовсе не российская компания, а голландская художница Маргрит ван Брифорт. В оригинале Ждун носит имя Homunculus Loxodontus.

Девушка создала персонаж в 2016 году, чтобы скрасить ожидание посетителей детской больницы в Лейдене. В начале 2017 кто-то из пользователей «Пикабу» принес фотографию непонятного создания в Сеть. С этой публикации начался бум популярности персонажа.

Поначалу Маргрит только сетовала на то, что плохо разбирается в российских законах и не может защитить свои права на Ждуна. А потом, по всей видимости, художницу наконец-то просветили.

На территории РФ существует два вида авторского права:

  • личное неимущественное – фактически само авторство, которое нельзя передать, продать или подарить;
  • исключительное право – это и есть разрешение на использование произведения, которое автор передает третьему лицу.

По условиям договора между ООО «Си Ди Лэнд» и голландской художницей, компания стала единственным правообладателем на территории РФ. Кроме этого, организация могла передавать право на использование персонажа другим лицам за определенную плату.

Перейдем к наказаниям. За незаконное использование объекта авторского права Гражданским кодексом предусмотрены компенсации:

  • от 10 тыс. р. до 5 млн р. (окончательный размер устанавливается судом);
  • в двойном размере стоимости контрафакта;
  • в размере двойной оплаты, которую нарушитель должен был внести за право пользования произведением.

Последние два варианта не имеют оговорки о свободном праве судов снижать сумму претензий правообладателя. Именно это и подчеркнуло ООО «Си Ди Лэнд», обратившись в Суд по интеллектуальным правам в процессе с ООО «Играмир».

Почему-то все компании, даже большой и серьезный «МегаФон», не задумались о том, что на Ждуна могут быть оформлены те самые права. Никто не предполагал, что интернет-мем принадлежит кому-то одному на законных основаниях.

ООО «Си Ди Лэнд» вовремя словило волну на тренде. Сложно припомнить кого-то еще, кто так грамотно воспользовался законодательством и интернет-популярностью.

Итак, пошагово:

  1. Компания заметила мем, стремительно набирающий популярность.
  2. Общество обратило внимание, что образ выходит за пределы интернета. Ждун встречался на вывесках, стендах, в магазинах игрушек, мелочей вроде брелоков и прочего.
  3. Компания связалась с автором и приобрела исключительные права на использование образа в России.
  4. Правообладатель вовсе не кричал о том, что компании должны приобретать право на использование персонажа у него. Но он и не обязан делать это.

Сотрудники тщательно серфили интернет и искали, кто из предпринимателей получал выгоду. Под удар попали даже те, кто не производил, а продавал игрушки. Например, в числе таких компаний оказалась «Почта России».

  1. С доказательствами использования запатентованного персонажа (чеками, видео, скриншотами, фото и т. д.) лицензиат отправился в суд, где получил причитающиеся ему по закону деньги, попутно создав прецедент о недопустимости снижения компенсационных выплат.

Вот так мем, гуляющий по интернету, принес юридически подкованному правообладателю миллионные прибыли.

Читайте также
Мемы, комиксы, шуточки, котики: как несерьезный контент помогает серьезно поднять продажи

Хотите повторить успех ООО «Си Ди Лэнд»? Нет ничего проще. Нужно сделать эти шаги:

  1. Следите за популярными мемами и находите их авторов. Как вариант, можно создать мем самостоятельно, запустить его в интернет. Только обязательно сохраните исходники, чтобы доказать авторство.
Читайте также
Как делать мемы для соцсетей: руководство пикчера
  1. Зарегистрируйте патент (если произведение собственного авторства – пригодится) или руководствуйтесь договором с автором.
  2. Тщательно отслеживайте, кто использует персонаж без спроса. Все скрупулезно фиксируйте на фото или видео. Без бумаг заявления в суде окажутся просто сотрясанием воздуха.
  3. Напишите претензию тому, кто нарушает. Укажите в ней сумму, которую нарушитель должен заплатить за использование. Ждите ответа 10 рабочих дней.

Интересный момент – сумму назначает правообладатель. Но она должна быть разумной, как бы ни хотелось пожадничать.

  1. Если вопрос решается сразу – получите деньги. Если нет – смело отправляйтесь в суд и требуйте причитающуюся по закону компенсацию.

В качестве приложения никто не мешает прикрепить одно из десятков решений по искам ООО «Си Ди Лэнд». А то вдруг арбитраж не в курсе.

  1. После решения суда, которое вряд ли окажется не в вашу пользу, получите деньги и радуйтесь заработку.

Проблемы могут возникнуть даже на этапе установления авторства. Автор не обязан регистрировать или афишировать свое авторство. Он по умолчанию является собственником прав на свое произведение. Далеко не все регистрируют торговую марку, как это было в случае с ООО «Си Ди Лэнд».

Как же быть предпринимателю, который решил использовать в собственных коммерческих целях какого-то персонажа или мем из интернета:

  1. Проверьте наличие факта регистрации торговой марки на сайте Роспатента. Ведомство ведет специальный открытый перечень, где можно увидеть, кто является правообладателем марки и срок действия исключительного авторского права.

Беда в том, что поиск в реестре ведется по номеру регистрации или дате публикации. Великий и могучий Google здесь в помощь.

  1. Если автор не зарегистрировал права, остается только искать в соцсетях, на порталах и форумах, в упоминаниях СМИ. Везде, где только можно найти автора и его контактные данные. Если этого не сделать и воспользоваться произведением, есть риск, что в один непрекрасный день этот автор найдется сам, докажет свое авторство в суде и обратится к вам с иском. Или обратитесь за продвижением в соцсетях к профессионалам – они таких ошибок не делают.

К сожалению, в нашем сознании пока нет мысли, что все должны соблюдать авторские права. Инциденты с оспариванием нечастые, предпринимателю кажется, что его точно минует подобная история.

Рисковать или нет – выбор каждого отдельного бизнеса. Только вот отвечать в суде придется уже без этого права на выбор.

Сделаем вам стратегию

для сайта или всего бизнеса

Подробнее
Поделиться статьей:

У автора пока нет других статей

Новое на сайте

26 апр 2024
242
50% россиян предпочитают получать рассылки компаний в мессенджерах

Разбираемся, так ли это и стоит ли использовать рассылки в маркетинге — и какие именно.

26 апр 2024
132 524
30 готовых преимуществ вашей компании для сайта или лендинга

А на сайте вашей компании есть раздел «Почему мы» или «Наши преимущества»? 

26 апр 2024
146 197
Как создать интернет-магазин с помощью WordPress и WooCommerce – подробный гайд

Наше подробное руководство научит вас работать с этой платформой и поможет создать интернет-магазин.

Смотреть все статьи

У вас есть деловой запрос? Давайте обсудим!

Оставьте свои контакты, мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Нажимая на кнопку «Оставить заявку», вы подтверждаете свое согласие на обработку пользовательских данных

Спасибо!

Ваша заявка принята. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.